Выбор места расположения
В первую очередь метро прокладывают в отдаленные районы столицы. При этом учитывается, сколько там проживает людей и сколько жилья построят в будущем, а также есть ли в районе промышленные предприятия, бизнес-кластеры и большие офисные центры, в которые ежедневно люди приезжают на работу. На выбор места для новой станции влияет и такой фактор, как заселенность соседних районов и даже Подмосковья. Зачастую станцию решают строить там, где движение автомобилей наиболее плотное.
Инженерные изыскания
На этом этапе
происходит сбор сведений, необходимых для дальнейшей разработки
технико-экономического обоснования проекта и рабочей документации на
строительство. В состав инженерных изысканий для строительства метро должны
входить геологические, геодезические, экологические и другие виды изысканий по
необходимости.
Проектирование
На этом этапе
определяются глубина заложения, типы конструкций и способ проходки подземных
тоннелей, составляется проектно-сметная документация. Проще говоря,
проектировщики определяют оптимальный «маршрут» подземной дороги и место
заложения станции.
Проект готовится таким образом, чтобы строительство не повредило архитектурные
памятники, здания на поверхности, парки и скверы и при этом стоило бюджету как
можно меньше затрат. Если трасса тоннеля проходит вблизи уже существующих
объектов, то при необходимости разрабатываются методы инженерной защиты этих
сооружений от шума, вибраций и блуждающих токов, возникающих при строительстве
и эксплуатации линий метрополитена.
Строительство
От того, какие
объекты расположены на поверхности, главным образом зависит, как глубоко уйдет
новая станция. Под уличными магистралями метро может «спрятаться » совсем на
небольшой глубине - менее 20 метров. Это самый экономичный вариант, который
выбран для большинства новых станций. Если сверху - жилые дома, то «спускаться»
придется глубже.
Конструкции станций метрополитенов
Конструктивные схемы станций.Подземные станции могут быть одно-, двух-, трех- и многопролетными, иметь сводчатые или плоские перекрытия. Станции со сводчатыми перекрытиями строят при любой глубине заложения, а с плоскими — только на мелком заложении.
Наземные станции могут быть открытыми и закрытыми.
Однопролетные станциипредставляют собой конструкции со сводчатым или плоским перекрытием, одним пролетом, перекрывающим платформу и пути; сооружаются в благоприятных геологических условиях.
Двухпролетные станцииимеют посередине один ряд колонн с прогонами, на которые опираются два свода перекрытий или конструкции плоского перекрытия. В двухпролетных станциях с одной платформой колонны располагают по продольной оси платформы. В таких же станциях с двумя платформами колонны устанавливают в междупутье. Но при этом необходимо устраивать дополнительные переходы с одной платформы на другую.
Трехпролетные станциинаиболее распространены. Они отличаются наиболее рациональной конструктивной схемой. Поперечное сечение станции разделено на три части (три нефа). В двух боковых частях размещены посадочные платформы и уложены пути. Средняя часть является распределительным залом для пассажиров, направляющихся к поездам.
Многопролетные станциисооружают при наличии трех или более путей, расположенных в одном уровне.
Наземные станцииразмещают в закрытом помещении или под навесом, перекрывающим платформу. На станциях с одной (островной) платформой устраивают один двусторонний навес, а на станциях с боковыми платформами — два навеса.
Конструкции станцийвозводят из сборных (чугунных или железобетонных) обделок и из монолитного бетона или железобетона.
Открытый способ Обделка однопутного перегонного тоннеля открытого способа работ из сборного железобетона
Рис. 19. Обделка однопутного перегонного тоннеля открытого способа работ из сборного железобетона: 1 — стеновой блок; 2 — блок перекрытия; 3 — бетонное основание под путь; 4 — лотковый блок
Сборная унифицированная железобетонная сейсмостойкая обделка (рис. 17) с блоками сплошного сечения, предназначенная для применения в районах с высокой сейсмичностью, имеет повышенную жесткость в продольном и поперечном направлениях. Сопротивляемость обделки сейсмическим воздействиям обеспечивают расположенные по всем четырем углам каждого блока узлы связи.
Бетонные монолитные обделки тоннеля сооружают из монолитного бетона (рис. 18) с использованием переставной опалубки. Для перегонных тоннелей метрополитена принято круговое очертание таких обделок с внутренним диаметром 5,5 м.
Созданы технология и оборудование для возведения монолитно-прессованной бетонной обделки тоннеля при щитовой проходке. Бетонирование ведут в жесткой металлической переставной опалубке одновременно по всему поперечному сечению конструкции, затем бетонную смесь прессуют с помощью специальных домкратных устройств. Прессованный бетон имеет повышенные прочность, плотность и водонепроницаемость. Применение такой конструкции исключает работы по нагнетанию растворов за обделку и чеканке швов.
Конструкции обделок тоннелей открытого способа работ.Возводимые в котлованах обделки выполняются из сборного железо-бетона прямоугольного очертания рамной конструкции. Они могут быть одно-, двух— и многопролетными. Монолитные обделки применяются редко: на участках камер съезда, раструбах, в местах сопряжения различных типов обделок.
Сборная обделка тоннеля открытого способа работ (рис. 19) состоит из укрупненных блоков (стенового 1, перекрытия 2 и лоткового 4), которые монтируют в тоннельную секцию с помощью крана, расположенного на земной поверхности. Отдельные блоки соединяют путем сварки выпусков арматуры, стыки между блоками и швы между секциями омоноличивают или зачеканивают расширяющимся цементом.
Заводы железобетонных изделий Главтоннельметростроя выпускают и готовые секции (рис. 20)-железобетонные прямоугольные рамные конструкции. Их длина 1,5 м, высота 5 м, ширина 4,4 м, масса 13,3 т. Из таких секций монтируют обделку как однопутных, так и двухпутных тоннелей.
Рис. 20. Обделка перегонных тоннелей открытого способа работ из цельных секций: а — для однопутного тоннеля; б — для двухпутного тоннеля
Секции устанавливают в котловане на подготовленное основание свободно вплотную друг к другу и образуют один или два тоннеля прямоугольного очертания. В продольном направлении секции друг с другом соединяют при помощи стяжных болтов или стальных полос, привариваемых к металлическим закладным деталям секций. В местах поворота тоннеля в плане или профиле ставят угловые секции, имеющие скошенные по периметру края.
Конструкции станций открытого способа работ.При сооружении станций мелкого заложения, возводимых в котлованах, распространены две конструктивные схемы: однопролетная (главным образом односводчатая) и трехпролетная — колонная с плоским перекрытием.
Конструкция односводчатой станции из монолитного железобетона (рис. 28, а) представляет собой свод 1 с вертикальными участками у опор 2. Свод имеет переменную толщину, увеличивающуюся от замка к опорам, опоры соединены с опорными плитами консолями & и вместе со сводом образуют единую монолитную железо-бетонную конструкцию. Плита-лоток 4 шарнирно соединена с концами опорных плит. В зависимости от грунтовых условий плита-лоток может быть плоской или иметь вид обратного свода с опорой на плиты-консоли.
Другим вариантом односводчатой станции из монолитного железобетона является однопролетная рамная конструкция со сводом-ригелем 1 (рис. 28,6), который имеет переменную толщину и монолитно соединен с вертикальными стенами, уширенными во внутреннюю сторону опорами. Плита-лоток в этой конструкции воспринимает все нагрузки. Распор от свода воспринимается стенами и передается на окружающий грунтовой массив. Пролет станции по наружному очертанию составляет 19 м при общей высоте станции 8-10 м. Под сводом размещаются также понизительная подстанция, вестибюли со служебными помещениями, платформенный участок, вентиляционные камеры.
