Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
docx
русская литература +2
Взрослым
06.11.2017
Теория развития критического мышления показывает методы и приемы, с помощью которых мы можем нестандартно проводить уроки, развивая критическое мышление, творческий подход, устную речь и эмоциональную сферу обучающегося. В современных требованиях ФГОС программы эти приемы будут полезны и интересны как учителю, так и обучающемуся.
ТРКМ при изучении русского языка и литературы. 17-18 уч. гг..docx
Тема выступления на РМО учителей русского языка и
литературы:
« Использование технологии развития критического
мышления на уроках литературы»
Докладчик:
Учитель русского языка и литературы
Шинова Евгения Игоревна
МОБУ СОШ с. Чесноковка 2017 год
Использование технологии развития критического мышления на уроках
литературы
«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я
прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и
запомню»
Жан Жак Руссо
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной
среде в целом. Остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных
учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности
к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего
мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно
действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию образования как «научить учиться».
Поэтому перед школой стоит задача сформировать мета умения:
• Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий,
классификация, доказательство и т.п.);
• Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция,
оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
• Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять
соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность
утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и
т.п.);
• Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в
стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение,
комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое
мышление.
Организация учебного процесса в новой информационнообразовательной среде
основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их
выборе. В этой связи становятся наиболее актуальными следующие педагогические
технологии:
технология проектного обучения,
технология развития критического мышления,
мыследеятельностная педагогика,
проблемное обучение,
проектное обучение,
технологии логикосмыслового моделирования и другие. Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления, как
успешно применяемой мной на практике на уроках литературы.
Использование методов критического мышления на уроках русского языка и
литературы позволяет формировать у учеников такую междисиплинарную
компетентность, как коммуникативная, благодаря которой будущий выпускник
будет социально мобилен, адаптирован к требованиям современного общества.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная
оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На уроках
дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию,
соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают
полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания.
Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и
авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы,
конструировать новые примеры для использования теоретического знания,
принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно
формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые
разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил , Стемпл,
Уолтер.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет
собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на
достижение всех образовательных результатов.
Таким образом, технология развития критического мышления способствует
развитию:
рефлексивности
(осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности;
толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей
деятельности.
В чём же инновационность методов критического мышления?
Эта технология представляет опыт практической реализации личностно
ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической
технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот
процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления
своего развития, сам определяет конечный результат.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение
специальных методических инструментов.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия.
1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания
по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.
2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;
осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Чтение и осмысление текста (Stage of Realization Meaning).
критического мышления;
коммуникативности; 3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению
полученной информации; усвоению нового знания, новой информации
учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то очевидно, что они не представляют исключительной
новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Что
принципиально новое несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в
методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного
развития каждой личности.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Стадия вызова
Функции:
Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Формы урока с применением технологии
ТРКМ отличаются от уроков с
традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся
главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся
рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.[22]
Уважаемые коллеги! Предложенные далее к вашему вниманию приемы отражают
лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и
направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического
мышления (КМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель
обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более
самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к
учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу
партнерства.
Приём №3 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
О чём может пойти речь на уроке?
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для
запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит
объединить словаисключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав
рисунок. Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при
запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся
схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А.
флАкон
Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые
после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.
Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим
признаком иноязычные французские заимствования. Можно предложить
школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет,
который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с
парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о
составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из
брошюры парашют»
2)Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными
те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ
называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В
дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует
конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
— Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
— Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено
внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии,
может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или
формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении
самых разнообразных тем.
и 11) Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации логикосмыслового
структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает
комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют
первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного,
учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации»,
«что осталось не раскрыто».
13) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно
которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем
варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во
время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала,
исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
При изучении новой темы, я организую работу в группах: один из партнеров работает
со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «», в зависимости от
правильности предположений, другой записывает только новую информацию.
Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника.
На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов:
сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись
и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить
индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы
самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с
другой частью текста.[26]
1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном
переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и
размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).
Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в
нем информацию следующим образом:
∙ V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
∙ — знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
∙ + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и
неожиданным;
∙ ? «вопросительный знак» ставится, если чтото неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях
отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание
приема «Продвинутая лекция».
