Теория выпускной квалификационной работы на тему "STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе"
Оценка 4.8

Теория выпускной квалификационной работы на тему "STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
09.06.2022
Теория выпускной квалификационной работы на тему "STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе"
Теория ВКР на тему "STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе"
Теория ВКР Аввакумова.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Зам. директора по организации образовательного процесса
_______________Писарева Д.А.

 


Исполнитель

Аввакумова

Татьяна Александровна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

ОЦЕНКА_________________
_________ Председатель ГЭК


группа 46

Научный руководитель

Чащина

Татьяна Васильевна

Рецензент

Кадочникова

Ольга Владимировна

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2022

Содержание

 

Введение. 5

Глава 1 Теоретические основы использования STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе. 10

1.1 Особенности организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе. 10

1.2 Понятие и особенности STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода. 21

1.3 Возможности STEAM – обучения в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности                                                                  в третьем классе  33

Список использованных источников. 42

 


 

Введение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования: структуре основных образовательных программ начального общего образования (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования; результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) [1].

Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования включают:

·        личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·        метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·        предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Процессы формирования всех групп планируемых результатов органично связаны между собой. Усвоение нового знания необходимо организовать с опорой на деятельностные технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий (далее-УУД). В этом состоит актуальность данного вопроса, так как деятельностные технологии обучения являются одним из компонентов развития УУД, посредством которых «закладываются» компетенции в образовательном процессе. Современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из таких деятельностных технологий является STEAM обучение.

STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

В переводе с английского STEAM будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.

STEAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой обучающиеся начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Его преимуществами являются тесная связь с реальным окружающим миром, наличие вызова для детей, высокая доля мотивации и поощрение к сотрудничеству непохожих друг на друга ребят. По данным исследований в вопросах применения такого подхода в образовании выявлено, что он действительно соответствует требованиям времени.

Проблема: как использовать STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе?

Объект исследования: особенности организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе.

Предмет исследования: STEAM – обучение как средство организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования и разработка конструктов с применением STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе.

Задачи исследования:

1.     Раскрыть теоретические основы использования STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе.

2.     Описать опытно-практическую работу по организации внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении с использованием STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода для третьего класса.

Гипотеза исследования: предполагается, что если применять STEAM– обучение как междисциплинарный и проектный подход, то это будет способствовать достижению результатов общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности у обучающихся третьего класса.

Методы исследования:

1.     По этапам поиска:

-         метод отбора материала;

-         метод теоретической интерпретации;

-         метод направленного преобразования.

2.     По уровню проникновения, в сущности:

-         эмпирический:

·        изучение литературы;

·        изучение результатов деятельности;

·        наблюдение;

·        метод диагностических ситуаций, заданий.

-         теоретический:

·        анализ и синтез;

·        моделирование;

·        мыслительный эксперимент.

3.     По функциям:

- диагностика;

- прогнозирование;

- преобразование;

- коррекция;

- статистическая обработка материала.

         Теоретической основой данного исследования являются: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, примерная основная образовательная программа начального общего образования, работы Асадовой Наргиз Закировны, Бурчик Татьяны Васильевны, Григорьева Дмитрия Васильевича, Имановой Алии Нагметовны, Родченковой Натальи Александровны, Тепловой Анны Борисовны.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Аксиома» городского округа Каменск-Уральский, третий А класс, учитель, Фотеева Елена Николаевна, УМК «Школа России».


 

Глава 1 Теоретические основы использования STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе  

 

1.1 Особенности организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе 

 

Под внеурочной деятельностью, в примерной основной образовательной программе начального общего образования, понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей [2].

В примерной основной образовательной программе начального общего образования основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации.

Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательной деятельности [2].

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

По мнению Мещеряковой Галины, внеурочная деятельность в третьем классе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

·        обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·        оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·        улучшить условия для развития ребенка;

·        учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [15].

Согласно мнению Родченковой Натальи Александровны, практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

·        включение учащихся в активную деятельность;

·        доступность и наглядность;

·        связь теории с практикой;

·        учёт возрастных особенностей;

·        сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

·        целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному) [18].

Согласно точке зрения Григорьева Дмитрия Васильевича, воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде [4, с. 9].

По мнению Мещеряковой Галины, достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

·        внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

·        улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

·        укрепление здоровья воспитанников;

·        развитие творческой активности каждого ребёнка;

·        укрепление связи между семьёй и школой

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

·        личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·        метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) [15].

По мнению Родченковой Натальи Александровны, внеурочная деятельность в общеинтеллектуальном направлении тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе [18].

При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, тьюторы и др.).

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

План внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении формируется образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. При взаимодействии образовательной организации с другими организациями создаются общее программно-методическое пространство, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретной образовательной организации [1].

Принципы организации внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении:

·        соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

·        опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

·        опора на ценности воспитательной системы школы;

·        свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [16].

