«Теория и методика социально-педагогической деятельности»
Оценка 4.8

«Теория и методика социально-педагогической деятельности»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитание
6 кл—9 кл
22.02.2023
«Теория и методика социально-педагогической деятельности»
«Теория и методика социально-педагогической деятельности»
«Технологическое обеспечение социально-педагогической деятельности».docx

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «Технологическое обеспечение социально-педагогической деятельности»

 

 

Выполнила:  

Коровина Татьяна Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

 

Социально-педагогическая технология по решению жизненных (социальных) проблем ребенка

 

 

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ:

Вы работаете социальным педагогом в детском доме. Один из ваших подопечных совершил уголовное правонарушение (грабеж). Ребенку 14 лет, мальчик Дима. Следует обратить внимание на то, что личность несовершеннолетнего характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания, самоутверждаясь перед сверстниками, вопреки требованиям окружающих, общества.

       Противоправные проявления среди несовершеннолетних, в настоящее время, связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности. Выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

 

  На что следует обратить внимание и какие действия необходимо предпринять социальному педагогу в данной ситуации?

 

          1.  Диагностический (выявление причин побудивших ребенка на совершение правонарушения).

       Педагогическая диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания процесса, изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Без диагностики невозможно эффективное управление процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.  точное определение его результатов.  Используя педагогические средства, педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе. 

 

2 .На данном этапе происходит выявление причин и мотива побудивших ребенка на совершение правонарушения.

 При изучении противоправных действий, можно выделить следующие причины, вызывающие подобное поведение:

1. Особенности протекания пубертатного периода и в специфике влияния окружающей среды на формирование целей, ценностей и образа поведения подростка,  формирование искаженных нравственных и правовых установок.

 2. Негативное воздействие неформальных групп сверстников. Довольно часто оказываются под воздействием разных асоциальных групп несовершеннолетние, которые слабо дисциплинированы, имеют плохую успеваемость в школе, поэтому они не могут наладить дружеские взаимоотношения с одноклассниками и педагогами. Для большей части несовершеннолетних правонарушителей значимость друзей и их позиция в действительности наиболее важные, чем мнение и авторитет взрослых.

 3. Минусы в формировании досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, пребывающих в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

 4. Минусы в учебно-воспитательной работе учебных учреждений (отвержение индивидуального подхода, проявления формализма, и т. д.), вследствие чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, зачастую обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, теряют заинтересованность к учебе. Состав несовершеннолетних правонарушителей прибывает за счет несовершеннолетних детей, которые не успевают в учебе, прогуливают учебные занятия, бросают школу. Все эти факторы приводят к утрате социальных связей, что упрощает несовершеннолетним связь с источниками негативных воздействий. Для такой ситуации свойственно следующее: недостаточное воздействие на учащихся в учебном процессе;

 5. Непрофессионализм учителей, их неумение возместить минусы воспитания; неблагополучные социальные условия в учебных заведениях (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. д.);

6.  Провокации со стороны взрослых криминальных элементов. Можно подчеркнуть, что целенаправленное влияние криминала на подростков интенсивно растет: становится престижным получение дохода незаконным путем, все более популярными становится обычаи зоны и разговоры на уголовном жаргоне.

7. Проникание в среду молодежи стереотипов поведения, несовместимых с ценностями общества: насаждение жестокости и насилия. Существенная значимость здесь принадлежит Сети интернет и СМИ.

 К сожалению, несовершеннолетние совершившие правонарушение,  чаще всего не задумываются над последствиями, которые ожидают их самих и их окружающих. А между тем, правонарушения несовершеннолетних способствуют росту молодой преступности в обществе, с новыми более изощренными видами преступлений. Правонарушения несовершеннолетних в молодежной среде не позволяют личности несовершеннолетних нормально формироваться, содействуют увеличению среди них антиобщественных взглядов и стереотипов поведения. Для общества правонарушения несовершеннолетних наносят ощутимые потери в трудовых ресурсах, нравственных ценностей и моральной культуры. В образовательных учреждениях, несовершеннолетние правонарушители обычно не желают подчиняться и выполнять обязательные для всех обучающихся требования, систематически нарушают дисциплину на занятиях, пропускают занятия, конфликтуют со сверстниками, учителями, родителями, в попытке найти оправдание своим поступкам лгут всем. Поэтому их пребывание в образовательных учреждениях негативно действует на их сверстников

Главная цель и задачи диагностики исходят из логики субъект-субъектных отношений и заключаются в выявлении специфики и проблем в поведении  ребенка

Логика осуществления диагностики включает в себя следующие подэтапы:

По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:

     1.     Тип  поведения подросткаантисоциальный. Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, которое противоречит правовым, морально-этическим и культурным нормам. 