Односводчатая станция из сборного железобетона— это полно-сборная конструкция, состоящая из шести монтажных элементов (рис. 29). В поперечном сечении станция представляет собой конструкцию с верхним 3 и обратным 4 трехшарнирными сводами, каждый из которых состоит из двух половин, перекрывающих пролет. Своды опираются на объемные стеновые блоки /, которые образуют вдоль станции коллектор, где укладывают проходящие через станцию кабели и трубопроводы. В местах опирания полусводов на стеновые блоки и сопряжения полусводов устанавливают специальные прокладки 2 из винипласта, играющие роль шарниров.
Наиболее распространенной конструктивной схемой станций открытого способа работ является конструкция трехпролетной колонной станции. Она представляет собой трехпролетную раму равных пролетов, состоящую из монолитной железобетонной нижней плиты 1 (рис. 30) и сборных железобетонных элементов: стеновых ребристых блоков 2, блоков перекрытия 5, прогонов 5 и двух рядов колонн 4, опирающихся на башмаки 6. При строительстве станций этого типа в сейсмических районах (рис. 31) делают усиленную монолитную железобетонную плиту основания, в которую защемляют сборные стеновые блоки и основания колонн, а блоки перекрытия обвязывают железобетонными сейсмическими поясами.
Рис. 28. Поперечные сечения односводчатых станций: а — со сводом полуэллипсного очертания; б — со сводчатым ригелем и вертикальными стенами; / — свод; 2 — пята свода; 3 — плита-консоль; 4 — плита-лоток; 5 — боковая вертикальная стена
С обеих сторон к платформенному участку станции мелкого заложения примыкают вестибюли, которые обычно совмещают с под-уличными переходами. В вестибюлях располагают служебные помещения, необходимые для эксплуатации станции. В поперечном направлении конструкция вестибюля представляет собой двухъярусную трехпролетную раму с двумя рядами колонн, прогонами в середине и стеновыми блоками в крайних пролетах. Этажи вестибюля перекрывают ребристыми плитами перекрытия, опирающимися на стеновые блоки и прогоны.
Рис. 29. Полносборная конструкция односводчатой станции из сборного железобетона
Рис. 30. Поперечное сечение трехпролетной колонной станции мелкого заложения
Рис. 31. Конструкция трехпролетной колонной станции для сейсмических районов: 1 — стеновой блок; 2 — Продольный сейсмический пояс; 3 — ригель; 4 — плита перекрытия; 5 — лотковая плита; 6 — платформа; 7 — колонна
Конструкция переходов состоит из сборных элементов — лотковых стеновых блоков и ребристых блоков перекрытия. В некоторых случаях применяют цельносекционные элементы сборных конструкций на все поперечное сечение перехода.
СТРОИТЕЛЬСТВО ТОННЕЛЕЙ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ
Условия применения открытого способа и основы организации работ
Открытым способом тоннели и станции сооружают на небольшой глубине. Применяют открытый способ на мало застроенных или свободныхот застройки территориях, так как все работы проводят в открытыхкотлованах или траншеях.
При открытом способе исключаются специфические трудности подземныхработ, тоннели сооружаются общестроительными методами с применениемвысокопроизводительных машин и крупноразмерных конструкцийна большой длине участка, т. е. практически при неограниченном фронтеработ. Благодаря этому темпы работ по сравнению с темпами при закрытомспособе выше, а трудоемкость возведения конструкций ниже.
Недостатки открытого способа заключаются в неизбежности нарушениянормальной жизни города в период строительства, в необходимостиперекладки большого количества городских коммуникаций, сносарасположенных в зоне строительства зданий и других сооружений илиукрепления их фундаментов.
Оптимальным решением является во многих случаях сочетание закрытогоспособа сооружения перегонных тоннелей с открытым способомстроительства станций и пристанционных сооружений. Числоперекладываемых городских подземных коммуникаций в этом случае резкосокращается, а нормальная жизнь города нарушается в значительно меньшейстепени.
Перегонные тоннели сооружают открытым способом, как правило, двухпутными при глубине (от поверхности земли до основания тоннеля) 10-12 м. Глубина заложения станций достигает 20-22 м.
Строить тоннели и станции открытым способом приходится в большинствеслучаев в песках и глинистых грунтах, обладающих малой устойчивостьюи требующих надежного крепления котлованов и траншей или разработкикотлованов с откосами. Строительство в котлованах с откосами болеепредпочтительно, так как организация земляных работ в этом случае прощеи появляется возможность использовать наиболее производительныеземлеройные машины. Однако для такого строительства .необходимо иметьбольшие свободные территории. Поэтому в обычных городских условияхболее распространенным является строительство в котлованахс вертикальными стенами и их креплением.
При уровне грунтовых вод выше основания тоннеля или станции работыведут с искусственным водопонижением, достигаемым путем открытоговодоотлива, дренажем (отводом грунтовых вод), иглофильтровым, вакуумным и другими способами. Эти способы применяют самостоятельноили в различных сочетаниях.
В слабых водонасыщенных грунтах с низким коэффициентом фильтрации, когда водопонижение сильно затруднено, прибегают к искусственномузамораживанию грунтов с расположением замораживающих скважин в одинили два ряда.
Основной принцип организации работ при открытом способе работ состоитв обеспечении комплексного строительного потока, при котором полностьюисключаются взаимные помехи при выполнении отдельныхтехнологических процессов.
Строительный поток начинается с подготовительных работ, предусматривающих в зависимости от местных условий снос зданийи других строений, попадающих в зону строительства, вырубку и пересадкузеленых насаждений, расчистку и планировку территории, устройствоавтодорог и временных водоотводных канав, усиление фундаментов зданий, близко расположенных к котлованам, перекладку или подвеску подземныхкоммуникаций, искусственное понижение грунтовых вод илизамораживание слабых водонасыщенных грунтов.
Далее выполняют основные работы: земляные работы и креплениекотлована, возведение несущих конструкций с устройством гидроизоляции, монтаж внутренних конструкций, обратную засыпку котлована. В завершающей стадии работ производят планировку территории, восстановление покрытий поверхности улиц и площадей или зеленыхнасаждений.
При ведении основных строительных работ строительный участокразбивают на захватки длиной не менее 6 м, на каждой из которыхпоследовательно выполняют отдельные технологические операции. В результате на участке протяженностью 120-150 м одновременнопроизводят работы, обеспечивающие весь технологический циклсооружения перегонного тоннеля или станции.
Конструкцию крепления котлована, порядок его установки, разборки, способразработки грунта и порядок возведения основных конструкций взаимноувязывают таким образом, чтобы обеспечить возможность максимальноймеханизации всех видов работ и многократного использования креплений. Благодаря неограниченному фронту работ на земляных работах широкоиспользуют высокопроизводительные землеройные машины.
Монтаж конструкций и подачу материалов к месту работ, а также установкуэлементов крепления котлована производят обычно с помощью козловогокрана ККТС-20. Монтаж ведут во многих случаях непосредственнос транспортных средств.
Монтаж платформы станции и других внутренних конструкций, а такжебетонирование монолитных участков внутренних конструкций выполняютодновременно с устройством ограждающей конструкции.
При возведении конструкций из монолитного железобетона такжепредусматривается комплексная механизация производственных процессовс применением инвентарной многооборачиваемой опалубки и укрупненныхарматурных каркасов заводского изготовления, использованием товарныхбетонных смесей, приготовленных на автоматизированныхбетоносмесительных установках и транспортируемыхв автобетоносмесителях.
Земляные работы и крепление котлованов (строительство метро открытым способом)
К земляным работам относятся рытье разведывательных траншей, планировочные работы, разработка котлованов, рытье водоотводных канав и засыпка котлованов.
Ширина дна котлованов зависит от ширины возводимой конструкции и ее материала(сборный или монолитный железобетон), наличия и вида крепления котлована, а такжеиспользуемых средств водопонижения.
При сборных конструкциях гидроизоляцию стен выполняют с наружной стороны, поэтомумежду стенами конструкции и креплением котлована должно оставаться рабочеепространство. При расположении водопонижающих систем вне котлована это рабочеепространство составляет 1,2 м, а при креплении иглофильтров к сваям крепления — 1,5 м.
