Теория лидерства для ДОО
Оценка 5

Теория лидерства для ДОО

Оценка 5
docx
09.01.2023
Теория лидерства для ДОО
Лидерство.docx

Лидерство

Функции лидера в современном обществе.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью, а именно суммой своеобразных, оригинальных и неповторимых сочетанием черт, отличающих его от всех других людей, самыми яркими из которых являются: способности, талант или гениальность. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным, например, для данного социума. К врожденным особенностям нервной системы отдельной личности относят ее темперамент. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером. Позиция лидера — это роль в определенной системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить. Харизма — искусство очаровывать окружающих. А ведь дело в том, что в настоящее время едва ли можно добиться успеха, не обладая харизматическими способностями. Под термином “харизма” обычно понимается особое свойство человека, благодаря которому он воспринимается другими людьми как одаренный особыми качествами [1]. Лидером называется член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Лидерство ― это специфический тип управленческого взаимодействия лидера группы и его последователей, базирующийся на профессиональном сочетании различных форм воздействия на людей для достижения общих целей при помощи активизации и организации их творческого потенциала [2]. Харизматическое лидерство определяется как необычная форма нормативной социальной структуры, возникающая в тот период, когда люди больше всего нуждаются в радикальных переменах и видят, в обладающем харизмой личности, необыкновенный разум, с помощью которого лидер может принимать радикальные решения. Харизматические лидеры продуктивны, однако к ним следует применять этические стандарты, чтобы понять, будет ли их руководство полезно для организации в далекой перспективе. Для этого, необходимо учитывать следующие основные поведенческие проявления. С точки зрения зарубежных исследователей О. Крегера, Дж. М.Тьюсона лидер способен не только вдохновить группу людей и повести их за собой, но и сам справиться с работой любой сложности. В лидере присутствуют такие важные характеристики как: надежность и старательность. Такой тип личности человека ориентирован на служение обществу, а потому большую часть своей жизненной энергии направляет на улучшение условий человеческого существования. Внимание лидера направлено внутрь, они склонны к размышлениям и задумчивости, граничащей с излишней серьезностью. Их девиз — “идти до конца”, “победа любой ценой”. Жизнь для них ― полигон бесконечных возможностей, каждую из которых нужно реализовать максимально полно и точно. Они требовательны к себе и другим, любят порядок и хорошую интуицию, нацелены на результат своей деятельности. Они имеют врожденное желание — “быть первым везде и во всем”, а потому они склонны к переутомлениям и нервным издержкам [2]. Мы считаем, что такие качества трудно развивать, они проявляются уже в раннем детстве и наследуются генетически [5]. Употребление власти. Лидеры, которые этично пользуются своей харизматической силой, делают это в социальноконструктивном стиле. Для этичных руководителей движущей идеей является служение, а не доминирование или статус. Определение цели. Обязанность лидера — определить цель деятельности организации и представить ее коллективу. Этические харизматические лидеры чувствительны к нуждам и пожеланиям своих последователей, учитывают их при выработке цели, так что она становится общей. Общение с последователями. Этичные лидеры прислушиваются к своим последователям и используют двухстороннее общение для того, чтобы узнать их точку зрения. Интеллектуальная стимуляция последователей. Этичные харизматические лидеры поощряют своих последователей в том, чтобы те смотрели на происходящее с разных сторон. Они приветствуют широту взглядов и преодоление подхода «это всегда делалось именно так». Содействие профессиональному росту подчиненных. Неэтичные лидеры не проявляют чувствительности к находкам подчиненных и их потребности в повышении профессионального уровня. Этичные руководители демонстрируют уверенность в способности своих последователей стремиться к достижению общих целей. Моральные стандарты. Стремление морального лидера к достижению цели определяется принципом «делать то, что правильно», а не “то, что полезно в данный момент”. А неэтичные харизматические лидеры подгоняют моральные стандарты таким образом, чтобы они способствовали их собственному успеху [3].

Лидерство и управление командой:

Методы управления

Методы менеджмента - способы воздействия управляющего субъекта на объект

управления с целью достижения поставленной цели.

Выделяют следующую группу методов:

 административные или распорядительные;

 экономические;

 социально-психологические.

Для административных методов характерно: соответствие правовым нормам,

правовым актам, распоряжениям вышестоящих органов власти и управления. Опираются

они не на инициативу исполнителей, а на выполнение ими директив.

