|
Тип Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие. Значение в природе и жизни человека ( 7 класс)
Коптелова Т.П.
учитель высшей категории учитель-методист
Донецк 2022
Пояснительная записка.
Тема урока: Тип Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Тип урока: системно-обобщающий.
Урок проводится в системе модульного обучения. Модульно-развивающая система обучения - одна из разновидностей личностно-ориентированных технологий, интегрирующая основные методические подходы к организации процесса обучения, которые отображают новейшие достижения педагогики и психологии. Таковыми подходами являются:
< Обучение с опережающим изучением теории;
< Изучение учебного материала блоками;
< Научно-исследовательская деятельность учащихся;
< Проблемное обучение;
< Индивидуально-дифференцированный подход к обучению;
< Программированное обучение.
При конструировании урока использовались технологии интерактивного обучения , обучения в сотрудничестве, общении.
В жизни человека общение не существует как отдельный процесс или самостоятельная форма активности. Оно входит в состав индивидуальной или групповой практической деятельности, которая не может реализоваться без разностороннего общения. Без общения формирование личности невозможно. Именно в общении с другими людьми ребенок усваивает опыт человечества, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, развивает свои способности.
Общение - двусторонний процесс, в котором ученик-учитель или ученик-ученик обмениваются мыслями и информацией. Деловое общение выступает как составляющий компонент любой продуктивной деятельности и служит способом повышения качества этой деятельности. Содержанием общения выступает на уроке учебная информация и виды деятельности, связанные с ее усвоением. В этом контексте основной целевой установкой интерактивного обучения является подготовка молодого человека к жизни. Уроки интерактивного обучения дают возможность для формирования основных групп компетентностей, способствуют развитию независимости, самодисциплины, сотрудничеству с другими учащимися, активизируют участие в процессе обучения, призывают учащихся работать вместе, высказывать свои мысли, выражать эмоции, использовать свой опыт, брать на себя ответственность за обучение и развивать умение учиться.
Тип урока: системно-обобщающий
І м-м. Урок начинается с организационного момента и создания позитивного микроклимата в классе, используется методический прием «Пожелание». Создание позитивного микроклимата в классе во время урока– залог его успешного проведения.
Цель: создание микроклимата доверия, организация коммуникации между учащимися , оперативное включение в деятельность.
Создается атмосфера сотрудничества, которая является залогом доверительных взаимоотношений между учителем и учениками.
Мотивация:
Цель: сфокусировать внимание учащихся на проблеме, вызвать интерес к обговариваемой теме. Психологическая подготовка учащихся к принятию темы, настрой на решение проблемы.
Актуализация знаний учащихся:
Цель: развивать умение по характеристике узнавать изучаемый объект.
Используется методический прием «Портрет». Учащиеся работают в малых группах, после характеристики представителей разных классов типа Моллюски, слайды высвечиваются поочередно на экране.
Обобщение и систематизация знаний об особенностях строения моллюсков происходит с использованием игровой ситуации «Разгадай кроссворд»(работа выполняется фронтально).
Цель: повторение раннее изученного. Возможны различные варианты организации деятельности учащихся:
1. Разгадать кроссворд, заполнив пустые клетки.
2. Сформулировать вопросы к понятиям, которые даются учащимся в заполненном кроссворде.
3. Заполнить кроссворд, в котором выделены определенные квадраты, из букв, что попали в них- составить ключевое слово и раскрыть смысл понятий.
Высвечивается слайд с ответами на экране.
Учитель предлагает оценить свои учебные достижения самостоятельно (отлично, очень хорошо, хорошо, плохо, хуже некуда).
Цель: развивать самооценку.
ІІ м-м. Для систематизации и обобщения знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности представителей разных классов моллюсков используется методический прием «Биологические гонки».
Цель: активизация умственных способностей учащихся, привлечение всех учащихся к работе.
Учащиеся получают карточки с названием одного из классов типа Моллюски (по вариантам). После окончания работы высвечивается цифровой код правильных ответов. Следует взаимопроверка (каждый правильный ответ -1 балл).
Далее учащимся предлагается игра «Поиск» на время.
Цель: развитие умственных способностей, познавательной активности, межпредметных связей.
Физкультминутка способствует отдыху после напряженной работы.
ІІІ м-м.
Заранее подготовленный ученик «Капитан Врунгель» предлагает учащимся проверить их знания.
Цель: найти биологические ошибки в предложениях, если они есть, объяснить-в чем они заключаются.
