Терапия искусством

  • Семинары
  • docx
  • 19.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, помимо того, арт-терапия популярна в психологическом консультировании и в психотерапии. Хорошо очень это выполнять
Иконка файла материала Терапия искусством.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский политехнический техникум» Смотр – конкурс учебно – методических        и дидактических материалов                                                                              Номинация:                                                                             «Обобщение педагогического опыта» «Влияние арт­терапии на психоэмоциональное состояние студентов группы 31ТД» Конкурсная работа на тему:                                                                                                                                                           преподаватель истории и обществознания                                        Автор: Рожкова Е.С. Соликамск, 2017В   условиях   студенческой   жизни   студенты     часто   испытывают внутреннюю   напряженность,   ощущают   себя   усталыми   и   раздраженными. Этому   способствуют   напряженная   поза   во   время   урока,   ограниченное пространство,   требования   дисциплины,   оценочная   стимуляция,   возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие традиции. Любое внутреннее   напряжение   тормозит   творческое   самовыражение.   Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.  Арт­терапия,   методы   и   приемы   которой     развивают   и   усиливают внимание   к   чувствам,   представляют   возможность   для   самовыражения   и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи   обучающимся в нормализации своего состояния.  Актуальность   проекта   заключается   в   изучении   возможностей использования арт­терапии как помощника в здоровьесбережении. Гипотеза:  использование   арт­терапии   эффективно   в   целях профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний студентов.  Объект исследования – студенты группы 31 ТД. Предмет   исследования  –   техника   арт­терапии   как   метод   снятия напряжения. Цель:    экспериментально   проверить   эффективность   использования приемов   арт­терапии   с   целью   профилактики   и   самокоррекции   негативных психоэмоциональных состояний.  Задачи: 1.Изучить понятие «арт­терапии», охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт­терапии.  22. Провести первичное исследование психоэмоционального  состояния участников проекта и    анкетирование «Знают ли студенты об   исцеляющей роли искусства». 3. Применить на практике арт­терапевтические техники и упражнения. 4.   Оценить   эффективность   применения   арт­терапевтических упражнений.  5. Представить результаты проекта и проектный продукт.  На первом этапе проекта был проведен теоретический анализ научной литературы,   изучены   материалы   Интернета   по   теме   проекта,   которые позволили    изучить  понятие «арт­терапии»,  охарактеризовать   подходы     к применению приемов арт­терапии.   Основную   часть   своей   работы   мы   начали   с   того,   что   разработали критерии,   по   которым   будут   отслеживаться   эффективность   проводимой работы,  подобрали методики: № Наименование критерия 1 Нервно­психическая устойчивость 2 3 Настроение эмоционального состояния)   (характеристика Личностная (ситуационная)  тревожность  и     реактивная     Наименование методики Методика актуального оценки психоэмоционального состояния студента.  Тест   дифференцированной   самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др. Методика   диагностики   самооценки   Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина.  А также разработали опросник  на выявление уровня осведомленности   изобразительного студентов   об   арт­терапевтических   возможностях   искусства:   Далее   было   проведено     первичное   диагностическое   исследование,   с использованием вышеперечисленных методик. Результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности студентов группы об арт­ терапии, ее направлениях, практическом применении.   В тоже время результаты диагностики показали, что у  ряда студентов выявлен   повышенный   уровень     тревожности,     сниженный   уровень   нервно­ психической   устойчивости     (что   свидетельствует   о   повышенном     уровне 3непродуктивной   напряженности,   сниженном   эмоциональном   тонусе, переутомлении),  сниженном уровне эмоционального состояния (настроения). Выводы: обучающимся необходимо познакомиться с арт­терапией как   профилактики   и   самокоррекции   негативных одним   из   способов   психоэмоциональных   состояний, доступными для освоения обучающимися.       