Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям В. П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;
· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать навопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (викторина, обсуждение), групповая (выразительное чтение по ролям, практическая работа).
Ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||
1 |
Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности |
Беседа
|
Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»
-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? -Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой». Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь») -Чем был конь для героя? |
Готовят рабочие места.
Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…
Находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь»,
составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике
|
Умение слушать других и оценивать. Умение выступать перед аудиторией. Умение составлять ассоциаграмму. |
||||
2 |
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия |
Фронтальная |
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Вызов на основе кейс-технологии Текст. — Знаешь че? — проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое! — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. — Пособил тебе госпо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой. Задание: Представь себе, что твой друг предложил обмануть свою бабушку, чтобы избежать наказания. 1. Как ты поступишь в этой ситуации? Что ты сделаешь в этой ситуации? 2. Почему ты так сделаешь?
|
Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, поставить себя на место главного героя. ( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки) Отвечают на вопросы Пытаются сформулировать тему и цель урока. Фронтальная работа Устные ответы |
Умение грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос. Умение аргументировать собственное мнение.
Умение работать с толковым словарем.
Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.
|
||||
3 |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Групповая,
фронтальная |
Учебная задача: -Почему мальчик отправился в лес? -Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?
Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа. Анализ эпизода. Групповая работа 1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки. 2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. 3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя. 4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений
- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя. - Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка? (Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) . - Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода) - Как герои относятся к своим поступкам? - Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?
- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день? (Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд.Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей). - Какова развязка истории? - Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов) - Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою? (Дедушка помогает выйти из невыносимого положения:“Попроси прощения…”) - Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?
(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой” Жизненные
уроки героя: - Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл. -Можно ли у него чему-нибудь поучиться? -Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске). -Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?
Творческая работа Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами. — Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор. — Снаружи мило, а внутри гнило. — Верная указка не кулак, а ласка. — Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое. — Добро сильнее зла. — Без строгости и щенка не вырастишь. — Добрый пример лучше ста слов. (После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)
|
(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка) Работа в группах.
Жизненные
уроки героя-ответы учащихся
В группах выполняют задания Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.
|
Умение грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос. Умение аргументировать собственное мнение.
Умение делать вывод в ходе рассуждения.
Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.
Умение грамотно формулировать собственное мнение. Аргументировать его.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Извлечение необходимой информации из текста. Умение работать индивидуально и в группе
|
||||
4 |
Этап рефлексии учебной деятельности |
фронтальная |
Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке — Было ли интересно на уроке? — Что показалось непонятным, трудным? — На какие вопросы урока мы не смогли ответить? Подведение итогов. Выставление отметок. |
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности Оценивают свою работу на уроке |
Умение систематизировать собственные знания. Рефлексия собственной деятельности.
|
||||
5 |
Домашнее задание |
фронтальная |
Домашнее задание: 1.Небольшая письменная работа по теме: -Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой? 2.Готовят художественный пересказ эпизода
|
Записывают домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.