Согласно мнению Бурчик Татьяны Васильевны, общеинтеллектуальное направление в третьем классе базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

По мнению Бурчик Татьяны Васильевны, приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания. При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. В качестве примера несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия [7].

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам.

Как отмечает Бурчик Татьяна Васильевна, деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

По мнению Бурчик Татьяны Васильевны, основная цель реализации данного направления: активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива [7].

Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

При отборе содержания и результатов внеурочной деятельности важно учитывать возрастные особенности школьников третьего класса.

В возрасте 9-10 лет дети располагают значительными резервами развития. В этот период, по мнению Л.С. Выготского, происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за­канчивается лишь к 12 годам).

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью [3].

Многие психологи отмечают, что доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы.  От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

В 9-10 лет образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения [3].

Именно в младшем школьном возрасте (9-10 лет) развивается внимание.  Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему.

Среди школьников 9-10 лет нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания [3].

Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.  В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению. Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [3].

Младшие школьники 9-10 лет очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.  В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Знание особенностей психофизического развития детей в этом возрасте позволяет грамотно ставить и решать задачи работы с обучающимся в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.

Бурчик Татьяна Васильевна считает, что основными задачами являются формирование навыков научно-интеллектуального труда, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности, овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса, формирование навыков информационной грамотности через работу со справочной литературой, печатными изданиями, каталогами и т.д., формирование ИКТ-компетентности, развитие проектно-исследовательских умений [7].

  Таким образом, общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин. Целью реализации данного направления является активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс.

 

1.2 Понятие и особенности STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода

 

В XXI веке от человека требуется не только мастерское владение какой-либо технологией создания продукта (материального или интеллектуального), но и креативного подхода к ее реализации. Простое воспроизведение уже кем-то созданного ранее не может привести к успеху, для этого необходим поиск авторской идеи, ее воплощение в жизнь. Поэтому сегодня перед отечественной педагогикой встает актуальная проблема подготовки таких выпускников образовательных организаций, которые бы смогли быть и генераторами новых идей, и проектировщиками, и доводчиками этих идей до состояния работающих объектов [23].

Чему и как учить сегодня, чтобы дети были успешными завтра – это главная идеология современного образования. Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий.

По данным LEGO Foundation, 80 % будущих специальностей к 2020 году будут требовать наличия у сотрудников развитых STEM-компетенций. И произойдет это потому, что 65 % нынешних обучающихся начальных классов предстоит работать по специальностям, не существующим на текущий момент. По данным LEGO Foundation, им придется работать в абсолютно новых научных сферах и приобретать профессии, которые только появятся через 10–15 лет. И школа не может остаться в стороне от тенденций, которые диктует развитие новых технологий [25].

Обратимся к изучению вопроса о возникновении данного подхода в работе. В последнее время именно STEAM образование стало настоящим трендом в США и Европе, и многие эксперты называют его образованием будущего.

STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе [14].

STEAM – является развитием хорошо известной аббревиатуры STEM, за исключением того, что включается искусство. S - science, или наука. T - technology, то есть технология. E - engineering, что по-английски означает инженерия. M - maths, царица наук - математика. Под искусством, новая составляющая аббревиатуры A - art, могут пониматься совершенно разные направления – живопись, архитектура, скульптура, музыка и поэзия. Добавление искусства позволяет расширить контингент учащихся, вовлеченных в проект, таким образом, ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в проектировании и математике, могут помочь группе при эстетической реализации проекта.

STEAM – учебный план основан на идее обучения детей с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того, чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения. Это позволяет выйти на новый уровень совершенствования навыков у детей. По мнению педагогов, интеграция позволяет быть успешным в большинстве профессий. Практически все специалисты отмечают, что прогрессивные технологии повышают мотивацию к обучению и расширяют базовые знания в области конструирования и программирования [10].

Основная идея STEAM подхода такова: практика так же важна, как и теоретические знания. То есть, обучаясь, дети должны работать не только мозгом, но и руками. Обучение лишь в стенах класса не успевает за стремительно меняющимся миром. Основным отличием STEAM подхода является то, что здесь дети используют и свой мозг, и свои руки для успешного изучения множества предметов. Знания, которые они получают, они «добывают» самостоятельно.

 STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления. По мнению Анны Борисовны Тепловой, (кандидат педагогических наук), в образовательной среде STEAM дети получают знания и сразу же учатся их использовать, поэтому, когда они вырастают и сталкиваются с жизненными проблемами в реальном мире, будь то загрязнение окружающей среды или глобальные изменения климата, они понимают, что решить такие сложные вопросы можно только опираясь на знания из разных областей и работая всем вместе.  Полагаться на знания только по одному предмету здесь недостаточно.

Как отмечает Анна Борисовна Теплова, STEAM подход меняет взгляд на обучение и образование. Делая акцент на практических способностях, школьники развивают свою силу воли, творческий потенциал, гибкость и учатся сотрудничеству с другими. Эти навыки и знания и составляют основную учебную задачу, то есть то, к чему стремится вся эта система образования.

