Теория и упражнения по теме "Интонация"
Оценка 5

Теория и упражнения по теме "Интонация"

Оценка 5
docx
31.05.2020
Теория и упражнения по теме "Интонация"
Методические материалы для уроков риторики в 10-11 классе по теме "Интонация"
Интонация.docx

Интонация

Интонация (от лат. intonare — громко произносить, т.е. выделять голосом) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз, иными словами, ритмико-мелодическое свойство речи, включающее ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность (силу произнесения), тембр голоса.

В интонации следует различать два аспекта: один можно назвать коммуникативным, поскольку интонация сообщает, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ и т.п. Другой, который можно было бы назвать эмоциональным, состоит в том, что в интонации заключена определенная эмоция, которая всегда отражает эмоциональное состояние говорящего, а иногда и намерение его (впрочем, не всегда осознаваемое им) определенным образом воздействовать на слушающего.

Интонация складывается из нескольких компонентов: 1) частоты основного тона голоса (высотный или мелодический компонент); 2) интенсивности (динамический компонент); 3) длительности или темпа (временной, темпоральный компонент); 4) паузы; 5) тембра. Все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса и т.д. Поэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между собой.

НАЗНАЧЕНИЕ ИНТОНАЦИИ

Интонация играет значительную роль в устной речи. «Простое слово «здравствуйте», — пишет И. Андроников в статье «Слово написанное и слово сказан­ное», можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомер­но. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится нам одно «здравствуйте» и несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово». Диапазон ин­тонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключает­ся постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены. Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настро­ение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу. Необходимо сказать и о синтаксической функции интонации. Она обозначает: 1)конец фразы, 2) ее законченность или незаконченность; 3)к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование.

В письменной речи о синтаксической роли интона­ции читатель узнает по знакам препинания.

ВИДЫ ИНТОНАЦИЙ

Б. П. Ляшенко, автор учебного пособия «Как надо и как не надо говорить в эфире. Советы практика», выделяет несколько основных видов интонации.

1. Повествовательная интонация предполагает отчетливое понижение голоса к концу фразы, вся тональность высказывания должна давать понять, что фраза закончена и поставлена точка. Собеседник уже не должен ждать продолжения высказывания.

2. Перечислительная интонация. Станиславский называл подобную интонацию «квакающей». Она предполагает некоторый «подскок» (повышение тона) на каждом перечисляемом слове. Завершить перечисление следует интонацией, резко уходящей вниз, поставив таким образом интонационную точку.

3. Вопросительная интонация требует резкого повышения тона на логическом центре вопроса. В зависимости от того, о чем следует спросить, выделяться интонационно может любое слово вопросительного высказывания. Попробуйте выделить резким повышением тона каждое знаменательное слово в следующем высказывании: «Мы сегодня пойдем в театр?». Ответ на каждый из интонационных вариантов будет разным, так как в зависимости от выделенного логического центра меняется смысл вопроса.

4. Восклицательная интонация характерна либо сильным (до баса) понижением голоса на нужном слове, либо резким его повышением. Восклицать можно каждым словом.

5. Кавычки (интонация цитирования). Выделенные (закавыченные слова) следует читать немного громче, немного медленнее, более четко, чем основной текст предложения. И тональность тоже должна быть несколько иной, чтобы была слышна разница между цитатой и авторским текстом.

6. Скобки (интонация вводности). Чтобы создать интонацию вводности, следует, читая основной текст высказывания, резко повысить тон при произнесении последнего слова перед скобками, после этого голос значительно понижается и текст в скобках читается быстрее, чем текст вне скобок. Первое слово после скобок должно быть произнесено с той же интонацией, что и последнее слово перед скобками, таким образом слова основного высказывания объединятся интонацией и более «выпукло» выделится вводный элемент. Подобная интонационная схема может быть использована для выделения обособленных членов предложения.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Логический центр – это главное слово (или несколько слов), заключающее в себе основной смысл предложения. Чтобы найти логический центр предложения, достаточно задаться вопросом: «О чем в данном предложении идет речь?»

Б.П. Ляшенко предлагает несколько правил работы с логическими центрами:

1. Первое предложение в любой информации – это своего рода «афиша» для слушателя, поэтому читать его нужно медленнее и явственнее, чем весь остальной текст.

