Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке»,
«Синтаксис как раздел грамматики»
Вариант 1
Задание 1.
Определите вид предложения по цели высказывания и установите соответствие.
А) повествовательное
(содержит сообщение) Б) вопросительное
(содержит вопрос) В) побудительное
(содержит побуждение к действию)
Варианты ответов:
1) Я советую читать и изучать классиков: А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. 2) Посмотрите вокруг, оглянитесь. 3) Не шуми ты, рожь, спелым колосом. 4) Берега стояли во мгле, ясные, таинственные. 5) Бабушка, довяжешь мне кофту сегодня? 6) Девочки на площади водили хоровод, приглашая улыбками всех желающих.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 2.
Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.
А) предмет и его признак Б) действие и предмет, с которым оно связано В) действие и его признак Г) признак и его степень
Варианты ответов:
1) подбираться к норе 2) очень толстый 3) соляной столб 4) нестись стремительно 5) неправильный ответ 6) слишком горячий 7) дышать прерывисто 8) колоть штыком
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 3.
Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.
А) предмет и его признак Б) действие и предмет, с которым оно связано В) действие и его признак Г) признак и его степень
Варианты ответов:
1) лететь медленно 2) масляные краски 3) ехать домой 4) притягательный вид 5) очень высок 6) говорить громко 7) по-домашнему уютно 8) писать фломастерами
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 4.
Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.
А) предмет и его признак Б) действие и предмет, с которым оно связано В) действие и его признак Г) признак и его степень
Варианты ответов:
1) ходить вразвалку 2) водный раствор 3) очень умён 4) неоправданный поступок 5) приближаться к цели 6) орудовать лопатой 7) по-хозяйски радушен 8) слушать неохотно
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 5.
Выделите главное слово в каждом словосочетании.
А) белоснежное
Б) облако
В) удивительно
Г) красиво
Д) подарить
Е) книгу
Ж) сухой
З) от засухи
И) кислый
Й) от уксуса
К) радостно
Л) журча
М) что-нибудь
Н) знакомое
О) седьмой
П) номер
Задание 6.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А) Спать – не пахать.
Б) Глаза хорошие, но ленивые.
В) В сорок лет он стал звероловом.
Г) В десять часов бал был в разгаре.
Д) Скучный ты стал, Никодим Егорович.
Е) Попугай принялся кричать протяжно и громко, словно стараясь кого-то напугать.
Ж) Я старался не глядеть вниз, боясь поскользнуться на тонкой трубе.
З) Вы не имеете права говорить это мне или моим близким.
Задание 7.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно.
А) Мы все четверо, студенты пятого курса, соседи по комнате и просто друзья, не пишем конспекты.
Б) Разговор наш, видимо, не совсем для вас приятный и ожидаемый, будет начистоту.
В) Город и людей как будто подменили.
Г) Тот город зелёный и тихий отрадно заброшен и глух.
Д) Свою постылую свободу я потерять не захотел.
Е) Отчего вы перестали говорить со мной серьёзно?
Ж) Все играющие на контрабасах и тромбонах обыкновенно ненаходчивы.
З) На курсах по биологии вначале изучались низшие организмы.
Задание 8.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно.
А) У ног Оленьки, юной, миловидной продавщицы, лежали два отреза полотна.
Б) Остальные шесть ложек исчезли в неизвестном направлении.
В) Толпа мальчишек зачем-то собралась на берегу Волги.
Г) На столе лежала целая груда книг с закладками.
Д) Человек десять солдат спускались по бугру к воде.
Е) "У" является предлогом или союзом?
Ж) Половина дома была пустая, словно непредназначенная для жилья.
З) Она как будто онемела от этого неприятного известия.
Задание 9.
Определив, что может обозначать подлежащее, установите соответствие.
А) предмет, производящий действие Б) предмет, находящийся в каком-либо состоянии В) предмет, воспринимающий действие Г) предмет как носитель признака
Варианты ответов:
1) Днепр засеребрился под луной, висящей высоко в небе. 2) В подсолнухах созревали семена, остро пахнущие, большие. 3) Грибы собираются мальчишками, складываются в корзины бережно. 4) Русская природа воспевалась И.С. Тургеневым во многих произведениях. 5) Скатерть белоснежная. 6) Солнце спускалось за деревья, словно золотило верхушки деревьев.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 10.
Определив, что обозначает выделенное сказуемое, установите соответствие.