Суть работы по данной технологии заключается в коллективной работе над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии [25].

Вот что говорит о STEAM – обучении Максим Васильев, президент Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР), председатель национального совета Всемирной робототехнической олимпиады (WRO), главный тренер сборной Москвы по олимпиадной робототехнике:

«В основе STEAM – обучения лежит системно – деятельностный подход, самостоятельная исследовательская работа учеников, которая прописана во ФГОС. STEAM – образование сегодня активно применяется в российских школах, но зачастую педагогам привычнее использовать другие термины, например, проектная деятельность. Создание проекта в соответствии с ФГОС предполагает мультипредметность и межпредметность. При STEAM –  обучении дети применяют знания из различных областей: математики и других точных наук, инженерии, дизайна, используют цифровые устройства и технологии.

Таким образом, ученики усваивают общее понимание процесса создания и работы над проектом. STEAM – это универсальный практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с задачами любой сложности. При этом дети получают практическую реализацию своих знаний. Решая любую производственную или бытовую задачу, человек вынужден аккумулировать знания из многих областей. Такой подход полезен и нужен в современной школе. Постепенно образование в рамках отдельных предметов теряет актуальность, и это не случайно. Обучение лишь в форме передачи информации утратило смысл, так как сегодня любой школьник может зайти в интернет и найти необходимые или недостающие сведения о предмете исследования. А уметь этой информацией воспользоваться, применить ее на практике – вот это умение должно вырабатываться уже в школе» [8].

При организации работы с использованием STEAM – технологии необходимо учитывать основные педагогические принципы:

·        интегративности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, определяющий целеполагание, содержание обучения, его формы и методы;

·        сознательности и активности, предполагающий выработку глубоких и осмысленных знаний, на основе собственной познавательной активности ребенка, обеспечивающий определение логических связей между известным и неизвестным, понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями, учитывающий индивидуальные интересы обучающегося;

·        наглядности обучения, обеспечивающий наглядную иллюстрацию информации, содержащей строго зафиксированные научные закономерности;

·        системности, обеспечивающий взаимосвязь содержания и форм воспитания обучающихся в зависимости от их возраста;

·        доступности и последовательности, обеспечивающий единство взаимосвязи обучения и воспитания ребенка;

·        природосообразности, обеспечивающий воспитание и образование ребенка в соответствии с законами его физического и духовного развития;

·        сотрудничества единство взаимодействия семьи и учреждения образования в воспитании и образовании ребенка [12].

В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями. Здесь не учителя показывают, что они знают и умеют, как они работают, а сами дети. Педагог лишь направляет деятельность, в результате повышается качество образовательной деятельности, развивается системное мышление.

Педагоги отмечают, что проводить каждый урок, основываясь на интеграции и на проектном обучении невозможно, потому что такие уроки сложно уместить в стандартные 40-45 минут, либо в школах отсутствует оборудование, которое нужно использовать при реализации проекта. Поэтому здесь возникает необходимость сотрудничества между учителем и педагогом дополнительного образования для того, чтобы образование было обеспечено качественно и полноценно. Но важным условием при этом является согласованность программ обучения педагогов дополнительного образования с содержанием учебных предметов, которые в большей степени могли быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программой.

Помимо связи предметов с реальной жизнью, этот подход открывает возможность для творчества ребенка. При таком подходе проектная деятельность младших школьников ставит ряд задач, которые необходимо решить. С помощью подобных заданий ребенок не просто генерирует интересные идеи, но и сразу воплощает их в жизнь. Таким образом, он учится планировать свою деятельность, исходя из поставленной задачи и имеющихся ресурсов, что обязательно пригодится ему в реальной жизни, и что соответствует требованиям ФГОС НОО [12].

По мнению Имановой Алии Нагметовны, одним из основных постулатов STEAM – образования является парное обучение в небольших группах. Так, например, на занятиях по робототехнике двое детей работают за одним компьютером и собирают один конструктор. Такой подход предполагает обучение детей сотрудничеству, помогая детям учиться работать в команде, развивать навыки общения, работы в группе, что способствует формированию коммуникативных УУД.

Как отмечают педагоги-практики, обучающиеся помимо математики, изучают робототехнику, программирование, конструируя и программируя собственных роботов. На занятиях используется специальное технологичное лабораторное и учебное оборудование, такое как 3D-принтеры, средства визуализации и прочее оборудование. Можно сказать, что философия STEAM – образования основана на старых добрых подходах обучения детей профессиям на уроках труда, разве что инструменты изменились и способы обучения [9].

Таким образом, STEAM – акроним, который состоит из слов science, technology, engineering, mathematics, art (наука, технология, инженерия, искусство, математика). Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно, быстрыми темпами.  В основе- интеграция, которая является актуальным направлением обновления содержания в системе общего и дополнительного образования детей и взрослых и реальным полем для реализации проектной деятельности. Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEAM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике. STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

Изучение современных исследований по данному вопросу позволяет утверждать, что STEAM – образование позволяет использовать научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн. Что ведёт к формированию инновационного мышления обучающегося, умений, навыков 21 века [10].

