Терапия искусством
Оценка 4.9

Терапия искусством

Оценка 4.9
Семинары
docx
обществознание
Взрослым
19.02.2018
Терапия искусством
Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, помимо того, арт-терапия популярна в психологическом консультировании и в психотерапии. Хорошо очень это выполнять
Терапия искусством.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский политехнический техникум» Смотр – конкурс учебно – методических        и дидактических материалов                                                                              Номинация:                                                                             «Обобщение педагогического опыта» «Влияние арт­терапии на психоэмоциональное состояние студентов группы 31ТД» Конкурсная работа на тему:                                                                                                                                                           преподаватель истории и обществознания                                        Автор: Рожкова Е.С. Соликамск, 2017 В   условиях   студенческой   жизни   студенты     часто   испытывают внутреннюю   напряженность,   ощущают   себя   усталыми   и   раздраженными. Этому   способствуют   напряженная   поза   во   время   урока,   ограниченное пространство,   требования   дисциплины,   оценочная   стимуляция,   возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие традиции. Любое внутреннее   напряжение   тормозит   творческое   самовыражение.   Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.  Арт­терапия,   методы   и   приемы   которой     развивают   и   усиливают внимание   к   чувствам,   представляют   возможность   для   самовыражения   и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи   обучающимся в нормализации своего состояния.  Актуальность   проекта   заключается   в   изучении   возможностей использования арт­терапии как помощника в здоровьесбережении. Гипотеза:  использование   арт­терапии   эффективно   в   целях профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний студентов.  Объект исследования – студенты группы 31 ТД. Предмет   исследования  –   техника   арт­терапии   как   метод   снятия напряжения. Цель:    экспериментально   проверить   эффективность   использования приемов   арт­терапии   с   целью   профилактики   и   самокоррекции   негативных психоэмоциональных состояний.  Задачи: 1.Изучить понятие «арт­терапии», охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт­терапии.  2 2. Провести первичное исследование психоэмоционального  состояния участников проекта и    анкетирование «Знают ли студенты об   исцеляющей роли искусства». 3. Применить на практике арт­терапевтические техники и упражнения. 4.   Оценить   эффективность   применения   арт­терапевтических упражнений.  5. Представить результаты проекта и проектный продукт.  На первом этапе проекта был проведен теоретический анализ научной литературы,   изучены   материалы   Интернета   по   теме   проекта,   которые позволили    изучить  понятие «арт­терапии»,  охарактеризовать   подходы     к применению приемов арт­терапии.   Основную   часть   своей   работы   мы   начали   с   того,   что   разработали критерии,   по   которым   будут   отслеживаться   эффективность   проводимой работы,  подобрали методики: № Наименование критерия 1 Нервно­психическая устойчивость 2 3 Настроение эмоционального состояния)   (характеристика Личностная (ситуационная)  тревожность  и     реактивная     Наименование методики Методика актуального оценки психоэмоционального состояния студента.  Тест   дифференцированной   самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др. Методика   диагностики   самооценки   Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина.  А также разработали опросник  на выявление уровня осведомленности   изобразительного студентов   об   арт­терапевтических   возможностях   искусства:   Далее   было   проведено     первичное   диагностическое   исследование,   с использованием вышеперечисленных методик. Результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности студентов группы об арт­ терапии, ее направлениях, практическом применении.   В тоже время результаты диагностики показали, что у  ряда студентов выявлен   повышенный   уровень     тревожности,     сниженный   уровень   нервно­ психической   устойчивости     (что   свидетельствует   о   повышенном     уровне 3 непродуктивной   напряженности,   сниженном   эмоциональном   тонусе, переутомлении),  сниженном уровне эмоционального состояния (настроения). Выводы: обучающимся необходимо познакомиться с арт­терапией как   профилактики   и   самокоррекции   негативных одним   из   способов   психоэмоциональных   состояний, доступными для освоения обучающимися.       арт­терапевтическими   техниками, После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы   приступили   к   практическому   этапу     проекта,    задача   которого   была: применить на практике арт­терапевтические техники и упражнения. Для этого были подобраны арт­терапевтические упражнения, доступные для освоения студентами группы 31 ТД.  