ТИПОЛОГИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДХОД
В системе опережающего обучения типология практикоориентированного подхода является одним из инновационных методов, развивающая направленность которого способствует профессиональному самоопределению выпускника как высшей школы, так и среднего специального образования [7]. Безусловно, показатель востребованности на рынке труда результатов общепрофессиональных знаний и интеллектуального потенциала молодого специалиста, высокого уровня его физических и духовно-нравственных возможностей есть та компетентностная парадигма, экспликация которой совершенствует всю систему профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений[3; 8].
Как показывает практика типологического мониторинга деятельности образовательных систем всех уровней, большинство из них ориентируются
не сколько на государственный заказ, столько актуализируют свою учебную мобильность на компетентностных запросах потребителей образовательных услуг, организуя свою деятельность с позиции социетальности, креативности, эффективности, транспарентности. В этом аспекте «ключевой проблемой становится подготовка квалифицированных кадров, оптимизация сети образовательных организаций, создание и развитие системы социального партнерства» [1, с.67].
Философская трансформация типологических аспектов практикоориентированного обучения предполагает разрешение противоречия между высоким уровнем профессиональных компетенций обучающихся и степенью предпочтений работодателей в широком дискурсе их социального взаимопонимания, специализированного партнерства, креативной адекватности мотивационных устремлений и материальных интересов [5; 6].
Типологической особенностью практико-ориентированного обучения является необходимость развития у обучаемого потенциального стремления к самопознанию, совершенствование индивидуальных характеристик профессионального предпочтения, эмотивность контактов делового общения как в учебной группе, так и с работодателями в процессе комплексного решения профессионально значимых задач в достижении конкретных результатов социальной практики.
Следует особо подчеркнуть, что типология практико-ориентированного обучения предусматривает широкие возможности для активной деятельности в образовательном пространстве работодателей, предприятий (фирм) различных форм собственности и подчинения. Формы и методы данного сотрудничества могут носить как типовой характер, так и продуцировать творческую направленность учебного и инновационного содержания, в том числе и экспериментальной направленности (стажировочные площадки, деловое дисижнмейкерное тестирование и др.) [2; 5].
Развитие компетентностной составляющей такого взаимодействия будет способствовать формированию специального заказа на целенаправленную подготовку кадров, их опережающее профессиональное самоопределение, настойчивую самоактуализацию в актах конкурентноспособности на рынке труда, вариативное самоутверждение имеющихся и новых трудовых навыков (способностей). Следует, прежде всего, иметь в виду, что в числе наиболее распространенных форм взаимного сотрудничества между образовательной организацией и работодателями выступают такие, как «участие работодателей в учебном процессе, в работе аттестационных комиссий; проведение профессиональных конференций, мастер-классов и ярмарок вакансий; предоставление мест проведения производственных и преддипломных практик и др.» [1, с.67].
В логическом дискурсе практико-ориентированного подхода личность студента постепенно опытно самоактуализируется, всесторонне типологизируется, компетентностно самосовершенствуется. В аспекте онто- гносеологической преференции компетенций выпускника образовательного учреждения итог такого рода профессиографической модальности вполне очевиден. Ее концептуальность, в новом формате деятельностно- компетентностной актуализации, можно выразить простой формулой исследователей Е.В. Корешковой и А. А. Кулеминой: «ЗНАНИЯ - УМЕНИЯ
- НАВЫКИ - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» [4, с. 197].
Таким образом, типология практико-ориентированного обучения играет особую роль в системе высшего и среднего специального образования, так как позволяет активизировать потенциал самореализации обучающегося в определенности его компетентностной значимости на рынке труда. Направленность личности студента на профессию, наличие эффективной системы самообразования, мониторинг успешности производственной практики, мотивационные параметры уверенности в профессиональных знаниях по преодолению барьеров рыночных отношений
- вот те основные аспекты деловой коммуникации студента, позволяющие ему целенаправленно осуществлять высокопрофессиональное самосовершенствование.
Литература
1. Буковцева Н.И., Ремезова Л.А. Практико-ориентированная подготовка выпускников вуза в соответствии с требованиями современного рынка труда как условие гарантированного трудоустройства / Н.И. Буковцева, Л.А. Ремезова // Поволжский педагогический вестник, 2017. - Том №5. - № 2 (15). - С.66-72.
2. Вяткина И.В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Новый взгляд на систему образования», 10 апр. 2019 г., Прокопьевск [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «Кузбас. гос. техн. ун-т.: Е. Ю. Пудов (отв. ред.) [и др.]. - Кемерово, 2019
3. Коноплянский Д.А. Стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускника вуза / Д.А. Коноплянский // Вестник КемГУ, серия: «Гуманитарные и общественные науки», 2017. - №1.- С.9-13.
4. Корешкова Е.В., Кулемина А.А. Дополнительное профессиональное образование как средство реализации практико-ориентированного обучения / Е.В.Корешкова Е.В., А.А.Кулемина // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования, 2016. - № 29. - С.195-201.
5. Лукашенко М.А. Рынок образовательных услуг: запрос потребителя и ответ современного университета // Высшее образование в России, 2012. - №6. - С. 100-106.
6. Морова Н.С. Социальное партнерство с работодателем как стимул повышения качества образовательных услуг вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 6. С. 18-22.
7. Панина В.З. Инновационные методы и технологии опережающего обучения в высшей школе // В.З Панина / Вестник Казанского технол.ун- та, 2016. - №16. - С.316-320.
8. Сотникова С. И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социальноэкономического содержания / С.И. Сотникова // Менеджмент в России и за рубежом, 2006.- № 2. - С. 95-107.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.