арт­терапевтическими   техниками, После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы   приступили   к   практическому   этапу     проекта,    задача   которого   была: применить на практике арт­терапевтические техники и упражнения. Для этого были подобраны арт­терапевтические упражнения, доступные для освоения студентами группы 31 ТД.  На специальных занятиях, которые проводили   после   уроков     мы   рассказывали   своим   одногрупникам   об   арт­   терапии,     знакомили   ребят   с   арт­терапевтическими   упражнениями   и предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома. Данный этап  работы длился 1 месяц.   С целью оценивания эффективности применения арт­терапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям. Полученные результаты позволили сделать вывод, что число студентов с высоким   уровнем   нервно­психической   устойчивости   увеличилось   на   40%. Число   обучающихся   с   низким   уровнем   нервно­психической   устойчивости уменьшилось  на 5%.   Число   обучающихся,   имеющих   высокий     и   хороший   уровень эмоционального  состояния увеличилось  на 30%.  Число обучающихся с высоким уровнем ситуационной   и личностной тревожности  уменьшилось на 30%.  С   целью   более   детального   рассмотрения   динамики,   была   проведена сравнительная   характеристика   полученного   среднего     балла     по   каждой методике: В настоящее время в педагогической деятельности активно изучаются и используются   методы   арт­педагогики   и   арт­   терапии.   Интерес   к   данным 4методам   обусловлен   широкими   возможностями   искусства   в   области образования, коррекции и терапии. Задачи арт­педагогики направлены на создание условий для творческой реализации личности, формирование осознания ребёнком себя как личности и понимание собственной ценности в обществе. Арт­педагогика включает в себя все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных сторон   психики   ребёнка.   Данное   направление   помогает   формировать стремление   к   тому,   чтобы   обучение   переросло   в   самообучение, соответственно воспитание­ в самовоспитание, а развитие­ в саморазвитие. Нами было проведено 2 исследования на базе группы 31 ТД (первичные показатели   и   итоговые).   Сравнительная   характеристика     исследований показала,   что   приемы   арт­терапии   эффективны   с   целью     профилактики   и самокоррекции   негативных   психоэмоциональных   состояний.   Арт­терапия положительно   влияет     на   психо­эмоциональное   состояние   группы   31   ТД Результаты подтвердились по трем критериям: уровень нервно­психической устойчивости,  уровень эмоционального состояния,  уровень  ситуационной  и личностной тревожности. Закончив проект,  мы можем сказать, что все, что было задумано нами, получилось.   Например,   мы   провели   все   запланированные   исследования, подобрали     интересные   и   эффективные   арт­терапевтические   упражнения, которые   были   посильны   для   обучающихся,       сформировали   группу   из одногруппников,  которые согласились участвовать в проекте. Самое главное, никто   их   них   «не   сошел   с  дистанции»,   все   участвовали   в   проекте   до   его завершения.   Работа   над  проектом    показала  нам,    что  увлечение    рисованием  не   развивает   фантазию,   эстетическое   удовольствие,   только   доставляет   творчество, но и помогает  выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное   напряжение,   справиться   со   своими   психологическими   проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.   Свою работу мы планируем продолжить. Среди современных средств  и направлений   в   арт­терапии   все   ярче   заявляет   о   себе   относительно   новое 5перспективное направление – оригами. Мы планируем провести исследование, направленное на выявление влияния занятий оригами на развитие творческого мышления.  Список используемой литературы 1. Воробьева   Д.И.   Гармония   развития:   интегрированная   программа интеллектуального,   художественного   и   творческого   развития   личности. М.: Детство­Пресс,  2011 2. Дополнительное образование http://festival.1september.ru 3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.­ СПб.: Речь, 2015 4. Копытин А. И. Теория и практика арт­терапии. СПб.: Питер, 2015 5. Лебедева   Л.Д.   Практика   арт­терапии:   подходы,   диагностика,   система занятий, ­ СПб.: Речь, 2013 6. Периодические издания www.lib.ua­ru.net 7. Приемы арт­терапии arterapiya.ucoz.ru.    8. Психологические тесты. Упражнения www.effecton.ru 9. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт­ терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2014 10.Учебно­методическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2014 11.Федосенко   Е.В.   Психологическое   сопровождение   подростков:   система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2010.  12.Цыганок   И.И.   Цветовая   психодиагностика.   Модификация   полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2013 6