2. Если предложение состоит только из подлежащего и сказуемого и сказуемое следует за подлежащим, то выделяются оба слова: Редакция работает.

3. Если подлежащее и сказуемое поменялись местами, то выделять следует только подлежащее: Закрылась телестанция.

 4. Если при сказуемом стоит обстоятельство, то в качестве логического центра будет выделяться подлежащее и обстоятельство: Дума переехала в новое здание. Если логическое ударение окажется на сказуемом то высказывание получит либо восклицательную, либо вопросительную интонацию.

5. Противопоставление, сравнение и сопоставление всегда оказываются  под логическим ударением: Речь идет не о реформах, а только об оперативных постановлениях. Заря, словно изощренная обольстительница, покорила даже самые черствые сердца.

6. Определение, стоящее перед определяемым словом, интонационно не выделяется: Талантливые журналисты. Если определения оказываются в позиции противопоставления, то они становятся логическим центром: Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная.

7. Определения, стоящие после определяемого слова, интонационно выделяются: Я заинтересован в карьере честной.

8. При перечислении определений с одинаковыми признаками интонационно выделяется только последнее определение и стоящее непосредственно за ним определяемое слово: На столе лежали синие, красные, зеленые и черные карандаши.

9. При перечислении разнородных понятий интонационно выделяется каждое определение: В этом году в школу пришли работать молодые, хорошо подготовленные современно мыслящие учителя.

10. Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то они и являются логическим центром высказывания: Этот поселок не имеет даже водопровода.

11. Новое понятие в тексте всегда интонационно выделяется: Дом Ивана стоит на опушке леса. Крыша дома видна издалека. Справа от крыши маячит шест с антенной. За антенной можно увидеть трубу сауны. Кроме сауны во дворе был еще и курятник. Однако курятник хозяин сломал, а кур отдал соседу. Не следует отождествлять новое понятие с новым словом, называющим уже упомянутое понятие.

12. В многословных понятиях выделять интонацией нужно только последнее слово: Великая Отечественная война сорок первого – сорок пятого годов.

13. При повторении одинаковых слов последующие все сильнее интонационно подчеркиваются: А я говорю нет, нет и нет.

14. Местоимения не могут быть логическим центром высказывания: Завтра будет парад, а сегодня только репетиция перед ним.

ПАРТИТУРА ТЕКСТА

При подготовке к чтению печатного текста принято составлять его партитуру, то есть обозначать в нем предполагаемые в произнесении особенности интонации.

Речевой поток – точное и вместе с тем образное определение связной устной речи. Единицы, на которые принято делить речевой поток: фраза, синтагма, слово, слог, звук. Фраза – законченная мысль, в письменной речи обычно совпадает с предложением, в устной – сложное предложение может разделяться паузами на несколько частей. Синтагма – часть фразы, состоящая из нескольких слов (иногда из одного – интонационно выделенного), связанных по смыслу. Синтагмы тоже разделяются паузами, но менее длительными, чем паузы между фразами. Это более мелкая единица речевого потока, еще мельче – слово, слог, звук – рассматриваются с позиций звучащей речи (понятия фонетические).

          Минимальной интонационной единицей принято считать синтагму – речевой отрезок между двумя паузами. На пространстве такого отрезка можно проследить изменения мелодики фразы, силы голоса, его тембра и пр.

          Пауза – необходимый элемент речи: говорящий во время паузы пополняет  воздушный запас, делает вдох. Причем дыхание необходимо регулировать таким образом, чтобы пауза не разрывала синтагмы, а находилась на границе между ними. Паузу между синтагмами называют разделительной или грамматической. Иногда говорящий произвольно выделяет паузами какое-то слово, чтобы подчеркнуть его смысловую или эмоциональную значимость. Это психологическая пауза.

          Логической паузой обязательно отделяется: а) входящее предложение от последующего текста; б) подлежащее от сказуемого; в) имя собственное, стоящее в начале предложения; г) слова, разъясняющие или дополняющие основной текст; д) текст, заключенный в кавычки или скобки. Обязательна пауза на месте пропуска члена предложения.

Длительность паузы в графическом тексте принято обозначать так: // глубокая пауза, / – короткая пауза. Повышение тона обозначается стрелкой вверх (), понижение – стрелкой вниз (↓). При этом следует помнить, что понижение тона – это знак завершенности высказывания, а повышение тона перед паузой – сигнал незаконченности речи.