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в
соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научнопопулярные тексты с
большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством
отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя.
Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.
Инсерт приём данной технологии, который авторы рекомендуют использовать на
стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по
мере его чтения
I interactive интерактивная
N noting размечающая
S system система
E effective для эффективного
Н reading and чтения и
Т thinking размышления
Авторы Воган и Эстес, (модификация Мередит и Стил) предлагают
несколько вариантов пометок:
1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);
2. Три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял);
3. Четыре значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял) и
« » — думал иначе.
Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях
пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста. Рассмотрим таблицу при
маркировке текста тремя пометами:
Таблица №2
«v» (уже знал)
« + » (новое)
« ? » (не понял)
Поставьте значок «v»
на полях, если то о чём
вы читаете соответствует
вашему знанию.
Поставьте
значок
«+» на полях, если то о
чём
вы читаете
является для вас новым
Поставьте
значок
«?» на полях, если то о
чём вы читаете для вас
не совсем понятно
Рассмотрим на примере изучения темы « Разряды имен прилагательных»
Дети читают параграф и делают пометки +, , ?, v и заполняют таблицу
«v» (уже знал)
« + » (новое)
« ? » (не понял)
Как
определить
разряд прилагательного.
Имя прилагательное
само стоятельная часть
речи. Обозначает признак
предмета и отвечает на
вопросы КАКОЙ? И
ЧЕЙ?
Изменяются
прилагые по родам,
числам и падежам .В
предложении выполняет
роль определения.
Все
имена
прилагательные можно
распределить на 3
группы, это разряды
прилагательных:
качественные,
относительные
притяжательные.
Каждый разряд имеет
свое
и
признаки(перечисление
признаков)
значение
и
Технология РКМ большое место уделяет творческим заданиям: эссе и синквейнам
Урок изучения теории литературы в 5 классе
Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического
произведения.
Задачи образовательные:
1. дать определение драмы и её жанров;
2. выявить художественные особенности драматического произведения;
3. заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.
воспитательные: 1. формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и
самооценки;
2. формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.
развивающие:
1. развивать устную и письменную речь учащихся;
2. развивать умение работать с текстом.
Тип урока: Урок изучения теоретического понятия.
Продолжительность урока – 1 час.
Ход урока:
Стадия вызова.
Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью
литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько
чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о какого рода
литературном произведении пойдёт речь?
Ученики: Драматическом.
Учитель: Известно крылатое выражение, что вся жизнь – театр, и человек в ней –
актёр. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то
вы ученики, то дети, то друзья, то прохожие, то внуки. И в каждой ситуации человек
выбирает определённый тон и линию поведения, форму общения.
Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играет какуюто роль
для зрителей – это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства и об
актёрах.
А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, опреный – ни один из
них не обойдётся без слов.
Итак, начнём.
Приём – составление списка известной информации.
— Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной
литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о
драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3х минут запишите всё, что вы
думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно
ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.
(Разбиваю учащихся на пары)
Приём – «дискуссия в парах»
— Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о
драме. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите
соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно,
прояснит некоторые из них.
— А теперь поделитесь своими знаниями о драме.
(По ходу ответов веду записи на листе бумаги) 2. Стадия осмысления.
Приём «ИНСЕРТ»
— Теперь пора подготовитьсяк чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно
должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», "":
Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы
знаете или думаете, что знаете;
Поставьте «» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже
знаете или думаете, что знаете;
Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;
«Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ
обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в
активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную
проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты
решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.
Таким образом, происходит
●
●
●
●
создаются условия для дифференцированного обучения;
формируется направленность на самореализацию;
обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет
поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность,
снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков
дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых.
По моему мнению, технология РКМ позволяет значительно поднять уровень
познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить
потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из
прочитанного текста.
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать
текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.
Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся
повышается мотивация при изучении нового материала, развиваются творческие
способности. Постепенно у учеников возрастает уровень самостоятельности при решении
учебных проблем, появляется направленность на самообразование, повышается
творческая активность учащихся, меняется характер мотивации учения (учатся не
ради оценки, а потому, что им интересно, появляется возможность в самореализации
в процессе учения).
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Теория развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.