Экономические методы базируются на основе воздействия экономических условий,

побуждающих работников действовать в определенном направлении. Экономические

методы включают технико-экономический анализ, налоговую систему, ценообразование,

применение экономических норм и нормативов, материальное стимулирование.

Социально-психологические методы базируются на использовании социальных

механизмов: система взаимоотношений, социальные потребности и т. д. Включают:

социальный анализ в коллективе, социальное планирование, участие персонала в

управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на

работников, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и

ответственности.

Все методы связаны между собой и используются в комплексе.

Менеджмент основывается на системе экономических законов, закономерностей и

принципов управления в условиях рыночных отношений.

Законы и закономерности - объективно существующие, постоянные,

повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в

области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг.

Они действуют независимо от воли и желания людей, определяют поведение людей в

сфере экономики.

Общие законы управления

Закон специализации управления.

Менеджмент становится видом профессиональной деятельности, нуждающейся в

специальном образовании, обладании определенными способностями.

Закон интеграции управления

Единство производства и управления, объединение структурных подразделений,

цехов, производств в единый производственный организм - предприятие, фирму,

соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленческий

процесс.

Закон экономии времени.

Эффективность управленческих действий, а следовательно, достижение целей,

определяется скоростью реакции менеджмента на потребности рынка.

Принципы управления

Принципы менеджмента это исходные положения теории менеджмента, основные

правила деятельности по осуществлению управления организацией.

Общие принципы управления:

 объективность (научность),

 системность (управления организацией как целостного явления),

 эффективность,

 конкретность,

 принцип главного звена,

 рационального сочетания

 централизма и демократизма,

 единоначалия и коллегиальности,

 отраслевого и территориального управления.

Принципы менеджмента.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации

Распределения полномочий по принятию решений, при котором централизованно

принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется

децентрализовано. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает

умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие -

предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его

компетенцию, при персональной ответственности.

Коллегиальность - выработка коллегиального решения на основе мнений

руководителей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений.

Принцип научной обоснованности. Все управленческие действия осуществляются

на базе использования научных методов и подходов.

Принцип иерархичности и обратной связи. Создание многоступенчатой структуры

управления, когда первичные звенья управления подчиняются органам руководства

следующего уровня, и т. д.

Контроль за деятельностью всех звеньев управления организацией осуществляется

на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода

управленческого процесса.

Принцип плановости. Установление основных направлений и пропорций развития

организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для

решения их в ближайшем и более отдаленном будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый подчиненный

обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их

выполнение.

Принцип мотивации. Использование мотивов поведения человека в практике

управления его деятельностью.

Принцип демократизации управления. Участие всех сотрудников в управлении

организацией, в партнерских отношениях между предпринимателем и работником.

Личностные качества лидера:

Правила, которыми должен руководствоваться лидер

Можно выделить несколько правил, которыми должен руководствоваться высший

руководитель.

Руководство через обучение: лидеры создают будущее, делая упор на то, что

работники компании должны учиться, а не пользоваться только старым багажом. То чему

высшие руководители хотят научиться сами, сигнализирует о навыках, которыми должны

овладеть подчиненные. Директора могут стать более яркими примерами для подражания,

когда учатся сами, а не учат других.

Способность усовершенствовать процессы: сосредоточение на производственных

процессах столь же важно, как и сосредоточение на изделиях. Процессы не только

создают сегодняшнюю эффективность, но также обеспечивают будущее благодаря

приобретению работниками опыта и квалификации, что влияет и на новую продукцию.

Абсолютное превосходство, а не относительное качество. С усилением глобальной

конкуренции достижение самых высоких стандартов становиться более важным, чем

надежда на самые простые общие решения. Директора строят возможности компании,

стремясь к абсолютному превосходству, а, не пытаясь выиграть что-то у сегодняшних

конкурентов или выполнить сегодняшние нормы регулирования. Один из японских

секретов качества состоит в том, чтобы искать совершенства, а не делать изделие на один

балл лучше, чем конкуренты. Хотя эта философия изначально обходится дороже, в

конечном счете, она более жизнеспособна.

Политика открытости. По мере того как директора становятся открытыми для

обучения, они должны открыть двери своих компаний большему числу клиентов. Сегодня

высшие руководители более доступны во всех отношениях. Бесшумный, похожий на храм

этаж, где раньше располагались кабинеты директоров-распорядителей, уступает место

офисам с дверями, открытыми в любое время.

Взаимозависимость и межфирменные отношения. Внешние клиенты жизненно

важные союзники в осуществлении изменений.

Снижение уровня самоуспокенности.

