Тест по теме «Экология»
Описание теста.
Часть A содержит 36 вопросов выбрать только один правильный ответ.
ЧастьВ заданиях B1-B3 выберите три
правильных ответа из шести.
При выполнении заданий B4-B7 нужно установить соответствие между содержанием
первого и второго столбцов. B8.
–установление последовательность процессов
Часть C –задания со свободным ответом.
Часть A (только один правильный ответ)
A1. Экологический фактор, регулирующий переход растений к цветению и
плодоношению, это:
1) длина светового дня;
2) количество органических веществ в почве;
3) степень антропогенной нагрузки;
4) количество осадков.
A2. К планктону относятся:
3) кораллы и губки;
2) сельди и ставриды;
4) циклопы и дафнии.
A3. Какой фактор является ограничивающим для растений, обитающих на большой глубине?
3) количество углекислого газа;
2) свет;
4) соленость воды.
A4. Продуценты выполняют
функцию:
1) потребления органических веществ;
2) переработки органических веществ;
3) создания органических веществ из неорганических;
4) создания органических веществ из органических.
A5. Выберите антропогенный
фактор:
1) распашка целины;
2) поедание тлей божьими коровками;
3) весенний разлив реки;
4) взрыв численности саранчи в степях.
A6. Примером симбиоза
являются взаимоотношения между:
1) азотфиксирующими бактериями и бобовыми растениями;
2) белой планарией и личинками водных насекомых;
3) акулой и рыбой-лоцманом;
4) гиенами и львами.
A7. В экосистеме широколиственного леса консументами второго порядка являются:
3) дождевой червь;
2) черный дрозд;
4) лось обыкновенный.
A8. Какой фактор можно
отнести к абиотическим?
1) поедание малины медведем;
2) снегопад зимой;
3) уничтожение сорняков на полях;
4) охота на пушного зверя.
A9. Какая пастбищная цепь
составлена правильно?
1) мертвое дерево, жук-короед, дятел, ястреб-тетеревятник;
2) тля, синица, сокол;
3) желудь, кабан, волк, иксодовый клещ;
4) дождевой червь, скворец, орел.
A10. Возрастная структура
популяции — это:
1) количество особей, входящих в нее;
2) соотношение особей разного возраста;
3) плотность населения на единицу площади;
4) соотношение самцов и самок.
A11. Какой пример характеризует конкурентные отношения?
3) широкий лентец и выдра;
2) тигр и лев;
4) рысь и волк.
A12. Кто предложил термин
«биогеоценоз»?
1) А. Тенсли; 2) В. Сукачев; 3) В. Вернадский; 4) П. Либих.
A13. Наиболее продуктивным сообществом считается:
3) еловый лес;
2) полупустыня;
4) городской лесопарк.
A14. Выберите признак,
характерный для агроценозов:
1) длинные пищевые цепи;
2) невозможность к самовозобновлению;
3) замкнутый круговорот веществ;
4) высокое видовое разнообразие.
A15. Какой фактор не
регулирует численность травоядных организмов в сообществе?
1) длинная холодная и малоснежная зима;
2) недостаток пищевых ресурсов;
3) отсутствие хищников;
4) избыток насекомоядных птиц.
A16. К редуцентам в сообществе относятся:
3) клещи-паразиты;
2) грибы и бактерии;
4) водоросли и цианобактерии.
A17. Основная причина
сукцессии — это:
1) смена одного сообщества другим;
2) несбалансированность круговорота веществ;
3) сезонные климатические изменения;
4) жизнедеятельность живых организмов.
A18. Какой процесс определяет численность популяции?
3) плотность населения;
2) иммиграция и эмиграция;
4) видовой состав.
A19. Основной источник
энергии для большинства сообществ — это:
1) органические вещества живых организмов;
2) минеральные вещества почвы;
3) тепловая энергия Земли;
4) солнечный свет.
A20. В чем заключается
саморегуляция в экосистеме?
1) ни один вид полностью не уничтожается;
2) количество особей популяции уменьшается;
3) в почве накапливаются растительные остатки;
4) между организмами возникает конкуренция.
A21. Космическую роль в сообществе выполняют:
3) хищники;
2) травоядные животные;
4) грибы и бактерии.
A22. Круговорот веществ в биосфере обеспечивают:
3) деятельность человека;
2) абиогенные процессы;
4) осадочные горные породы.
A23. Атмосферный азот
переходит в нитраты благодаря действию:
1) нитрифицирующих бактерий;
2) клубеньковых бактерий;
3) бактерий гниения;
4) водородных бактерий.
A24. Учение о биосфере
создано:
1) В. Вернадским; 2) В. Сукачевым; 3) Э. Зюссом; 4) Т. де Шарденом.
A25. Накопление в раковинах
моллюсков кальция — пример функции живого
вещества:
1) энергетической;
2) окислительно-восстановительной;
3) газовой;
4) концентрационной.
A26. Круговорот какого
вещества в основном обеспечивается солнечной энергией?
1) воды; 2) кислорода; 3) серы; 4) азота.
A27. К биокосным веществам,
согласно В. Вернадскому, относятся:
1) нефть и торф;
2) полиметаллические руды;
3) почва и ил;
4) водоемы Земли.