      2. Признаки «антисоциального нарушения личности» могут ,проявляться уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия. Нередко делинквеитные действия опосредуются ситуационно-импульсными или аффектогенными мотивами. В основе ситуационно-импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимаются наличие неудовлетворенной потребности, а также психический инфантилизм, эгоцентризм, подчиняемость, обидчивость и т.д. Заброшенный подросток-делинквент может стать правонарушителем, чтобы получить наказание, рассматривая наказание как знак заботы и интереса к своей личности.

2.  У Димы трудности в контакте с окружающими, которые часто заканчиваются конфликтами,  он не умеет управлять своим поведением, которое часто переходит в агрессию.

 Мальчик хочет повысить свою  самооценку, выглядеть взрослым и смелым в глазах сверстников, стремится быть лидером.

  Дима обьясняет свое поведение тем, что так он привлекает к себе внимание сверстников и расценивает свои поступки как смелые и решительные и это помогает ему поднять авторитет и выглядеть более взрослым. Мальчик всегда очень активный, ему нужно постоянно с кем-нибудь общаться.

В то же время, он не понимает, что его  поведение, противоречит общественным нормам и принципам, выступает в форме безнравственных или противоправных деяний. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определённые личностные особенности: несдержанность и агрессивность, склонность к межличностным конфликтам,

упрямство, нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения, трудности социальной адаптации.

3. Выявление причин жизненных проблем ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношения к различным субъектам окружающего мира:

    Мальчик не адаптирован к правилам школьной жизни, не выполняет  своих обязанносней, плохо справляется с учебой, не воспринимает критику окружающих  и постоянно обвиняет в чем-то других людей, ему все очень быстро надоедает, в том числе и межличностные отношения с педагогами и сверстниками. 

    В то же время Дима плохо переносит одиночество и поэтому он старается выстраивать отношения со сверстниками, готов посещать школу.

Подросток не толерантен, существует проблема внутреннего конфликта.

4. Выявление круга проблем, решение которых будет способствовать восстановлению целостности отношений «человек – мир» и преодолению жизненных проблем.

 Для ребенка характерен антисоциальный тип поведения. Нарушение соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения. Проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению, существует проблема внутреннего конфликта.

 5. Анализ возможностей решения выявленных жизненных проблем ребенка.

 Диагностика может восстановить «историю», приведшую ребенка к девиации; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многостороннем, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности, Я – концепция, самооценка.

На диагностическом этапе используются следующие методы и приемы сбора информации: наблюдение, беседа, свободное интервью с использованием открытых вопросов, методы экспертной оценки, тестирование, методы арт-терапии.

 

2.     Проектировочно-деятельностный.

На данном этапе происходит проектирование и осуществление деятельности по исправлению (преодолению) несовершенства отношений «человек – мир», которые приведут к восстановлению определенного типа целостности.

 На основе анализа диагностических данных выявляется общее направление социально-педагогической работы, формулируются общие цели и конкретные задачи. Происходит подбор целесообразных средств (природы, культуры, искусства, социума) направленный на формирование, восстановление или компенсацию функций ребенка, которые являются реализацией его личностных отношений во взаимодействии с другими субъектами социальной жизни. Идет поиск возможных субъектов социально-педагогической деятельности, способных осуществлять целесообразную деятельность, определяется профессия и характер деятельности специалиста (медицинская, психологическая, социальная).

Проектировочный этап включает в себя следующие подэтапы:

1.     Определение основных изменений в поведении ребенка:

Дима, посещая школу, сможет комфортно чувствовать себя в коллективе школьников, не чувствуя себя одиноким, наладит взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Сможет поделиться своими взглядами и найдёт единомышленников и друзей.

2.     Определение основных изменений в отношениях с самим собой

Данный подэтап предполагает:

- сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, эмоциональная неустойчивость);

- формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включен ребенок;

- развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым условиям.

- формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков;

3. Определение основных изменений в отношениях к миру.

Данный подэтап предполагает:

- переход от негативного отношения ребенка к окружающей действительности к позитивному;

-   приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды;

-       расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах;

-       оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.