          Логическое ударение – выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова во фразе (логического центра высказывания). Причем принято различать степень выделения слова – большую (будем обозначать такое слово жирным шрифтом и подчеркиванием) и меньшую (обозначим только подчеркиванием).

 

 

 

Упражнение 1. Представьте, что вы укачиваете ребенка, тихо, в такт движениям напевайте, повышая и понижая интонацию:

  

    А    А   А   А  А   А

   /   \ /   \ /   \ /  \ /  \  /

 А   А   А   А   А   А

 

Упражнение 2. Представьте, что вы играете с ребенком, качаете, а затем подбрасываете вверх, соответственно меняется интонация:

                               

     У                                    О

                                 /                                     /   

                              У                                    О

                             /                                      /   

             У    У    У                      О    О    О

               \   /  \   /                          \   /  \   /   

                У     У                            О    О

 

Упражнение 3. Выучите текст с повышением и понижением голоса. Отрабатывайте на этом тексте вопросительную и повествовательную интонацию.

         Не зови, говоришь?

         Не могу я не звать.

         Не кричи, говоришь?

         Я не в силах молчать.

         Не вздыхай, говоришь?

Как безликую тишь

Мне на клочья не рвать?

Не чуди, говоришь?

Не могу не чудить.

Не ходи, говоришь?

Как в твой дом не ходить?

Я не звать не могу,

Не кричать не могу,

Не вздыхать не могу,

Не могу, не могу, не могу…

 

 

Упражнение 4.  Прочитайте стихотворение В. Федорова «Слепой», учитывая интонационный рисунок (партитуру текста):

Людей не видя пред собой, / ↓

Не замечая в сквере лавочки, / ↓

По улице идет слепой, / ↓

Потрагивая землю палочкой. // ↓

Его толкнут, / ↓

Пройдут вперед, // ↓

И тотчас, / торопясь вмешаться, / ↑

Какой-то зрячий призовет // ↑

Быть чуткими / ↑

И не толкаться. // ↓

Но слышу голос я его ↑

Негромкий / в человечьей гуди: / ↑

- Толкайтесь… / Это ничего… / ↑

Я буду знать, / что рядом //люди.  //  ↑

 

Упражнение 5. Прочитайте текст, постепенно увеличивая темп речи.

«ТРИ КРУГА»

Темп речи убыстрять учусь,

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в первый круг пустился я,

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко,

Я говорю слова легко

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

         Вот в круг вступил теперь второй,

Ускорился темп речи мой,

         Все собранней, короче слово,

         А интонация готова

         Все выразить, что вижу я.

Вот третий круг еще быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова строчат из пулемета:

«Тра-та-та-та!» Язык наметан,

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своем отстал!

 

Упражнение 6. Прочитайте тексты, написанные гекзаметром, выполните упражнения после них.

1. Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалась Зевесова воля), -

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж богов бессмертных подвиг их враждебному спору?

Сын громовержца и Леты – Феб, царем прогневленный,

Язву на воинство злую навел; погибали народы

В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.

Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп,

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,

Паче ж Атридов могучих, строителей рати ахейской:

«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,

Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба».

Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.

(Гомер; пер. Н. Гнедича)

 

2. Там предстала супруга, за нею одна из прислужниц,

Сына у персей держала, бессловного вовсе младенца,

Плод их единый, подобный звезде лучезарной.

Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына,

Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы.

Руку пожала ему и такие слова говорила:

«Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость.

Ни сына Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной; скоро

Буду вдовой я несчастная, скоро тебя аргивяне,

Вместе напавши, убьют, а тобою покинутой, Гектор,

Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,

Если постигнутый роком, меня ты оставишь: удел мой

Горести.

Нет у меня ни отца, ни матери нежной.

Старца отца моего умертвил Ахиллес быстроногий,

Матерь мою, при долинах дубравного Плака царицу,

Пленницей в стан свой привлек он с другими добычами брани,

Но даровал ей свободу, приняв неисчислимыйвыкуп.

Гектор, ты всё мне теперь – и отец, и любезная матерь,

Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный.

Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне,

Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою.

