Уважаемый председатель!!! Уважаемые члены государственной итоговой комиссии! Вашему вниманию представляется защита ВКР на тему:
СЛАЙД 1
Формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами проектной деятельности в технологическом образовании
Слайд 2
Образования организуется согласно требованиям ФГОС. В рамках реализации новых стандартов требуются новые подходы к изучению учебных предметов. Знания,полученные на уроке, должны иметь практическое применение и соответствовать интересам учащихся.
Образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий, отражающих умение учиться.
Применение сегодня разнообразных инновационных методов и форм обучения, дают ребенку конкретные предметные знания и навыки и вооружают его такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться я в непрерывного меняющемся обществе.
Ведущее место среди таких методов, принадлежит методу проектов. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования проектной технологии обучения учащихся в основной школе как базовой образовательной технологии, поддерживающей деятельностный подход в образовании.
Слайд 3
известный ученый современности Цукерман,Г.А. отмечает, что проблема формирования умения учиться берет свое начало в проблеме общеучебных умений, которая является не новой в педагогике и большинством исследователей всегда рассматривалась как наиболее перспективная стратегия повышения качества обучения. Как подчеркивает Горленко,Н.М., основное назначение универсальных учебных действий или их функция заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы обеспечивать возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность процесса учения. Это подразумевает, что ученик становится способен самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою учебно-познавательную деятельность, выбирать способы достижения поставленной цели, осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности[.
СЛАЙД 8
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В психолого-педагогической науке в работах Асмолова А.Г., Карабановой,О.А.выделены 4 группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, и целенаправленно воздействуют на развитие школьника.
Слайд 9 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия обучающегося включает в себя общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения конкретной проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию социальной компетентности учащихся, развитии у них умения слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выстраивать взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми.
Слайд 10 Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся.
При выполнении проекта на разных этапах его реализации у обучающихся школьников формируются определённые универсальные учебные действия . Метод проектов подразумевает формирование универсальных учебных действий обучающихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции теоретических знаний из различных предметных областей и практических умений с использованием различных технологических приемов.
Выполняя свой проект, практически каждый ребенок обучается в первую очередь самостоятельно мыслить, находить и решать те или иные проблемы, у него развивается творческая способность прогнозировать результаты, предвидеть различные возможные последствия разных вариантов технологического решения, формируются практические умения устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд11
Второй раздел моей выпускной квалификационной работы посвящен экспериментальному исследованию по формированию универсальных учебных действий у обучающихся. исследование осуществлялось на уроках технологии средствами проектного обучения в общеобразовательном учреждении в условиях сельской школы и анализу полученных результатов этого исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ «СОШ села Кирово Краснокутского района и проходило в два этапа: констатирующий и экспериментальный.
— Для проведения педагогического эксперимента мы выделили 5-й класс экспериментальный, а 6-й контрольны.й по 12 человек в каждом
Слайд12
На констатирующем этапе для выявления уровня сформированности УУД обучающихся школьников на уроках технологии использовали метод анкетирования и тестирования. Проведенная экспериментальная проверка показывают, что в среднем обучающиеся 5-х и 6-х классов МОУ «СОШ села Кирово» с интересом посещают уроки технологии, что непременно сказывается на уровне познавательной активности. Отсюда следует, что в среднем в экспериментальном классе - 25 % учащихся, в контрольном - 17% учеников имеют высокий уровень сформированность универсальных учебных действий, соответственно 67% и 50% имеют средний уровень, 8% и 33% ниже среднего уровень сформированности универсальных учебных действий. Таб 1,2
Слайд 13
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что уровень сформированности универсальных учебных действий как в экспериментальном так и в контрольном классе достаточно не высокий и требует корректировки, на что и был нацелен следующий этап нашего исследования. Рис1
Слайд 14
Для анализа хода и результатов проведения экспериментального исследования в экспериментальном классе применялась проектная методика на примере Творческого проекта «Осеннее вдохновение» чтобы всемерно разнообразить работу обучающихся и постоянно совершенствовать формирование универсальных учебных действий.
В контрольном классе уроки технологии проводились по традиционной методике, с использованием классических приемов и методов организации и проведения уроков.
Слайд 15
После проведенной работы над проектом и анализом с применением анкеты мы получили следующие результаты, обучающихся экспериментального класса стали проявлять повышенный интерес к предмету «Технология», так как в этом классе отсутствуют обучающиеся с негативным отношением к предмету, обучающиеся контрольного класса практически не изменили отношение к предмету «Технология» и проявляют недостаточный интерес к предмету Таб 1
Анализ результатов тестирования показал, что уровень познавательной активности обучающихся экспериментального класса повысился. В классе нет обучающихся, находящихся на низком уровне. В контрольном классе произошли значительные изменения – 2 обучающихся повысили уровень познавательной активности. Из этого следует, что предложенная организация метода обучения, как метод проектов способствует положительным качествам формирования УУД школьников в технологическом образовании, и является эффективной, ее необходимо чаще использовать в практической работе учителем технологии.
Результаты экспериментального обучения дают основание утверждать, что эффективность организации у обучающихся школьников формирования универсальных учебных действий и воспитания потребности оперировать полученными знаниями изменяется в ходе выполнения ими самостоятельных работ и характеризуется наличием в системе его познавательных действий осознанной обобщающей цели.
Слайд 17
Проведённое нами экспериментальное исследование позволило сделать выводы относительно возможности и необходимости формирования универсальных учебных действий обучающихся в технологическом образовании средствами проектного обучения в общеобразовательном учреждении в условиях сельской местности.
В процессе формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами проектного обучения на уроках технологии возможна и целесообразна. Результаты усвоения учебного материала, опираясь на содержательные действия обучающегося с материалом, формирующим УУД, значительно превосходят результаты такого обучения, которое осуществляется, как правило, в рамках обычного преднамеренного заучивания.
При правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.