На основе анализа литературы выделим преимущества STEAM-образования:

·        Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

·        Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

·        Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

·        Формирование уверенности в своих силах.

·        Активная коммуникация и командная работа.

·        Развитие интереса к техническим дисциплинам.

·        Креативные и инновационные подходы к проектам.

·        Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

·        Ранняя профессиональная ориентация.

·        Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

·        STEAM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП) [13].

Недостатки STEAM образования:

·        Слабость коммуникативных навыков. Здесь инженеры больше всего внимания обращают на формулы, уравнения, структуры материалов, в которых, скорее всего, будет использован сухой книжный язык.

·        Так как инженеры в основном сосредоточены на STEAM, они могут потерять свое творческие навыки.

·        Инженеры, которые хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем».

·        Ярко выраженная узкая специализация учителей, и как результат знания школьников будут фрагментарны. Реализовывать такое направление способны только учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественно-научных учебных дисциплин и технологий [6].

STEAM подход направлен на развитие навыков обучения, а не зазубривание материала, данного учителем.  В основе него лежат: способность к созданию новых идей, навыки самоподготовки, совместная работа, постоянное исправление ошибок и решение учебных задач.

Во многих странах STEAM-образование в приоритете по некоторым причинам:

·        В ближайшем будущем в мире и, следовательно, в России будет резко не хватать инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и т.д.

·        В отдаленном будущем появятся профессии, которые будут связаны с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности будет большой спрос на специалистов по био- и нано технологиям.

·        Специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии [17].

Изучение литературы по данному вопросу позволяет утверждать, что при использовании данного подхода в обучении у детей формируются умения и навыки:

·        критически мыслить;

·        брать на себя ответственность и принимать решение;

·        создавать интерактивные модели;

·        создавать собственные продукты;

·        осваивать проектную культуру;

·        опираться на собственный опыт.

На Международной конференции «2STEAM forward», которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления:

·        Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады.

·        Язык науки - английский язык. Если хочешь изучать науку и быть учёным - нужно знать этот язык.

·        Нужны программы STEAM – образования для девочек. Девочки в науке, благодаря своей аккуратности, могут сделать то, что не под силу мальчикам.

·        Science is fun! Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся [17].

Рассмотрим особенности работы на основе STEM/STEAM образования.

Согласно мнению Асадовой Наргиз Закировны, обучение в STEM/STEAM классе — это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Школьники работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, продвигают свои продукты в социальных сетях, создают сайты и мультфильмы.

Потенциальным эталоном STEM/STEAM программы мог бы быть Леонардо да Винчи — человек, который видел взаимосвязи в сводах соборов и строении стопы человека, который был одинаково хорош и как живописец, и как инженер-изобретатель [5].

Осознавая преимущества такого подхода, правительство США включило в свои новые образовательные стандарты (Common Core State Standards и Next Generation Science Standards) STEM/STEAM и проектное обучение как базовый метод преподавания в школах. Австралия, Канада и Сингапур сделали это еще раньше.

STEAM в школах дает учащимся возможность учиться творчески, используя навыки XXI века, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление [5].

STEAM в школах может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, ООП НОО, а каждый раздел – образовательный модуль – самостоятельно применяться как в вышеуказанных образовательных организациях, так и в системе дополнительного образования.

Использование STEAM – подхода во внеурочной деятельности дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты –  вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии [10].

Учитывая мнения известных психологов и данные о психологических достижениях ребенка младшего школьного возраста, нельзя не отметить актуальность STEAM образования в третьем классе.

Во –  первых, данный подход активизирует интерес к математике, естествознанию, к интеграции этих знаний, во – вторых, помогает приобрести знания в области техники, робототехники, конструированию, в –третьих, содействует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, а также способствует раннему определению потенциала ребенка и его профессионального самоопределения.

STEAM обучение как междисциплинарный и проектный подход в образовании младших школьников позволяет развивать у обучающихся универсальные учебные действия через разные формы организации учебного сотрудничества, развивать интерес к исследованию,  связанному с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающему наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [10].

Работа по организации деятельности с помощью STEAM – обучения позволит достичь важнейших целей образования: самостоятельного мышления; решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний; навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

В первом классе работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому необходимо осуществлять подготовительный этап, в который включаются творческие работы обучающихся, устные рассказы, в которых они учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Второй класс начальной школы ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Обучающиеся могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей. В третьем классе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Дети продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. В четвёртом классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате обучающиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить продукт самостоятельно [10].

Основываясь на материалах наблюдений, А.И. Савенкова описывает STEAM как новую систему обучения школьников, основанную на инновационных технологиях 21 века, основной целью которой является развитие у детей мышления нового типа. Это принципиально новый подход, который разительно отличается от традиционной школьной модели обучения и основывается на развитии творческих и аналитических навыков [10].

