Тема: Теория и практика воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных культур и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и т.д.
Цели воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях:
1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.
2. Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста.
3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.
4. Функция индивидуализации предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.
5. Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и учащейся молодежи в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с воспитанником определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях и самостоятельно достичь желаемых результатов. Психологическая поддержка также направлена на разрешение проблем взрослеющей личности, связанных с кризисными событиями жизни, трудностями социальной адаптации.
6. Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.
7. Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры.
Важнейшими задачами воспитания выступают:
Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.
Формирования ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие умений разрабатывать цели и проект деятельности по их реализации, осуществлять рефлексию, самоконтроль и самооценку достигнутых результатов, решать задачи в новых условиях, продуктивно общаться и разрешать конфликты ненасильственным путем.
Формирование здорового образа жизни, проявляющегося в отношении к своему здоровью как к жизненной ценности, умениях и навыках вести здоровый образ жизни, укреплять репродуктивное здоровье.
Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников и формирующими умения видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, труде, общении.
Развитие экологического сознания,
предусматривающего создание условии для приобретения учащимися и молодежью
соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области;
формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек
экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному
анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору
способов решения экологических задач.
Под содержанием процесса воспитания
понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности,
устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии
с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и
политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном
педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.
Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на
совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает
как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от
содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или
иного возраста.
Этапы воспитательного процесса:
I этап - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения: детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.
II этап - знания должны перейти в убеждения: глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается медленно и не всегда достигает положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигли следующего этапа — убеждения.
III этап - воспитание чувств: без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
IV этап - главный этап воспитательного процесса - деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увещеваний — практического результата не будет. Если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, «не набивает шишек», не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставляют как можно больше разумной свободы детям, чтобы в деятельности незаметно и гуманно корректировать их поведение. В практике воспитания этот этап не существует изолированно, а всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Принципы воспитания:
Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
Принцип природосообразности, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями;
Принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры. Этот принцип предполагает постоянное профессиональное внимание педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;
Принцип толерантности предполагает гуманное отношение и терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности; отказ от любых форм психологического и физического насилия. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание предполагает проявление педагогом любви к ребенку, умение его понять, помочь, простить его оплошности, защитить.
Методы и приемы процесса воспитание:
Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели.
Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути — методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять — одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели.
Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
К средствам воспитания относят:
- знаковые символы
- материальные средства
- способы коммуникации
- коллектив и социальная группа
- технические средства
- культурные ценности.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
И к основным методам относят:
- Методы формирования сознания личности;
- Методы организации деятельности;
- Методы стимулирования.
Разберем их детально.
Методы формирования сознания личности:
Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения.
Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
- убеждение – метод воспитания, воздействие на сознание человека с целью вызвать его на полезную деятельность или затормозить его нежелательные поступки
- пример – система воздействия на сознание, чувство и волю подчиненного личным примером воспитателя, а также другими примерами, которые ставятся воспитуемым в качестве образца для подражания
- диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной деятельности не требует определенных и окончательных решений
- рассказ на этическую тему – яркое эмоциональное изложения конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание
- разъяснение – изложение, вносящее ясность в то, что и нужно делать
- лекция – развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение конкретного материала.
- рассказ – небольшое литературное произведение повествовательного характера, в котором идет речь обычно об одном, но важном событии жизни.
Методы организации деятельности:
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.
- приучение – побуждение воспитанников к систематическому выполнения определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения
- поручение - определение воспитанников и выполнение ими разных заданий воспитателя с целью формирования положительных качеств личности
- упражнение – многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы
- требование – прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанниками соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения
- создание воспитывающих ситуаций – формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка совершить определенный поступок
Методы стимулирования:
Метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.
- поощрение – выражение положительной оценки, одобрение, признание качеств, поступков, поведение воспитанника или группы
- одобрение – установка, выражающая положительное отношение к другому человеку
- наказание – метод педагогического влияния, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми
- соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
Формы воспитания:
Форма воспитания — внешнее выражение воспитательного процесса. Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации.
· Массовые (фестивали, олимпиады, праздники, представления и т.д.)
· Групповые (конференции, тренинги, круглые столы и т.д.)
· Индивидуальные (беседы, консультации и т.д.)
· Эпизодические (экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т.д.)
· Стабильные (клубы, кружки, инициативные группы и т.д.)
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.