Данный методический прием позволяет развивать творческую, коммуникативную, поликультурную компетенции ,креативное мышление учащихся. Каждый правильный ответ Капитан Врунгель обменивает на «золотую монету».
Далее следует презентация: «Значение моллюсков в экосистемах». Учащимся предлагается задание: выделить в виде тезисов положительное и отрицательное значение моллюсков. Ответы рецензируются.
Цель: выделить главные моменты, развивать умение и критически оценить учебный продукт товарища.
Оценивание учебных достижений, комментирование оценок.
Рефлексия
Цель: организация осознания учащимися своей деятельности на уроке, логическое завершение тематически замкнутого периода деятельности.
Домашнее задание - разно уровневое.
Выводы: использование на уроке инновационных педагогических технологий позволяет максимально повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, дает возможность создать такие условия, когда все учащиеся приобщаются к активной, творческой учебной деятельности, процессу самообучения, самореализации ,учатся общаться ,сотрудничать, критически мыслить. Результат обучения на основе современных инновационных педтехнологий-формирование компетентностной личности, подготовленной к жизни в современном обществе, способной успешно самореализоваться в социуме.
Урок в технологиях интерактивного обучения предусматривает постоянное общение. Оно входит в состав индивидуальной или групповой практической деятельности, которые не могут осуществляться без разностороннего обмена мыслями и информацией.
Урок способствует развитию инициативы, независимости, самодисциплине, сотрудничеству с другими учащимися. В работу на уроке вовлекаются в разной степени все учащиеся. Такой урок должен пробуждать у учащихся интерес и мотивацию, научить самостоятельному мышлению и действиям.
Рефлексия как один из важнейших интерактивных приемов, используемых в конце урока, способствует выражению чувств, мыслей учащихся по поводу полученного опыта, знаний и т.д
Тема урока: Тип Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни, их значении в экосистемах и для человека ;
Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы;
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать экологическое мышление; формировать культуру общения, поддерживать психологический микроклимат доверия, толерантного отношения друг к другу.
Задачи урока: Завершить изучение темы «Моллюски», продолжить формирование основных компетентностей: познавательной, социальной, поликультурной, саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности.
Учащиеся должны знать: Общие признаки организмов типа Моллюски,; особенности строения в связи с образом жизни; значение моллюсков в экосистемах и жизни человека.
Учащиеся должны уметь: Различать представителей разных классов моллюсков; сравнивать организацию представителей разных классов моллюсков.
Тип урока: Системно-обобщающий.
Оборудование: Таблицы: «Брюхоногие моллюски», «Двустворчатые моллюски», «Головоногие моллюски»; влажные препараты: «Беззубка»,
« Прудовик»; проектор, ноутбук, экран для проектора, дидактический материал.
Методы обучения: интерактивные
Структура урока, формы и методы работы.
І. Мини-модуль
І.І. Организация класса, настрой на позитив.(5 мин.)
Предложить учащимся улыбнуться и одним словом высказать друг другу пожелания, начиная словами: « Я желаю тебе…» (добра, здоровья, удачи и др.), одновременно передавая мягкую игрушку «осьминог»
І.2. Мотивация учебной деятельности, постановка дидактических целей и задач урока.(5мин.)
Учитель: Удивителен и разнообразен мир моллюсков, которых мы изучали на прошлых уроках, но я уверена, что на сегодняшнем уроке, для вас, ребята, откроются новые тайны их жизни. Как вы думаете, ребята, если урок обобщающий, чем мы будем сегодня заниматься? (ребята высказываются). После обобщения записывается тема, оглашаются цели и задачи урока.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.(работают в малых группах)(7мин)
Учитель: Мы изучили представителей разных классов типа Моллюски, но прежде, чем они появятся на экране, прошу принять участие в конкурсе знатоков. Используется методический прием- Портрет.
Портрет№1
………Слайд №1
1. Имеет 10 щупалец, два из них длиннее, чем другие.
2. Морской житель, имеет тело, похожее на ракету.
3. Он развивает скорость до 70км/час.
( класс Головоногие, кальмар)
Портрет№2
Слайд №2………….
1. Живут в воде, но дышат воздухом при помощи «легкого».
2. Житель пресного водоема, имеет ассиметричное строение.
3. Раковина закручена конусовидной, острой на конце спиралью.
( класс Брюхоногие, прудовик)
Портрет№3
…………..Слайд№3
1. Личинка жителя, вышедшая из яйца, паразитирует на рыбах.
2. Раковина состоит из двух боковых створок.
3. Житель пресноводного водоема, не имеет головы.