Но здесь нельзя не отметить, что большое значение имеют такие вопросы, как подготовка учителя к организации такой работы, степень оснащенности образовательной деятельности, степень готовности оборудования не только для организации работы на уроке, но и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

Во внеурочной деятельности важно предусмотреть рабочие места и инструменты для командной работы, формировать культуру командной работы. В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями. Здесь не учителя показывают, что они знают и умеют, как они работают, а сами дети. Педагог лишь направляет деятельность, в результате повышается качество образовательной деятельности, развивается системное мышление.         

Возникает необходимость сотрудничества между учителем и педагогом дополнительного образования для того, чтобы образование было обеспечено качественно и полноценно, тогда появляется возможность для выхода за рамки урока для расширения учебного материала. Дополнительное образование обеспечивает усиление вариативной составляющей общего образования и способствует реализации знаний учащихся, полученных в школе во время уроков. Кроме того, основное содержание дополнительного образования практико-ориентированное, то есть здесь ребёнок самостоятельно ищет способы решения практических задач, получает знания во время исследований и наблюдений за объектами, явлениями природы [10].

Таким образом, STEAM – наука, технология, инженерия, искусство, математика. Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно, быстрыми темпами.  В основе – интеграция, которая является актуальным направлением обновления содержания в системе общего и дополнительного образования детей и взрослых и реальным полем для реализации проектной деятельности. Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEAM – грамотности и конкурентоспособности. STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. STEAM обучение – это междисциплинарный и проектный подход, он способствует развитию критического мышления, формированию проектных и исследовательских компетенций, а также приобретению умений и навыков работы в группе. Обучение в STEAM классе — это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Использование данного подхода в урочной и внеурочной деятельности создает условия для достижения планируемых результатов ФГОС НОО.

1.3 Возможности STEAM – обучения в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности        в третьем классе

 

STEAM в школах успешно используется во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, ООП НОО, а каждый раздел – образовательный модуль – самостоятельно применяться как в образовательных организациях, так и в системе дополнительного образования.

Использование STEAM–подхода в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности в третьем классе даёт детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное, работая в группах. Всё это развивает коммуникативные навыки у обучающихся, умение сотрудничать, принимать общие решения. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты – вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии [10].

Как отмечает Анна Борисовна Теплова, STEAM подход меняет взгляд на обучение и образование. Делая акцент на практических способностях, школьники развивают свою силу воли, творческий потенциал, гибкость и учатся сотрудничеству с другими. Эти навыки и знания и составляют основную учебную задачу, то есть то, к чему стремится вся эта система образования [25].

Появляется возможность для выхода за рамки урока для расширения учебного материала. Дополнительное образование обеспечивает усиление вариативной составляющей общего образования и способствует реализации знаний учащихся, полученных в школе во время уроков. Кроме того, основное содержание дополнительного образования практико-ориентированное, то есть здесь ребёнок самостоятельно ищет способы решения практических задач, получает знания во время исследований и наблюдений за объектами, явлениями природы [10].

STEAM обучение как междисциплинарный и проектный подход в образовании школьников третьего класса позволяет развивать у обучающихся универсальные учебные действия через разные формы организации учебного сотрудничества, развивать интерес к исследованию,  связанному с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающему наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [16].

Как отмечает Иманова Алия Нагметовна, во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, обучающиеся изучают робототехнику, программирование, конструируя и программируя собственных роботов. На занятиях используется специальное технологичное лабораторное и учебное оборудование, такое как 3D-принтеры, средства визуализации и прочее оборудование. Все это повышает культуру командной работы, познавательный интерес, способствует практической интеграции полученных знаний и умений. Школьники работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, продвигают свои продукты, создают сайты и мультфильмы. Использование данного подхода во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования создает условия для достижения планируемых результатов ФГОС НОО [9].

Согласно мнению Асадовой Наргиз Закировны, STEAM дает учащимся возможность учиться творчески, используя навыки XXI века, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление [5].

STEAM подход открывает возможность для творчества ребенка. При таком подходе проектная деятельность младших школьников ставит ряд задач, которые необходимо решить. С помощью подобных заданий ребенок не просто генерирует интересные идеи, но и сразу воплощает их в жизнь. Таким образом, он учится планировать свою деятельность, исходя из поставленной задачи и имеющихся ресурсов, что обязательно пригодится ему в реальной жизни, и что соответствует требованиям ФГОС НОО [12].

В общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности STEAM – технологии могут быть использованы в таких проектах, как

·        робототехника;

·        3D-моделирования;

·        3D-анимации;

·        веб-дизайна;

·        программирование.

Приёмы осуществления межпредметных связей можно условно разделить на две группы: обычные методы и приёмы, но ориентированные на установление межпредметных связей, и новые, специфичные для межпредметных связей и обогащающие сложившуюся систему методов обучения.

К первой группе относятся: домашние задания по другим предметам, включение в изложение учителя учебного материала другого предмета, беседа на воспроизведение знаний из другого предмета, применение наглядных пособий, приборов, фрагментов диафильмов по другим предметам, постановка проблемных вопросов, решение количественных и познавательных задач, кроссвордов межпредметного содержания, сообщения учащимися по материалам другого предмета.