         4.Определение основных видов деятельности, в которые будет включен ребенок.

Данный подэтап предполагает:

          -  изменение среды, в которой у ребенка появляются нежелательные формы поведения или реагирования;

- создание благоприятной, положительной среды; создание таких условий, при которых ребенок поверил бы в свои силы, способности;

- создание условий для личностного развития и психических преобразований.

 5.Осуществление проекта.

Методы:

- коррекция активно-волевых дефектов, внушение, здорового смеха, самокоррекция, релаксация;

-коррекция через труд, рациональной организации детского коллектива, экскурсия, спортивные соревнования,  праздники, походы,

-индивидуальное консультирование, беседа, наблюдение, убеждение,    тренинги, поощрение,  экскурсия, круглый стол, участие в праздниках, деловые и ролевые игры,беседа, консультирование, наблюдение, реклама деятельности кружков и секций.

 

 

3.Вторичная диагностика.

На данном этапе происходит анализ изменений, происходящих в поведении человека, его окружении и его отношении с окружающим миром

На данном этапе происходит выявление:

1.     Насколько изменилось представление ребенка о самом себе («Чего я хочу?», «Что я могу?», «Чего я боюсь? Что мне мешает?»).

Проведенный итогово- оценочный этап повторной социометрии, целью которого являлось сравнение результатов первичного исследования и после проведенной работы (комплексом специалистов), выявил положительные изменения.

Появилась личная заинтересованность подростка в самовоспитании. Индивидуальная работы с Димой становится интересной и значимой для него, она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростка является включение его в позицию активного участника данного вида деятельности.    

Для закрепления достигнутого результата, разрабатывается индивидуальный коррекционно-педагогический план работы с подростком, ведущая идея которого – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии. Основными пунктами  которого являются:

1. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

2. Организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков.

3. Психолого-педагогическое сопровождение.

4.  Профилактика  и предупреждение правонарушений.

 

Для начала с Олегом нужно провести разъяснительную беседу о том, что социальная жизнь- важнейший компонент в жизни общества и каждый человек должен вносить в неё свой вклад. Далее внимание Олега нужно направить на развитие его талантов или интересов. Занимаясь любимым делом и получая новые знания, человек смотрит на мир иными глазами: радостно, счастливо, оптимистично. Если у Олега есть какое – либо увлечение, то можно попытаться помочь ему в развитии этого увлечения, воплощении его в жизнь общества….


 

Скачано с www.znanio.ru

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «

Социально-педагогическая технология по решению жизненных (социальных) проблем ребенка

Социально-педагогическая технология по решению жизненных (социальных) проблем ребенка

Для большей части несовершеннолетних правонарушителей значимость друзей и их позиция в действительности наиболее важные, чем мнение и авторитет взрослых

Для большей части несовершеннолетних правонарушителей значимость друзей и их позиция в действительности наиболее важные, чем мнение и авторитет взрослых

Поэтому их пребывание в образовательных учреждениях негативно действует на их сверстников

Поэтому их пребывание в образовательных учреждениях негативно действует на их сверстников

Выявление причин жизненных проблем ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношения к различным субъектам окружающего мира:

Выявление причин жизненных проблем ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношения к различным субъектам окружающего мира:

На основе анализа диагностических данных выявляется общее направление социально-педагогической работы, формулируются общие цели и конкретные задачи

На основе анализа диагностических данных выявляется общее направление социально-педагогической работы, формулируются общие цели и конкретные задачи

Осуществление проекта. Методы: - коррекция активно-волевых дефектов, внушение, здорового смеха, самокоррекция, релаксация; -коррекция через труд, рациональной организации детского коллектива, экскурсия, спортивные соревнования, праздники, походы, -индивидуальное…

Осуществление проекта. Методы: - коррекция активно-волевых дефектов, внушение, здорового смеха, самокоррекция, релаксация; -коррекция через труд, рациональной организации детского коллектива, экскурсия, спортивные соревнования, праздники, походы, -индивидуальное…

Для начала с Олегом нужно провести разъяснительную беседу о том, что социальная жизнь- важнейший компонент в жизни общества и каждый человек должен вносить в неё…

Для начала с Олегом нужно провести разъяснительную беседу о том, что социальная жизнь- важнейший компонент в жизни общества и каждый человек должен вносить в неё…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023