ТЕСТ «ДОМ–ДЕРЕВО–ЧЕЛОВЕК»

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Тест «Дом–дерево–человек».rtf
ТЕСТ «ДОМ–ДЕРЕВО–ЧЕЛОВЕК» Цель: изучение личности. Эта   –   одна   из   самых   известных   –   проективная   методика исследования   личности   была   предложена   Дж.   Баком   в   1948   г.   Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Этот   тест   целесообразнее   применять   в   начале   психологической консультации,   потому   что   он   может   показать,   какова   основная проблема   консультируемого   ребёнка:   эмоциональная   или   в   сфере интеллектуального развития. Суть   методики   заключается   в   следующем.   Обследуемому предлагаются   бумага,   карандаши   и   ластик.   Стандартный   лист   для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и третьей   сверху   каждого   листа   –   соответственно   «ДЕРЕВО»   и «ЧЕЛОВЕК», на четвёртой – имя и фамилия ребёнка. И н с т р у к ц и я . Нарисуй как можно лучше дом, дерево и человека. Интерпретация признаков в тесте «Дом–Дерево–Человек» [12] Характеристика отдельных личностных качеств Враждебность, агрессивность. – глаза – пустые глазницы; – оскал, видны зубы; – обратный профиль человека; – агрессивная позиция нарисованного человека; – зачёркнутая фигура или деформированная; – на руках длинные, острые пальцы; – непропорционально длинные раскинутые в стороны руки; – клыки, рога, шипы, пририсованные человеку. При наличии этих деталей в рисунке ребёнка можно предположить, что враждебность к людям (или определённому человеку, которого он изображает), агрессивность являются чертами его характера, либо это свидетельство   соответствующего   отношения   (агрессивности,враждебности) к тому человеку, которого он рисует. при анализе рисунков в тесте «Дом–дерево»: – отсутствие окон; – дверь – замочная скважина; – очень большое дерево; – дерево с краю листа; – обратный профиль дерева; – ветки двух измерений, как пальцы. Лентяй: – рисунок небрежный, грязный, неряшливый; – отсутствие деталей лица либо слабая их прорисовка; – отсутствие рук, ног или слабая прорисовка, незаконченность. Конфликтность: – ограничение пространства рисунка линиями; – перспектива снизу (взгляд червя); – перерисовывание, стирание объектов; –   отказ   рисовать   какой­то   объект   (можно   предположить,   что   с данным человеком у ребёнка конфликт); – противоречивость рисунка и высказывания; – подчёркнутая талия всех фигур (даже у дерева «тонкая талия»); – барьеры между фигурами; – отсутствие основных частей тела у некоторых фигур членов семьи, небрежность их изображения, мрачные тона одежды (если это в тесте «Кинетический рисунок семьи»); – рисование одного дерева как два дерева; – явное несоответствие качества одного из рисунков;  отсутствие трубы на доме. Депрессивность, угнетённое состояние: – помещение рисунка в самый низ листа; – линия основания, ведущая вниз; – линия, слабеющая в конце рисования;– сильная усталость после рисования; – очень маленькие рисунки, фигурки; – цветное оскудение с преобладанием тёмных или серых тонов; – помещение рисунка в угол листа маленького размера; – вид дерева или дома сверху; – рисунки очень маленького размера. Чувство неполноценности: – рисунок очень маленький; – в рисунке человека отсутствие рук, ног (или это проявление лени, нежелание выполнять ваши просьбы – выяснить в беседе); – руки за спиной (или лень рисовать – проверить); – непропорционально маленькие руки; – непропорционально узкие плечи; – линии слабые, прерывистые; – непропорционально большая система веток; – непропорционально крупные двумерные листья; – дерево, умершее от гниения. Неуверенность в себе, недоверие к себе: – очень слабая линия рисунка; – оговорки до и во время рисования, просьбы в помощи; – прикрывание рисунка рукой; – маленький рисунок в углу листа или с краю, маленького размера, невыразительными линиями; – дом с краю листа; – слабая линия ствола; – одномерное дерево; – очень маленькая дверь в доме. Тревожность: – зацикливание на рисовании отдельных деталей; – ограничение пространства; – длительная штриховка; – линии с сильным нажимом (иногда прорывает бумагу);– много стираний; – интенсивно зачёркнутые волосы; – преобладание вещей на рисунке семьи; – двойные или прерывистые линии; – облака; – мёртвое дерево, больной человек; – подчёркнутая линия основания; – толстая линия фундамента дома. Незащищённость: – рисунок в самом центре листа, маленький; – мелкий рисунок в верхнем углу листа; – много второстепенных деталей; – непропорционально длинные руки, опущенные вниз; – широко расставленные ноги; – дом, дерево – с самого края листа; – рисунок внизу листа; – дерево на горе; – очень подчёркнутые корни. Трудность общения: –  в  рисунке  человека  слишком выделенное лицо или  лицо  рисует последним; – отсутствие основных деталей лица, особенно глаз; – человек нарисован в профиль; – высказывание о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей; – человек нарисован схематично, из палочек; – руки в оборонительном положении; – отсутствие двери в доме; – очень маленькая дверь; – отсутствие окон; – окна – отверстия, без рам; – излишне закрытые окна; – дом нарисован в профиль; – дверь на доме без ручки.Болезненно повышенная активность: – хаотичность элементов в изображении при ненасыщенной цветовой гамме, преобладание серого цвета, мрачных тонов; – бессистемность рисунка, нагромождение фигур и вещей друг на друга. Невротизм: – фигуры нарисованы в виде пугала (или одна какая­либо фигура); – руки широко расставлены в стороны; – руки спрятаны за спиной или совсем отсутствуют;  отсутствие  ног (но это может быть также показателем наличия боли в этих органах, а может быть проявлением лени – проверить в беседе).

Посмотрите также