Для котлованов с откосами расстояние между подошвой откоса и стеной сооружения приотсутствии канав открытого водоотлива или дренирующих устройств принимают равным0,5 м.
В нескальных грунтах естественной влажности или осушенных водопонижениемнаибольшее распространение получил способ крепления котлованов забивнымиметаллическими сваями и распорными элементами — расстрелами (рис. 142). Расстрелыудерживают сваи, упираясь в них через продольные пояса. В зависимости от глубиныкотлована расстрелы располагают по высоте в один или два, редко в три яруса.
В качестве свай используют обычно двутавровые балки. Расстояние между сваямив продольном направлении принимают обычно в пределах от 1,1 до 1,5 м в зависимостиот давления грунта.
Наличие расстрелов в котловане затрудняет работу землеройных машин и осложняетмонтаж конструкций. Поэтому стараются применять такую конструкцию креплениякотлована, при которой можно было бы допустить наибольшее расстояние междурасстрелами в плане. Для этого устраивают мощные пояса из двух двутавровых балоктакого же сечения, как и сваи. Балки укладывают плашмя одна на другую, привариваяих полки к полкам свай. В качестве расстрелов используют стальные трубы диаметромдо 630 мм.
Рис. 142. Крепление котлована:
1 — свая; 2 — пояс; 3 — расстрел;
4 — временные пояса; 5 — ограждение котлована;
6 —глиняная обваловка; 7 — деревянная распорка;
8 — засыпка пазухи песком; 9 — бетон;
10 — постоянная конструкция
В последнее время все большее распространение получает система крепления из забивныхсвай с растяжками и анкерами, заделанными в грунт (рис. 143). Растяжки из стальныхстержней вводят в наклонные скважины, пробуриваемые за пределы призмы обрушениягрунта. Их концы заанкеривают в грунте нагнетанием цементно-песчаного раствора.
При производстве работ в непосредственной близости от жилых и производственныхзданий, культурно-исторических памятников и ответственных сооружений, где забивкасвай недопустима, используют буронабивные сваи.
В скальных грунтах, допускающих крутые откосы, разработку котлованов ведут безкрепления.
Рис. 143. Анкерное крепление котлована:
1 — свая крепления котлована;
2 — пояс из двух двутавров;
3 — тяга анкера; 4 — заделкаанкера
Перед забивкой свай и до начала разработки котлована с откосами копают вручнуюразведочные траншеи по краям будущего котлована для обнаружения подземныхкоммуникаций, не указан-ных в имеющейся проектной документации. При котлованес вертикальными стенами эти траншеи располагают по линиям рядов свай.
Сваи забивают дизель-молотом с копровой мачты, укрепленной на стреле экскаватора. В песчаных грунтах и при небольшой глубине забивки (до 10-12 м) можно применятьэлектровибропогружатели. Высота копровой мачты должна соответствовать длине сваи, погружаемой за один прием (13-1,4 м). Сваи большей длины погружают в два приемас наращиванием после забивки первой сваи. Сращивают сваи фасонными листами, привариваемыми к стенкам стыкуемых двутавров.
Для обеспечения точного направления погружаемых свай перед их забиакой в плотныхгрунтах бурят опережающие (лидерные) скважины.
В котлованах с креплением грунт разрабатывают обычно экскаватором-драглайномс ковшом вместимостью 0,5-0,65 м3 до глубины, на которой необходимо устанавливатьрасстрелы. У стен оставляют бермы, предотвращающие вывалы грунта (рис. 144). Послеустановки расстрелов нижерасположенную часть котлована и бермы разрабатываютпослойно бульдозером с перемещением грунта в зону работы экскаватора. Непосредственно у стен котлована грунт разрабатывают вручную заходками на две-тридоски затяжки с немедленным их заведением за полки двутавра и тщательной расклинкойс тем, чтобы они были плотно прижаты к грунту. o
Для крепления стен котлованов все большее применение находит анкерное крепление(рис. 145).
В котлованах с откосами грунт разрабатывают экскаватором-драглайном с ковшомвместимостью 1 м3. Крутизну откосов принимают близкой к углу внутреннего трениягрунта. При сооружении станций, когда пролет козлового крана для монтажа обделкименьше ширины котлована поверху, а также при многоярусном водопо-ниженииустраивают уступчатые откосы с бермами достаточной ширины для размещенияподкрановых путей и оборудования.
При открытом водоотливе котлован разрабатывают ярусами. Разработку каждого ярусаначинают с проходки пионерной (разрезной) траншеи глубиной, несколько превышающейвысоту яруса. Уклон траншеи принимают противоположным направлению движенияэкскаватора. В начале траншеи (вблизи съезда в котлован) устраивают водоприемныйзумпф для сбора фильтрующейся воды, Насосы для откачки воды устанавливают на днетраншеи вблизи зумпфа, а при больших водопритоках — у верхней бровки траншеи. По окончании выемки грунта очередного яруса у стен котлована устраивают водосборныеканавы.
В готовом осушенном котловане весь фильтрационный поток должен собиратьсяканавками или траншеями. В местах сосредоточенной фильтрации воды через стены илиоткосу котлована с выносом грунта устраивают фильтрующие пригрузки.
Рис. 144. Технологическая схема сооружения тоннеля в котловане со свайным креплением(а) и этапы разработки котлована (б):
I — вскрытие контрольной траншеи;
II — забивка свай; III — разработка грунта;
IV —планировка дна котлована— V — устройство бетонной подготовки;
VI — гидроизоляциялотка; VII — монтаж обделки;
VIII — гидроизоляция стен и перекрытия;
IX — обратнаязасыпка конструкции;
X — извлечение свай;
1 — установка для извлечения свай; 2 —каток;
3 — ограждение котлована; 4— козловой кран;
5 — трейлер; 6 — бадья для бетона;
7 — бульдозер; 8 — экскаватор; 9 — установка для забивки свай;
10 — автомобиль-самосвал; А — Г — этапы разработки котлована
Рис. 145. Технологическая схема разработки и крепления котлована с применениемдвухъярусного анкерного крепления:
I — разработка грунта ниже уровня верхнего яруса крепления;
II — устройство верхнегояруса крепления и разработка грунта ниже уровня нижнего яруса крепления;
III —устройство нижнего яруса крепления и разработка грунта до низа котлована;
1 —экскаватор-драглайн;
2 — самоходная установка для устройства анкеров;
3 — анкеры
Разработку нескальных грунтов экскаваторами во избежание нарушения естественнойструктуры грунта в основании ведут с недобором в подошве котлована на 20-25 см. Недобор удаляют механизированным способом — бульдозером или другимипланировочными машинами — непосредственно перед устройством бетонной подготовкипод изоляцию. В скальных грунтах, свойства которых не меняются под влияниематмосферных воздействий, наоборот, дно котлована не должно иметь недоборов. Местапереборов заполняют местным щебенистым грунтом с тщательным его уплотнением.
Подземные городские коммуникации, попадающие в зону строительства, временноподвешивают в котловане. Трубопроводы заключают в стальные футляры, которыеподвешивают в котловане к балкам, прикрепляемым к сваям. В котлованах с откосамиустраивают дополнительные промежуточные опоры из специально забиваемых свай. На зиму водопроводные и канализационные трубы утепляют.
Все работы по выемке грунта в непосредственной близости от подземных коммуникацийпроизводят только ручным инструментом с принятием необходимых мерпредосторожности и в присутствии технического надзора и представителей организаций, эксплуатирующих подземные коммуникации.
Засыпку котлована после возведения конструкций для обеспечения их устойчивостии нормальной работы ведут одновременно с двух сторон сооружения на одинаковуювысоту с послойным уплотнением грунта. Все связи между свайным креплением котлованаи конструкцией перед засыпкой удаляют. Расстрелы и продольные пояса снимают послеполной засыпки пазух по мере продвижения фронта засыпки.
