КОНТУРНЫЙ САТ-Н
“Контурный САТ-Н” относится к интерпретативным проективным тестам. Его используют когда необходимо истолковать какое-либо событие, ситуацию. Как и в других подобных методиках, тот или иной стимул приобретает смысл не просто в силу объективного значения, а в связи с личностной значимостью для каждого конкретного человека.
Источниками данного теста являются детский апперцептивный тест САТ-Н и рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н.Собчик (1990), который, в свою очередь, является “…компактным модифицированным вариантом Тематического апперцептивного теста Г.Мюррея”.
Теоретически нетрудно было предположить, что для детей от 3-х до 10-ти лет хорошими показателями для целей идентификации могут стать схематичные, контурные изображения людей в тех или иных ситуациях. Они нетрудны с точки зрения перцептивной организации, легко опознаются детьми, начиная уже с трехлетнего возраста. Предлагаемые изображения способны актуализировать (проецировать) имеющиеся у ребенка проблемы, то есть отвечают основным требованиям, предъявляемым к проективным методикам. Мы представили в картинках ситуации, которые могут быть актуальны для детей этого возраста. При этом каждое изображение многопланово, то есть может восприниматься каждым ребенком по-своему.
В то же время предлагаемая методика не представляет собой замену вышеуказанных классических проективных тестов, а является оригинальной, ориентированной непосредственно на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов.
Работа над методикой велась начиная с 1987 года. К настоящему времени отобраны и используются восемь изображений. Они перекрывают (благодаря простоте сюжетов) большинство конфликтных или проблемных для ребенка зон.
Методика “Контурный САТ-Н” выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы, основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
Методика может быть полезна для определения динамичных факторов, которые обусловливают реакции ребенка в группе, в школе (детском саду) и дома. Она может использоваться непосредственно в терапии или в качестве игровой техники. После того как ребенок дал ответы, можно немного поиграть и таким образом определить соответствующую интерпретацию.
Предлагаемая методика может быть полезна при проведении лонгитюдных “следящих” исследований или обследований в группе.
Иногда логично использовать отдельные изображения. Например, ребенку, имеющему физический недостаток (временный или постоянный) или страдающему хроническим заболеванием, предъявляется 5-я картинка “Контурного САТ-Н”. Это дает информацию о психологических последствиях соматических проблем, страхах или фантазиях таких детей.
Важно то, что результаты “Контурного САТ-Н” не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует малоструктурированное изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются испытуемому в определенном порядке.
1. Три вертикально стоящие фигуры, расположенные на некотором расстоянии друг от друга в разных позах.
2. Одна вертикально стоящая фигура в “неопределенной” позе.
3. Группа из четырех стоящих фигур справа и одна фигура – слева.
4. Одна стоящая фигура в центре и сидящее животное рядом слева.
5. Внизу слева - лежащая фигура, чуть выше одна стоящая фигура и стоящая фигура справа, все в “неопределенных” позах.
6. Фигура, находящаяся в на наклонной плоскости на четвереньках, головой вправо.
7. Две фигуры в полусидячих позах, “лицом” друг к другу, между ними что-то круглое.
8. Сидячая фигура в центре и стоящая рядом с ней справа фигура в
“неопределенной” позе.
При использовании методики необходимо наладить хороший контакт с ребенком. Иногда это бывает непросто с маленькими и беспокойными детьми. Поэтому нужно предварительно познакомиться с ребенком, предложить ему какую-нибудь игру. Ребенок привыкает к ситуации, его тревожность снижается до минимума.
Задания данной методики тоже можно представить как игру. Ребенок чувствует себя более свободно, если речь идет не о соревновательном задании и его не ждет ни одобрение, ни осуждение.
