Тест по темам по русскому языку

  • pdf
  • 01.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тест по темам по русскому языку (12).pdf

Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке»,

«Морфология как раздел грамматики»

Вариант 1

Задание 1.

Установите соответствие, определив, к какой группе по значению относится сочинительный союз.

А)   соединительные    Б)   противительные    В)   разделительные    Г)   пояснительные    Д)  присоединительные   

Варианты ответов:

1) Николай был одет по-дорожному, то есть штаны были всунуты в сапоги.   2) Лгать мне не хотелось, однако правду сказать я стыдился.   3) И снова на песке аллей виднелись только подвижные тени да косые, горячие солнечные лучи.   4) Только изредка прошумят и стихнут старые вербы или прогудит высоко над домом неизвестно чей самолёт.   5) Бандиты уничтожили на перекатах бакены, да и бакенщиков давно не осталось на свете.  

Ответ

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


 

Задание 2.

Выберите слова в однокоренном ряду, которые являются глаголами.

А)  поселить

Б)  поселение

В)  переселиться

Г)  поселять

Д)  любить

Е)  любитель

Ж)  любимый

З)  полюбить

И)  бег

Й)  бежать

К)  прибежать

Л)  бегать

М)  уверить

Н)  уверение

О)  заверять

П)  заверение

Р)  организация

С)  организатор

Т)  организовать

У)  реорганизовать

Задание 3.

Выберите ряд слов, в котором все слова являются глаголами.

А)  склонить, склонение, склонять, преклоняться

Б)  смотреть, усмотреть, засмотреться, осматривать

В)  ускорить, ускорение, ускоритель, ускориться

Г)  гнать, гонять, перегнать, загнать

Д)  женить, жених, женитьба, жениться

Е)  укрыть, закрыть, укрывать, открыть

Ж)  мыть, умываться, отмывать, перемывать

З)  везти, возить, отвезти, перевозить

Задание 4.

Установите соответствие, определив отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту.

А)   действие активное

(идущее от подлежащего)    Б)   действие пассивное

(направленное на подлежащее)   

Варианты ответов:

1) Народ постепенно заполняет площадь.   2) Роман пишется писателем три года.   3) Площадь постепенно заполняется народом.   4) Парикмахер стрижёт Оксану в соседнем салоне.    5) Оксана стрижётся парикмахером в соседнем салоне.    6) Писатель пишет роман три года.   7) Академик читает доклад в январе   8) Доклад читается академиком в январе.   

Ответ

А

Б

 

 

Задание 5.

Установите соответствие, определив отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту.

А)   действие активное

(идущее от подлежащего)    Б)   действие пассивное

(направленное на подлежащее)   

Варианты ответов:

1) Алтайские ребятишки ежедневно объезжают лошадей.   2) Цветы сажаются Люсей возле дома.    3) Лошади ежедневно объезжаются алтайскими ребятишками.   4) Весной дождь обильно поливает огороды.    5) Весной огороды обильно поливаются дождём.    6) Высотное здание загораживало проезд к лесу.    7) Проезд к лесу загораживался высотным зданием.   8) Люся сажает цветы возле дома.  

Ответ

А

Б

 

 

Задание 6.

Выберите ряды, в которых начальная форма глагола указана правильно.

А)  меришь — мерить

Б)  готовишься — готовить

В)  надейся — надеяться

Г)  режешь — резать

Д)  выручишь — выручать

Е)  танцуешь — танцевать

Ж)  льёшь — лить

З)  дожидаешься — ждать

Задание 7.

Установите соответствие между подчёркнутым инфинитивом и синтаксической функцией, которую он выполняет.

А)  подлежащее   Б)  сказуемое   В)  дополнение   Г)  определение   Д)  обстоятельство   Варианты ответов:

1) Мы не будем тебя уговаривать.   2) Читать эту книгу – наслаждение.   3) Он давно начал посматривать на часы.    4) У них появилась возможность отдохнуть.    5) Кучер уехал подковывать лошадей.    6) Дети упросили бабушку рассказать сказку.   7) Я приготовился наблюдать.    8) У Аркадия была способность всем увлекаться.  