Пазухи между стенами конструкции и креплением котлована, а также нижнюю частькотлованов с откосами до высоты, обеспечивающей образование горизонтальной площадкишириной 3,5— 4 м для движения бульдозеров и катков, засыпают песком, которыйуплотняют увлажнением до насыщения.
Дальнейшую засыпку ведут слоями равной толщины с разрав-ниванием и уплотнениемгрунта при помощи бульдозеров, катков, трамбующих и вибротрамбующих машин, а в стесненных местах — навесным вибротрамбующим оборудованием илимеханизированными ручными трамбовками. Особенно тщательно грунт уплотняютна участках пересечения котлованами дорог с усовершенствованным покрытием, а такжеподземных коммуникаций.
Монтаж сборных железобетонных конструкций (строительство метро открытым способом)
Работы, до возведению конструкций из железобетонных элементов длядвухпутных перегонных тоннелей и такие же работы, выполняемые длястанций, не имеют принципиальных отличий.
Полносборную конструкцию станции возводят в такой последовательности:
бетонируют подготовку под изоляцию лотковой части конструкции, поверхность которой выравнивают цементно-песчаным раствором;
выкладывают кирпичные защитные стенки (шуцванды) на высоту 0,75 м, с внутренней стороны которых также наносят выравнивающий слойцементно-песчаного раствора;
наклеивают гидроизоляцию лотка с выведением ее концов на защитныестенки и наносят защитный слой из цементно-песчаного раствора;
устанавливают лотковые и стеновые блоки конструкции с фиксациейпоследних в вертикальном положении при помощи инвентарных винтовыхстяжек-подкосов;
бетонируют сопряжения лотковых и стеновых блоков и монолитные участкилотка;
устанавливают подколенные балки, колонны, элементы посадочнойплатформы и путевых стен, прогоны платформенной части и укладываютплиты перекрытия;
заполняют цементно-песчаным раствором швы между блоками и готовятвнешнюю поверхность стен и перекрытия для устройства гидроизоляции: затирают цементно-песчаным раствором раковины и неровности, наносятпри необходимости выравнивающий слой раствора, грунтуют поверхность;
наклеивают гидроизоляцию на стены и перекрытие конструкциии устраивают защитное покрытие из асбоцементных плит по стенами железобетонных плит по перекрытию.
Указанные операции выполняются отдельными захватками на участкестанции общей протяженностью 50-55 м (см. рис. 144).
Подготовку под изоляцию выполняют из жесткого бетона марки М100 и осадкой конуса 2-3 см. На нескальных основаниях толщина подготовкисоставляет обычно 12-15 см. На скальных основаниях подготовка являетсявыравнивающим слоем; толщина ее должна быть не менее 5 см.
Бетонную смесь уплотняют виброрейками, передвигаемыми по маячнымнаправляющим.
Железобетонные элементы доставляют на стройплощадку автомобилямигрузоподъемностью 12 т со специально оборудованной платформойи прицепами-тяжеловозами грузоподъемностью 20 т.
При установке элементов конструкций применяют инвентарные стропы, грузозахватные приспособления, кондукторы и средства подмащивания.
Перед установкой элементов конструкций очищают поднимаемые, а такжеустановленные ранее смежные конструкции от грязи, мусора, снега, наледи, а металлические детали — от наплывов бетона и ржавчины, проверяютположение закладных деталей и установочных рисок.
Элементы конструкций устанавливают в проектное положение по принятымориентирам: рискам, штырям, граням и т. д. Конструкции, имеющиеспециальные закладные иди другие фиксирующие устройства, устанавливают по этим устройствам.
Лотковые и стеновые блоки устанавливают на защитный слойгидроизоляции с подливкой пластичного цементно-песчаного раствора дляобеспечения сплошного контакта опорной поверхности блока. Подобным жеобразом устанавливают подколонные балки (на лотковые блоки).
Блоки стен и колонны фиксируют в вертикальном положении винтовымистяжками (подкосами), которые крепят за монтажные петли блоков, обеспечивая их устойчивость до устройства постоянного крепленияи возможность корректировки их положения. Постоянное креплениевыполняют сваркой монтажных соединений.
Стыки монтируемых конструкций омонолйчивают цементно-песчанымраствором. При установке прогонов под их опорные площадкиподкладывают клинья, чтобы обеспечить проектное положение прогоновпо высоте. Остающиеся зазоры между нижней поверхностью прогонаи торцом колонны заполняют металлобетоном. Плиты перекрытияукладывают таким образом, чтобы между их торцами и упорной стенкойпрогона или стенового блока оставался зазор не менее 10 мм для заполненияраствором.
Участок котлована с готовой конструкцией засыпают после устройствазащитного слоя гидроизоляции стен и перекрытия.
Возведение односводчатых станций метро из монолитного железобетона (строительство открытым способом)
Конструкции из монолитного железобетона применяют преимущественнопри сооружении односводчатых станций. В ряде случаев такие станциисооружают с монолитным железобетонным сводом и лотком и стенамииз железобетонных блоков заводского изготовления. Такие блокипредставляют собой пустотелые цельные секции, имеющие размерв продольном направлении станции 1,2 м (по условиям ограничения массы) и внутренние размеры в свету 1,1 Ч 2,3 м. Образованные блоками проходныеколлекторы используют для прокладки кабелей вместо путевых стениз мелкоразмерных трубчатых элементов. Масса таких блоков 19,1 т.
Комплексное производство работ при сооружении односводчатых станцийиз монолитного железобетона предусматривает одновременное ведениеземляных, бетонных, арматурных, гидроизоляционных и других работ, выполняемых обычно тоже шестиметровыми заходками, соответствующимидлине используемых средств механизации бетонных работ. Основныеработы по разработке грунта в котловане обычно ведутся с опережениемна 30-40 м. В непосредственной близости от места возведения конструкциивыполняют механизированную (бульдозером) и ручную подборку грунтав откосах и на дне котлована.
Гидроизоляцию лотковой части односводчатой станции делают таким жеобразом, как и при возведении сборных конструкций. Последующие работывыполняют в таком порядке:
устанавливают арматуру лотка и нижней части стен и бетонируют эти частиконструкции;
устанавливают арматурные каркасы стен, трехпустотные блоки, являющиесявнутренней опалубкой стен, а с наружной стороны — инвентарныеметаллические или деревянные щиты опалубки, обшитые, листовой стальюили фанерой, и выполняют бетонирование стен;
устанавливают опалубку свода, монтируют арматурные каркасыи бетонируют свод;
после достижения бетоном заданной прочности распалублива-ют стены, а затем и свод и производят гидроизоляционные работы по наружнойповерхности стен и свода с последующим устройством защитногопокрытия.
При бетонировании стен и сводов часто применяют механизированныесамоходные опалубки длиной 6 м.
Сборные железобетонные конструкции платформы монтируют послебетонирования соответствующего участка стен станции.
Для армирования железобетонных конструкций используют укрупненныесварные арматурные каркасы и сетки заводского изготовления. Места дляих захвата при подъеме и монтаже, а также для опирания притранспортировании и складировании специально помечают. Притранспортировании пространственных арматурных каркасов используюттраверсы, состоящие из жесткой металлической рамы, строповочных тросовс крюками и закрепленных на раме петель.
Бетонную смесь транспортируют к месту укладки в автобетоно-смесителях. Высота свободного сбрасывания ее из ковша не должна превышать 2 м, а при подаче в сводовую часть— 1 м. В ряде случаев бетонную смесьподают бетоноводами.
Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями одинаковой толщиныс последовательным направлением укладки во всех слоях в одну сторону. Наибольшая толщина укладываемого слоя п-ри использовании ручныхглубинных вибраторов не должна превышать 1,25 длины рабочей частивибратора. Стены бетонируют без перерыва на высоту не более 3 м. По достижении этой высоты устраивают перерыв для осадки бетоннойсмеси.