(класс Двустворчатые, беззубка)
Чем раньше отгадан представитель и класс, тем больше баллов за ответ.
На экране появляются изображения представителей этих классов, высвечиваясь поочередно на экране
…….Слайд№4
….Слайд№ 5
Слайд№6……
Слайд№7……..
…….Слайд№8
2.Кроссворд(13 мин)
Цель: Обобщить и систематизировать знания об особенностях строения моллюсков.
Возможны разные варианты:
1. Разгадай кроссворд, заполнив пропущенные клетки.
2. Сформулируй вопросы к словам, которые могут раздаваться учащимся в заполненном кроссворде.
3. Отгадать ключевое слово и раскрыть смысл понятия.
………………………..Слайд№9
1. Складка кожи, окружающая с боков туловище моллюсков
2. Защитное образование, окружающее тело моллюсков
3. Рыхлая соединительная ткань, окружающая тело моллюсков , заполняя промежутки между органами
4. Кровеносные сосуды, по которым кровь поступает от сердца
5. Органы дыхания сухопутных моллюсков
6. Моллюск, который неподвижно прикрепляется клейкими нитями к подводным предметам
7. Кровеносные сосуды, по которым кровь поступает к сердцу
8. Органы дыхания водных моллюсков
9. Симметрия тела моллюсков
10. Камера сердца, из которой кровь поступает в желудочки
11. Органы выделения моллюсков
12. Камера сердца, из которой кровь поступает в артерии
13. Полость тела, характерная для моллюсков
14. Органы кровеносной системы моллюсков
15. Кровь, насыщенная кислородом
16. Видоизмененная нога у головоногих моллюсков
ІІ. Мини-модуль.
3. Биологические гонки(15 мин)
Цель: Систематизация и обобщение знаний об особенностях организации моллюсков разных классов.
Под порядковыми номерами приведены разные сведения о моллюсках, необходимо подобрать ответ в виде цифрового кода. Оценивание: учитывается время и качество выполнения.
1. Тело мягкое, имеет мантию.
2. Снаружи тело защищено двустворчатой раковиной.
3. Наружной раковины нет, есть только ее остатки, расположенные под кожей.
4. Раковина цельная, имеет у большинства представителей вид башенки.
5. Передвигаются с помощью мускулистой ноги
6. Характерен реактивный способ передвижения.
7. Имеет отделы тела: голова, туловище, нога.
8. Голова отсутствует.
9. Нога видоизменена в щупальце и воронку
10. Питается органическими веществами, взвешенными в воде, микроорганизмами.
11. Имеет вводной и выводной сифон.
12. Питается водными растениями с помощью терки
13. Хищники, питаются рыбой, крабами моллюсками.
14.Дышит растворенным в воде кислородом, проникающим через жабры.
15. Дышит атмосферным воздухом через легкое.
16. Кровеносная система незамкнутая.
17. Кровеносная система замкнутая.
18. Органы выделения-почки.
19. Нервная система состоит из нескольких пар узлов, соединенных перемычками.
20. Обладает сложным поведением, может строить домик из камней.
21. Нервные клетки не образуют узлов, они лишь соприкасаются между собой длинными отростками.
22. Органы зрения отсутствуют.
23. Глаза крупные, по строению напоминают глаза рыб, птиц, млекопитающих.
24. Сердце у большинства двухкамерное.
25. Представителям этого класса является рапана, живущая в фауне Украины.
26. У представителей этого класса хорошо развиты слюнные железы.
27. Большинство представителей этого класса может образовывать жемчуг.
(5 мин)
Слайд№10……
4. Игра-«Поиск»: кто первым выполнит задание, получает приз.(10 мин)
Впишите в вертикальные ряды 11 слов , имеющих специальное значение
Слайд№11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд№12
К |
О |
З |
Б |
Д |
С |
У |
К |
Б |
У |
Р |
Р |
П |
Н |
У |
И |
Т |
Ж |
Е |
У |
Т |
И |
А |
А |
А |
Н |
Ч |
О |
А |
Т |
С |
Р |
Ц |
Н |
Л |
К |
Т |
Ь |
Г |
С |
А |
Ы |
О |
А |
1. Механизм для поднятия грузов (кран)
2. Драгоценный камень (опал)
3. Запятая, минус, точка, плюс, а иначе говоря (знак)
4. Стихийное восстание, мятеж (бунт)
5. Дикие птицы, служат предметом охоты (дичь)
6. Большая куча сена( стог)
7. Чувство сильного страха ( ужас)
8. Рыба из семейства лососевых( кета)
9. Женское украшение( бусы)
10. Начало дня (утро)
11. Высокогорное озеро на Кавказе (Рица)
Ответ: Рапана уничтожает устриц
Приз- раковина рапаны
Физкультминутка
1. Потереть ладошки – приложить к ушам, потереть ладошки- приложить к глазам.