Ко второй группе относятся следующие методические приёмы: работа с учебниками по нескольким предметам на уроке, изготовление и использование комплексных наглядных пособий, обобщающих учебный материал нескольких предметов, выполнение письменных контрольных работ, которые разрабатываются и оцениваются учителями ряда предметов: комплексные задания, межпредметные тесты, дифференцированные по предметам, групповые задания [20].

Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, в терминологии Джона Дьюи, или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического, или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни) [20].

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным [4].

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

1.     Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи). На данном этапе формируется положительная мотивация на предстоящую деятельность, снимается эмоциональное напряжение.

2.     Этап планирования – подготовительный (ученики совместно с учителем определяют тему и цель проекта, формулируют задачи, вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса, согласовывают способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности). На данном этапе формируется сила воли, сотрудничество с учителем, развивается критическое мышление.

3.     Информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником). На данном этапе формируется восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, сила воли, творческий потенциал, сотрудничество с учителем и сверстниками, уверенность в своих силах; развивается критическое мышление, исследовательские компетенции и навыки работы в группе, креативные подходы к проектам, мотивация к творчеству.

4.     Рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). На данном этапе формируется адекватная самооценка обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками, формируется сила воли, творческий потенциал, сотрудничество с учителем и сверстниками; развивается критическое мышление, исследовательские компетенции и навыки работы в группе, уверенность в своих силах [4].

Для этого используется STEAM – обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт   взаимодействия   в   коллективе, увеличивают   развивающий   эффект   обучения [25].

Активные методы обучения подразделяются на методы начала занятия, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа занятия.

По мнению Тепловой Анны Борисовны, динамично помогают начать занятие такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников [25].

Теплова Анна Борисовна отмечает, что очень важным для учителя является включение в занятие активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего занятия, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе занятия учитель сообщает материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом [25].

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Согласно мнению Тепловой Анны Борисовны, учебное пространство STEAM предоставляет людям эффективный обучающий интерактивный подход совместно с самоподготовкой и умением работать в команде. Давайте поближе рассмотрим такой учебный процесс: что здесь отличается от традиционного типа обучения и как развивают детское мышление [25].

Продемонстрируем возможности общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности на примере. На внеурочном занятии в общеинтеллектуальном направлении обучающимся третьего класса дается тема «Окружающая среда». Сначала дети смотрят короткий документальный фильм, играют в игры или делают специальные задания с преподавателем. У них появляется представление о различных живых существах и природных зонах, вместе они рисуют их или делают поделки на эту тему, таким образом дети получают знания опытным путем. Затем они изучают каждую тему по отдельности: малыши смотрят видео, слушают аудио-записи, просматривают нужные сайты в интернете, это время для самоподготовки. Потом детей тестируют, чтобы определить, насколько хорошо они разобрались в этой теме, и уже после этого учащиеся сами делают аудио- или видео-материалы или пишут в свой собственный блог на тему окружающей среды. Этот этап называется созданием смысла. И финальный шаг, весь класс вместе снимает 10 минутное видео по теме изменений в окружающей среде, а именно: как уменьшить выбросы углекислого газа. На данном этапе все дети показывают свои знания по теме (все то, чему они научились).

Дети уделяют больше времени самоподготовке, учатся находить проблемы и решать их самостоятельно. Дети делятся между собой своим удачным и неудачным учебным опытом, работают вместе над проектами или решением определенных проблем. Одноклассники помогают и поддерживают друг друга, решая учебные задачи с помощью новых навыков и знаний.

В конечном итоге STEAM подход в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности, прежде всего, направлен на развитие навыков обучения, а не зазубривание материала, данного преподавателем. В основе него лежат: способность к созданию новых идей, навыки самоподготовки, совместная работа, постоянное исправление ошибок и решение учебных задач [25].

Таким образом, использование STEAM – подхода в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Делая акцент на практических способностях, школьники развивают свою силу воли, творческий потенциал, гибкость и учатся сотрудничеству с другими. STEAM обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации внеурочной деятельности позволяет развивать у обучающихся третьего класса универсальные учебные действия через разные формы организации учебного сотрудничества. Во внеурочной деятельности STEAM – технологии могут быть использованы в таких проектах, как: робототехника, 3D-моделирования, 3D-анимации, веб-дизайна, программирование. Дети уделяют больше времени самоподготовке, учатся находить проблемы и решать их самостоятельно. Дети делятся между собой своим удачным и неудачным учебным опытом, работают вместе над проектами или решением определенных проблем. Учебное пространство STEAM предоставляет людям эффективный обучающий интерактивный подход совместно с самоподготовкой и умением работать в команде. Использование данного подхода во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования создает условия для достижения планируемых результатов ФГОС НОО.   

Список использованных источников

 

1.     Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. – 2021. – 5 июл. – URL: https://base.garant.ru/400907193.