Ответы испытуемого записываются в протокол, а также регистрируется все, что относится к его поведению: реплики, наличие каких-либо сопутствующих движений, эмоциональных реакций. Необходимо обратить внимание на информацию о реальной жизни ребенка, его семьи и о его поведении в различных ситуациях, то есть важно сопоставить проективные данные с как можно более широким кругом подобных сведений. Правда, иногда бывает, что “слепая” интерпретация историй, то есть такая которая сделана при отсутствии всех других данных, может привести к интуитивному и точному пониманию проблем ребенка и семьи.
Опрос должен уточнять содержание историй. Нужно, по возможности, выяснить, откуда взялись имена, названия мест, другие точные указания в историях, рассказанных ребенком.
Психологу обязательно нужно понять, отражает ли история (или некоторые ее детали) реальный порядок вещей, или желаемый. Например, если отец описывается ребенком как терпеливый, внимательный, оберегающий, то легко выяснить у родственников , так ли это на самом деле, или в действительности все наоборот и в истории проявляется желаемое.
Ниже представлены типичные сюжеты, возникающие у детей при описании картинок (стимульного материала).
• Взаимодействие детей, их совместный поход куда-либо. При этом один из персонажей по каким-то причинам остается в одиночестве (он может просить уходящих взять его с собой) или уходит один.
• Взаимодействие взрослых и ребенка, чаще всего как одной семьи. Здесь возможны совместный поход, уход только родителей либо одного из родителей. Часто его просят остаться, не уходить и т.п.
• Взаимодействие малознакомых или незнакомых людей (детей или детей со взрослыми) с целью знакомства или выяснения каких-либо вопросов (как пройти и др.).
• Ожидание кого-либо (друзей, знакомых, родителей) или чего-либо (проезда машин, чтобы перейти улицу).
• Ответ у доски, перед родителями, учителями, чужими взрослыми (в том числе за какие-то проступки), выступление на сцене.
• Самостоятельный поход или поездка (порой в тайне от других детей или взрослых).
• Одиночество, заброшенность, потерянность, невозможность найти выход из какойлибо ситуации, страх одиночества и др.
• Противопоставление одного из членов детской группы другим детям или взрослого детям.
• Взаимодействие в игре или какой-либо иной деятельности детей; ребенка и взрослых; только взрослых.
• Противопоставление одного члена семьи другим, как правило, в ситуации конфликта (но может быть и позиционное).
• Знакомство, потребность в контактах, одиночество, страх и т.п.
• Дружеское взаимодействие с животным (собакой, реже с кошкой).
• Нападение животного на ребенка или взрослого (может быть, одного из родителей) по отношению к животному.
• Одиночество, желание завести собаку, расставание с животным и дп.
• Взаимодействие двух людей (если правое изображение не воспринимается как животное).
• Пробуждение (родители будят в школу или детский сад).
• Приход друзей (приходят и зовут с собой).
• Болезнь ребенка, к нему приходят дети или взрослые, в том числе врачи.
• Страх за свое здоровье или близких людей.
• Смерть, страх смерти и т.п.
Шестое изображение.
• Опасность (ползет, еле держится, находится на краю, вот-вот упадет).
• Занятия физкультурой, альпинизмом (ребенка или взрослого).
• Одиночество, страх, “край” (в некоторых случаях данное понятие определяется как край жизни).
• Передвижение (просто ползет).
• Физическая ущербность (ребенка или взрослого).
Совместная игра детей или ребенка со взрослым (в том числе одним из родителей). Конфликт между детьми или ребенком и взрослым (в том числе одним из родителем). Опасность, исходящая от другого человека (ребенка или взрослого, в том числе родителей).
• Взаимодействие ученика и учителя (в том числе и конфликтное).
• Принятие пищи, пристрастие к той или иной еде, конфликты вокруг этой сферы.
• Купание, страх воды, обнажение.
• Отношение к младшим в семье (чаще всего ревностное и/или конкурентное).
• Страх смерти (при купании, еде и т.п.).
• Взаимодействие ребенка и одного из родителей по поводу успеваемости в школе.
