ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИРУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Семинары
  • docx
  • 06.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Иконка файла материала мелкая моторика.docx
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИРУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Педагоги   и   психологи,   которые   занимаются   проблемами   развития детей в младшем школьном возрасте, едины во мнении, что мелкая моторика необычайно важна по той причине, что она является своеобразным ключом к свойствам   высшим   координация,воображение, двигательная память. сознания     наблюдательность,речь, таким   как:внимание,мышление, зрительная   и   Развитие мелкой моторики так же важно тем, что по мере взросления ребёнку будут необходимы более точные и координированные движения. Начиная   с   середины   прошлого   века   учёными   В.М.   Бехтерев   (1857­ 1927), В.А. Сухомлинский (1918­1970), Т.П. Хризман, М.М. Кольцова и т.д. было установлено, что уровень развития речи напрямую зависит от качества сформированности движения мелкой моторики рук. Соответственно, если движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными   навыками.   Умение   производить   точные   движения   кистью   и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.  В   монографии   А.Р.   Лурии   (1902–1977)   «Высшие   корковые   функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам   нейропсихологии,   рассматривается   функции   различных   зон головного   мозга   в   их   связи   с   речью   и   моторикой   человека,   в   частности упоминается   об   их   тесной   взаимосвязи:   «Так,   в   заднем   отделе периферического поля слуховой коры находится специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи»[20, С.81]:фонем (так называемый   «центр   Вернике»),   в   периферических   полях   зрительной   корынаходится   участок,   позволяющий   реализовать   анализ   и   синтез   зрительных элементов   рецептивной   речи;   в   расположенных   по   соседству   с   кожно­ кинестетической   зоной   участках   нижних   отделов   теменной   области, непосредственно   примыкающих   к   чувствительным   «центрам»   руки,   губ, языка,   гортани,   осуществляется   анализ   и   синтез   кожно­кине­сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции;в определенном отделе периферии двигательной   зоны   коры   (нижние   отделы   премоторной   зоны)   протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр   Брока»);   в   другом   отделе   премоторной   зоны,   примыкающем   к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется   программирование   и   осуществление   сложных   систем последовательных движений и двигательных навыков» [8, С.24]. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина (1904–1984), надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими   орудиями   (ложкой,   карандашом   и   пр.)   [23.С.18]Это   своеобразная «веточка»   в   развитии   самостоятельной   предметной   деятельности. Исследования   Г.Л. Розенгард­Пупко   показали,   что   речь   имеет   чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Развитие предметных действий невозможно без   ориентации   на   отдельные   признаки.  Л.С.   Выготский   говорил   о   раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия [9, С.18]. Таковым   образом,   нам   предоставляется   возможность   выстроить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Данное утверждение   можно   проиллюстрировать:   в   случае   если   ребенку продемонстрировать кактус и дать возможность коснуться его рукою, а после этого попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его спреувеличенными колючками. Если же ребёнку дать посмотреть на кактус и попросить его нарисовать, то колючки будут изображены нормального или же уменьшенного размера. По версии Л. С. Выготского, все психические функции в данном случае развиваются   «вокруг   восприятия,   через   восприятие   и   при   помощи восприятия»   [10,   С.31].   Следовательно,   нашу   цепочку   можно   дополнить: мелкая   моторика   –   речь   –   восприятие   –   высшие   психические   функции (мышление, память, внимание). О   удивительных   свойствах   мелкой   моторики   знали   еще   наши прародители.   Из   поколения   в   поколение   передаются   занятные   народные потешки   и   игры:   «Ладушки­ладушки»,   «Сорока   –   белобока»   и   прочие   Василий   Сухомлинский   писал:   «Ум   ребёнока пальчиковые   игры. располагается на кончиках его пальцев». А небезызвестный немецкий ученый Эммануил Кант именовал руки «видимой долею полушарий головного мозга» [1, С. 47]. Мария Монтессори заявляла, что каждое движение ребёнка — это ещё складочка   в   коре   больших   полушарий.   Тренировка   пальцев   рук   оказывает сильнейшее тонизирующее действие на кору головного мозга. Становление   мелкой   моторики   характеризует   помимо   прочего составление у ребёнка сенсомоторной координации –слаженных действий рук и глаз.  По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику,   ребенок   учится   следить   за   собой   и   своими   вещами,   учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая   моторика   рук   связана   еще   и   с   формирование   самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений,   концентрации   внимания,   умение   довести   выбранную   работу   до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом [5, С.64].Автор   Д.Н.   Колдина   в   своем   пособии   предлагает   сочетать   в   лепке пластилин с природным материалом. Ю.А. Бревнева значительное внимание уделяет   работе   как   по   образцу,   так   и   по   собственному   замыслу   ребенка. Большое место отводится мотивации деятельности и обыгрыванию образцов. Т.С.   Комарова   в   своей   программе   старается   развить   активность   и самостоятельность. А.И. Лыкова в учебно­методическом пособии выявляет и раскрывает   потенциал   каждого   ребенка   и   развивает   его   индивидуальность, существует еще много авторов по изобразительной деятельности таких как: Т.Н. Доронова, Н.Н. Леонова, А.С. Галанов, В.С.Кузин и т.д.