А) действие предмета Б) состояние предмета В) признак предмета
Варианты ответов:
1) Берег речушки, протекающей за околицей деревни, справа, у леса, странно высокий, крутой, скользкий. 2) В воздухе медленно кружатся то багряный лист, то серебряная паутинка, постоянно напоминая о наступлении этой благословенной поры – бабьего лета. 3) Малыш сильно испугался, увидев большую собаку, но тотчас же улыбнулся и показал свои первые зубки. 4) Наверное, голова собаки слишком крупная и лохматая. 5) На Украине появление «Кобзаря» произвело впечатление потрясающее, заставившее тревожно шептаться у подъездов знающих людей. 6) Леса за рекой, возле старого замка, оставленного князем врагу на разграбление и до сих пор поражающего своим былым величием, жёлтые, поредевшие.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 11.
Определив, что обозначает сказуемое, установите соответствие.
А) действие предмета Б) состояние предмета В) признак предмета
Варианты ответов:
1) Малышка, играющая на площадке, очаровательна и умилительна. 2) Однажды на охоте мы пришли к поляне с погибшими берёзами, похожими на торчащие вверх метёлки. 3) Прогулка с Аркадием всегда продолжительна, увлекательна и познавательна. 4) Диван в комнате брата узок и неказист. 5) Каштанка обнюхала тротуар и побежала вперёд, отыскивая ставший родным запах хозяина. 6) По-моему, студенты слишком уж волнуются перед дверью экзаменатора.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 12.
Определив, что обозначает сказуемое, установите соответствие.
А) действие предмета Б) состояние предмета В) признак предмета
Варианты ответов:
1) Маленькие окна занавесили плотными коричневыми шторами, издали похожими на глухую стену. 2) Щенок грустил, дожидаясь хозяина у порога, выглядывал из-за двери, жалобно скулил. 3) Сергей ликовал, осознав свой невероятный успех среди остальных участников конкурса. 4) Сухая земля обдавала нестерпимым зноем, наполняющим лёгкие раскалённым воздухом. 5) Обед подали только через два часа, предупредив при этом о длительном ожидании ужина. 6) Квас, предложенный к завтраку молодой застенчивой крестьянкой, на редкость свежий, ароматный.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 13.
Определив структуру предложения, установите соответствие.
А) простое неосложнённое Б) простое осложнённое В) сложносочинённое Г) сложноподчинённое Д) бессоюзное Е) с разными видами связи
Варианты ответов:
1) Небо не вспыхивало от молний, а точно всё сияло их трепетным голубым, синим и яркобелым блеском. 2) Ни одной тени не мелькнуло в окнах, ни одна рама не открылась. 3) Чтение – вот лучшее учение. 4) Когда на каштанах расцвели жёлтые и розовые свечи, весна достигла своего разгара. 5) Я в скуку дальних мест не верю, и край, где нынче нет меня, я ощущаю как потерю из жизни выбывшего дня.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 14.
Определив структуру предложения, установите соответствие.
А) простое неосложнённое Б) простое осложнённое В) сложносочинённое Г) сложноподчинённое Д) бессоюзное Е) с разными видами связи
Варианты ответов:
1) Как быстро растут кристаллы горного хрусталя! 2) Одна надежда на грозу: лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон. 3) Неужели это и есть самое лучшее из написанного тобой? 4) Звёзды стояли над безмолвным и чёрным краем, и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко: дочь его читала до рассвета. 5) Останься пеной, Афродита.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 1.
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
||
1, 4, 6 |
|
|
5 |
|
|
2, 3 |
|||
Задание 2. |
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
|
Г |
|
3, 5 |
|
1, 8 |
|
4, 7 |
|
|
2, 6 |
||
Задание 3. |
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
|
Г |
|
2, 4 |
|
3, 8 |
|
1, 6 |
|
|
5, 7 |
||
Задание 4. |
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
|
Г |
|
2, 4 |
|
5, 6 |
|
1, 8 |
|
|
3, 7 |
||
Задание 5. Правильный ответ: Б, Г, Д, Ж, И, Л, М, П Задание 6. Правильный ответ: А, В, Д, Е Задание 7. Правильный ответ: Б, В, Д, Е Задание 8. Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Ж Задание 9. |
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
||
6 |
|
1, 2 |
|
3, 4 |
|
5 |
Задание 10.
