Теоретическое занятие №6 (Лекция)
Тема: «Школы» здоровья: обучение пациентов.
Содержание:
1. Аспекты деятельности школы здоровья для лиц с факторами риска пациентов: артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма. Роль сестринского персонала в работе школ здоровья.
2. Методика работы в школах для лиц с факторами риска. Составление памяток для населения.
Впервые «школы» здоровья возникли в Великобритании в 1993 г. Для больных бронхиальной астмой, далее появились «школы» для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, а последнее время – для обучения по уходу за тяжелыми больными, язвенной болезнью.
Цель школ – достичь благоприятного успеха в лечении и профилактике прогрессирования заболеваний,
- сформировать у больных четкое представление о своей болезни;
- добиться осмысленного выполнения ими рекомендаций врача;
- научить самостоятельно контролировать течение имеющегося заболевания, которое возможно будет сопутствовать всю дальнейшую жизнь.
1. Школы работают по специально разработанным программам, баз0ирующимся на научно доказанных данных о заболеваниях, факторах их риска, факторах способствующих обострениям и методах лечения и самоконтроля за лечением.
2. Программы четко регламентированы и разделяются по «учебным единицам» - «шагам» с постановкой цели для каждого учебного шага с последовательностью действий обучаемого, повторения материала, закрепления знаний и умений.
3. Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь.
4. Занятия в школах могут проводиться индивидуально и групповыми, больше успеха получают от индивидуальных занятий, что не всегда можно выполнить. Экономически более выгодно (для пациента) групповые занятия – по некоторым общим темам профилактики заболевания и обострений. У нас в РФ в школах занятия бесплатны. Чаще всего школы базируются в Центрах здоровья или краевых больницах (отделениях по профилю). Первым этапом создания школ является разработка программ, обучение персонала, который будет работать в данных школах. Если работа первых школ базировалась на тандеме. – врач – пациент, то в настоящее время в работе школ принимают активное участие медицинские сестры.
При построении учебного процесса медицинская сестра осуществляет свои профессиональные обязанности по оказанию помощи пациенту и его семье.
С точки зрения сестринского процесса обучение делится на 4 этапа:
1. Обследование – оценка уровня знаний и умений пациента и определение проблем пациента.
2. Планирование помощи, методов и средств обучения.
3. Реализация плана обучения.
4. Оценка результатов обучения.
Естественно от сестринского персонала требуются хорошие знания и умения, а также умение аналитически мыслить.
Давайте конкретно разберемся, в чем заключается деятельность медицинской сестры.
I. Там к «Астма-школах» за медсестрой закрепляются следующие обязанности:
1. По выполнению I этапа
- составление картотеки пациентов
- оформление историй болезней
- опрос пациента по опросным листам или скринингам.
Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений.
Не смотря на то, что есть определенные различия при работе с детьми (например опрос проводят в присутствии родителей и многие вопросы анамнеза выясняются у них), особенно в данной группе пациентов мы должны обязательно выяснить наличие:
-аллергологического анамнеза, его длительность, при возможности на какие виды аллергена появляются приступы, знание и выполнение гипоаллергенного быта и гипоаллергенной диеты;
- проведение профилактики обострений и пользование лекарственными средствами (особенно в неотложных состояниях);
- умение пользоваться ингалятором, вести дневник самонаблюдения за состоянием и эффективностью лекарственных препаратов;
- умение оценить свое состояние и выявить признаки ухудшения.
II этап. Исходя из полученных данных опроса по согласованию с врачом медсестра планирует методы и средства обучения.
III этап. Реализация обучения:
- обучает пациента знанию признаков ухудшения самочувствия;
- объясняет необходимость лечебной гимнастики и дренажа положения, простейших физиопроцедур и фитотерапии и показывает как их надо проводить;
- объясняет необходимость пикфлуометрии и проводит ее, обучает пациента проведению пикфлуометрии и ведению дневника самонаблюдения;
- демонстрирует техник ингаляции, демонстрирует самостоятельное выполнение ингаляции;
- выявляет больных с неудовлетворительным эффектом от ингаляций или приема лекарственных средств и направляет их к врачу;
- консультирует пациентов по телефону всем вышеупомянутым действиям.
I. Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:
Цель достигнута: пациент информирован о своем заболевании, обучен самоконтролю за самочувствием, соблюдает рекомендации врача по быту, питанию, применению лекарственных препаратов, ЛФК, умеет пользоваться ингалятором, мотивирован на сохранение здоровья, достигнуто улучшение состояния и отсутствие прогрессирование заболевания.
II. В школах больных артериальной гипертонии:
Медсестра также создает картотеку пациентов и заводит истории болезни.
Но, кроме того:
- обучает методике измерения АД;
- ведению дневника самоконтроля с записью АД;
- контролирует знание пациентом информации о своей болезни;
- проверяет выполнение рекомендации врача по обследованию и лечению;
- консультирует пациента в ряде случаев неотложных состояний и выполняет назначенные врачом манипуляции;
- обучает пациента (при необходимости сложных диагностических манипуляций) подготовку к ним;
- обучает самоконтролю за состоянием (измерение PS, АД, появление одышки, отеков, подсчету водного баланса);
- консультируют по вопросам соблюдения режима труда и отдыха, диетотерапии и фитотерапии;
- оценка результатов осуществляется подобно предыдущему рассмотренному случаю.
3. Школы больных сахарным диабетом.
Кроме создания картотеки и историй болезней, медицинская сестра:
- информирует о его заболевании и возможных осложнениях;
- обучает больных правилам введения инсулина и пользованием шприц-ручками;
- обучает и контролирует проведение глюкометрии или пользованию экспресс-тестами качественных реакций на глюкозу и ацетон;
- консультирует по вопросам необходимости соблюдения диеты, составу продуктов и по калорийной ценности;
- обеспечивает литературой по замене продуктов и 7-дневным примерным меню;
- контролирует знания пациентов информации о своей болезни и возможным осложнениям;
- обучает методикам лечебной гимнастики стоп;
- контролирует знания пациентом признаков декомпенсации болезни и побочных проявлений лекарственных средств (в частности передозировки инсулина и определенных сахароснижающих средств);
- обучает методам самодиагностики и самопомощи при предвестниках гипоглекемии;
- обеспечивает пациента памятками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.