«ТОЧКА ЗАПУСКА» ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СПОНТАННОГО ОСВОЕНИЯ РЕЧИ В НОРМЕ И ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ ПО КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Оценка 4.9

«ТОЧКА ЗАПУСКА» ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СПОНТАННОГО ОСВОЕНИЯ РЕЧИ В НОРМЕ И ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ ПО КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Оценка 4.9
docx
15.10.2021
«ТОЧКА ЗАПУСКА» ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СПОНТАННОГО ОСВОЕНИЯ РЕЧИ В НОРМЕ И ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ ПО КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
1.docx

«ТОЧКА ЗАПУСКА» ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СПОНТАННОГО ОСВОЕНИЯ РЕЧИ В НОРМЕ И ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ ПО КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

 

 

 

 

 

В статье рассматривается становление слухового и речевого восприятия у детей в норме и после операции по кохлеарной имплантации. Определяются условия необходимые для естественного развития слухового вос- приятия и спонтанного освоения речи детей.

Ключевые слова: «точка запуска», ранний слуховой онтогенез, эмоциональный диалог, речевое развитие, постоперационная реабилитация, полноценная сенсорная основа.

 

Для построения эффективной реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации (КИ) принципиальным является представление о «точке запуска» естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи.

Представления о точке запуска могут различаться.

Если ранний слуховой онтогенез рассматривается как последовательный переход ребенка первого года жиз- ни от слухового сосредоточения, протекающего по типу безусловных реакций, к локализации звуков в про- странстве, и далее – к дифференциации неречевых и речевых звучаний. То при таком понимании точкой запус- ка развития слухового восприятия является слуховое сосредоточение, протекающее по типу безусловных реак- ций, за которым следует переход ребенка на следующий этап, локализации звуков в пространстве, и далее – к дифференциации неречевых и речевых звучаний.

Если слуховой онтогенез рассматривается не изолированно, а в контексте становления и развития эмоцио- нального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми (Баенская Е.З., 2016), то точка запуска естественного развития слухового восприятия будет иной.

Точкой запуска и условием развития слухового восприятия будет являться становление и усложнение эмо- ционального диалога ребенка первого года жизни с близкими людьми, так как потребность использовать слух возникает у слышащего малыша в ходе развивающегося эмоционального взаимодействия с ближайшим окру- жением.

Показателем становления эмоционального диалога слышащего малыша с близкими в норме, как известно,

«комплекс оживления». Именно тогда возникают выраженная ориентация и соответствующие реакции ребенка на эмоциональные проявления взрослого (эмоциональное заражение): он впервые начинает отвечать звуками на голос матери, появляется первая улыбка и первые голосовые реакции в ответ на разговор с ним, он не просто радуется, когда к нему подходят, но проявляет инициативу в общении, начинает его активно требовать, пред- восхищает удовольствие от общения с близким, активно «звучит» (Баенская Е.Р., 2016).

Развитие такого диалога сделает в будущем актуальными задачи локализации и дифференциации неречевых и речевых звучаний, т.е. переход на следующие этапы раннего слухового онтогенеза.

Ребенок первого года жизни учится локализовать звуки тогда и потому, что они приобретают для него смыслы в ситуациях взаимодействия с близким взрослым – и тогда появляется переживание общего с ним удо- вольствия как в непосредственном общении, так и в общем с ним сосредоточении на звучащей игрушке. Звуки связываются с определенными впечатлениями и переживаниями, именно поэтому реакция на звучания непре- менно содержит эмоциональное отношение ребенка к услышанному: удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и др.

Таким образом, точкой запуска развития слухового восприятия слышащего ребенка является становление эмоционального диалога малыша с близкими.

Перейдем к рассмотрению точки запуска речевого развития слышащего ребенка. Современные психологи- ческие исследования доказывают, что речевое развитие находится в прямой зависимости от становления меха-

 

низмов эффективной организации поведения ребенка и усложнения характера эмоционального взаимодействия близких с ребенком (Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др.)

Самый первый шаг в речевом развитии малыша следует соотносить со становлением эмоционального диа- лога со взрослым, который складывается на первых месяцах жизни, когда младенец активно общается с близ- кими с помощью гуканья, гуления, и в этом взаимодействии он начинает понимать и повторять интонации ма- тери, выражать свои состояния и произносить фонемы родного языка.

