«Толерантность и мы».
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Развивать умение формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Ход занятия:
1.Организационный момент урока.
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах стоят солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы взяли один лучик и сядьте за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 4 команды.
Учитель: Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Я знаю, что многих из нас ваши родные часто называют вас солнышком. И вам это очень нравится. А ведь солнце – это большая звезда. Но для большинства людей понятия «солнце моё» и «солнышко» всегда связано с чем-то тёплым, добрым. Солнце обогревает весь мир. И мы с вами сейчас попробуем определить качества такой личности, которое будет всегда светить людям на радость, дарить им своё тепло.
Чтобы узнать тему нашего классного часа надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но, чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне, а затем результаты расположить в порядке возрастания:
т |
о |
л |
е |
р |
а |
н |
т |
н |
о |
с |
т |
ь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Прочитайте, какое слово получилось?
3. Открытие нового знания.
1. Работа с презентацией.
- Посмотрите на картинки скажите, в чём отличия между людьми.
Слайд 2. Пол.
Слайд 3. Возраст.
Слайд 4. Рост, вес, полнота.
Слайд 5. Цвет кожи, глаз, волос.
Слайд 6. Здоровье.
- Мешают ли эти характеристики общаться людям друг с другом? На какие качества других людей надо обращать внимание? Эти качества можно назвать внутренней красотой.
Вывод.
Учитель: Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).
- Сколько материков на Земле? (6).
-Как называется наша страна? ( Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? Нет
-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.
. Слайд 7. Мы все такие разные, но мы вместе.
Видео Моя Россия
4. Обсуждение понятия толерантность.
– Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
– Как
вы это понимаете?
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим
мнением.
5. Фрагмент из мультфильма «Гадкий утёнок». - Почему не любили гадкого утенка? (Ответы детей)
· Гадкий, вызывает отвращение,
· урод,
· хорошо плавает,
· большой и несуразный,
· бедняга,
· слишком велик.
- Какими качествами обладают обитатели птичьего двора?
· Злоба,
· зависть,
· чёрствовсть,
Вывод.
Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все.
- Каково было гадкому утёнку? Что он чувствовал?
– Чем заканчивается этот мультфильм?
Вывод: (окружающие вели себя не толерантно)
– Почему они восхищаются им теперь?
Умение принимать человека таким, какой он есть, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ
У вас на столах в конвертах лежат карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитайте и ответьте на вопрос: "Что общего в определениях?".
Дети зачитывают:
Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
– Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которыми обладает, на ваш взгляд, толерантный человек. Наклейте эти качества на свои лучики.
Качества:
· Терпимость
· Бессердечность
· Конфликт
· Сострадание
· Прощение
· Вспыльчивость
· Желание что-либо делать вместе
· Милосердие
· Злорадство
· Ложь
· Сотрудничество
· Уважение прав других
· Раздражение
· Принятие другого таким, какой он есть
· Зависть
· Юмор
· Доброжелательность
· Чуткость
· Уважение
· Понимание
ВЫВОД:
Учитель: Давайте еще раз обратимся к солнышку. Итак, быть толерантным, значит: дети зачитывают те, качества, которые выбрали
(Учитель прикрепляет качества к солнышку).
Учитель: Теперь вы точно знаете, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.
Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир также, как и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
А теперь попробуем разобрать ситуацию:
1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?
А) Попросите еще раз
Б) Оттолкнете и пойдете дальше
В) Протиснетесь между ними
Г) Другие варианты.
2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.
Вы реагируете:
А) Говорите «Сам дурак»
Б) Попросите одноклассника извиниться перед вами
В) Пожалуетесь родителям или учителю
Г) попробуете объясниться с одноклассником.
Д) Другие варианты
6 IV. Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
·
Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
·
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Учитель: А теперь возьмите своих человечков и заселите поляну человечками Посмотрите, какой большой хоровод получился. – Вам нравится наша поляна? Как можно сказать о нашем хороводе? (Все разные – но все вместе. Я, ты, он, она – вместе дружная семья)
(У разных групп человечки разные по цвету, а в каждой группе разных размеров)
ВЫВОД: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)
-Толерантность начинается с семьи.
-Наш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чтобы вы научились уважать друг друга, смотря на то, что вы все разные.
И чтобы вы понимали, что мы очень разные, но при этом мы не должны переставать любить, уважать, помогать друг другу.
7. Решение проблемной ситуации.
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?( Нет, часто ссоримся)
-Из - за чего разгораются конфликты?( различные взгляды на один и тот же вопрос.)
-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?
(Да, нужно уважать всех. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)
Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
10. Творческая работа. VII. Творческая работа. «Толерантный мир»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и
национальностей).
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем
светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.
Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.
Учитель: Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из- за чего возник спор.
11. Рефлексия.
На столах у вас солнышки. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, то нарисуйте весёлое солнышко, а если было грустно и не интересно, то нарисуйте грустное солнышко.
12. Итог.
Учитель: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем:
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Учитель: Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако, важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Благодарю всех за активное участие. Думаю, что проведенное мероприятие оставит глубокий след в душе каждого из вас, поможет всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
9. Импровизированный монтаж.
Учитель: Вы подготовили стихи о толерантности и давайте их послушаем.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
2.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
3.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
4.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
1.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых
уважаешь.
Маме с папой не грубишь,
Младших
ты не обижаешь.
2.Значит, не зря все говорят,
Что
ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
3.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.