Тесты на интеллект (Вицлак)

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тест Вицлака.doc

          ТЕСТЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ

 

Данный раздел объединил в себе несколько тестов для исследования интеллекта лиц разных возрастов. Они могут быть полезны как для специалистов, так и для Тех детей и взрослых, которым предстоит участво­вать в отборочных мероприятиях при поступлении на учебу или работу. Эти тесты познакомят интересую­щихся людей с серией типичных заданий, которые мо­гут присутствовать в отборочных программах.

Для обработки некоторых тестов существует такой показатель, как Коэффициент Интеллекта (IQ). Подоб­ными тестами чаще всего пользуются в погоне за некими цифровыми показателями IQ. Но при таком чисто коли­чественном подходе теряется значительная часть очень ценной психологической информации. В этом разделе кроме вышеуказанных тестов присутствуют другие, не имеющие цифровых показателей. В любом случае, поль­зователю следует обратить особое внимание на каче­ственную интерпретацию результатов тестирования, ко­торая предполагает анализ заданий, составляющих наи­большую трудность для испытуемого, а также тех, которые он выполнил правильно и без труда.

В случаях, когда цифровые данные важны для ис­следователя, но информации о них в тесте мало или ее совсем нет, то обычно показатель одного человека сравнивается с показателями всей выборки испытуе­мых того же возраста для того, чтобы определить уро­вень умственного развития одного человека по сравне­нию с другими.

Результаты одного теста не являются объективным показателем умственного развития личности, поэтому для более полного исследования этого качества необходимо использовать другие тесты на интеллект, а также тесты на познавательные процессы (память, внимание, мышление).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

 

Г. Вицлака (1972 г.)

Цель: Диагностика психологической готовности детей 5,5—7 лет к школьному обучению, уровня ум­ственного развития ребенка.

Материалы: Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный ма­териал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговари­вается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно ин­дивидуально, требует хорошей предварительной подго­товки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1—3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рас­сказывает историю, указывая каждый раз на соответ­ствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается та­кая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озор­ной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются,  а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко фор­мулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик раз­рушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

 

I задание «История в картинках» (рис. 4-6).

Задание состоит из трех картинок, которые после­довательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценки:

  •  7 баллов — Ребенок очень хорошо отразил смыс­ловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
  • 5 баллов — Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
  •  3 балла — Ребенок смог правильно и самостоя­тельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено вто­ростепенным деталям.
  •  2 балла — Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
  •  0 баллов — Ребенок не смог составить рассказ.

 

II задание «Знание цвета»

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и по­очередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет

Оценка:

·         За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.

 

/// задание «Заучивание четверостиший»

Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть:  «Сейчас мы выучим одно хорошее стихо­творение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела!

Гудит и вьется над цветком,

Прилежна и мила».

1)  «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела!»

Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все пра­вильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его по­вторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

2)  Затем по аналогии заучивают вторую часть сти­хотворения:

«Гудит и вьется над цветком

Прилежна и мила».

3)  Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку:  «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью  повтори». Читаются   обе   части.   При   наличии   ошибок   поступают также, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценки:

· 8  баллов —  Правильное  полное  воспроизведение всех трех частей.

· 5 баллов — Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

· 3  балла —  Воспроизведение  смысла  четверостишия своими словами.

· 2 балла — Отдельные смысловые связи сохране­ны, но целостная смысловая связь нарушена.

· 0 баллов — Набор бессмысленных слов или полный отказ.

 

IV     задание «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребе­нок называет предметы неверно, то исследователь в кон­це задания должен исправить его ошибки.

Оценки:

·         Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

 

V задание «Процесс счета».

Используются картинки из IV задания. Ребенка спра­шивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценки:

·         5 баллов — Счет без моторных компонентов.

·         4 балла — Беззвучное проговаривание (движение губ).

·         3 балла — Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.

·         2 балла — Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.

·         1 балл —   Прикосновение   пальцем   при   счете   к предметам или передвижение их.

·         0 баллов — Отказ отвечать.

 

V I    задание «Порядок счета».

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогаетему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета ис­следователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

·         В качестве оценки выставляется число до которого ребенок пра­вильно досчитал.

 

VII   задание «Классификация предметов».

Используются картинки из IV задания. Перед ре­бенком кладут лист бумаги с изображением трех кор­зин (рис.7.)

Инструкция: «Вот три корзины. Эта — (показывают) корзина для фруктов, эта — (показывают) для ово­щей, эта — (показывают) для цветов. Собери, пожа­луйста, сюда — все фрукты, сюда — все овощи, сю­да — все цветы (соответствующие корзины также ука­зываются)».

Оценки:

·         За каждый правильно классифицированный пред­мет начисляется один балл.

 

 

VIII задание «Восприятие количества».

Состоит из двух частей.

1)  Материалы из задания VII лежат в последней по­зиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь все­го предметов?» Если нет правильного ответа, то ребен­ку помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и ово­щами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь пред­метов?» Если ребенок затрудняется, то просят его со­считать.

