Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, помимо того, арт-терапия популярна в психологическом консультировании и в психотерапии. Хорошо очень это выполнять
Терапия искусством.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский политехнический техникум»
Смотр – конкурс учебно – методических
и дидактических материалов
Номинация:
«Обобщение педагогического опыта»
«Влияние арттерапии на психоэмоциональное состояние студентов группы 31ТД»
Конкурсная работа на тему:
преподаватель истории и обществознания
Автор: Рожкова Е.С.
Соликамск, 2017 В условиях студенческой жизни студенты
часто испытывают
внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными.
Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное
пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание
нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие традиции. Любое
внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Занятия,
связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.
Арттерапия, методы и приемы которой развивают и усиливают
внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и
самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать
ответом решения задачи самопомощи обучающимся в нормализации своего
состояния.
Актуальность проекта заключается в изучении возможностей
использования арттерапии как помощника в здоровьесбережении.
Гипотеза:
использование арттерапии эффективно в целях
профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний
студентов.
Объект исследования – студенты группы 31 ТД.
Предмет исследования – техника арттерапии как метод снятия
напряжения.
Цель:
экспериментально проверить эффективность использования
приемов арттерапии с целью профилактики и самокоррекции негативных
психоэмоциональных состояний.
Задачи:
1.Изучить понятие «арттерапии», охарактеризовать основные подходы
к применению приемов арттерапии.
2 2. Провести первичное исследование психоэмоционального состояния
участников проекта и анкетирование «Знают ли студенты об исцеляющей
роли искусства».
3. Применить на практике арттерапевтические техники и упражнения.
4.
Оценить эффективность применения арттерапевтических
упражнений.
5. Представить результаты проекта и проектный продукт.
На первом этапе проекта был проведен теоретический анализ научной
литературы, изучены материалы Интернета по теме проекта, которые
позволили изучить понятие «арттерапии», охарактеризовать подходы к
применению приемов арттерапии.
Основную часть своей работы мы начали с того, что разработали
критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой
работы, подобрали методики:
№ Наименование критерия
1
Нервнопсихическая устойчивость
2
3
Настроение
эмоционального состояния)
(характеристика
Личностная
(ситуационная) тревожность
и
реактивная
Наименование методики
Методика
актуального
оценки
психоэмоционального состояния студента.
Тест дифференцированной самооценки
функционального состояния/САН. Авторы:
В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.
Методика диагностики самооценки Ч.Д.
Спилбергера, Л. Ханина.
А также разработали опросник на выявление уровня осведомленности
изобразительного
студентов об арттерапевтических возможностях
искусства:
Далее было проведено первичное диагностическое исследование, с
использованием вышеперечисленных методик. Результаты опроса позволяют
сделать выводы о недостаточной осведомленности студентов группы об арт
терапии, ее направлениях, практическом применении.
В тоже время результаты диагностики показали, что у ряда студентов
выявлен повышенный уровень тревожности, сниженный уровень нервно
психической устойчивости (что свидетельствует о повышенном уровне
3 непродуктивной напряженности,
сниженном эмоциональном тонусе,
переутомлении), сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).
Выводы: обучающимся необходимо познакомиться с арттерапией как
профилактики и самокоррекции негативных
одним из способов
психоэмоциональных состояний,
доступными для освоения обучающимися.
арттерапевтическими техниками,
После проведенного первичного психодиагностического исследования,
мы приступили к практическому этапу проекта, задача которого была:
применить на практике арттерапевтические техники и упражнения.
Для этого были подобраны арттерапевтические упражнения, доступные
для освоения студентами группы 31 ТД. На специальных занятиях, которые
проводили после уроков мы рассказывали своим одногрупникам об арт
терапии,
знакомили ребят с арттерапевтическими упражнениями и
предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома.
Данный этап работы длился 1 месяц.
С целью оценивания эффективности применения арттерапевтических
методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по
ранее обозначенным критериям.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что число студентов с
высоким уровнем нервнопсихической устойчивости увеличилось на 40%.
Число обучающихся с низким уровнем нервнопсихической устойчивости
уменьшилось на 5%.
Число обучающихся, имеющих высокий
и хороший уровень
эмоционального состояния увеличилось на 30%.
Число обучающихся с высоким уровнем ситуационной и личностной
тревожности уменьшилось на 30%.
С целью более детального рассмотрения динамики, была проведена
сравнительная характеристика полученного среднего балла по каждой
методике:
В настоящее время в педагогической деятельности активно изучаются и
используются методы артпедагогики и арт терапии. Интерес к данным
4 методам обусловлен широкими возможностями искусства в области
образования, коррекции и терапии.
Задачи артпедагогики направлены на создание условий для творческой
реализации личности, формирование осознания ребёнком себя как личности и
понимание собственной ценности в обществе. Артпедагогика включает в себя
все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных
сторон психики ребёнка. Данное направление помогает формировать
стремление к тому, чтобы обучение переросло в самообучение,
соответственно воспитание в самовоспитание, а развитие в саморазвитие.
Нами было проведено 2 исследования на базе группы 31 ТД (первичные
показатели и итоговые). Сравнительная характеристика
исследований
показала, что приемы арттерапии эффективны с целью профилактики и
самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний. Арттерапия
положительно влияет на психоэмоциональное состояние группы 31 ТД
Результаты подтвердились по трем критериям: уровень нервнопсихической
устойчивости, уровень эмоционального состояния, уровень ситуационной и
личностной тревожности.
Закончив проект, мы можем сказать, что все, что было задумано нами,
получилось. Например, мы провели все запланированные исследования,
подобрали интересные и эффективные арттерапевтические упражнения,
которые были посильны для обучающихся, сформировали группу из
одногруппников, которые согласились участвовать в проекте. Самое главное,
никто их них «не сошел с дистанции», все участвовали в проекте до его
завершения.
Работа над проектом показала нам, что увлечение рисованием не
развивает фантазию,
эстетическое удовольствие,
только доставляет
творчество, но и помогает выразить свои мысли и чувства, помогает снять
нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам,
восстановить эмоциональное равновесие.
Свою работу мы планируем продолжить. Среди современных средств и
направлений в арттерапии все ярче заявляет о себе относительно новое
5 перспективное направление – оригами. Мы планируем провести исследование,
направленное на выявление влияния занятий оригами на развитие творческого
мышления.
Список используемой литературы
1. Воробьева Д.И. Гармония развития: интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности.
М.: ДетствоПресс, 2011
2. Дополнительное образование http://festival.1september.ru
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2015
4. Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2015
5. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система
занятий, СПб.: Речь, 2013
6. Периодические издания www.lib.uaru.net
7. Приемы арттерапии arterapiya.ucoz.ru.
8. Психологические тесты. Упражнения www.effecton.ru
9. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт
терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2014
10.Учебнометодическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред.
Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2014
11.Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система
работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2010.
12.Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного
клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь,
2013
6
Терапия искусством
Терапия искусством
Терапия искусством
Терапия искусством
Терапия искусством
Терапия искусством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.