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
Б |
|
|
В |
|||||||
2, 5 |
|
|
|
3 |
|
|
1, 4, 6 |
||||||||
Задание 11. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
Б |
|
|
В |
|||||||
2, 5 |
|
|
|
6 |
|
|
1, 3, 4 |
||||||||
Задание 12. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
Б |
|
|
|
В |
||||||
1, 4, 5 |
|
|
|
2, 3 |
|
|
|
6 |
|||||||
Задание 13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
|
Г |
|
|
Д |
Е |
|||
3 |
|
1 |
|
2 |
|
|
4 |
|
|
|
5 |
||||
Задание 14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
|
|
Д |
Е |
||
1, 3 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
4 |
|||
Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке»,
«Синтаксис как раздел грамматики»
Вариант 2
Задание 1.
Определите вид предложения по цели высказывания и установите соответствие.
А) повествовательное
(содержит сообщение) Б) вопросительное
(содержит вопрос) В) побудительное
(содержит побуждение к действию)
Варианты ответов:
1) Егор, ты сейчас иди прямо, потом направо, немного пройди вперёд, затем поверни налево и увидишь дом с колоннами. 2) Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпой побежал за ним. 3) Девочки, осторожно спускайтесь по лестнице, не оступитесь, поддерживайте друг друга.
4) Приходилось ли вам когда-нибудь поздней осенью, в хмурое, дождливое утро выйти в сад? 5) В это время в толпе партизан показался пастушонок, исподлобья оглядел нас и сел к костру. 6) Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 2.
Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.
А) предмет и его признак Б) действие и предмет, с которым оно связано В) действие и его признак Г) признак и его степень
Варианты ответов:
1) лететь к звёздам 2) льняное масло 3) двигаться степенно 4) весьма серьёзен 5) неутомимый труженик 6) по-кавказски гостеприимен 7) петь протяжно 8) оклеивать стены
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 3.
Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.
А) предмет и его признак Б) действие и предмет, с которым оно связано В) действие и его признак Г) признак и его степень
Варианты ответов:
1) чертовски обаятелен 2) памятный подарок 3) ситцевое полотно 4) отвечать уверенно 5) читать книгу 6) сидеть тихо 7) аристократически изящен 8) писать маслом
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 4.
Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.
А) предмет и его признак Б) действие и предмет, с которым оно связано В) действие и его признак Г) признак и его степень
Варианты ответов:
1) постигать науку 2) шоколадный торт 3) делать не спеша 4) мести веником 5) по-русски хлебосолен 6) очень талантлив 7) негасимый свет 8) думать вслух
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 5.
Выделите главное слово в каждом словосочетании.
А) мелкое
Б) озеро
В) совершенно
Г) отчётливо
Д) купить
Е) тетради
Ж) тяжёлый
З) от снега
И) сбитый
Й) лётчиком
К) огорчённо
Л) говоря
М) кое-что
Н) своё
О) пятый
П) студент
Задание 6.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А) Николай Иванович принялся читать газету.
Б) Азбука – к мудрости ступенька.
В) В этом тростнике сидит несколько тысяч вьюрков.
Г) Нынче никто не живёт в этом доме.
Д) Это «вперёд» профессора всё время висит над Костиком.
Е) Оба были спокойны, ровны и приветливы.
Ж) В соседней комнате жевали три пары челюстей.
З) Большинство из нас не обращает внимания на насекомых.
Задание 7.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А) Пусть нам подпоёт седой боевой генерал, сидящий справа от именинника.
Б) Как рано мог он, десятилетний мальчишка, лицемерить.
В) Я имею право требовать себе лучший номер в вашей гостинице.
Г) Вепрев в отечестве своём был парикмахером причём не самым лучшим.
Д) Я с товарищами, такими же студентами-первокурсниками, работал на поле.
Е) Главная задача опытного полководца – узнать в лицо противника.
Ж) Наступило первое сентября.
З) Со мной в последнее время происходит нечто странное.
Задание 8.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А) Книга есть жизнь нашего времени.
Б) Люблю тебя, Петра творенье.
В) Марьина Горка – небольшой город.
Г) Великий Пушкин, гений твой мы чтим сегодня всей страной.
Д) Из глубины зала появился Голицын вместе с Лиходеевым.
Е) Над головой белеет Млечный Путь.
Ж) По степи ехали четыре всадника.
З) Показывали страуса в Пассаже.
Задание 9.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А) Я к вам теперь часто буду ездить.
Б) Карандаш так и ходил по бумаге.
В) Он нашёл было портфель да опять потерял.
Г) Я взял себя в руки и, наконец, успокоился.
Д) Множество зелёных и серых ящериц бросилось в траву.
Е) Лишь бы он хорошо, старательно, учился.
Ж) Вы бы взяли билет на поезд или на самолёт, а может, даже на проходящий автобус.
