Теоретическое занятие №6 ПМСП
Оценка 5

Теоретическое занятие №6 ПМСП

Оценка 5
docx
15.05.2020
Теоретическое занятие №6 ПМСП
теор. зан. 6.docx

Теоретическое занятие №6 (Лекция)

Тема: «Школы» здоровья: обучение пациентов.

 

Содержание:

1. Аспекты деятельности школы здоровья для лиц с факторами риска пациентов: артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма. Роль сестринского персонала в работе школ здоровья.

2. Методика работы в школах для лиц с факторами риска. Составление памяток для населения.

 

Впервые «школы» здоровья возникли в Великобритании в 1993 г. Для больных  бронхиальной астмой, далее появились «школы» для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, а последнее время – для обучения по уходу за тяжелыми больными, язвенной болезнью.

Цель школ – достичь благоприятного успеха в лечении и профилактике прогрессирования заболеваний,

- сформировать у больных четкое представление о своей болезни;

- добиться осмысленного выполнения ими рекомендаций врача;

- научить самостоятельно контролировать течение имеющегося заболевания, которое возможно будет сопутствовать всю дальнейшую жизнь.

1. Школы работают по специально разработанным программам, баз0ирующимся на научно доказанных данных о заболеваниях, факторах их риска, факторах способствующих обострениям и методах лечения и самоконтроля за лечением.

2. Программы четко регламентированы и разделяются по «учебным единицам» - «шагам» с постановкой цели для каждого учебного шага с последовательностью действий обучаемого, повторения материала, закрепления знаний и умений.

3. Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь.

4. Занятия в школах могут проводиться индивидуально и групповыми, больше успеха получают от индивидуальных занятий, что не всегда можно выполнить. Экономически более выгодно (для пациента) групповые занятия – по некоторым общим темам профилактики заболевания и обострений. У нас в РФ в школах занятия бесплатны. Чаще всего школы базируются в Центрах здоровья или краевых больницах (отделениях по профилю). Первым этапом создания школ является разработка программ, обучение персонала, который будет работать в данных школах. Если работа первых школ базировалась на тандеме. – врач – пациент, то в настоящее время в работе школ принимают активное участие медицинские сестры.

При построении учебного процесса медицинская сестра осуществляет свои профессиональные обязанности по оказанию помощи пациенту и его семье.

С точки зрения сестринского процесса обучение делится на 4 этапа:

1. Обследование – оценка уровня знаний и умений пациента и определение проблем пациента.

2. Планирование помощи, методов и средств обучения.

3. Реализация плана обучения.

4. Оценка результатов обучения.

Естественно от сестринского персонала требуются  хорошие знания и умения, а также умение аналитически мыслить.

Давайте конкретно разберемся, в чем заключается деятельность медицинской сестры.

I. Там к «Астма-школах» за медсестрой закрепляются следующие обязанности:

1. По выполнению I этапа

- составление картотеки пациентов

- оформление историй болезней

- опрос пациента по опросным листам или скринингам.

Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений.

Не смотря на то, что есть определенные различия при работе с детьми (например опрос проводят в присутствии родителей и многие вопросы анамнеза выясняются у них), особенно в данной группе пациентов мы должны обязательно выяснить наличие:

-аллергологического анамнеза, его длительность, при возможности на какие виды аллергена появляются приступы, знание и выполнение гипоаллергенного быта и гипоаллергенной диеты;

- проведение профилактики обострений и пользование лекарственными средствами (особенно в неотложных состояниях);

- умение пользоваться ингалятором, вести дневник самонаблюдения за состоянием и эффективностью лекарственных препаратов;

- умение оценить свое состояние и выявить признаки ухудшения.

II этап. Исходя из полученных данных опроса по согласованию с врачом медсестра планирует методы и средства обучения.

III этап. Реализация обучения:

- обучает пациента знанию признаков ухудшения самочувствия;

- объясняет необходимость лечебной гимнастики и дренажа положения, простейших физиопроцедур и фитотерапии и показывает как  их надо проводить;

- объясняет необходимость пикфлуометрии и проводит ее, обучает пациента проведению  пикфлуометрии и ведению дневника самонаблюдения;

- демонстрирует техник ингаляции, демонстрирует самостоятельное выполнение ингаляции;

- выявляет больных с неудовлетворительным эффектом от ингаляций или приема лекарственных средств и направляет их к врачу;

- консультирует пациентов по телефону всем вышеупомянутым действиям.

I. Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:

Цель достигнута: пациент информирован о своем заболевании, обучен самоконтролю за самочувствием, соблюдает рекомендации врача по быту, питанию, применению лекарственных препаратов, ЛФК, умеет пользоваться ингалятором, мотивирован на сохранение здоровья, достигнуто улучшение состояния и отсутствие прогрессирование заболевания.

II. В школах больных артериальной гипертонии:

Медсестра также создает картотеку пациентов и заводит истории болезни.

Но, кроме того:

- обучает методике измерения АД;

- ведению дневника самоконтроля с записью АД;

- контролирует знание пациентом информации о своей болезни;

- проверяет выполнение рекомендации врача по обследованию и лечению;

- консультирует пациента в ряде случаев неотложных состояний и выполняет назначенные врачом манипуляции;

- обучает пациента (при необходимости сложных диагностических манипуляций) подготовку к ним;

- обучает самоконтролю за состоянием (измерение PS, АД, появление одышки, отеков, подсчету водного баланса);

- консультируют по вопросам соблюдения режима труда и отдыха, диетотерапии и фитотерапии;

- оценка результатов осуществляется подобно предыдущему рассмотренному случаю.

3. Школы больных сахарным диабетом.

Кроме создания картотеки и историй болезней, медицинская сестра:

- информирует о его заболевании и возможных осложнениях;

- обучает больных правилам введения инсулина и пользованием шприц-ручками;

- обучает и контролирует проведение глюкометрии или пользованию экспресс-тестами качественных реакций на глюкозу и ацетон;

- консультирует по вопросам необходимости соблюдения диеты, составу продуктов и по калорийной ценности;

- обеспечивает литературой по замене продуктов и 7-дневным примерным меню;

- контролирует знания пациентов информации о своей болезни и возможным осложнениям;

- обучает методикам лечебной гимнастики стоп;

- контролирует знания пациентом признаков декомпенсации болезни и побочных проявлений лекарственных средств (в частности передозировки инсулина и определенных сахароснижающих средств);

- обучает методам самодиагностики и самопомощи при предвестниках гипоглекемии;

- обеспечивает пациента памятками.

 


 

Теоретическое занятие №6 (Лекция)

Теоретическое занятие №6 (Лекция)

Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь

Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь

Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений

Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений

I . Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:

I . Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:

- обучает больных правилам введения инсулина и пользованием шприц-ручками; - обучает и контролирует проведение глюкометрии или пользованию экспресс-тестами качественных реакций на глюкозу и ацетон; -…

- обучает больных правилам введения инсулина и пользованием шприц-ручками; - обучает и контролирует проведение глюкометрии или пользованию экспресс-тестами качественных реакций на глюкозу и ацетон; -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020