ТК урока на тему "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Оценка 5

ТК урока на тему "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Оценка 5
docx
07.08.2022
ТК урока на тему "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Кейс-технология.docx

Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям В. П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать навопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог; использовать речевые средства  в соответствии  с  задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (викторина, обсуждение), групповая (выразительное чтение по ролям, практическая работа).

 

Ход  урока

 

№ п/п

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности

Беседа

 

 

 

 

 

Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»

 

-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой».

Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь»)

-Чем был конь для героя?

Готовят рабочие места.

 

Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…

 

Находят в тексте и   зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами»,  «конь-огонь»,

 

составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике

 

 

Умение слушать других и оценивать.

Умение выступать перед аудиторией.

Умение составлять ассоциаграмму.

2

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Фронтальная

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Вызов на основе кейс-технологии

Текст.

— Знаешь че? — проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое! — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. — Пособил тебе госпо-одь, сиротинке, пособи-ил.

И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.

Задание: Представь себе, что твой друг предложил обмануть свою бабушку, чтобы избежать наказания.

1. Как ты поступишь в этой ситуации? Что ты сделаешь в этой ситуации?

2. Почему ты так сделаешь?

 

Вспомнив подобные ситуации  в своей жизни, поставить себя на место главного героя.

( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки)

Отвечают на вопросы

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Фронтальная работа

Устные ответы

 

Умение грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.

Умение аргументировать собственное мнение.

 

 

Умение работать с толковым словарем.

 

 

 

 

Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.

 

3

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

Учебная задача:

-Почему мальчик отправился в лес?

-Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?

 

Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа.

Анализ эпизода.

Групповая работа

1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки. 

2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя. 

4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений 

 

- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя.

- Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка?

(Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) .

- Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода)

- Как герои относятся к своим поступкам?

- Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?

 

- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?

(Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд.Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей).

- Какова развязка истории?

- Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов)

- Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?

(Дедушка помогает выйти из невыносимого положения:“Попроси прощения…”)

- Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?

 

(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”

Жизненные уроки героя:
-Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

-Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их  (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).

-Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?

 

Творческая работа 

Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами.

— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

— Снаружи мило, а внутри гнило.

— Верная указка не кулак, а ласка.

— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

— Добро сильнее зла.

— Без строгости и щенка не вырастишь.

— Добрый пример лучше ста слов.

 (После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)

 

(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка)

Работа в группах.

1 группа

Поведение главного героя

2 группа

Поведение Левонтьевых

Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д.

Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненные уроки героя-ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группах выполняют задания 

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.

 

 

Умение грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.

Умение аргументировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

Умение делать вывод в ходе рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Извлечение необходимой информации из текста. Умение работать индивидуально и в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Этап рефлексии учебной деятельности

фронтальная

Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

Подведение итогов.

Выставление отметок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности

Оценивают свою работу на уроке

Умение систематизировать собственные знания.

Рефлексия собственной деятельности.

 

5

Домашнее задание

фронтальная

Домашнее задание:

1.Небольшая письменная работа по теме:

-Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

2.Готовят художественный пересказ эпизода

 

Записывают домашнее задание.

 

 


 

Тема: Нравственные проблемы в рассказе

Тема: Нравственные проблемы в рассказе

Ход урока № п/п

Ход урока № п/п

И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой

И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой

Учебная задача: -Почему мальчик отправился в лес? -

Учебная задача: -Почему мальчик отправился в лес? -

Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка

Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка

Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка

Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка

Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока

Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока

Этап рефлексии учебной деятельности фронтальная

Этап рефлексии учебной деятельности фронтальная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2022