З) В окрестностях бродило много оленей.
Задание 10.
Определив, что может обозначать подлежащее, установите соответствие.
А) предмет, производящий действие Б) предмет, находящийся в каком-либо состоянии В) предмет, воспринимающий действие Г) предмет как носитель признака
Варианты ответов:
1) Проект готовится неизвестным дизайнером. 2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. 3) Поплыли туманы над рекой. 4) Река отяжелела, почувствовав первый удар мороза. 5) Ущелье вымывается сильным потоком горной реки. 6) Зима снежная.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 11.
Определив, что обозначает сказуемое, установите соответствие.
А) действие предмета Б) состояние предмета В) признак предмета
Варианты ответов:
1) Егор искренне восхищался картинами молодых художников, так быстро и бесповоротно ставших его друзьями. 2) Старые путеводители усиленно рекомендовали нам владимирскую землю, видимо, пытаясь направить путников в самую суть русской земли. 3) Наша планета, Земля, конечно же, прекрасна и неповторима. 4) Матушка Волга нарядная, скромная, грустная. 5) Трасса канала обходила все трудности и с наибольшей выгодой использовала свои преимущества. 6) Погода на улице сегодня, в воскресенье, неприятная, пронизывающая.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 12.
Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А) Прошло ещё минут пять.
Б) Одна птица прилетела на пашню с маслиной в клюве.
В) Степь будто раскололась от небесного грома.
Г) Подождём, подождём и пойдём.
Д) Пьер стоял шестым.
Е) Лето – чудная пора.
Ж) Стремиться вперёд – цель жизни.
З) Один из рабочих стал читать объявление вслух.
Задание 13.
Определив структуру предложения, установите соответствие.
А) простое неосложнённое Б) простое осложнённое В) сложносочинённое Г) сложноподчинённое Д) бессоюзное Е) с разными видами связи
Варианты ответов:
1) В лесу светло, потому что небо ясное и чистое, как горный хрусталь. 2) Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. 3) Вот-вот разразится гроза и на обнажённые поля, истомившиеся в ожидании влаги, польётся освежающий дождь. 4) Дальние Савойские горы ещё дышали холодом. 5) Где б он ни был, но в это мгновенье здесь, в кино, я уверился вновь: бесконечно людское терпенье, если в сердце не гаснет любовь.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 14.
Определив структуру предложения, установите соответствие.
А) простое неосложнённое Б) простое осложнённое В) сложносочинённое Г) сложноподчинённое Д) бессоюзное Е) с разными видами связи
Варианты ответов:
1) Труд кормит, лень же портит. 2) Знать свои корни – значит чувствовать смысл своей жизни. 3) Старики отбивали косы, костры трещали, и синий дым медленно стлался между кустами. 4) На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски. 5) Куда стопы не обращал, за ним повсюду Всадник Медный с тяжёлым топотом скакал.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 1.
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
2, 5, 6 |
|
|
4 |
|
|
1, 3 |
|
Задание 2. |
|
|
|
|
|
||
Правильный ответ: |
А |
Б |
|
В |
|
Г |
|
2, 5 |
1, 8 |
|
3, 7 |
|
4, 6 |
||
Задание 3. |
|
|
|
|
|
||
Правильный ответ: |
А |
Б |
|
В |
|
Г |
|
2, 3 |
5, 8 |
|
4, 6 |
|
1, 7 |
||
Задание 4. |
|
|
|
|
|
||
Правильный ответ: |
А |
Б |
|
В |
|
Г |
|
2, 7 |
1, 4 |
|
3, 8 |
|
5, 6 |
Задание 5.
Правильный ответ: Б, Г, Д, Ж, И, Л, М, П
Задание 6.
Правильный ответ: А, Б, Г, Е, З
Задание 7.
Правильный ответ: А, Б, В, Ж, З
Задание 8.
Правильный ответ: А, В, Ж, З
Задание 9.
Правильный ответ: А, Б, Г, Е, Ж
Задание 10.
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
|||
3 |
|
4 |
|
|
1, 5 |
|
|
2, 6 |
||||
Задание 11. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
Б |
|
|
В |
|
|||
2, 5 |
|
|
|
1 |
|
|
3, 4, 6 |
|
||||
Задание 12. Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Ж Задание 13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
|
Д |
|
Е |
4 |
|
2 |
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
5 |
|
Задание 14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
|
Д |
|
Е |
2 |
|
4 |
|
1 |
|
5 |
|
|
|
|
3 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.