Хорхордина Т.В., преподаватель
ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж», г.Старый Оскол
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Особую тревогу за последнее время вызывают случаи проявления экстремизма и терроризма в нашей стране, которые в недалеком прошлом можно было наблюдать лишь с экранов телевидения в сводках новостей, передаваемых о странах Запада. Экстремизм и терроризм стал частью нас, трансформируясь и мутируя, он затронул все слои населения. Особой тревогой должен послужить тот факт, что в группировки экстремистского характера все чаще вовлекается молодежь.
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности». В июне 2006 в Госдуму внесено предложение, существенно расширившее перечень деяний, рассматриваемых как экстремистские. Терроризм является крайним проявлением экстремизма. Терроризм и экстремизм, безусловно, негативны, но в зависимости от метода, места и лица которым были истолкованы, иной раз трактуются в произвольной форме, и имеют порой разное значение.
Экстремистом можно считать каждого если не второго, то третьего это точно, если сослаться на закон «О противодействии экстремистской деятельности». К сожалению, нынешняя молодежь спокойно может позволить себе оскорбить не только словом, но и действием граждан преклонного возраста, а при жалобе родителям получить еще и от них шквал оскорблений в свой адрес. Остро стоит проблема возрождения старых, забытых ценностей, ценностей не материальных, а духовных, когда честь, отвага, гордость, мужество, дружба считались эталоном для всех, а жизнь главной ценностью, старость была в почете, и неприличное поведение наглеца вызывало бурю негодования со стороны окружающих, и виновник нес наказание за свой проступок.
Поэтому общество придерживается двух позиций относительно духовно-нравственного оздоровления – это возвращение к истокам и движение вперед, к цивилизации. Каждая из них отражает свои реалии. Наиболее адекватно учитывает позитивный опыт человечества, позиция, ориентированная на перевод традиционных духовно-нравственных ценностей на более высокое и более широкое смысловое поле. Нам, педагогам, необходимо воспитывать своих студентов в позитивных направлениях, которые способствуют формированию толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций.
Проблемы формирования толерантного межэтнического взаимодействия приобретают особую актуальность в условиях воспитания студентов медиков. Поликультурное пространство, участниками которого мы являемся, ставит задачи формирования у медицинских работников основ позитивного отношения к представителям различных этнических общностей. Человек, его жизнь и здоровье - высшие первичные ценности, относительно которых определяются другие ценности и блага. Служение людям – высший смысл и предназначение благородного и самоотверженного труда медицинских сестёр. Для этого мало одного мастерства, знаний и работоспособности, нужны: настоящее призвание, беззаветная преданность своему делу, постоянное стремление облегчить чужие страдания, желание помочь скорейшему выздоровлению больного, а также участие в профилактике заболеваний, формировании здорового образа жизни. Об этом почти сто лет назад говорила и Флоренс Найтингейл. Настоящий уход можно осуществлять только с позиции альтруизма, толерантности, честности. К числу профессионально значимых качеств студентов-медиков относится, умение услышать и понять любого человека. Вместе с тем, именно для молодежи, наиболее сенситивно ощущающей все изменения, происходящие в обществе, характерна проблема острого неприятия и отвержения, непохожих на себя, деление круга общения на «своих» и «чужих». Важность включения элементов подобной работы при обучении в нашем учебном заведении становится очевидной для многих специалистов: педагогов, психологов, специалистов по воспитательной работе. Подобную работу мы проводим систематически:
1. Кураторские часы гражданской направленности («Я гражданин России», «Знаменитые люди Белгородчины», «Чужие и свои», «Победа – дело общенациональное»), позволяющие создать в группе и филиале атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий и профессиональный потенциал.
2. Кураторские часы, направленные на формирование национального самосознания («Сущность и назначение человека», «Звезды, хранящие Россию», «Их имена носят улицы нашего города») и воспитывающие уважение друг к другу, традициям и культуре разных народов;
3. Участие в волонтерских акциях («Милосердие», «Мы рядом», «Твори добро», «Ангелы милосердия»), способствующие формированию толерантности, альтруизма, чувства сострадания, осознания студентами сущности и социальной значимости своей профессии медицинского работника.
4. Диспуты и беседы, направленные на формирование культуры общения («Давайте говорить друг другу комплименты. Тренинг бесконфликтного поведения», «Снимаю шляпу перед словом дружба», «Просто «здравствуйте»), формирующие вербальное и невербальное общение, вежливое отношение к окружающим. Фестиваль творчества «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
5. Конференции «Сестра милосердия - история и современность», «Сестры милосердия от Пирогова до наших дней».
Таким образом, формирование активной толерантной позиции - это то профессионально значимое для медицинского работника качество, с помощью которого происходит удачное сближение парадигмы этнопсихологических знаний и развитие познавательной активности, направленной на удовлетворение главной потребности человека - быть здоровым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.