Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ТЕСТ «ДОМ–ДЕРЕВО–ЧЕЛОВЕК»
Цель: изучение личности.
Эта – одна из самых известных – проективная методика
исследования личности была предложена Дж. Баком в 1948 г. Тест
предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое
обследование.
Этот тест целесообразнее применять в начале психологической
консультации, потому что он может показать, какова основная
проблема консультируемого ребёнка: эмоциональная или в сфере
интеллектуального развития.
Суть методики заключается в следующем.
Обследуемому
предлагаются бумага, карандаши и ластик. Стандартный лист для
рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном
положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и
третьей сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и
«ЧЕЛОВЕК», на четвёртой – имя и фамилия ребёнка.
И н с т р у к ц и я . Нарисуй как можно лучше дом, дерево и человека.
Интерпретация признаков в тесте «Дом–Дерево–Человек» [12]
Характеристика отдельных личностных качеств
Враждебность, агрессивность.
– глаза – пустые глазницы;
– оскал, видны зубы;
– обратный профиль человека;
– агрессивная позиция нарисованного человека;
– зачёркнутая фигура или деформированная;
– на руках длинные, острые пальцы;
– непропорционально длинные раскинутые в стороны руки;
– клыки, рога, шипы, пририсованные человеку.
При наличии этих деталей в рисунке ребёнка можно предположить,
что враждебность к людям (или определённому человеку, которого он
изображает), агрессивность являются чертами его характера, либо это
свидетельство соответствующего отношения
(агрессивности,враждебности) к тому человеку, которого он рисует.
при анализе рисунков в тесте «Дом–дерево»:
– отсутствие окон;
– дверь – замочная скважина;
– очень большое дерево;
– дерево с краю листа;
– обратный профиль дерева;
– ветки двух измерений, как пальцы.
Лентяй:
– рисунок небрежный, грязный, неряшливый;
– отсутствие деталей лица либо слабая их прорисовка;
– отсутствие рук, ног или слабая прорисовка, незаконченность.
Конфликтность:
– ограничение пространства рисунка линиями;
– перспектива снизу (взгляд червя);
– перерисовывание, стирание объектов;
– отказ рисовать какойто объект (можно предположить, что с
данным человеком у ребёнка конфликт);
– противоречивость рисунка и высказывания;
– подчёркнутая талия всех фигур (даже у дерева «тонкая талия»);
– барьеры между фигурами;
– отсутствие основных частей тела у некоторых фигур членов семьи,
небрежность их изображения, мрачные тона одежды (если это в тесте
«Кинетический рисунок семьи»);
– рисование одного дерева как два дерева;
– явное несоответствие качества одного из рисунков;
отсутствие трубы на доме.
Депрессивность, угнетённое состояние:
– помещение рисунка в самый низ листа;
– линия основания, ведущая вниз;
– линия, слабеющая в конце рисования;– сильная усталость после рисования;
– очень маленькие рисунки, фигурки;
– цветное оскудение с преобладанием тёмных или серых тонов;
– помещение рисунка в угол листа маленького размера;
– вид дерева или дома сверху;
– рисунки очень маленького размера.
Чувство неполноценности:
– рисунок очень маленький;
– в рисунке человека отсутствие рук, ног (или это проявление лени,
нежелание выполнять ваши просьбы – выяснить в беседе);
– руки за спиной (или лень рисовать – проверить);
– непропорционально маленькие руки;
– непропорционально узкие плечи;
– линии слабые, прерывистые;
– непропорционально большая система веток;
– непропорционально крупные двумерные листья;
– дерево, умершее от гниения.
Неуверенность в себе, недоверие к себе:
– очень слабая линия рисунка;
– оговорки до и во время рисования, просьбы в помощи;
– прикрывание рисунка рукой;
– маленький рисунок в углу листа или с краю, маленького размера,
невыразительными линиями;
– дом с краю листа;
– слабая линия ствола;
– одномерное дерево;
– очень маленькая дверь в доме.
Тревожность:
– зацикливание на рисовании отдельных деталей;
– ограничение пространства;
– длительная штриховка;
– линии с сильным нажимом (иногда прорывает бумагу);– много стираний;
– интенсивно зачёркнутые волосы;
– преобладание вещей на рисунке семьи;
– двойные или прерывистые линии;
– облака;
– мёртвое дерево, больной человек;
– подчёркнутая линия основания;
– толстая линия фундамента дома.
Незащищённость:
– рисунок в самом центре листа, маленький;
– мелкий рисунок в верхнем углу листа;
– много второстепенных деталей;
– непропорционально длинные руки, опущенные вниз;
– широко расставленные ноги;
– дом, дерево – с самого края листа;
– рисунок внизу листа;
– дерево на горе;
– очень подчёркнутые корни.
Трудность общения:
– в рисунке человека слишком выделенное лицо или лицо рисует
последним;
– отсутствие основных деталей лица, особенно глаз;
– человек нарисован в профиль;
– высказывание о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей;
– человек нарисован схематично, из палочек;
– руки в оборонительном положении;
– отсутствие двери в доме;
– очень маленькая дверь;
– отсутствие окон;
– окна – отверстия, без рам;
– излишне закрытые окна;
– дом нарисован в профиль;
– дверь на доме без ручки.Болезненно повышенная активность:
– хаотичность элементов в изображении при ненасыщенной цветовой
гамме, преобладание серого цвета, мрачных тонов;
– бессистемность рисунка, нагромождение фигур и вещей друг на
друга.
Невротизм:
– фигуры нарисованы в виде пугала (или одна какаялибо фигура);
– руки широко расставлены в стороны;
– руки спрятаны за спиной или совсем отсутствуют; отсутствие ног
(но это может быть также показателем наличия боли в этих органах, а
может быть проявлением лени – проверить в беседе).