ТК урока на тему "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

  • docx
  • 07.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кейс-технология.docx

Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям В. П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать навопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог; использовать речевые средства  в соответствии  с  задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (викторина, обсуждение), групповая (выразительное чтение по ролям, практическая работа).

 

Ход  урока

 

№ п/п

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности

Беседа

 

 

 

 

 

Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»

 

-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой».

Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь»)

-Чем был конь для героя?

Готовят рабочие места.

 

Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…

 

Находят в тексте и   зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами»,  «конь-огонь»,

 

составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике

 

 

Умение слушать других и оценивать.

Умение выступать перед аудиторией.

Умение составлять ассоциаграмму.

2

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Фронтальная

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Вызов на основе кейс-технологии

Текст.

— Знаешь че? — проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое! — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. — Пособил тебе госпо-одь, сиротинке, пособи-ил.

И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.

Задание: Представь себе, что твой друг предложил обмануть свою бабушку, чтобы избежать наказания.

1. Как ты поступишь в этой ситуации? Что ты сделаешь в этой ситуации?

2. Почему ты так сделаешь?

 

Вспомнив подобные ситуации  в своей жизни, поставить себя на место главного героя.

( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки)

Отвечают на вопросы

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Фронтальная работа

Устные ответы

 

Умение грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.

Умение аргументировать собственное мнение.

 

 

Умение работать с толковым словарем.

 

 

 

 

Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.

 

3

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

Учебная задача:

-Почему мальчик отправился в лес?

-Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?

 

Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа.

Анализ эпизода.

Групповая работа

1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки. 

2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя. 

4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений 

 

- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя.

- Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка?

(Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) .

- Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода)

- Как герои относятся к своим поступкам?

- Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?

 

- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?

(Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд.Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей).

- Какова развязка истории?

- Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов)

- Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?

(Дедушка помогает выйти из невыносимого положения:“Попроси прощения…”)

- Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?

 

(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”

Жизненные уроки героя:
-Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

-Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их  (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).

-Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?

 

Творческая работа 

Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами.

— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

— Снаружи мило, а внутри гнило.

— Верная указка не кулак, а ласка.

— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

— Добро сильнее зла.

— Без строгости и щенка не вырастишь.

— Добрый пример лучше ста слов.

 (После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)

 

(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка)

Работа в группах.

1 группа

Поведение главного героя

2 группа

Поведение Левонтьевых

Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д.

Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненные уроки героя-ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группах выполняют задания 

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.

 

 

Умение грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.

Умение аргументировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

Умение делать вывод в ходе рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Извлечение необходимой информации из текста. Умение работать индивидуально и в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Этап рефлексии учебной деятельности

фронтальная

Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

Подведение итогов.

Выставление отметок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности

Оценивают свою работу на уроке

Умение систематизировать собственные знания.

Рефлексия собственной деятельности.

 

5

Домашнее задание

фронтальная

Домашнее задание:

1.Небольшая письменная работа по теме:

-Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

2.Готовят художественный пересказ эпизода

 

Записывают домашнее задание.