2)  Затем все то же самое проделывается в отноше­нии всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценки:

·      Правильные, самостоятельные ответы оценивают­ся по 3 балла за каждую часть задания, то есть мак­симально возможный показатель 6 баллов.

·        За каж­дый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть — чем больше помощи, тем меньше сумма баллов.

·         При отсутствии решения или неверном результате — О баллов.

 

IX задание «Размещение фигур».

Материалы: три карточки с рисунками круга, тре­угольника, квадрата; девять вырезан­ных геометрических фигур: круги, тре­угольники, квадраты

1)      У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что    здесь    нарисовано?»    Допустимо,    если    вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырех­ угольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.

·           За каждое правильное название на­числяется один балл.

 

2)      Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четы­рехугольник называют четырехугольником,  а круг — кругом?»

Правильные ответы:

У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг — круглый.

·         За каждое правильное объяснение — один балл.

 

3)  Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезан­ных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (Поочередно показывают на три карточ­ки): «Вот здесь у нас — треугольник, здесь — квад­рат, а здесь — круг. Собери и положи, пожалуйста, с (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) — все треугольники, сю­да (показывают на круг) — все круги».

·         За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

 

X задание «Сравнение картинок».(рис.8-15).
Материал:
Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения уби­рая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) вы­глядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

Оценки:

2 балла — Правильное решение без помощи.

1 балл — Правильное решение, с помощью.

0 баллов — Решения нет.

·         Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок — 8.

XI задание «Дифференциация цвета и формы».

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (по­казать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий ку­сочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (По­казать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фи­гуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценки:

·         Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл

XII   задание «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Пом­нишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допус­кает ошибки или вообще забыл стихотворение, то про­цесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание.

·         Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.

 

XIII  задание «Нахождение аналогий».
Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

1)     Днем светло, а ночью ?...                       (темно)

2)     Птица поет, а собака ?...                         (лает)

3)  Машина едет, а самолет ?...                   (летит)

4)  Голубь летает, а рыба?...                      (плавает)

5)     У кошки — шерсть, а у утки ?...          (перья)

6)  Платье сшито из ткани, а ботинки ?... (из кожи)

Оценки:

·         За каждый правильный ответ начисляется один балл.

 

XIV  задание «Срисовывание». (рис.16-17).

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы — квадрат и треугольник а для старшей — треугольник и крест и два узора, напоми­нающие прописной шрифт

Инструкция: «Здесь нарисованы две фигуры и два узо­ра (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

Оценки:

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Измене­ние величины образца и незначительные простран­ственные искажения не учитываются.

·         • 6 баллов — Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

 

·         3 балла — Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

·         2 балла — Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.

·         0 баллов — Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

 

XV задание «Описание картинки».(рис.18).

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на кар­тинке

Оценки:

а) Разговорная речь.

  • 2 балла — Беглая речь без запинок
  • 1 балл — Достаточно беглая речь, но есть паузы.
  • 0 баллов — Речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

  • 8 баллов — Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
  • 6 баллов — Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
  • 4 балла — Преимущественно простые предло­жения.
  • 1 балл — Преимущественно неполные предложения.
  • 0 баллов — Построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

·                   2 балла Четкое произношение звуков,

·         1 балл Нечеткое произношение звуков.

г)  Фантазия, воображение.

·         Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто пове­ствует о том, что изображено на картинке, но и о пере­живаниях, мыслях героев, домысливает о том, что бы­ло или будет и т.п.

 

 

Таким образом, максимальная оценка по всему за­данию 13 баллов.

 

 

 

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидерс) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умствен­ного развития ребенка, его интеллектуальной готов­ности к школе.

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

  Суммарный     показатель

                    Проценты

                            71

                          4

                           76

                          10

                           79

                          20

                           85

                           30

                          90

                           40

                           92

                           50

                         96 .5

                         60

                           99

                         70

                          102

                          80

                        108 ,5

                         90

                          111

                        98

                          117

                        100

 

 

Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов.

Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучае­мость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного раз­вития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотно­сятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.

Данная таблица облегчает анализ ответов испытуе­мого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития. ТАБЛИЦА 2

 

 

 

ТАБЛИЦА 2

 

Компоненты умственного развития

Номера заданий

1. Обучаемость (как спо­собность к обучению)

3, 8, 12

2. Уровень образования понятий

.1,4, 13

3. Уровень развития речи

1, 15

4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире)

1,4, 9, 13

5. Овладение отношениями множеств

5, 6, 7, 8

6. Знание форм, их разли­чий

9, 11

7. Способность к диффе­ренциации ощущений, уровень развития восприя­тия

2, 10, 11, 13, 14

8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве

14

9. Умение классифициро­вать предметы

7,9

10. Память

3, 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА 3

Регистрационный бланк к тесту

 

Номера заданий

Ответы ребенка

Примечания

Оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 



со