Воинство наше поставь у смоковницы: там наипаче

Город приступен врагам и восход на твердыню удобен.

Трижды туда подступая, на град покушались герои,

Оба Аякса могучие, Идоменей знаменитый,

Оба Атрея сыны и Тидит, дерзновеннейший воин.

Верно, о том им сказал прорицатель какой-либо мудрый,

Или, быть может, самих устремляло их вещее сердце».

(Гомер; пер. Н. Гнедича)

А) Набрав полное дыхание, на среднем регистре начинайте очень медленно, плавно, слитно читать с добиранием воздуха посреди строки.  Добивайтесь того, чтобы во время чтения не было пауз между словами. Чтение должно быть певучим.

Б) На одном дыхании читайте одну строку. Затем на одном дыхании читайте две строки. Ускоряя темп чтения, читайте на одном дыхании три или четыре строки.

В) Чтобы развить силу голоса, выберете для чтения четыре строчки. Первую читайте тихо, вторую погромче, третью еще громче, четвертую громко, но не доводя до крика. Дыхание добирайте в середине строки.

Г) Первую строку читайте от тихого к громкому, вторую строку – от громкого к тихому. Доведите подобное интонирование до естественного звучания.

Д) Первая строка произносится очень тихо, вторая – очень громко. Звучание должно быть плавным, певучим при любой громкости.

Е) Одну строку читайте плавно, во второй – чеканно произносите каждое слово. Третью строку читайте плавно, затем две строки – чеканно. Далее одну строку читайте плавно, а три – чеканно.

Ж) Изменение темпа. Начните очень медленно, с каждой строкой ускоряя темп чтения. Доведите до очень быстрого. Затем от быстрого темпа постепенно, от строки к строке, доведите чтение до очень медленного.

З) Первая строка читается на максимально низкой для вас ноте, затем с каждой строкой повышайте ноту, доводя до самой высокой. Потом возвратитесь вниз, по одной ноте на каждую строку. Тот  же вид работы можно усложнить, повышая, а затем понижая на ноту произношение каждого слова.

 

Упражнение 7. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Послушайте!» Выделите логические центры, сделайте партитуру текста. Попытайтесь максимально интонационно передать мысли и эмоции автора.

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да!?»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда!?

 

Упражнение 8. Прочитайте текст, выделите логические центры. Определите места пауз, повышения и понижения интонации. Сделайте партитуру текста. Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть.

Помните!

Через века,

       через года, -

помните!

О тех,

       кто уже не придет

                                   никогда, -

помните!

 

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

          павших

                  будьте достойны!

Вечно

достойны!

(Р. Рождественский)

 

Упражнение 9. Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни», выделите логические центры. Определите места пауз, повышения и понижения интонации. Сделайте партитуру текста. Особое внимание обращайте на темп речи, интенсивность звучания отдельных частей стихотворения.

                                                                                                     

         Любви моей ты боялся зря -

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

 

И если ты уходил к другой,

Иль просто был неизвестно где,

Мне было довольно того, что твой

Плащ висел на гвозде.

 

Когда же, наш мимолетный гость,

Ты умчался, новой судьбы ища,

Мне было довольно того, что гвоздь

Остался после плаща.

 

Теченье дней, шелестенье лет,

Туман, ветер и дождь.

А в доме события - страшнее нет:

Из стенки вынули гвоздь.

 

Туман, и ветер, и шум дождя,

Теченье дней, шелестенье лет,

Мне было довольно, что от гвоздя

Остался маленький след.

 

Когда же и след от гвоздя исчез

Под кистью старого маляра,

Мне было довольно того, что след

Гвоздя был виден вчера.

 

Любви моей ты боялся зря.

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

 

И в теплом ветре ловить опять

То скрипок плач, то литавров медь...

А что я с этого буду иметь,

Того тебе не понять.

 

         Упражнение 10. Прочитайте стихотворение Людмилы Константиновны Татьяничевой «Гордые», выделите логические центры. Определите места пауз, повышения и понижения интонации. Сделайте партитуру текста. Учитывайте авторское выделение строк. Особое внимание обращайте на темп речи, интенсивность звучания отдельных частей стихотворения.

 

 Гордым – легче.

 Гордые – не плачут.

 Ни от ран,

 Ни от душевной боли.