• Калечность или физический недостаток.
Приступая к толкованию результатов такой проективной методики, как “Контурный САТ-Н”, важно иметь представление о некоторых основных принципах интерпретации.
Ребенка просят описать ситуацию, то есть истолковать предъявляемое изображение. Выполняя просьбу, он вынужден выйти за пределы объективных сведений, предлагаемых изображением. Он описывает картинку, опираясь на свой эмоциональный и жизненный опыт, на свое сиюминутное состояние.
При интерпретации рассказа можно говорить о теме одной или нескольких историй. Тема может быть более или менее сложной. У младших детей (3-х и 4-х лет) она обычно очень простая. У детей постарше история может содержать несколько тем, связанных друг с другом.
Существенным является понятие основного героя, то есть персонажа, с которым испытуемый идентифицирует себя. Критерии для выделения героя среди других персонажей таковы: вокруг него выстраивается история; его возраст и пол совпадают с возрастом и полом ребенка более, чем у других персонажей; история рассказывается с его точки зрения или о нем.
Но бывают случаи, когда ребенок идентифицирует себя с каждым из героев последовательно , бывает, что при идентификации не совпадает пол.
Иногда объект идентификации – персонаж второстепенной важности. В данном случае герой представляет бессознательные желания, которые ребенок подавляет.
Очень важно отметить то, с кем (с каким членом семьи или неформальной группы) идентифицирует себя ребенок.
Важно, как увидены ребенком персонажи и каким образом он на них реагирует.
Оценивается как включение дополнительных, так и пропуск имеющихся персонажей. Включение в историю ненарисованного на картинке персонажа крайне значимо, необходимо это отметить особым образом (например, добавить восклицательный знак в протоколе).
Если ребенок пропускает в своем повествовании одного или нескольких персонажей, изображенных на картинке, то, вероятно, он тем самым выражает желание, чтобы его (их) там не было .
Анализируется наличие страхов или повышенной тревожности. Что касается физической боли, наказаний, страхов - потерять привязанность, получить неодобрение со стороны значимых лиц, быть брошенным, ненужным, - все это, без сомнения, очень важно для анализа эмоционального состояния ребенка.
Необходимо отметить и то, какую защиту противопоставляет ребенок своему страху. Полезно выяснить, какую форму она принимает: избегания, пассивности, словесного проявления, отказа, регрессивного поведения и т.д. Это дает возможность изучить начальное формирование защитных механизмов. Нередко такое изучение может дать больше информации, чем анализ самих страхов, так как последние могут проявляться менее отчетливо, чем психологические защиты от них. Наибольшую ценность представляет вывод о том, на каком уровне базальной аффективной регуляции происходит эта защита.
Помимо изучения основных защитных механизмов, важно также учитывать общую суть историй-рассказов.
Наличие в сюжете наказания требует от психолога выявление персонажа, его осуществляющего. Немедленное наказание обычно означает более сильное чувство, чем отсроченное – когда героя на некоторое время оставляют ненаказанным. (У невротиков встречается как слишком суровое, так и крайне мягкое наказание).
Анализируется и развязка истории, закончилась ли она хорошо, реалистично, оптимистично, и т.д. Эти данные могут помочь выявить общий эмоциональный настрой ребенка: подавленный, отчаявшийся, веселый, оптимистичный. Можно понимать развязку и как проявление общего уровня психической активности ребенка.
При анализе результатов “Контурного САТ-Н” можно выявить и специфические особенности развития аффективной сферы ребенка: трудности эмоциональных дифференцировок, невозможность идентификации, выделения конфлика, высокую тревожность. С помощью методики удается выявить фобические зоны ребенка и защитное значение стереотипов в поведении.
Диагностические возможности описываемой методики для работы с детьми с искаженным типом отклоняющегося развития или умственной отсталостью исчерпаны не до конца и требуют дальнейших исследований.
1
2
3
4
5
6 7
8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.