Укладку бетонной смеси в сводовую часть конструкции ведут симметричноот пят к замку. При этом плоскости рабочих швов, ограничивающих полосыбетонирования, должны быть перпендикулярны к поверхности свода. Привозобновлении бетонирования поверхность бетона в местах рабочих швовочищают от цементной пленки.
При бетонировании в зимнее время бетон при необходимости утепляют илиприменяют обогрев до приобретения бетоном прочности, при которойможет быть допущено его замораживание.
Сооружение тоннелей метро при помощи проходческого комплекса КМО 2Ч5(строительство открытым способом)
Высокая степень механизации строительства перегонных тоннелей обеспечиваетсяприменением передвижной крепи со сплошными стенками. Такая крепь позволяетсооружать тоннели по схеме щитовой проходки с полным исключением крепления стенкотлована сваями. При использовании передвижной крепи обделку собирают из цельныхсекций заводской готовности, получивших большое распространение при строительствеперегонных тоннелей открытым способом.
В состав комплекса механизированного оборудования для сооружения двухпутногоперегонного тоннеля КМО 2Ч5 (рис. 146), помимо передвижной крепи (щита), входяткозловой кран грузоподъемностью не менее 20 т или стреловые краны, экскаватор, оснащенный ковшом-обратной лопатой, и бульдозер.
Двухпутный тоннель образуется двумя рядами секций, установленных с зазором 60 мм, который заполняют цементно-песчаным раствором или песком.
Щит представляет собой пространственную конструкцию прямо-угольного сечения, состоящую из трех основных частей: ножевой, опорной и хвостовой. Ножевая и хвостоваячасти открыты сверху и снизу, так как выполнены в виде вертикальных металлическихстенок. Передние кромки ножевой части имеют заострение для внедрения в грунти выполнены со скосом соответственно лобовому откосу разрабатываемой перед щитомвыемки. Для придания необходимой жесткости ножевым стенкам предусмотренытрубчатые раскосы, установленные так, что они не препятствуют разработке грунтаэкскаватором.
Рис. 146. Технологическая схема сооружения двухпутного тоннеля с использованиемпроходческого комплекса КМО 2Ч5:
1 — подкрановый путь; 2, 9 — автомобили-самосвалы; 3 — экскаватор; 4 — щит; 5 —козловой кран;
6 — прицеп-тяжеловоз с секцией ЦСО; 7 — ограждение котлована; 8 —бульдозер; 10 — цельносекционная обделка; 11 — основание
В опорной части щита по его периметру расположены 30 щитовых домкратов, штокикоторых с башмаками выдвигаются в сторону уложенной обделки с возможностью упорав нее. Здесь же расположены станция из трех гидронасосов и электродвигателя и местомашиниста с пультом управления.
Щит монтируют в котловане с вертикальными стенками. Позади щита возводят упорнуюстену, рассчитанную на нагрузку от воздействия щитовых домкратов.
Впереди последовательно перемещаемого механизированного комплекса (см. рис. 146) ведут необходимые подготовительные работы: устраивают подъездные пути и ограждения, укладывают под-крановые пути (при использовании козлового крана), производят, еслиэто необходимо, водопонижение, а поверхность грунта планируют бульдозеромпараллельно основанию тоннеля.
Разработку забоя ведут экскаватором, имеющим глубину копания не менее 8 м и ковшвместимостью не менее 0,65 м3. Экскаватор перемещается по оси тоннеляпо спланированной бульдозером поверхности. Грунт разрабатывают непосредственноперед щитом симметрично оси тоннеля от середины к стенам выработки с недоборомв подошве на 15-20 см. При этом следят за тем, чтобы ножевая часть щита не обнажалась.
Разрабатываемый грунт грузят в автомобили-самосвалы и транспортируют в зонуобратной засыпки или в отвал.
Щит продвигается по мере разработки забоя с помощью щитовых домкратов, опирающихся в торец последней установленной секции обделки через распределительныерамы. В зависимости от требуемого направления продвижения, определяемогопо маркшейдерским данным, включают ту или другую группу домкратов. Припродвижении щита его ножевые секции срезают грунт, оставленный экскаваторомв пределах стен и в подошве котлована. Общая длина заходки равна длине секции обделки(1,5 м).
На подошве котлована, выровненной ножевыми секциями щита, устраивают основаниеобделки тоннеля из жесткой бетонной смеси толщиной 15 см. Смесь подают краномв специальных емкостях — кюбелях, распределяют в зоне оболочки щита по подошвекотлована, уплотняют и выравнивают по маркшейдерским отметкам.
Секцию устанавливают на подготовленное основание с выверкой ее положения в планеи по высоте тоннеля. Установленную секцию прижимают щитовыми домкратами к торцудругой, ранее установленной секции. Взаимное их положение фиксируют металлическиминакладками, привариваемыми к симметрично расположенным закладным деталям.
Водонепроницаемость секций обеспечивается оклеечной гидроизоляцией, наносимойна все наружные поверхности секций в заводских условиях. Гидроизоляцию выполняютна механизированном стенде, который имеет поворотный стол, установку по разогревуизоляционного материала и механизм прижатия изоляции к секции. Изоляцию загибаютна борта (торцы) секции. Для защиты изоляции от механических повреждений притранспортировании, монтаже и эксплуатации секции по периметру оклеивают асбоши-ферными листами.
Гидроизоляцию стыков между секциями обделки выполняют из тоннеля с отставаниемот устанавливаемых секций на 6-8 м, сваривая (с помощью газовой горелки) выпускигидроизоляции с торцов секций. Сваренные выпуски укладывают в образованнуюсочленением секций канавку, оставшуюся часть которой зачеканиваютбыстросхватывающейся уплотняющей смесью (БУСом). Таким образом гидроизоляцияобразует замкнутый контур. Стыки в зоне верхних ригелей секций заполняют горячейбитумной мастикой.
Пазухи между секциями обделки тоннеля и стенами котлована заполняют пескомс уплотнением его путем увлажнения водой до насыщения.
Засыпку котлована производят симметрично относительно продольной оси тоннеляслоями толщиной 0,3-0,5 м с механизированным разравниванием и уплотнением грунта.
Сооружение тоннелей и станций метро с бетонированием стен в траншеях способом«стена в грунте» (строительство открытым способом)
В стесненных условиях городской застройки при невозможности прекращения движениягородского транспорта по уличным магистралям на длительное время в прежние годыиспользовали так называемый траншейный способ сооружения тоннелей: в глубокихтраншеях возводили стены конструкции с устройством наружной гидроизоляции. Затемразрабатывали котлован, бетонировали перекрытие, выполняли гидроизоляцию этой частиконструкции, засыпали котлован и восстанавливали проезжую часть улицы. После этогопод защитой возведенной конструкции разрабатывали грунтовое ядро и бетонировалилоток с предварительной наклейкой гидроизоляции по бетонной подготовке. Этот способвесьма трудоемок.
В настоящее время используют метод бетонирования стен в траншеях, заполненныхглинистым раствором, называемый способом «стена в грунте»; он дает возможностьобходиться без крепления стен траншей, так как глинистый раствор, уравновешиваядавление грунта на стенки траншеи, предотвращает их обрушение.
В качестве глинистого раствора, выполняющего функции временного крепления, используют раствор бентонитовой глины. Этот раствор находится в траншеена протяжении всего времени сооружения стены тоннеля.
Рис. 147. Схема конструкции двух-путного перегонного тоннеля с монолитнымижелезобетонными стенами, выполненными методом «стена в грунте»:
1 —(монолитная железобетонная стена;
2 — монолитный железобетонный пояс;
3 —перекрытие (железобетонные балки таврового сечения);
4 — гидроизоляция перекрытия;
5 — гидроизоляция стен:
6 — монолитный бетонный лоток;
7 — бетонная подготовка
Помимо удержания стенок траншеи от обрушения и создания на стенкахводонепроницаемого покрытия, глинистый раствор при некоторых способах разработкитраншей служит еще и для гидротранспортирования грунта, вынося частицы и обломкиего на поверхность. Плотность глинистого раствора в пределах от 1,03 до 1,25 г/см3.
