Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.
Оценка 4.6

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
21.04.2018
Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.
Теоретическое обоснование использования средств театрального искусства в процессе социализации младших школьников как средств его активизации. В сфере культуры и образования особое значение приобретают проблемы воспитания и социализации подрастающего поколения. Важнейший фактор целостного процесса развития личности в различных сферах жизнедеятельности и отношениях с миром является успешная социализация.Теоретическое обоснование использования средств театрального искусства в процессе социализации младших школьников как средств его активизации.
Основы социализации.doc
https://infourok.ru/teoreticheskie_osnovy_issledovaniya_pr ocessa_socializacii_mladshih_shkolnikov.­504803.htm Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников. Теоретическое обоснование использования средств театрального искусства в процессе социализации младших школьников как средств его активизации. В   условиях   политических   и   социально­экономических преобразований,   демократизации   и   духовного   обновления   общества, гуманистической направленности в сфере культуры и образования особое значение приобретают проблемы воспитания и социализации подрастающего поколения.  Успешная   социализация   ­   это   важнейший   фактор   целостного   процесса развития личности в различных сферах жизнедеятельности и отношениях с миром. Рассмотрим теоретическое обоснование использования средств театрального искусства   в   процессе   социализации   младших   школьников   как   средств   его активизации.   Социализация   младших   школьников   средствами   театрального искусства   может   быть   эффективным   процессом   в   том   случае,   если   будут учитываться особенности развивающейся личности подростка, его возрастные и личностные   качества;   вся   творческая   деятельность   будет   соответствовать интересам   подростков;   доверительные взаимоотношения   в   системе   «педагог   ­   воспитанник»;   будет   использован соответствующий   интересам     репертуар   и   творческие   методы   педагогики. Театрализация     играет   существенную   роль   в   общем   процессе   социализации подрастающих поколений. Необходимо отметить тот факт, что важным условием успешной социализации человека является его способность не только к адаптации в обществе, но и умение преодолевать трудности жизни в этом обществе.    будут   установлены   гуманные, Понимание социализации как процесса развития и становления человека во взаимодействии   с   окружающей   средой   в   процессе   усвоения   и   активного воспроизводства этим человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному коллективу, предполагает ее двусторонний процесс. С одной стороны, в процессе социализации индивид усваивает социальный опыт, входя в данную систему социальных связей, а с другой ­ он активно воспроизводит эту систему социальных связей, т.е. не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на окружающих его людей, на всю социальную среду. Таким   образом,   можно   утверждать,   что   организованная   и   педагогически стимулированная деятельность подростков при театрализации  имеет возможности и   условия   для   их   успешной   социализации   посредством   интерпретации общечеловеческих   ценностей,   стимулирования   активности   и   творческого потенциала личности школьника.  Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения младшим школьником определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе  и обществу в целом, и позволяют функционировать  ребёнку в качестве активного субъекта общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация младшего школьника осуществляется под влиянием   совокупности   многих   условий   –   как   социально­контролируемых   и направлено   организуемых,  так   и   стихийных,   возникающих   спонтанно.  Она   есть атрибут   образа   жизни   младшего   школьника,   и   может   рассматриваться   как   ее условие   и   как   результат.   Непременным   условием   социализации   является культурная самоактуализация ребёнка, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Итак, социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение младшим школьником социального опыта, идеалов, ценностей и норм   культуры   путем   вхождения   в   социальную   среду,   в   систему   социальных взаимодействий   с   другими   людьми,   а   с   другой   стороны   процесс   активного воспроизводства   социального   опыта,   ценностей,   норм,  стандартов   поведения   за счет   его   активной   социальной   деятельности,   личностной   переработки   и видоизменения социального опыта. Современные   общеобразовательные   учреждения   мучительно   ищут   новые гуманистические,   личностно­ориентированные   подходы   к   образованию.   Сегодня многие   педагоги   озабочены   поиском   нетрадиционных   путей   в   творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?   Как   воспитать   и   развить   основные   его   способности:   слышать,   видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым увлекательным направлением в воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об   универсальности,  игровой   природе  и  социальной   направленности,  а  также  о коррекционных возможностях театра. Именно   театрализованная   деятельность   позволяет   решать   многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального   и   художественно­эстетического   воспитания.   Участвуя   в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно   и   воспитательное   значение   театрализованных   игр.   У   детей формируется   уважительное   отношение   друг   к   другу.   