Следующий этап раннего речевого онтогенеза – появление лепета. Он развивается тогда и потому, что слу- жит коммуникации ребенка с близким взрослым. Закрепление за этими повторяющимися ситуациями первых протослов (бай-бай, ку-ку, бах и т.п.) становится шагом в речевом развитии малыша, возможным благодаря опоре на уже сложившейся к этому времени аффективный стереотип взаимодействия со взрослым.

Появление первых «настоящих» слов (мама, на, дай т.д.), использующихся как просьба, обращение, призыв и, наконец, указание, также связано с усложнением эмоционального взаимодействия со взрослым. Благодаря этому расширяются возможности опосредованного контакта – не только через предметы, игрушки, жесты, но и слово.

Именно такое понимание слухового и речевого онтогенеза первого года жизни лежит в основе подхода к ре- абилитации ребенка после кохлеарной имплантации и определяет необходимость начинать реабилитацию с запуска эмоционального взаимодействия ребенка с КИ с близкими на новой сенсорной основе, но не с трени- ровки слуха и упражнений в речи.

Точка запуска может быть иной только в том случае, если речь идет о постоперационной реабилитации ре- бенка, внезапно потерявшего слух, но сохранившего эмоциональное взаимодействие с близкими. Как известно, помощь оглохшему ребенку должна оказываться немедленно, поскольку важно не допустить распада взаимо- действия ребенка с близкими, а для этого необходимо любой ценой сохранить коммуникацию. Сурдопедагог помогает «обойти» возникшие из-за потери слуха трудности восприятия речи собеседника, обучая оглохшего ребенка использовать замещающие средства (чтение с губ и письменную речь) и сохраняя его устную речь. Коммуникация осуществляется теперь на неполноценной сенсорной основе, главной опорой становится зри- тельное восприятие, что, конечно, меняет качество коммуникации, но только таким образом можно сохранить оглохшему ребенку взаимодействие с близкими людьми до операции. После кохлеарной имплантации такому ребенку не придется «запускать» эмоциональное взаимодействие, характерное для первого года жизни, возни- кает иная задача – восстановление утраченного взаимодействия на полноценной сенсорной основе, поэтому и точка запуска будет иной – это та точка онтогенеза, где произошла потеря слуха и нарушилось взаимодействие с окружением на полноценной сенсорной основе.

Важно отметить, чем раньше будет имплантирован ребенок, тем меньше этапов его развития придется «вос- станавливать» на полноценной сенсорной основе и тем легче произойдет его переход на путь естественного развития в ходе реабилитации.

 

Библиографический список

1.      Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 84 с.

2.      Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

3.      Королева И.В. Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами: общее и различия в сравнении с глухими и сла- бослышащими детьми со слуховыми аппаратами // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сур- допедагогов. - СПб.: «Наука- Питер», 2006. - С. 329 - 339.

4.      Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 159 с.

5.      Кузьмичева Е.П., Е.З. Яхнина, Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие в 2 ч. - М.: НЦ ЭНАС, 2001. - 135 с.

6.      Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.

7.      Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология, 2003. - № 4. - С. 7-11.

8.      Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младен- ческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 40 с.

9.      Назарова Н. М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1, - М., 1996. - С. 28-38.

10.    Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛА- ДОС, 2001. - 224 с.

11.    Пелымская Т.В. Организация и содержание работы по развитию слухового восприятия у детей первых двух лет жизни // Дефектология, 1988. №1. - С. 72-79.


 

ТОЧКА ЗАПУСКА» ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ТОЧКА ЗАПУСКА» ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Развитие такого диалога сделает в будущем актуальными задачи локализации и дифференциации неречевых и речевых звучаний, т

Развитие такого диалога сделает в будущем актуальными задачи локализации и дифференциации неречевых и речевых звучаний, т

Коммуникация осуществляется теперь на неполноценной сенсорной основе, главной опорой становится зри- тельное восприятие, что, конечно, меняет качество коммуникации, но только таким образом можно сохранить оглохшему…

Коммуникация осуществляется теперь на неполноценной сенсорной основе, главной опорой становится зри- тельное восприятие, что, конечно, меняет качество коммуникации, но только таким образом можно сохранить оглохшему…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021