У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИРУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагоги и психологи, которые занимаются проблемами развития
детей в младшем школьном возрасте, едины во мнении, что мелкая моторика
необычайно важна по той причине, что она является своеобразным ключом к
свойствам
высшим
координация,воображение,
двигательная память.
сознания
наблюдательность,речь,
таким как:внимание,мышление,
зрительная и
Развитие мелкой моторики так же важно тем, что по мере взросления
ребёнку будут необходимы более точные и координированные движения.
Начиная с середины прошлого века учёными В.М. Бехтерев (1857
1927), В.А. Сухомлинский (19181970), Т.П. Хризман, М.М. Кольцова и т.д.
было установлено, что уровень развития речи напрямую зависит от качества
сформированности движения мелкой моторики рук. Соответственно, если
движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем
готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении
учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и
пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
В монографии А.Р. Лурии (1902–1977) «Высшие корковые функции
человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной
проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон
головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности
упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе
периферического поля слуховой коры находится специальный участок для
анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи»[20, С.81]:фонем (так
называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной корынаходится участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных
элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно
кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области,
непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ,
языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожнокинесгетических
рецепций, лежащих в основе артикуляции;в определенном отделе периферии
двигательной зоны коры (нижние отделы премоторной зоны) протекают
нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных
звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый
«центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к
двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины),
локализуется программирование и осуществление сложных систем
последовательных движений и двигательных навыков» [8, С.24].
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь
развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по
мнению Д Б. Эльконина (1904–1984), надо рассматривать не как функцию, а
как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает
другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) [23.С.18]Это своеобразная
«веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследования Г.Л. РозенгардПупко показали, что речь имеет чрезвычайно
существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности
происходит развитие восприятия. Развитие предметных действий невозможно
без ориентации на отдельные признаки. Л.С. Выготский говорил о раннем
возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия [9, С.18].
Таковым образом, нам предоставляется возможность выстроить
следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Данное
утверждение можно проиллюстрировать: в случае если ребенку
продемонстрировать кактус и дать возможность коснуться его рукою, а после
этого попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его спреувеличенными колючками. Если же ребёнку дать посмотреть на кактус и
попросить его нарисовать, то колючки будут изображены нормального или же
уменьшенного размера.
По версии Л. С. Выготского, все психические функции в данном случае
развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и при помощи
восприятия» [10, С.31]. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить:
мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции
(мышление, память, внимание).
О удивительных свойствах мелкой моторики знали еще наши
прародители. Из поколения в поколение передаются занятные народные
потешки и игры: «Ладушкиладушки», «Сорока – белобока» и прочие
Василий Сухомлинский писал: «Ум ребёнока
пальчиковые игры.
располагается на кончиках его пальцев». А небезызвестный немецкий ученый
Эммануил Кант именовал руки «видимой долею полушарий головного мозга»
[1, С. 47].
Мария Монтессори заявляла, что каждое движение ребёнка — это ещё
складочка в коре больших полушарий. Тренировка пальцев рук оказывает
сильнейшее тонизирующее действие на кору головного мозга.
Становление мелкой моторики характеризует помимо прочего
составление у ребёнка сенсомоторной координации –слаженных действий рук
и глаз.
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую
моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится
правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть
мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности
ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации
движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до
конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования
личности человека в целом [5, С.64].Автор Д.Н. Колдина в своем пособии предлагает сочетать в лепке
пластилин с природным материалом. Ю.А. Бревнева значительное внимание
уделяет работе как по образцу, так и по собственному замыслу ребенка.
Большое место отводится мотивации деятельности и обыгрыванию образцов.
Т.С. Комарова в своей программе старается развить активность и
самостоятельность. А.И. Лыкова в учебнометодическом пособии выявляет и
раскрывает потенциал каждого ребенка и развивает его индивидуальность,
существует еще много авторов по изобразительной деятельности таких как:
Т.Н. Доронова, Н.Н. Леонова, А.С. Галанов, В.С.Кузин и т.д.