Теория и методика социально-культурной деятельности. Биография человека в культурном контексте.
Автор эссе: Кириленко Людмила Григорьевна
Предлагаю краткое изложение своей биографии в культурном контексте. Попробую определить, какие факторы культуры и виды моего участия в социально-культурной деятельности оказали на меня наибольшее влияние.
Кратко излагая свою биографию в культурном контексте, отмечу, в чём заключается суть и смысл социально-культурной деятельности личности.
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование её социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм её участия в социальнокультурных процессах.
Конкретная социальная среда - это распад СССР существенно повлиявший на изменение социокультурной ситуации в бывших союзных республиках. Реформы, которые начали проводить в экономике, не сгладили, а напротив существенно обострили экономические, национальные, и, конечно же, социально-культурные проблемы. А жить, работать, учить детей нужно всегда и при любых, даже самых сложных ситуациях.
Так в 1994 году мною была выдвинута инициатива создания в поселке городского типа Приморский (г.Феодосия, Крым) детской художественной школы. Эту инициативу поддержали органы местного самоуправления, поссовет учредил Детскую художественную школа имени М.А.Волошина пгт Приморский с контингентом учащихся 200 человек, а руководить этой школой было поручено мне.
Побудительных моментов для создания школы в те годы было несколько:
1. Желание детей посёлка учиться изобразительному искусству на примерах известных художников с мировыми именами, в числе которых
И.К.Айвазовский, М.А.Волошин, К.Ф. Богаевский (наши земляки) и других;
2. Сложное материальное положение жителей поселка – родителей этих детей, в связи с отсутствием свободных денежных средств, чтобы обеспечить проезд в другой населенный пункт на учебу в городскую художественную школу (за 20 км от посёлка) и оплатить стоимость этого обучения;
3. Организация дополнительного образования и обеспечение досуговой деятельности подрастающего поколения в поселке с населением в пятнадцать тысяч человек;
4. Популяризация изобразительного и декоративно-прикладного искусства и творчества в регионе и за его пределами.
Как результат школа создана, существует и развивается.
Дети приходят в школу научиться владеть кистью и карандашом, создавать пластические формы из глины и школа им помогает пробудить интерес к творчеству и созиданию на многие годы. В условиях дополнительного образования осуществляется самопознание, саморазвитие, самореализация юных художников.
В результате учебные занятия в школе, направленные на освоение ребенком социального опыта, способствуют не только формированию познавательной и исполнительской деятельности, но и формированию творческой деятельности, позволяющей осознанно определять проблемы и решать их, творчески подходя к любой деятельности. Расширение знаний и информированности школьников сосредоточено на развитие способностей самоопределяться в жизненной ситуации, изменяя ее в лучшую сторону, реализуя себя, осуществляя свои возможности.
Досуговая деятельность - еще одно традиционное звено воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание этого вида внеучебной деятельности рассматривается в школе как целостная совокупность многообразия занятий, составляющих: потребление духовных ценностей, социально-значимую деятельность и активный отдых.
Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.
Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет школе прямо или косвенно реализовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлинную гуманитаризацию всей системы образования, на деле воплотить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения.
Вот и мне, простому директору самой простой поселковой художественной школы, нужно делать свою работу. Подбирать, показывать, советовать, обсуждать, хвалить, предлагать, и даже, настаивать….
И я горжусь тем, что в моей биографии это есть, что мое участие в социально-культурной деятельности значительное, всё это оказало наибольшее влияние на меня как на личность, и на моё окружение.
Горжусь тем, что за свои двадцать четыре года, ДХШ достаточно известна в педагогических кругах как школа, дающая основательную начальную, художественную подготовку и творческий потенциал детям, желающим продолжить художественное образование в ВУЗах страны.
Школа, как Дом родной, наполненный теплом, радостью и любовью.
К строительству этого дома, я,
Кириленко Людмила Григорьевна,
имею непосредственное участие, чем и горжусь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.