Типы текстов. Какие бывают тексты

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Типы текстов. Какие бывают тексты Цели урока: — познакомить учащихся с типами текстов: повествованием, описанием и рассуждением; — учить дифференцировать тексты; — обобщить знания по разделу «Текст»; — развивать умение работать в парах; — развивать умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ). Ход урока 1. Организационный момент
Иконка файла материала №10.docx
Тема урока: Типы текстов. Какие бывают тексты Цели урока: — познакомить учащихся с типами текстов: повествованием, описанием и рассуждением; — учить дифференцировать тексты; — обобщить знания по разделу «Текст»; — развивать умение работать в парах; — развивать умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ). Ход урока 1. Организационный момент — Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе? — Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. 2. Чистописание ттт ттт ттт те те те текст 3. Организация целеполагания — Прочитайте все вместе главный вопрос урока. Какие бывают тексты? — Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст. — Кто хочет поделиться с классом? А я попробую собрать ваши знания вместе. Наши знания. Наши открытия. 1. Текст. 2. Заголовок. Основная мысль. Тема. 3. Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак. 4. Текст делится на смысловые части: начало, основную часть и концовку. 5. Текст может делиться на абзацы. Каждый абзац пишется с красной строки. — Вот так много мы знаем о тексте. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст. Какие именно, нам предстоит узнать.— Тексты бывают разные по своему назначению. С какой целью они составлены. Их названия спрятаны в этих трёх вопросах. На доске закрыты 3 вопроса: 1. Как называется текст, в котором о чём-нибудь или о ком-нибудь рассказывается? 2. Как называется текст, в котором что-либо или кто-либо описывается? 3. Как называется текст, в котором даётся ответ на вопрос «почему?»? 4. Наблюдение над видами текстов — Нам поможет сделать открытия учебник. Откройте его на странице 19. Найдите упражнение 34. Прочитайте задание к упражнению. — Будем читать и рассуждать. — Чтобы разгадать тайну первого вопроса, мы поработаем с первым текстом. Прочитаем его. — Это можно назвать текстом и почему? — Расскажите, что вы узнали из текста? — Да, вы точно выделили события и узнали из этого текста ответ на вопрос: что произошло? Этот текст называется повествованием. — Вот наше первое открытие. Первый из текстов имеет своё назначение о чём- либо сообщить, рассказать о произошедшем. — Поработайте в паре с текстом №2. Расскажите о чём этот текст. — Кто может назвать вопрос, на который отвечает этот текст? (Какой ослик?) — Вы правы, этот текст отвечает на вопросы: Какой? Какая? И называется описанием. Думаю, это было трудное открытие. — Найдите в тексте выражения, которые помогают нам представить эту ягоду бруснику. — Выпишем эти выражения в тетрадь через запятую. Листики мелкие, овальные, ярко-зелёные, твёрдые, блестящие; нежно-розовые цветки; ягоды бордовые, сочные, вкусные. — А теперь трудные вопросы для самых наблюдательных: — Кто догадался: что общего у этого текста с первым? — Чем отличаются эти тексты? — Послушайте третий текст. Я очень люблю бруснику. Почему? Во-первых, это очень вкусная ягода. Сочная, она прямо тает во рту.Во-вторых, её легко собирать. Ягоды упругие, не разминаются в руках, и листики не отрываются, крепко держатся за стебелёк. А в-третьих, ягода-брусника – просто красавица! Яркая, бордовая, так и манит к себе, будто просит: «Сорви меня!» — Как вы думаете, получилось у автора передать своё отношение к ягоде? — Какие слова доказывают это? — А сейчас трудный вопрос: На какой вопрос отвечает этот текст? — Когда человек думает, размышляет и рассуждает, то отвечает на вопрос почему? Этот текст называется рассуждением. ВЫВОД: Все открытия сделаны. Вернёмся к главному вопросу: — Какие бывают тексты? В учебнике на стр. 27 – правило под восклицательным знаком. — Я рада, что вы поняли разные назначения текстов. Текст-повествование передаёт факты и события. Текст-описание помогает представить события в ярких красках. Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию. — Можно ли все эти тексты соединить в один текст, почему? — Как можно озаглавить этот текст? 5. Закрепление — Настал важный момент урока: проверим себя. Сейчас каждый попытается определить вид текста по его назначению. Работаем в парах. Прочитайте все три текста. (тексты раздаются на карточках) 1. Жарким летним днём Оля и Коля гуляли по лугу. Они собирали цветы, разглядывали насекомых. Вдруг набежала туча, начался проливной дождь. Дети бросились под дерево. Не успели они добежать до ближайшего дерева, как дождь закончился, и солнце снова ласково засветило. 2. Дети увидели, как над широкой рекой раскинулась красивая радуга. Она сияла и переливалась разноцветными красками: красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными и другими. Радостно было смотреть на неё. 3. Дети задумались. _____________________________________________ Они смотрели на красоту радуги, пока она не исчезла. — Найдите текст-описание. Докажите. (его назначение описывать предмет)— Какие слова помогли это сделать. — Найдите текст сообщение. Докажите. —  Какой вопрос вам помог? (что произошло?) — Прочитайте третий текст. Что вам мешает? — Его смыло дождём. Остались начало и конец текста. — Попробуем восстановить этот текст. — Какое назначение будет у него? (размышление) — Посовещайтесь в парах и придумайте текст­рассуждение из двух­трёх предложений.  Ведь радуга на небе короткое мгновение­1,2,3 и исчезла. — Запишем наш текст. — Прочитаем, что получилось. Это текст­рассуждение. Докажите. 6. Итог урока — Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным? — Что на уроке было интересным? — Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять  правильно разные тексты) — Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока. 7. Домашнее задание Стр. 29 упр. 39. Правило стр. 27

Посмотрите также