Классификация 1. (по Матвееву А. П.)
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:
ü уроки с образовательно-познавательной направленностью
ü уроки с образовательно-обучающей направленностью
ü уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
При этом уроки по своим
задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с
решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным
решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают
учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации
самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию,
проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что
учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные
дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности:
· продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников)
· в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
· продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с
образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения
практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование»
(гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках
учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета
обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т.
п.). В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных
уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
·
планирование
развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в
определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость
(общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются
для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной
физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся
преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной
тренировки:
Во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
Во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;
В-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития
физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам
соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке
и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем
организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной
направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной
направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в
процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
В целом
каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность
и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной
деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом
приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему
домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
Классификация 2. (Холодов, Кузнецов)
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания, физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
4) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;
№ п/п |
Тип урока |
Характеристика |
1. |
Комбинированные уроки |
Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровит6ельныз задач |
2. |
Уроки с оздоровительной направленностью: |
Ведущими являются оздоровительные задачи: |
а) |
развивающие |
служат развитию различных систем организма; |
б) |
восстанавливающие (реабилитационные) |
направлены на восстановление сил и работоспособности |
3. |
Уроки с воспитательной направленностью |
Ведущими являются воспитательные задачи |
4. |
Уроки с образовательной направленностью |
Ведущими являются образовательные задачи: |
а) |
вводные |
проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами; |
б) |
уроки изучения нового материала (обучающие) |
ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение; |
в) |
уроки совершенствования |
применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала; |
г) |
смешанные (комплексные) |
содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.; |
д) |
контрольные |
направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по реме или разделу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.