Тезисы выступления на заседании ШМО по актуальным проблемам начального общего образования
1. «Любите ребёнка»
Стремитесь относиться к нему с уважением и пониманием. Не жалейте времени на совместное времяпровождение: игры, прогулки, занятия спортом, походы в театр и т.д. только искреннее общение с ребёнком даст ему почувствовать, что вы видите в нём хорошего, интересного человека, с которым хочется дружить. Никогда не сравнивайте его с другими детьми.
2. «Развивайте чувство компетентности у ребёнка»
У вашего ребёнка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребёнок многое умел делать своими руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями.
3. «Больше поощряйте и меньше наказывайте».
4. «Предоставляйте ребёнку самостоятельность».
Никогда не делайте за ребёнка то, что он уже может делать сам. Дайте ему посильное поручение. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.
5. «Не требуйте от ребёнка невозможного».
Соблюдайте равновесие. Важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребёнок не утратил веры в свои силы.
6. «Воспитывайте уверенность в том, что он хороший человек».
7. «Меньше критикуйте».
Не «навешивайте ярлыки» - «копуша», «глупый». Эти фразы- фразы – убийцы - они постепенно убивают в ребёнке самоуважение, снижают его самооценку.
Описание педагогического опыта учителя начальных классов ОО
Опыт - это совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных в результате активного практического сотрудничества, с объективным миром, отражение в мышлении людей, законов в этом мире и общественной практики.
Педагогический опыт – отобранная, освоенная и отрефлексированная информация о педагогической деятельности; набор практических знаний, умений и навыков, приобретенных в повседневной преподавательской деятельности; основа профессионального мастерства.
Такой опыт даёт возможность добиться оптимальных результатов в учебном процессе с относительно небольшими усилиями, времени и средствами.
Обобщение опыта - составление выводов, отражающих основные результаты деятельности в целом (на основе исследования).
Обобщение педагогического опыта - это вид методической деятельности, который должен включать выявление и изучение конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное описание результата методической деятельности их продуктов.
Значение и задачи обобщения педагогического опыта:
- решение проблем, которые возникают перед образованием на современном этапе развития общества;
- выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов;
- организация педагогического процесса;
- освоение идей и технологий сотрудничества и развития;
- отработка компонентов, опережающих педагогических концепций,
перевод их на уровень методических решений;
- корректирование и доведение инноваций для разнообразных видов и условий образования;
- выработка рекомендаций для массового педагога.
К.Д. Ушинский утверждал, что перенять опыт, как таковой, нельзя, ведь он всегда индивидуален. Но всегда можно позаимствовать саму идею опыта, нацелив её на свои возможности. Обобщение педагогического опыта должно быть, в первую очередь, нацелено на профессионально обучение, улучшение педагогического мастерства, а также на удовлетворение профессиональных потребностей педагога.
Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, раскрывающий возможности непрерывного совершенствования, зачастую уникальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из перечисленных элементов) образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты.
Привычно передовым педагогическим опытом считать такой опыт педагогов, при котором достигаются наилучшие результаты, в результате модернизации уже имеющихся ресурсов и подходящей организации педагогического процесса.
Передовой педагогический опыт делится на:
1) Педагогическое мастерство;
2) Педагогическое новаторство.
Педагогическое мастерство — это умелое, рациональное, комплексное использование педагогом действенных методов, форм работы с детьми, образовательных технологий.
Целью повышения квалификации педагогического работника являются:
- обновление и углубление знаний в области теории и практики преподавания, прогрессивных педагогических технологий и передового педагогического опыта;
- освоение инновационных форм, методов, средств и технологий обучения, прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- моделирование инновационных образовательных процессов.
Повышение квалификации педагогических работников осуществляется в форме самообразования и в форме внешне организованного профессионального обучения, которое включает в себя виды:
- стажировка, курсовая переподготовка;
- краткосрочные курсы повышения квалификации;
- дистанционные курсы повышения квалификации;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, в работе проблемных семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов и т.д.;
- организация индивидуальной работы по самообразованию.
Таким образом, можно обобщить, что педагогический опыт - это такая педагогическая деятельность, которая приводит к высоким педагогическим результатам. В то же время опыт может не содержать ничего нового, но он может быть основан на успешном применении педагогических норм, годов, принципов и закономерностей, уже установленных наукой.
Сущность педагогического опыта состоит в том, чтобы на основании изученных и обобщенных из разных информационных источников материалов составить краткие методические рекомендации для оказания методической помощи в решении различных проблем. Далее обобщить педагогический опыт со специалистами, соблюдая алгоритм описания опыта в соответствии с
педагогической наукой, для того, чтобы коллеги могли иметь практический пример для описания своего педагогического опыта.
Для того чтобы представить свой опыт работы, педагогу нужно выстроить собственную систему обобщения, описания, трансляции опыта.
Первый этап изучения и обобщения педагогического опыта – обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения ее эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.
В соответствии с проблемой начинается поисковая работа (второй этап): выявляются находки, новинки в работе. Определяется объект исследования и обобщения опыта.
Затем составляется план изучения и обобщения опыта (третий этап): окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (направление деятельности, раздел программы) и предмет (методы, приемы, технологии, средства обучения и др.) изучения и обобщения. Определяется теоретическая база опыта (из каких научных идей, теорий, положений он исходит).
На основе плана педагог проводит самоизучение, самоанализ и самооценку образовательного процесса и его результатов (четвертый этап): сбор педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность.
Описываемый опыт затем осмысливается, самообобщается (пятый этап): сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Затем следуют выводы.
Прежде чем приступить к описанию педагогического опыта необходимо уточнить какие полученные данные имеются и конкретизировать их, а также
проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его, провести практическую проверку полученных результатов.
Следующий этап - шестой - описание опыта. Задача описания опыта - показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Осмысленный материал оформляется в соответствии с современными подходами к изданию методической литературы или, например, в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о конкурсе методической продукции.
Обобщение и описание опыта - это вычленение конкретной идеи, которую можно будет пропагандировать среди педагогической общественности для использования в практике работы. Таким образом, представление опыта и пропаганда (распространение) его идей - седьмой этап.
Подводя итог сказанному, можно представить следующий алгоритм работы педагога над обобщением собственного опыта:
Этапы работы педагога над обобщением своего опыта
1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)
3. Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.
Обобщение опыта проводится после тщательного анализа, установления взаимосвязей всех критериев, формулировки идеи или выводов общего характера - именно идея опыта, а не сам опыт и передаётся последователям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.