Для производства работ методом «стена в грунте» строительную площадку оборудуютрастворным узлом с глиномешалками, необходимыми емкостями, насосами для перекачкираствора в траншею и из траншеи на поверхность, а также установками для очисткиглинистого раствора.
В практике отечественного метростроения метод «стена в грунте» используют пристроительстве односводчатых станций. Однако имеются примеры использования этогометода и при строительстве однопролетных двухпутных перегонных тоннелей (рис. 147). В ряде случаев возводимые таким методом стены используют в качестве ограждениякотлованов, располагаемых в непосредственной близости от многоэтажных зданийи других ответственных сооружений.
При строительстве станций стены заглубляют на 4-5 м ниже лотковой части с тем, чтобыони работали как конструкции, защемленные нижним концом в толще грунта. Приводоносных грунтах и наличии близко расположенного водоупора стены целесообразнозаделывать в водоупор, так как в этом случае отпадает необходимость в примененииспециальных способов работ-водопонижения или искусственного замораживания грунтов.
Работы методом «стена в грунте» ведут участками длиной 3— 5 м (рис. 148). В однойзахватке разрабатывают грунт, в другой производят бетонирование стены. В процессыработы захватки отделяют одну от другой вертикальными элементами-ограничителями, которые опускают с заглублением ниже дна траншеи.
Работы начинают с устройства неглубокой пионерной траншеи вдоль будущей стенытоннеля. Стенки траншеи укрепляют оголовком в виде даух рядов железобетонныхэлементов прямоугольного сечения, укладываемых на расстоянии, соответствующемтолщине сооружаемой стены. Пионерная траншея может быть образована двумя рядамижелезобетонных плит, уложенных с заданным расстоянием между ними на точноспланированной поверхности. Плиты служат основанием для перемещаемых вдольтраншеи механизмов.
Пионерная траншея постоянно заполнена глинистым раствором. По мере разработкигрунта в пределах очередной захватки выработка непрерывно заполняется глинистымраствором, поступающим из пионерной траншеи. При бетонировании захваткивытесняемый раствор перетекает в другую захватку или откачивается ласосом.
Разработку траншей под глинистым раствором обычно ведут грейферным экскаватором, однако в отдельных случаях применяют специальные буровые агрегаты.
Разработку грунта грейферным экскаватором ведут аналогично разработке его при способеподводного землечерпания. Для обеспечения необходимой точности разработки траншеиприменяют плоские двухчелюстные грейферы на направляющих штангахс принудительным вдавливанием в грунт. В процессе разработки грунта глинистыйраствор постепенно загрязняется и требует периодической очистки.
Смешанный с глинистым раствором грунт выкачивается из захватки всасывающимнасосом или эрлифтом в очистную установку, где под действием центробежных силпроисходит отделение частиц грунта от глинистого раствора. Отделенный от растворагрунт с помощью транспортера подается в контейнер, выгружается в автотранспорти вывозится к месту отвала.
Ограничители захваток бывают инвентарные, извлекаемые после бетонирования захватки, и стационарные, которые оставляют в конструкции стены. В качестве инвентарныхограничителей применяют, как правило, трубы, имеющие диаметр, равный ширинетраншеи. К трубам на диаметрально противоположных сторонах привариваютв продольном направлении уголки (полками к образующей трубы). При погружении трубывыступающие части уголков врезаются в борта траншеи и снижают утечку бетонаиз захватки в процессе бетонирования. Получаемая после извлечения трубы полукруглаяформа боковой грани участка стены способствует совместной работе соседних участков.
В качестве стационарных ограничителей используют обычно железобетонные сваи, устанавливаемые таким образом, чтобы своими ребрами они врезались в стенки траншеи.
После разработки грунта в пределах очередной захватки в нее опускают арматурныекаркасы и приступают к бетонированию участка стены.
Бетонирование траншеи под глинистым раствором ведут методом вертикальноперемещаемой трубы. Установка для бетонирования этим методом включает комплектметаллических бетонолитных труб из отдельных звеньев с быстроразъемными замками, бункер и опорную раму для фиксации бетонолитных труб с приспособлением дляудержания их в подвешенном состоянии при демонтаже очередного звена.
Перед бетонированием очередной захватки в нее опускают арматурные каркасы.
Арматурные каркасы обычно имеют большую длину, поэтому их собирают из отдельныхсекций прямо на строительной площадке. Вначале опускают в траншею нижнюю секциюи подвешивают ее к оголовку траншеи, затем приваривают к ней вторую секцию, опускаютее и приваривают третью. Для обеспечения постоянного защитного слоя бетона каркасыопускают по направляющим рейкам, отделяющим каркас от стенки траншеи.
В арматурных каркасах оставляют специальные проемы для спуска и подъема трубыбетонолитной установки. Если в захватку опускают два каркаса, то бетоновод вводятв зазор между ними.
В процессе бетонирования следят за тем, чтобы оно было непрерывным и не происходилопрорыва глинистого раствора в бетоновод. По мере бетонирования бункер с бетоноводомпериодически поднимают так, чтобы труба оставалась заглубленной в бетон в пределахот 0,8 до 1,2 м. Бетонирование одной захватки следует вести без перерывов.
Стены тоннеля или станции бетонируют выше уровня будущего перекрытия или пятысвода. В последующем избыточный слой бетона, загрязненный глинистым раствором, скалывают до требуемой отметки.
Если тоннель перекрывается сборными железобетонными элементами, то по верху стенустраивают продольные монолитные железобетонные пояса. После выстойки бетонаи разработки грунта между стенами до уровня перекрытия тоннеля устанавливаютжелезобетонные элементы перекрытия, соблюдая определенное расстояние между ними. При разработке грунта в пределах сечения тоннеля эти элементы служат распорками длястен.
По окончании разработки грунта выполняют планировку дна котлована и бетонируютлоток. По мере бетонирования лотка ведут укладку железобетонных элементов перекрытияв оставленных промежутках с омоноличиванием мест примыкания их к продольнымпоясам и швов между ними. После этого устраивают гидроизоляцию перекрытия, укладывают защитный слой и производят обратную засыпку котлована.
Односводчатые станции со стенами, возводимыми методом «стена в грунте», сооружаютс монолитным железобетонным сводом и лотком. Разработаны варианты конструкцийсо сводом и лотком из укрупненных железобетонных элементов, омоноличиваемыхв процессе их монтажа.
В конструкции пространственных арматурных каркасов стен станций предусматриваютштрабы и специальные элементы для сопряжения стен со сводом и лотком станции. Крометого, каркасы оборудуют соединительными элементами замкового типа для обеспеченияжесткости конструкции и герметичности стыков отдельных участков стен. Прибетонировании свода используют инвентарные передвижные опалубки.
На время разработки котлована стены раскрепляют расстрелами или удерживаютанкерами, заделанными в грунт. Отдельные неровности и изъяны на внутреннейповерхности стен заделывают торкретированием.
1.3.1. К
работам повышенной опасности на строительстве подземных сооружений допускаются
лица не моложе 18 лет.
1.3.2.
Рабочие, инженерно-технические работники и служащие поступающие на
строительство, подлежат предварительному медицинскому освидетельствованию.
Переосвидетельствование лиц, занятых на подземных работах и работах повышенной
опасности, должно производиться ежегодно.
1.3.3. К
техническому руководству работами в подземных выработках и на поверхности
допускаются лица, имеющие законченное горнотехническое образование или
окончившие специальное учебное заведение или курсы, дающие право технического
руководства (ответственного ведения горных и взрывных работ).
1.3.4. Все
вновь поступающие на работу или переведенные из других организаций
инженерно-технические работники, занятые проектированием и строительством
подземных объектов, обязаны в месячный срок, а в последующем не реже одного
раза в три года, сдать экзамены на знание настоящих Правил.
Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ перед
прохождением первой производственной практики должны пройти обучение и сдать
экзамены по технике безопасности наравне с подземными рабочими. Перед началом
последующей практики они проходят инструктаж по технике безопасности.
1.3.5.
Рабочие, поступающие и переводимые на работу по другой профессии, обязаны
пройти предварительное обучение по технике безопасности. Обучение производится
с отрывом от производства в соответствии с "Программами предварительного
обучения рабочих, занятых на подземных работах", согласованными с органами
госгортехнадзора, с обязательной сдачей экзаменов в комиссии под
председательством главного инженера организации.
Продолжительность обучения должна быть не менее:
для рабочих, ранее не работавших па подземных работах - 5 дней;
ранее работавших на них - 2 дня;
переводимых с одной профессии на другую - 1 день;
для рабочих на поверхности:
ранее не работавших на строительстве - 2 дня;
ранее работавших - 1 день.
Рабочие,
совмещающие несколько профессий, должны быть обучены и проинструктированы по
всем профессиям.
1.3.6.
Профессиональное обучение рабочих должно проводиться в
профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах, технических
школах или учебных пунктах. К самостоятельной работе рабочие могут быть
допущены только после сдачи экзаменов и получения удостоверения.
Разрешается обучение рабочих по профессиям, не связанным с повышенной
опасностью, в строительной организации, в индивидуальном и групповом порядке.
На время такого обучения рабочие должны допускаться к работе лишь совместно с
опытным рабочим или мастером-инструктором.
1.3.7. К
управлению машинами, механизмами и оборудованием допускаются лица, прошедшие
специальное обучение по профессии, сдавшие экзамены и получившие удостоверение.
Машинисты (их помощники) указанных средств, управление которыми связано с
оперативным включением электроустановок, должны иметь кроме того
квалификационную группу по электробезопасности не ниже II, подтвержденную
удостоверением установленного образца.
1.3.8. Все
рабочие должны быть ознакомлены под расписку с требованиями инструкций по
технике безопасности по профессиям и видам выполняемых работ. Инструкции должны
храниться на каждом участке в доступном месте.
Повторный инструктаж всех рабочих производится лицом технического надзора
участка не реже одного раза в полугодие, а для рабочих, занятых на работах с
повышенной опасностью, - один раз в три месяца. Результаты первичного и
повторного инструктажей заносятся в личную карточку или в специальный журнал.
1.3.9.
Разовое посещение подземной выработки лицом, не работающим на строительстве
подземных сооружений, допускается по разрешению руководителя объекта только в
сопровождении лица технического надзора и после предварительного инструктажа.
1.4.1. В
каждой строительной организации должно быть разработано и утверждено по
согласованию с органами госгортехнадзора и комитетом профсоюза Положение о
профилактической работе по охране труда, регламентирующее обязанности и права в
этой области всех должностных лиц.
Административно-управленческие организации (концерны, объединения, фирмы и др.)
должны осуществлять контроль и координацию мер, направленных на повышение
уровня безопасности труда.
1.4.2.
Руководящие и инженерно-технические работники обязаны систематически посещать
объекты работ, проверять состояние техники безопасности и принимать конкретные
меры по устранению выявленных нарушений.
1.4.3.
Начальник участка или по его поручению заместитель (ведущий мастер) обязан
проверить состояние каждого рабочего места не менее одного раза в сутки, горный
мастер - не менее двух раз в смену.
1.4.4. В
каждой организации, занятой строительством метрополитенов и тоннелей, должна
быть предусмотрена должность горного инженера по технике безопасности, а также
оборудован кабинет но охране труда.
1.4.5.
Предписания работников, осуществляющих государственный надзор, ведомственный и
общественный контроль в части соблюдения требований безопасности, являются
обязательными для выполнения всеми организациями, занятыми на совместных
работах.
1.4.6. Руководство работами по охране труда и ответственность за ее состояние возлагаются на руководителя организации.
1.5.1. К
каждому рабочему месту должны быть обеспечены безопасные проходы. Запрещается
загромождать рабочие места и подходы к ним, а также пути перемещения людей и
грузов.
При выполнении работ в лавиноопасных районах и на участках с возможной осыпью
должны быть предусмотрены и осуществлены конкретные меры по защите от снежных
лавин и камнепадов.
1.5.2.
Рабочее место на подземных работах должно обеспечиваться нормальным
проветриванием, освещением, средствами оповещения об аварии, находиться в
состоянии, обеспечивающем полную безопасность работающих, и перед началом работ
осматриваться горным мастером или по его поручению - бригадиром (звеньевым).
1.5.3. Все
разветвления должны быть оборудованы освещенными указателями направления выхода
на поверхность.
1.5.4.
Запрещается находиться в горных выработках, состояние которых представляет
опасность для людей, за исключением случаев выполнения работ по устранению этих
опасностей с применением дополнительных средств защиты.
1.5.5. Горные
выработки, состояние которых представляет опасность для людей или работы в
которых приостановлены, должны быть ограждены на всех входах в них с
вывешиванием запрещающего знака.
1.5.6. Работы
на высоте более 1,3 м от уровня породы или рабочего настила должны
производиться с площадок, оборудованных перилами, а при невозможности
устройства ограждений применяться предохранительные пояса, места крепления
карабинов которых указываются заранее.
1.5.7.
Запрещается производить какие-либо работы одновременно в двух и более ярусах по
одной вертикали, а также под работающим оборудованием при отсутствии
промежуточного сплошного защитного настила, выполненного в соответствии с
проектом.
1.5.8.
Применяемые машины, механизмы и оборудование, а также леса, подмости, настилы,
лестницы и другие приспособления должны быть исправными, отвечать требованиям
действующих Правил и обеспечивать безопасное производство работ.
Машины, механизмы и приспособления, инвентарные леса и люльки должны иметь
паспорта и инвентарные номера, по которым они записываются в журнал учета и
проверки технического состояния.
1.5.9. В
подземных выработках запрещается производить любые работы с приставных лестниц
за исключением проведения осмотров, замеров, а также неотложных (аварийных)
работ.
1.5.10. Любое
изменение режима работы машины или механизма (пуск, ход, остановка) может
производиться только после поданного сигнала. Значение сигналов, подаваемых в
процессе эксплуатации, должно быть разъяснено всем лицам, связанным с работой
машин и механизмов. Подача сигналов должна быть поручена конкретному лицу.
Любой непонятный сигнал считается для машиниста сигналом остановки и
выполняется немедленно.
1.5.11. Перед
началом передвижения горнопроходческого комплекса (щита, укладчика,
технологической платформы), бурового оборудования, проходческих полков,
опалубки, других машин и оборудования все работники, не связанные с выполнением
этого технологического процесса, должны быть удалены из зоны передвижения на
безопасное расстояние.
1.5.12.
Запрещается оставлять без присмотра работающие машины и механизмы за
исключением машин с автоматическим и дистанционным управлением.
1.5.13. При
использовании передвижных машин должна исключаться возможность их
самопроизвольного перемещения.
После окончания и при перерывах в работе все машины и механизмы должны быть
приведены в состояние, гарантирующее невозможность их пуска посторонними лицами.
1.5.14.
Запрещается находиться в опасной зоне работающих машин и механизмов.
1.5.15.
Ремонт машин и оборудования необходимо проводить в сроки, установленные
утвержденным графиком планово-предупредительных ремонтов в соответствии с
технологической документацией.
1.5.16. Все
открытые движущиеся части машин и механизмов (муфты, передачи, шкивы и т. п.)
должны быть ограждены.
1.5.17.
Запрещается эксплуатация неисправных машин и механизмов, а также чистка и
смазка их во время работы.
2.1.
Организация строительной площадки должна обеспечивать безопасность труда
работающих и прохода людей на всех этапах выполнения любого вида работ как на
поверхности, так и в подземных условиях.
2.2.