Ответ

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 8.

Установите соответствие, определив, составляют ли глаголы видовую пару.

А)   глаголы составляют видовую пару    Б)   глаголы не составляют видовую пару   

Варианты ответов:

1) жалеть — пожалеть    2) созреть — созревать    3) лететь — летать    4) заходить — ходить    5) катить — катать    6) вскочить — вскакивать    7) мириться — помириться    8) читать — зачитаться   

Ответ

А

Б

 

 

Задание 9.

Установите соответствие, определив, составляют ли глаголы видовую пару.

А)   глаголы составляют видовую пару    Б)   глаголы не составляют видовую пару   

Варианты ответов:

1) отправиться — отправляться   2) покричать — покрикивать   3) сохнуть — высохнуть   4) заснуть — засыпать   5) плясать — отплясывать   6) изобрести — изобретать   7) издать — издавать   8) нести — унести  

Ответ

А

Б

 

 

Задание 10.

Установите соответствие, определив способность глагола образовывать видовую пару.

А)   глагол имеет только форму совершенного вида    Б)   глагол имеет только форму несовершенного вида    В)   глагол образует видовую пару   

Варианты ответов:

1) стирать   2) приговаривать   3) встрепенуться   4) смотреть   5) расхаживать   6) изобретать   7) сочувствовать   8) очнуться  

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 11.

Выберите ряды, в которых глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в парах.

А)  выбрать — выбирать

Б)  сказать — рассказать

В)  высчитывать — считать

Г)  вынуть — вынимать

Д)  ждать — ожидать

Е)  растирать — растереть

Ж)  рассыпать — рассыпать

З)  сесть — присесть

Задание 12.

Выберите ряды слов, в которых все глаголы являются переходными.

А)  допустить, метнуть

Б)  дополнить, копать

В)  хлынуть, устроить

Г)  вращать, веселить

Д)  экономить, нырять

Е)  брызгаться, бросить

Ж)  накрыть, обязать

З)  точить, увидеть

Задание 13.

Выберите предложения, в которых глаголы являются переходными. А)  Писатель пишет книгу.

Б)  Этот писатель хорошо пишет.

В)  Ему захотелось создать своё дело.

Г)  Петру нравилось создавать своими руками.

Д)  Он повлёк за собой неприятности.

Е)  Он всегда мог повлечь за собой.

Ж)  Он не успел вдохнуть.

З)  Максим хотел вдохнуть воздуха.

Ответы к заданиям для варианта 1

Задание 1.

Правильный ответ:

А

Б

 

В

Г

 

Д

3

2

 

4

1

 

5

Задание 2.

Правильный ответ: А, В, Г, Д, З, Й, К, Л, М, О, Т, У

Задание 3.

Правильный ответ: Б, Г, Е, Ж, З

Задание 4.

 

 

 

Правильный ответ:

 

А

 

 

 

Б

 

 

1, 4, 6, 7

 

 

 

2, 3, 5, 8

 

Задание 5.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

 

А

 

 

 

Б

 

 

1, 4, 6, 8

 

 

 

2, 3, 5, 7

 

Задание 6.

Правильный ответ: А, В, Г, Е, Ж

Задание 7.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

Б

 

В

Г

Д

2

1, 3

 

6, 7

4, 8

5

Задание 8.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

 

А

 

 

Б

 

 

2, 3, 6

 

 

1, 4, 5, 7, 8

 

Задание 9.

Правильный ответ:

А

 

 

Б

1, 3, 4, 6, 7

 

 

2, 5, 8

Задание 10.

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

3, 8

 

2, 5

 

1, 4, 6, 7

Задание 11. Правильный ответ: А, Г, Е, Ж

Задание 12. Правильный ответ: А, Б, Г, Ж, З

Задание 13.