2.     Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). – Текст: непосредственный.

3.     Выготский, Л. С. Детская психология: собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4 / Л. С. Выготский, под ред. Д. Б. Эльконин. – 1984. – 432 с. – Текст: непосредственный.

4.     Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – Текст: непосредственный.

5.     Асадова, Н.З. 3 вопроса об образовательной технологии STEAM, которая изменит российскую школу/Н.З. Асадова. – Текст: электронный // Letidor: [сайт]. – 2019. – 5 мая. – URL: https://letidor.ru/obrazovanie/3-voprosa-o-sisteme-steam-kotoraya-izmenit-rossiiskuyu-shkolu.htm (дата обращения: 18.11.2021)

6.     Атаманчук, И.В. STEAM – технология /И.В. Атаманчук. – Текст: электронный // Мультиурок: [сайт]. –2016. – 24 окт. – URL: https://multiurok.ru/blog/stem-tiekhnologhiia.html (дата обращения: 20.10.19).

7.     Бурчик, Т.В. Направления внеурочной деятельности / Т.В. Бурчик. – Текст: электронный // Учителя.com: [сайт]. – URL: https://uchitelya.com/pedagogika/137761-napravleniya-vneurochnoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 21.11.2021).

8.     Гагарина, Д.А. STEAM-обучение: от практики к теории /Д.А. Гагарина, А.С. Гагарин, А.А. Гагарин. – Текст: электронный // Занимательная робототехника: [сайт]. –2019. – 12 апр. – URL: http://edurobots.ru/2019/04/steam-edu/ (дата обращения: 10.12.2021).

9.     Иманова, А.Н. STEAM – технологии: инновации в естественно-научном образовании /А.Н. Иманова, Р.Т. Самуратова, А.О. Жуманбаева. – Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/steam-tehnologii-innovatsii-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii (дата обращения: 10.01.2022).

10. Инфоурок. Что такое STEAM образование. – Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. – URL:https://infourok.ru/doklad-na-temu-chto-takoe-steam-obrazovanie-3572523.html (дата обращения: 16.11.2022).

11. Копилка уроков. Диагностика младших школьников. – Текст: электронный // kopilkaurokov.ru: [сайт]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/testi/diaghnostikamladshikhshkolnikovtiesty (дата обращения: 10.03.2022)

12. Крючков, В. STEAM: секреты инновационной методики /В. Крючков. – Текст: электронный // Robolab: [сайт]. – URL: https://robolab.by/novosti/steam-sekrety-innovacionnoj-metodiki.html (дата обращения: 25.12.2021).

13. Кучкарова, С.М. Steam технологии в начальной школе / С.М. Кучкарова. – Текст: электронный // Знанио: [сайт]. – URL: https://znanio.ru/media/steam-tehnologii-v-nachalnoj-shkole-2621238 (дата обращения: 20.12.2021)

14. Международная сеть детских центров гармоничного роста развития «Точка роста». STEAM образование. – Текст: электронный // Точка роста: [сайт]. – URL:https://www.tochka-rosta.ru/STEAM/ (дата обращения: 13.11.2021).

15. Мещерякова, Г. Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО / Г. Мещерякова. – Текст: электронный // Педсовет: [сайт]. – 2017. – 10 июня. – URL: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-fgos-noo (дата обращения: 21.11.2021).

16. Образовательный портал. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. – Текст: электронный // Экстернат.РФ: [сайт]. – 2014. – 6 окт. – URL: http://ext.spb.ru/site/6113 (дата обращения: 12.01.2022).

17. Райская птица. Что такое STEAM-образование. – Текст: электронный // Райская птица: [сайт]. – URL:  http://rptica.ru/Stati/Chto-takoe-STEAM-obrazovanie/ (дата обращения: 13.10.2021).

18. Родченкова, Н.А. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС / Н.А. Родченкова – Текст: электронный // Открытый урок первое сентября: [сайт]. – 2013. – 6 мая. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/633007 (дата обращения: 21.11.2021).

19. Современный урок. Механизмы реализации внеурочной деятельности по ФГОС НОО. – Текст: электронный // Современный урок: [сайт]. – 2019. – 3 апр. – URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/12029 (дата обращения: 22.11.2021).

20. Телешева, Т.А. Педагогическая теория Джона Дьюи / Т.А. Телешева – Текст: электронный // Сайт педагога-исследователя [сайт]. – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-288 (дата обращения: 15.01.2022).

21. Учителя.com. Диагностика мышления младших школьников. – Текст: электронный // Учителя. Com: [сайт]. – 2019. – URL: https://uchitelya.com/pedagogika/187581-diagnostika-myshleniya-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 26.09.2021).

22. Филимонова, Ю.С. Диагностика познавательных процессов у младших школьников / Ю.С. Филимонова – Текст: электронный // Академия развития творчества: [сайт]. – 2020. – 8 декабря. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/36303-diagnostika-poznavatelynyh-processov-u-mladshih-shkolynikov (дата обращения: 12.03.2022)

23. Шатунова, О.В. STEAM – образование в технологической подготовке школьников / О.В. Шатунова. – Текст: электронный // Docplayer: [сайт].– URL: http://docplayer.ru/52501749-Steam-obrazovanie-v-tehnologicheskoy-podgotovke-shkolnikov-steam-education-in-technological-training-of-schoolchildren.html (дата обращения: 13.11.2021).