На специальных занятиях, которые проводили   после   уроков     мы   рассказывали   своим   одногрупникам   об   арт­   терапии,     знакомили   ребят   с   арт­терапевтическими   упражнениями   и предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома. Данный этап  работы длился 1 месяц.   С целью оценивания эффективности применения арт­терапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям. Полученные результаты позволили сделать вывод, что число студентов с высоким   уровнем   нервно­психической   устойчивости   увеличилось   на   40%. Число   обучающихся   с   низким   уровнем   нервно­психической   устойчивости уменьшилось  на 5%.   Число   обучающихся,   имеющих   высокий     и   хороший   уровень эмоционального  состояния увеличилось  на 30%.  Число обучающихся с высоким уровнем ситуационной   и личностной тревожности  уменьшилось на 30%.  С   целью   более   детального   рассмотрения   динамики,   была   проведена сравнительная   характеристика   полученного   среднего     балла     по   каждой методике: В настоящее время в педагогической деятельности активно изучаются и используются   методы   арт­педагогики   и   арт­   терапии.   Интерес   к   данным 4 методам   обусловлен   широкими   возможностями   искусства   в   области образования, коррекции и терапии. Задачи арт­педагогики направлены на создание условий для творческой реализации личности, формирование осознания ребёнком себя как личности и понимание собственной ценности в обществе. Арт­педагогика включает в себя все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных сторон   психики   ребёнка.   Данное   направление   помогает   формировать стремление   к   тому,   чтобы   обучение   переросло   в   самообучение, соответственно воспитание­ в самовоспитание, а развитие­ в саморазвитие. Нами было проведено 2 исследования на базе группы 31 ТД (первичные показатели   и   итоговые).   Сравнительная   характеристика     исследований показала,   что   приемы   арт­терапии   эффективны   с   целью     профилактики   и самокоррекции   негативных   психоэмоциональных   состояний.   Арт­терапия положительно   влияет     на   психо­эмоциональное   состояние   группы   31   ТД Результаты подтвердились по трем критериям: уровень нервно­психической устойчивости,  уровень эмоционального состояния,  уровень  ситуационной  и личностной тревожности. Закончив проект,  мы можем сказать, что все, что было задумано нами, получилось.   Например,   мы   провели   все   запланированные   исследования, подобрали     интересные   и   эффективные   арт­терапевтические   упражнения, которые   были   посильны   для   обучающихся,       сформировали   группу   из одногруппников,  которые согласились участвовать в проекте. Самое главное, никто   их   них   «не   сошел   с  дистанции»,   все   участвовали   в   проекте   до   его завершения.   Работа   над  проектом    показала  нам,    что  увлечение    рисованием  не   развивает   фантазию,   эстетическое   удовольствие,   только   доставляет   творчество, но и помогает  выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное   напряжение,   справиться   со   своими   психологическими   проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.   Свою работу мы планируем продолжить. Среди современных средств  и направлений   в   арт­терапии   все   ярче   заявляет   о   себе   относительно   новое 5 перспективное направление – оригами. Мы планируем провести исследование, направленное на выявление влияния занятий оригами на развитие творческого мышления.  Список используемой литературы 1. Воробьева   Д.И.   Гармония   развития:   интегрированная   программа интеллектуального,   художественного   и   творческого   развития   личности. М.: Детство­Пресс,  2011 2. Дополнительное образование http://festival.1september.ru 3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.­ СПб.: Речь, 2015 4. Копытин А. И. Теория и практика арт­терапии. СПб.: Питер, 2015 5. Лебедева   Л.Д.   Практика   арт­терапии:   подходы,   диагностика,   система занятий, ­ СПб.: Речь, 2013 6. Периодические издания www.lib.ua­ru.net 7. Приемы арт­терапии arterapiya.ucoz.ru.    8. Психологические тесты. Упражнения www.effecton.ru 9. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт­ терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2014 10.Учебно­методическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2014 11.Федосенко   Е.В.   Психологическое   сопровождение   подростков:   система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2010.  12.Цыганок   И.И.   Цветовая   психодиагностика.   Модификация   полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2013 6

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством

Терапия искусством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018