Современный менеджер - это философ, и врач, и артист в одном лице. Он также

ученый весьма важно, глубоко религиозный и обязательно нравственный человек.

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие

действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих

перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель «вгрызается»

В проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее

наталкивается.

Есть только два типа проблем:

 проблемы, которые мы в состоянии решить;

 проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем.

Какой смысл, например, переживать по поводу своей внешности или своего роста?

Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу

надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать

другим - лучше радоваться их продвижению и учиться у них, как нам добиться успеха в

своей деятельности.

Социальная ответственность менеджера

Наиболее значимая особенность профессии "менеджмент" – высокая социальная

ответственность всех занятых управлением за качество и результаты этого труда. И

руководители всех уровней управления, и аппарат управления как социальная группа

несут на себе социально-типические признаки. Их особый социальный статус в

общественном разделении труда налагает особую специфику на управление как

разновидность общественно-необходимого труда, на взаимоотношения с другими

профессиональными группами одной системы управления. В описании этой

профессиональной деятельности (профессиограмма) эта специфика обозначена

особенностями предмета, методов, продукта управленческого труда, что

систематизировано и представлено в матрице управленческого труда. Именно потому, что

эта профессия затрагивает интересы тружеников и всего населения, всех социальных

групп микро и макро систем, качество управления является значимой социальной

ценностью, что, естественно повышает интерес и требовательность к субъектам труда в

этой сфере.

Ответственность всегда связана с обязанностями перед кем-либо, с принятием или

возложением на человека определенных обязательств. Ответственность возникает на

основе норм, системы ценностей, принятых и господствующих в конкретных социальных

системах. В случае невыполнения обязательств применяются санкции. Различают четыре

вида ответственности: юридическую, экономическую, нравственную и политическую,

которые реализуются различными формами социального контроля (законами,

принципами, общественным мнением и др.), а также в субъективной форме - пониманием

каждым субъектом социального взаимодействия своей общественной роли, обязанностей

и ответственности за качество их выполнения перед другими людьми. Отсюда

ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, как ее социальное

качество: понимание своего статуса и социальных ролей в системе общественных

отношений, осознание необходимости признавать и соблюдать установленные нормы

деятельности и поведения, оценивание последствий предпринятых действий для себя и

окружающей среды, готовность нести ответственность за допущенные нарушения.

Управление и по своей природе, происхождению, и по своему назначению сугубо

социальное явление, характеристика которого напрямую зависит от профессионализма

тех, кто занят управленческим трудом, и от уровня культуры, социологического и

психологического самосознания тех, кто занят трудом исполнительским. И те, и другие

реализуют себя и обеспечивают жизнедеятельность не только одной и той же системы, но

и свою собственную жизнь, судьбу. Другой вопрос - как: поврозь, кто как может,

отчужденно друг от друга или осознавая свою взаимосвязь и взаимозависимость, на

основе социального партнерства и взаимосодействия друг другу ради совместного

улучшения условий своей жизнедеятельности? На сегодня это одна из ключевых проблем

российского общества, решение которой требует комплексной государственной

программы совершенствования управления вообще, повышения профессионализма

управленческих кадров, прежде всего.

Социальная характеристика профессии "менеджмент" включает права и

обязанности представителя данной профессии. Социологическая интерпретация

обязанностей руководителя представлена структурой базовых социальных ролей,

заданных ему его социальным статусом и подробно рассмотрена в следующей главе.

Данная профессия оказывает позитивное влияние на человека, поскольку создает

широкие возможности для развития индивидуальности и самореализации личности

средствами и в рамках этой профессии.

 


 

Лидерство Функции лидера в современном обществе

Лидерство Функции лидера в современном обществе

Для административных методов характерно: соответствие правовым нормам, правовым актам, распоряжениям вышестоящих органов власти и управления

Для административных методов характерно: соответствие правовым нормам, правовым актам, распоряжениям вышестоящих органов власти и управления

Принципы управления Принципы менеджмента это исходные положения теории менеджмента, основные правила деятельности по осуществлению управления организацией

Принципы управления Принципы менеджмента это исходные положения теории менеджмента, основные правила деятельности по осуществлению управления организацией

Принцип мотивации. Использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью

Принцип мотивации. Использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление

Отсюда ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, как ее социальное качество: понимание своего статуса и социальных ролей в системе общественных отношений, осознание необходимости признавать и…

Отсюда ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, как ее социальное качество: понимание своего статуса и социальных ролей в системе общественных отношений, осознание необходимости признавать и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023