24. Cyberpedia. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая). – Текст: электронный // Сyberpedia.su: [сайт]. – URL: https://cyberpedia.su/9x131c8.html?ysclid=l2kv3639uf (дата обращения: 28.09.2021)

25. Education First. STEAM подход для начальной школы. – Текст: электронный // Efblog: [сайт].– 2020. – 6 июня. – URL:  https://www.ef.ru/englishfirst/kids/efblog/educational-advice/for-parents/steam-podkhod-dlya-nachalnoy-shkoly/ (дата обращения: 23.12.2021).

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

Теория выпускной квалификационной работы на тему "STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе"

Теория выпускной квалификационной работы на тему "STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе"

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее –

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее –

Процессы формирования всех групп планируемых результатов органично связаны между собой

Процессы формирования всех групп планируемых результатов органично связаны между собой

Проблема: как использовать STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе?

Проблема: как использовать STEAM ─ обучение как междисциплинарный и проектный подход в организации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в третьем классе?

Методы исследования: 1.

Методы исследования: 1.

Уральский, третий А класс, учитель,

Уральский, третий А класс, учитель,

Глава 1 Теоретические основы использования

Глава 1 Теоретические основы использования

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального…

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального…

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: · личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,…

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: · личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,…

План внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении формируется образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы…

План внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении формируется образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы…

Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т

Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т

Как отмечает Бурчик Татьяна Васильевна, деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов

Как отмечает Бурчик Татьяна Васильевна, деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными

Именно в младшем школьном возрасте (9-10 лет) развивается внимание

Именно в младшем школьном возрасте (9-10 лет) развивается внимание

Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке

Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке

В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха

В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха

Понятие и особенности STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода

Понятие и особенности STEAM – обучения как междисциплинарного и проектного подхода

США и Европе, и многие эксперты называют его образованием будущего

США и Европе, и многие эксперты называют его образованием будущего

STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления

STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления

Таким образом, ученики усваивают общее понимание процесса создания и работы над проектом

Таким образом, ученики усваивают общее понимание процесса создания и работы над проектом

В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями

В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями

ФГОС НОО [ 12 ]. По мнению

ФГОС НОО [ 12 ]. По мнению

Изучение современных исследований по данному вопросу позволяет утверждать, что

Изучение современных исследований по данному вопросу позволяет утверждать, что

Инженеры, которые хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем»

Инженеры, которые хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем»

На Международной конференции «2STEAM forward», которая прошла в 2014 году в

На Международной конференции «2STEAM forward», которая прошла в 2014 году в

STEAM в школах дает учащимся возможность учиться творчески, используя навыки

STEAM в школах дает учащимся возможность учиться творчески, используя навыки

Работа по организации деятельности с помощью

Работа по организации деятельности с помощью

Но здесь нельзя не отметить, что большое значение имеют такие вопросы, как подготовка учителя к организации такой работы, степень оснащенности образовательной деятельности, степень готовности оборудования…

Но здесь нельзя не отметить, что большое значение имеют такие вопросы, как подготовка учителя к организации такой работы, степень оснащенности образовательной деятельности, степень готовности оборудования…

Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию

Цель такого подхода – создание устойчивых связей между школой, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию

Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии [ 10 ]

Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии [ 10 ]

D-принтеры, средства визуализации и прочее оборудование

D-принтеры, средства визуализации и прочее оборудование

К первой группе относятся: домашние задания по другим предметам, включение в изложение учителя учебного материала другого предмета, беседа на воспроизведение знаний из другого предмета, применение…

К первой группе относятся: домашние задания по другим предметам, включение в изложение учителя учебного материала другого предмета, беседа на воспроизведение знаний из другого предмета, применение…

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

На данном этапе формируется сила воли, сотрудничество с учителем, развивается критическое мышление

На данном этапе формируется сила воли, сотрудничество с учителем, развивается критическое мышление

Активные методы обучения подразделяются на методы начала занятия, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, подведения итогов

Активные методы обучения подразделяются на методы начала занятия, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, подведения итогов

Светофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская»

Светофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская»

Одноклассники помогают и поддерживают друг друга, решая учебные задачи с помощью новых навыков и знаний

Одноклассники помогают и поддерживают друг друга, решая учебные задачи с помощью новых навыков и знаний

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Образовательный портал. Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Образовательный портал. Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Steam-obrazovanie-v-tehnologicheskoy-podgotovke-shkolnikov-steam-education-in-technological-training-of-schoolchildren

Steam-obrazovanie-v-tehnologicheskoy-podgotovke-shkolnikov-steam-education-in-technological-training-of-schoolchildren
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2022