A28. Синонимом термина
«круговорот веществ» является:
1) превращение веществ;
2) биогенная миграция атомов;
3) преобразование веществ;
4) саморазвитие сообщества.
A29. Высшая стадия развития
биосферы – это:
1) литосфера; 2) ноосфера; 3) тропосфера; 4) ноогенез.
A30. Какие организмы возвращают в почву соединения серы и фосфора?
3) корни растений;
2) почвенные бактерии;
4) шляпочные грибы.
A31. Биосфера сильнее всего
преобразуется в результате:
1) природных явлений;
2) жизнедеятельности живых существ;
3) воздействия солнечного света;
4) гравитационных сил.
A32. Биогенное вещество –
это:
1) совокупность всех живых организмов биосферы;
2) совокупность всего живого и неживого в биосфере;
3) вещество, созданное живыми организмами;
4) вещество, созданное живым и неживым.
A33. Для защиты природных
сообществ от загрязнения:
1) создают заповедники и заказники;
2) уменьшают добычу полезных ископаемых;
3) внедряют малоотходные технологии;
4) запрещают доступ людей в природные сообщества.
A34. Как называется охраняемая территория, на которой запрещены все виды хозяйственной деятельности?
3) национальный парк;
2) заповедник;
4) природный парк.
A35. Чем вызван парниковый
эффект?
1) увеличением температуры в нижних слоях атмосферы;
2) повышением концентрации углекислого газа;
3) уменьшением количества кислорода;
4) действием фреонов.
A36. Причиной кислотных
дождей служат попадающие в атмосферу:
1) оксиды азота и серы;
2) оксиды тяжелых металлов;
3) гидроксиды щелочных металлов;
4) кислоты.
Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. В биогеоценозе симбиотические отношения возникают между:
1) муравьями и тлями;
2) осинами и грибами-подосиновиками;
3) липами и дубами;
4) клевером и шмелями;
5) гидрой и циклопами;
6) стрекозами и комарами.
B2. Как консументом первого, так и консументом второго порядка могут быть:
4) большая синица;
2) ястреб-перепелятник;
5) полевой воробей;
3) благородный олень;
6) сокол сапсан.
B3. Саморегуляция в
сообществе проявляется в:
1) полном уничтожении лисами популяции зайцев;
2) уменьшении количества птенцов у хищных птиц при нехватке корма;
3) гибели растений от пожара;
4) зависимости численности мышей от урожая злаков;
5) усилении территориальной агрессии волков при недостатке пищи;
6) изменении плотности населения грызунов весной и летом.
При выполнении заданий
B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между парой организмов и типом их взаимоотношений в
сообществе.
ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) эхинококк и волк
1) комменсализм
Б) собачий клещ и грызуны
2) конкуренция
В) рыба-прилипала и морская черепаха
3) паразитизм
Г) речная минога и лещ
Д) орел-могильник и беркут
Е) черный дрозд и певчий дрозд
B5. Установите соответствие между признаками и типом экосистемы, для которой они характерны.
ТИП ЭКОСИСТЕМЫ
А) небольшой видовой состав
1) агроценоз
Б) короткие пищевые цепочки
2) природная экосистема
В) саморегуляция и устойчивость во времени
Г) незамкнутый круговорот веществ
Д) замкнутый круговорот веществ
B6. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами.
ФАКТОРЫ
А) распашка заливного луга
1) абиотические
Б) накопление свинца в растениях вдоль автострад
2) антропогенные
В) выпадение месячной нормы осадков за несколько дней
Г) смыв удобрений в реки из-за ливневых дождей
Д) резкое похолодание в начале лета
B7. Установите соответствие между процессом и функцией живого вещества.
ФУНКЦИЯ
А) накопление кремния в стебле хвощей
1) газовая
Б) преобразование Mn0 в Mn+4
2) концентрационная
В) выделение кислорода при фотосинтезе
Г) превращение ионов Fe(II) в Fe(III)
3) окислительно-восстановительная
Д) фиксация атмосферного азота бактериями
Е) повышение концентрации йода в клетках морских водорослей
B8. Установите последовательность
процессов, происходящих при вторичной сукцессии:
1) формируется ельник;
2) участок зарастает травами;
3) возникает смешанный лес;
4) вырубка ельника;
5) появляются кустарники;
6) развивается лиственный лес;
7) появляется подрост из елей.
Часть C
C1. Какие приспособления для выживания есть у растений, обитающих в засушливых
регионах? Назовите не менее трех приспособлений.
C2. Что произойдет с сообществом, если в нем будут практически полностью уничтожены все хищники? Приведите не менее трех изменений.
C3. Для чего в сообществе необходимы редкие виды, если их численность очень низка и на сообщество они практически не оказывают никакого воздействия?
C4. На полях человек вынужден постоянно бороться с вредителями (насекомыми, грызунами и т.д.), хотя в естественных экосистемах эти виды обладают гораздо меньшей численностью. Как вы можете объяснить этот факт?
C5. К каким экологическим последствиям может привести попадание в водоем большого количества сырой нефти? Назовите не менее трех таких последствий.
C6. Объясните, какие функциональные группы организмов обеспечивают круговорот кислорода и углекислого газа в биосфере. Назовите роль каждой группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.