 На чужих дорогах не маячат.

 О любви, как нищие, не молят.

 Широко раскрылены их плечи,

 Не гнетет их зависти короста...

 Это правда –

 Гордым в жизни легче,

 Только гордым сделаться

 Непросто.

 

Упражнение 11. Прочитайте стихотворение Константина Михайловича Симонова, выделите логические центры. Определите места пауз, повышения и понижения интонации. Сделайте партитуру текста. Особое внимание обращайте на темп речи, интенсивность звучания отдельных частей стихотворения.

 

Плюшевые волки,

Зайцы, погремушки.

Детям дарят с елки

Детские игрушки.

 

И, состарясь, дети

До смерти без толку

Все на белом свете

Ищут эту елку.

 

Где жар-птица в клетке,

Золотые слитки,

Где висит на ветке

Счастье их на нитке.

 

Только дед-мороза

Нету на макушке,

Чтоб в ответ на слезы

Сверху снял игрушки.

 

Желтые иголки

На пол опадают...

Все я жду, что с елки

Мне тебя подарят.

 

Упражнение 12. В данном тексте-сказке смысл завуалирован «выдуманным» языком. Проясните смысл с помощью интонации. Поиграйте голосом, исполняя роли героев сказки (возможно чтение по ролям).

Пуськи бятые

         Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

-Калушата, калушаточки! Бутявка!

         Калушата присяпали и бутявку страмкали. И подудонились.

         А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

         Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

         А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

         А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некозявые! Пуськи бятые!

 

Упражнение 13. Прочитайте текст, соблюдая повествовательную интонацию. Ваша цель – информировать слушателя. Выделите логические центры. Определите места пауз, повышения и понижения интонации. Сделайте партитуру текста. Темп чтения – средний. Будьте внимательны, соблюдайте современные орфоэпические нормы.

Информационное сообщение

об очередном заседании Государственной Думы.

На очередном заседании Государственной Думы была предпринята поправка к "Закону о добыче и транспортировке по нефтепроводу западносибирской нефти".

Одновременно с этим фракция "Яблоко" предложила обсудить вопрос по обеспечению мер, призванных облегчить положение малоимущих слоев населения. С ходатайством о включении этого вопроса в повестку дня выступил депутат Колюжный. Вопрос был включен и после его рассмотрения принято решение во втором квартале обратиться к компетентным, сведущим специалистам, экспертам по финансовой политике с тем, чтобы убыстрить процесс создания малых предприятий, заняться упрочением их финансового положения. Параллельно с этим решено выделить необходимые средства, углубить и расширить государственную опеку над теми слоями общества, которые уже не могут принимать активного участия в процессах собственного жизнеобеспечения.

Обо всех этих вопросах Государственная Дума уведомила работников средств массовой информации на прошедшей поздно вечером пресс-конференции.

 


 

Интонация Интонация (от лат

Интонация Интонация (от лат

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настро­ение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настро­ение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу

Скобки (интонация вводности) .

Скобки (интонация вводности) .

Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная

Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная

Синтагмы тоже разделяются паузами, но менее длительными, чем паузы между фразами

Синтагмы тоже разделяются паузами, но менее длительными, чем паузы между фразами

А А А А А

А А А А А

Не замечая в сквере лавочки, / ↓

Не замечая в сквере лавочки, / ↓

Тот в мастерстве своем отстал!

Тот в мастерстве своем отстал!

Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,

Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,

Ж) Изменение темпа. Начните очень медленно, с каждой строкой ускоряя темп чтения

Ж) Изменение темпа. Начните очень медленно, с каждой строкой ускоряя темп чтения

Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?

Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?

И если ты уходил к другой, Иль просто был неизвестно где,

И если ты уходил к другой, Иль просто был неизвестно где,

Сделайте партитуру текста. Учитывайте авторское выделение строк

Сделайте партитуру текста. Учитывайте авторское выделение строк

Нету на макушке, Чтоб в ответ на слезы

Нету на макушке, Чтоб в ответ на слезы

Одновременно с этим фракция "Яблоко" предложила обсудить вопрос по обеспечению мер, призванных облегчить положение малоимущих слоев населения

Одновременно с этим фракция "Яблоко" предложила обсудить вопрос по обеспечению мер, призванных облегчить положение малоимущих слоев населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020