Правильный ответ: А, В, Д, З

Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке»,

«Морфология как раздел грамматики»

Вариант 2

Задание 1.

Установите соответствие, определив, к какой группе по синтаксической функции относятся союзы.

А)   сочинительные    Б)   подчинительные   

Варианты ответов:

Ответ

А

Б

 

 

1) однако, не столько … сколько, хотя и … но   2) несмотря на то что, как будто, пусть   3) и ещё, то бишь, не то что … а   4) из-за того что, кабы, как скоро   5) оттого что, перед тем как, покамест  

Ответ

А

Б

 

 

Задание 2.

Установите соответствие, определив отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту.

А)   действие активное

(идущее от подлежащего)    Б)   действие пассивное

(направленное на подлежащее)   

Варианты ответов:

1) Тетради проверяются учителем каждую неделю.    2) Учитель каждую неделю проверяет тетради.   3) Трактор переворачивает широкий пласт земли.    4) Широкий пласт земли переворачивается трактором.    5) Солдат начищает каску каждый день.    6) Каска начищается солдатом каждый день.   7) Разведчики стали быстро запускать сигнальные ракеты.    8) Сигнальные ракеты стали быстро запускаться разведчиками.  


Выберите слова в однокоренном ряду, которые являются глаголами.

А)  смех

Б)  смеяться

В)  засмеяться

Г)  смешной

Д)  письмо

Е)  писать

Ж)  написать

З)  писатель

И)  передать

Й)  передача

К)  передатчик

Л)  передавать

М)  сеять

Н)  сеялка

О)  сеятель

П)  посеять

Р)  сила

С)  пересилить

Т)  усилить

У)  силач

Выберите слова, которые являются глаголами.

А)  гулять

Б)  выгулять

В)  гуляние

Г)  заблудиться

Д)  блуждать

Е)  блуждание

Ж)  звонить

З)  звонок

И)  позвонить

Й)  молчать

К)  молчание

Л)  замолчать

М)  начинать

Н)  начать

О)  начало

П)  терпеть

Р)  терпкий

С)  терпение

Т)  продолжать

У)  продолжить

Ф)  продолжение

Х)  занять

Ц)  занимать

Ч)  занятие

Выберите слова в однокоренном ряду, которые являются глаголами.

А)  жить

Б)  житель

В)  жизнь

Г)  выживание

Д)  разведывать

Е)  разведка

Ж)  разведчик

З)  разведать

И)  узаконить

Й)  закон

К)  законно

Л)  законный

М)  выключить

Н)  выключатель

О)  выключать

П)  выключение

Р)  оформить

С)  оформлять

Т)  оформитель

У)  оформление

Выберите ряды, в которых начальная форма глагола указана правильно.

А)  кататься — прокатиться

Б)  увлечёшься — увлечься

В)  позволять — позволить

Г)  вернуть — возвращать

Д)  успокоишь — успокоить

Е)  расколол — колоть

Ж)  перестанет — перестать

З)  обнимете — обнимать

Задание 7.

Установите соответствие между подчёркнутым инфинитивом и синтаксической функцией, которую он выполняет.

А)  подлежащее   Б)  сказуемое   В)  дополнение   Г)  определение   Д)  обстоятельство   Варианты ответов:

1) Жить на земле – славное занятие.    2) Степан просил отремонтировать замок.    3) Душа жила в стремлении насладиться жизнью.   4) Грустно нам слушать зимнюю вьюгу.    5) Генерал

Муравьёв приказал стрелять.   6) Капитан послал одного из солдат отыскивать врача.    7)

Оксана села в машину с намерением ехать домой.   8) Не уходить вам с пустыми руками.  

Ответ

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


Задание 8.

Установите соответствие, определив характер протекания действия по отношению к его пределу.

А)   глагол указывает на завершённость действия, его результат, конец действия или его начало (глагол совершенного вида)    Б)   глагол обозначает действие длительное, совершающееся в настоящее время или повторяющееся (глагол несовершенного вида)    Варианты ответов:

1) искать    2) отыскать    3) разыскивать    4) подбежать    5) выйти    6) схватить    7) приводить    8) течь   

Ответ

А

Б

 

 

Задание 9.