Они   познают   радость, связанную   с   преодолением   трудностей   общения,   неуверенности   в   себе. Увлеченность   детей   театрализованной   игрой,   их   внутренний   комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» ­ все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями,   способными   к   восприятию   новизны,   умению   импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества,  который бы смело, мог входить   в   современную   ситуацию,   умел   владеть   проблемой   творчески,   без предварительной   подготовки,   имел   мужество   пробовать   и   ошибаться,   пока   не будет найдено верное решение.  Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте ­ основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализация  для ребёнка ­ это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.   Пробуждается   активность   ребёнка:   малыш   сопереживает, сочувствует,   мысленно   проходя   с   героем   весь   путь.   Само   построение театрализованного   представления,   т.е.   противопоставление   добра   и   зла, фантастические   образы   с   определённым   нравственным   содержанием, выразительные   движения   и   язык,   наглядные   результаты   разных   поступков, развитие сюжета в движении ­ всё это делает зрелище увлекательным и волнующим для ребёнка. В процессе подготовки, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений. Основной язык театрального искусства ­ действие,   основные   видовые   признаки   ­   диалог   и   игра,   понимаемые   в   самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким для   детей,   потому   что   игра   и   общение   для   младших   школьников   ­   ведущая психологическая деятельность Для детей, это хорошая школа жизни, психологический тренинг. Ситуации, переживания героев, сыгранных детьми, помогают им сориентироваться в реальной жизни. В   настоящий   момент   актуальным,   на   мой   взгляд,   является   разнообразное использование   театрального   творчества   школьников.   Сплочение   коллектива класса,   расширение   культурного   диапазона   учеников   и   учителей,   повышение культуры   поведения   –   все   это,   возможно,   осуществлять   через   обучение   и творчество на театральных занятиях. Театральная студия для младших школьников играет существенную роль в общем   процессе   социализации   подрастающих   поколений.   Важным   условием успешной социализации человека является его способность не только к адаптации в обществе, но и умение преодолевать трудности жизни в этом обществе.  Таким образом можно утверждать что: 1)   Эффективное   воздействие   театрализации   на   младших   школьников возможно   в   том   случае,   если   она   является   таким   воспитательным   центром, который   усиливает   интеллектуальное,   эстетическое,   нравственное   развитие младших школьников, формирует и развивает их творческие способности; 2) Значение театральной студии состоит не в профессиональной подготовке младших школьников к театральной деятельности, а в формировании и развитии их творческих способностей и задатков; 3)   Участие   младшего   школьника   в   театрализации   способствует формированию духовно­нравственной, гармонически развитой личности; 4)  Специфика   состоит  в  том, что  она, учитывая  возрастные  и  личностные особенности   младших   школьников,   гармонизирует   интересы,   увлечения, межличностные отношения в среде школьников.  БИБЛИОГРАФИЯ 1)   Абрамова,  Г.С. [Текст]  Возрастная   психология:  Учебник   для   студентов вузов. – Екатеринбург, 1999; 2) Белебихина, Н.А., Королёва, Л.А., [Текст] Организация дополнительного образования в школе. ­ М.: Учитель, 2008. – 200 с; 3) Богомолова, Ю.П., [Текст] Кукольный театр – детям: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2007. – 127 стр; 4)   Галиуллин,   Т.А.,   [Текст]   Авторская   образовательная   программа   студии кукольного театра «Живая сказка» МОУ ДОД ДЮЦ «Ферон», информационно­ методический центр; 5) Ганелин, Е.Р., [Текст] Программа обучения детей основам сценического искусства   «Школьный   театр»   ­   Санкт­Петербург.:   Санкт   –   Петербургская государственная академия театрального искусства. 2002; 6)   Голованова,   Н.Ф.,   [Текст]   Социализация   младшего   школьника   как педагогическая проблема. – СПб.: Специальная литература,1997; 7)   Еценков,   В.   Г.,   [Текст]   Кукольный   театр   в   школе.,   Новосибирск, Издательская компания “Лада”, 2001, ­ 48 с 8)   Кучер,   Н.И.,   Кабкова,   Е.П.   [Текст]   Программы   дополнительного художественного образования детей. ­ М.: Просвещение,2007. ­ 237 с; 9) Материалы сайта www.allbest.ru; 10) Материалы сайта festival.1september.ru 11) Материалы сайта www.bankrabot.ru 12) Мудрик, А. В., [Текст] Что такое социализация? – М.:1993. – 347стр; 13)   Мухина,   В.С.   [Текст]   Возрастная   психология:   Учебник   для   студентов высших учебных заведений.­ М.: Издательский центр «Академия».­ 432 с; 14)  Поволяева,  М.Н., [Текст] Театральная работа  со  школьниками  разного возраста// Внешкольник. ­ 2007. ­ №2; 15) Рещикова, О.Ю., [Текст] Образовательная программа детского театра, ­ ГОУ ЯО ЦДЮ, информационно­методический центр; 16) Рубинштейн, С. Л., [Текст] Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. ­ М.; Педагогика, 1989. — 488 с; 17) Румянцева, Н.В., [Текст] Авторская образовательная программа театра «Луч», ­ ГОУ ЯО ЦДЮ, информационно­методический центр; 18)   Театр­студия   «Дали»:   Образовательные   программы,   игровые   уроки, репертуар. ­ М.: ВЦХТ, 2001; 19) Фоминцев, А.И., [Текст] Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы. Красноярск 2000 г. "БУКВА"; 20)   Чурилова,   Е.Г.,   [Текст]   Методика   и   организация   театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2004 год ­ 160 стр; 21)   Шинина,   Т.В.,   [Текст]   Изучение   индивидуальных   особенностей социализации   детей   старшего   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста// научные труды МПГУ. Серия: Психолого­педагогические науки. Сб. статей. – М.: Прометей, 2004. – 593­595 стр; 22) Ярцев, Д.В., [Текст] Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. – 1998. – СПб. – 54­58 стр;

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.

Теоретические основы исследования процесса социализации младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2018