2. Встать, присесть, встать
3. Потянуться на пальцах ,зевнуть, ударить пятками, сесть.
ІІІ. Мини-модуль
5. Учитель: у нас в гостях барон Врунгель. Найди в предложениях биологические ошибки. Если есть, то в чем они заключаются.(10 мин)
Биологические ошибки:
1. Маленьких черно-синих моллюсков мидий употребляют в пищу. Во Франции, Голландии их любят есть сырыми. Особенно вкусна печень мидий.
2. Мидии очень плодовиты, одна особь может оплодотворить 1 млн. яиц. Вышедшим личинкам важно за 2 недели прикрепиться к чему-нибудь, иначе они погибнут. Живут мидии на глубине от 1 до 60м.
3. Устрицы имеют массу до 3кг. Новичкам они кажутся невкусными и неприятными. Да и питательная польза от этого лакомства невелика.
4. Из раковинных моллюсков употребляются в пищу лишь мидии и устрицы.
5. Драгоценный жемчуг, как и раковина моллюсков состоит из извести(углекислый кальций).
6. Кроме употребления в пищу, добычи драгоценных жемчужин раковины используют для изготовления перламутровых пуговиц и брошей. Для других целей моллюски не используются.
7. У головоногих моллюсков имеется чудо-оружие: чернильная бомба. Она бывает только темного, почти черного цвета.
8. У актиний 8 щупалец, у кальмара 10.
9. Головоногих моллюсков из-за чернильного мешка в пищу не употребляют.
Правильные ответы:
1.Мидии не всегда бывают маленькими. Например, в морях Дальнего Востока водятся мидии грайана весом от 700г до 2кг. Едят мидий чаще всего в консервированном виде, а их печень, жабры и желудок вообще несъедобны.
2. Ошибки нет.
3. В устрицах очень много витаминов А и В, присутствуют также витамины С и Д. А специфический привкус устриц, видимо, зависит от большого количества йода в них.
4. Есть немало и других съедобных моллюсков: виноградная улитка, петушки, морское ушко, морские блюдечки, рапана и др.
5. Ошибки нет.
6. Некоторые двустворчатые моллюски выделяют особое вещество биссус. Особенно крепкие и шелковистые нити (длиной до 30см) образует моллюск пинна, обитающий в Средиземном море и Атлантическом океане. Из этих нитей изготавливали чулки, кружева, перчатки, а в глубокой древности делали особую ткань – виссон.
7. У каракатиц сепиола и гетеротейтис чернильный мешок приобрел способность выпускать светящуюся бомбу. Это свечение обеспечивается светящимися бактериями, живущими в чернильном мешке.
8. Ошибки нет.
9. В странах побережья Средиземного моря головоногие моллюски - одно из излюбленных народных кушаний . Их едят в сыром, сушеном, маринованном , печеном, жареном, вареном виде.
Далее учащимся предлагается видеоролик загруженный из Интернет ресурса «Прикладная зоология». Раздел - значение моллюсков.
Задание: составить в виде плана положительное и отрицательное значение малюсков. Некоторые планы зачитываются, учащиеся рецензируют ответы. (10 мин)
ІІІ. Оценивание учебных достижений учащихся, комментирование оценок.(5 мин)
….Слайд№13
V. Домашнее задание(5 мин)
1. уровень: повторить параграф 42 - 43
2. уровень: повторить параграф 42-43 + выполнить тестовые задания
3. уровень: повторить параграф 27-29 + выполнить тестовые задания + подобрать занимательные факты о моллюсках.
4. уровень: повторить параграф 42-43 + выполнить творческие задания на выбор: составить тесты, кроссворды, стихи, сказки, ребусы и др.
Литература:
1. Шарко В.Д. Сучасний урок., К.,2007
2. Акимушкин И. Мир животных, Беспозвоночные.,М., «Мысль», 1992
3. Боброва Т.А., Гуфельд И. М., Ботаника. Зоология.М.,1999
4. Акимушкин И.И. Приматы моря. М., «Мысль»,1974
5. Дмитриев Ю. Ця дивовижна наука зоологія., К., « Веселка
6.О. Теннер. Способы защиты у животных.-М.: Мир,1985.
8. Картинки представленные в слайдах взяты из Интернет -ресурсов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.