Установите соответствие, определив, характер протекания действия по отношению к его пределу.

А)   глагол указывает на завершённость действия, его результат, конец действия или его начало (глагол совершенного вида)    Б)   глагол обозначает действие длительное, совершающееся в настоящее время или повторяющееся (глагол несовершенного вида)   

Варианты ответов:

1) отгреметь   2) перечитывать   3) выучить   4) спеть   5) мечтать   6) зазвенеть   7) полюбить   8) изучать  

Ответ

А

Б

 

 

Задание 10.

Установите соответствие, определив, составляют ли глаголы видовую пару.

А)   глаголы составляют видовую пару    Б)   глаголы не составляют видовую пару   

Варианты ответов:

1) дышать — надышать    2) подписаться — подписываться    3) бриться — побриться    4) заметить — замечать    5) перечитать — перечитывать    6) сообщать — сообщить    7) грузить — загрузить    8) рвать — оторвать   

Ответ

А

Б

 

 

Задание 11.

Установите соответствие, определив, характер протекания действия по отношению к его пределу.

А)   глагол указывает на завершённость действия, его результат, конец действия или его начало (глагол совершенного вида)    Б)   глагол обозначает действие длительное, совершающееся в настоящее время или повторяющееся (глагол несовершенного вида)   

Варианты ответов:

1) бежать    2) прыгать    3) увидеть    4) покупать    5) посчитать    6) доплыть    7) разрешать    8) сконфузиться   

Ответ

А

Б

 

 

Задание 12.

Выберите предложения, в которых глаголы являются переходными. А)  Света смогла научиться бросать мяч в корзину.

Б)  Валера умел бросать прямо в цель.

В)  Ей доставляло удовольствие восхищать друзей своими нарядами.

Г)  Восхищать хотелось всегда.

Д)  Чистить серебро нужно зубным порошком.

Е)  Чистить, убирать – основное желание на данный момент.

Ж)  Портной критически обследовал состояние наших костюмов.

З)  Псу хотелось побегать по траве, обследовать.

Задание 13.

Выберите предложения, в которых глаголы являются переходными. А)  Рисовать дом было абсолютно нетрудно.

Б)  Серёже хотелось только одного – рисовать.

В)  Организовывать заседания не составляло труда.

Г)  Организовывать – важное умение.

Д)  Осуществить задуманное оказалось сложнее.

Е)  Казалось, начало осуществляться.

Ж)  Забросить рюкзак на полку помог Артём.

З)  Дом забросили уже давно.

Ответы к заданиям для варианта 2

Задание 1.

Правильный ответ:

А

 

Б

 

1, 3

 

2, 4, 5

 

Задание 2.

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

2, 3, 5, 7

 

1, 4, 6, 8

 

Задание 3.

Правильный ответ: Б, В, Е, Ж, И, Л, М, П, С, Т

Задание 4.

Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Ж, И, Й, Л, М, Н, П, Т, У, Х, Ц

Задание 5.

Правильный ответ: А, Д, З, И, М, О, Р, С

Задание 6.

Правильный ответ: Б, Д, Ж

Задание 7.

 

 

Правильный ответ:

А

Б

В

 

Г

Д

1

4, 8

2, 5

 

3, 7

6

Задание 8.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

 

А

 

 

 

Б

 

 

2, 4, 5, 6

 

 

 

1, 3, 7, 8

 

Задание 9.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

 

А

 

 

Б

 

 

1, 3, 4, 6, 7

 

 

2, 5, 8

 

Задание 10.

Правильный ответ:

А

 

Б

2, 3, 4, 6, 7, 8

 

1, 5

Задание 11.

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

3, 5, 6, 8

 

1, 2, 4, 7

Задание 12. Правильный ответ: А, В, Д, Ж

Задание 13.

Правильный ответ: А, В, Д, Ж, З