Строительная площадка должна ограждаться забором. Ограждения, примыкающие к
местам массового прохода людей, необходимо оборудовать сплошным защитным
козырьком.
2.3. До
начала проведения горнопроходческих работ должно быть обеспечено нормальное
санитарно-бытовое обслуживание.
2.4.
Расположение постоянных и временных дорог, проходов для людей, сетей энерго- и
водоснабжения, механизированных установок, кранов, площадок для складирования,
санитарно-бытовых и производственных помещений, а также других устройств должно
полностью соответствовать строительному генеральному плану или ПОС.
2.5.
Территория строительной площадки должна быть спланирована и оборудована
устройствами для отвода атмосферных и технических вод от строящихся подземных
сооружений.
В соответствующих местах необходимо вывесить надписи:
"ВЪЕЗД", "ВЫЕЗД", "РАЗВОРОТ", "ПРОХОД ДЛЯ
ЛЮДЕЙ", а также дорожные знаки, регламентирующие порядок и скорость
движения и схему движения транспортных средств.
Границы опасных зон следует дополнительно ограждать и обозначать
предупредительными знаками и сигналами, хорошо видимыми как в дневное, так и в
ночное время.
2.6. Проходы
и проезды на территории стройплощадки должны быть свободными, не загромождаться
грунтом, оборудованием, строительными материалами. Их следует очищать от грязи,
снега, льда и подавлять пыль.
2.7.
Временные здании и сооружения, мастерские, копры, эстакады, машинные и другие
помещения, а также размеры санитарно-защитных зон должны соответствовать
требованиям действующих санитарных и противопожарных норм.
2.8.
Складирование материалов и тоннельных конструкций на строительной площадке
должно производиться с соблюдением требований, приведенных в приложении 23.
Прокладки и подкладки необходимо располагать в одной вертикальной плоскости. Их
толщина должна быть не менее высоты выступающих монтажных петель и закладных
деталей.
2.9.
Размещение материалов, конструкций и оборудования на строительной площадке
должно определяться с учетом последовательности их монтажа и транспортировки,
габаритов и веса изделий, грузоподъемности кранового оборудования. Ширина
прохода между штабелями должна быть не менее 1 м.
3.1. До
начала работ на трассе строительства лица технического надзора должны быть
ознакомлены с расположением сооружений и коммуникаций коммунального городского
хозяйства и приказом по организации, назначены ответственные за выполнение
земляных работ, связанных с разрытием и перекладкой коммуникаций.
3.2.
Производство работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрокабели,
кабели связи, газопроводы и др.) допускается только после получения
специального разрешения (ордера) и письменного разрешения организаций,
ответственных за эксплуатацию этих коммуникаций, представители которых
вызываются на место до начала работ.
Проходка шурфов для уточнения местоположения коммуникаций может производиться
только в присутствии представителей соответствующих эксплуатационных
организаций.
3.3. При
приближении работ к линиям действующих подземных коммуникаций на расстояние
ближе 2 м по горизонтали или 1 м по вертикали применять землеройную технику и
отбойные молотки запрещается, если другими нормами или владельцем не
установлены иные размеры охранной зоны. Разработка грунта в таких условиях
разрешается только ручным инструментом.
3.4. В местах
передвижения людей и транспорта разрабатываемые выемки должны быть надежно
ограждены, а места работ, проходы и проезды - освещены. На ограждении должны
быть установлены предупредительные надписи и знаки, а в ночное время -
сигнальное освещение.
При выполнении работ на дорогах и в других местах, где предусмотрено движение
транспортных средств, должны соблюдаться действующие Правила
дорожного движения.
3.5. Для
предупреждения сдвигов или обрушений котлованов, траншей и других выемок,
разрабатываемых в неустойчивых грунтах, маркшейдерской службой должно быть
установлено ежедневное визуальное и еженедельное инструментальное наблюдение за
состоянием их бортов, откосов и крепи с записью в журнале.
3.6. Порядок
производства земляных работ при разработке грунтов в котлованах, ширина
котлованов, крутизна откосов, высота уступов, ширина берм и способ крепления
бортов должны устанавливаться проектом. В проекте должны быть предусмотрены
меры для отвода ливневых и паводковых вод по водоотводным канавкам. Расстояние
от бровки откоса выемки до бровки канавки должно быть не менее 3 м.
3.7.
Выполнение работ в котлованах и траншеях, разрабатываемых с откосами (без
крепления), подвергшихся увлажнению, допускается при условии принятия следующих
мер предосторожности против обрушения:
а)
тщательного осмотра производителем работ или мастером перед началом каждой
смены состояния грунта и его искусственного обрушения в местах, где обнаружены
"козырьки" и трещины у бровок и на откосах;
б) временного
прекращения работ в выемке до осушения грунта при возникновении опасности
обвала;
в) местного
уменьшения крутизны откоса на участках, где выполнение работ в выемке является
неотложным;
г) запрещения
движения транспортных средств и механизмов в пределах призмы обрушения;
д) очистки
откосов от камней во избежание их скатывания в котлованы и траншеи.
Для подачи материалов в котлован должны использоваться грузоподъемные механизмы
или оборудоваться специальные спуски. Места подачи и приема груза должны быть
обозначены и ограждены.
3.8. При
механизированной выемке грунта в котловане установка экскаватора внутри выемки
и на поверхности, а также последовательность и порядок выемки должны быть
определены в ППР.
3.9. Передвижение
в пределах строительной площадки экскаваторов и механизированных копровых
установок должно производиться по выровненным и усиленным временным покрытием
поверхностям с уклонами, не превышающими установленных техническим паспортом
перемещаемой машины (установки).
3.10.
Погрузка экскаватором грунта в автотранспортные средства должна выполняться со
стороны заднего или бокового борта. Ожидающий погрузки автомобиль должен
находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под
погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.
3.11. При
разработке котлована запрещается:
а) выемка
грунта с подкопом борта котлована. При использовании экскаваторов с прямой
лопатой высота забоя должна ограничиться максимальной высотой черпания
экскаватора;
б)
одновременное выполнение на одном участке котлована других работ в пределах
зоны, определяемой ППР, но не ближе 5 м от движущихся частей землеройных
механизмов;
в)
использование бульдозеров на уклонах с углом более 30° и выдвижение ножа
бульдозера за бровку откоса выемки.
3.12. Для
своевременного осуществления охранных мероприятий и мер по обеспечению
безопасности людей на месте работ следует иметь необходимый аварийный запас
материалов, инструментов и приспособлений.
3.13. На
время работы следует выключать трубопроводы, расположенные в месте выполнения
работ. Если по условиям эксплуатации эти трубопроводы не могут быть отключены,
то необходимо, по согласованию с эксплуатирующей организацией, надежно оградить
их от повреждений.
3.14. В
случае обнаружения деформации строений, путей, сооружений, коммуникаций работы
должны быть немедленно прекращены, люди выведены из опасной зоны, срочно
предупреждена организация, в ведении которой находится деформируемое
сооружение, и выставлены предупредительные сигналы.
Возобновление работы возможно только по указанию ответственного лица
технического надзора.
3.15.
Установку временной крепи котлованов и траншей необходимо производить в
соответствии с ППР и технологическими картами.
3.16. Сборка,
перемещение, разворот и разборка копра для свайных работ должны выполняться под
руководством лица технического надзора, при этом вокруг места установки
(перемещения) копра должна быть обозначена опасная зона радиусом на 5 м более
высоты мачты. В опасной зоне при работе копра все другие работы должны быть
прекращены, а люди, не связанные с работой копра, удалены за пределы этой зоны.
3.17. Подъем
и установка свай (шпунтов) при наличии заселенных зданий в пределах опасной
зоны допускаются при условии осуществления дополнительных мер безопасности,
предусматриваемых ППР, и выполнении грузоподъемных операций с использованием
подъемного каната копра и второго, страховочного, каната и отдельной лебедки.
3.18. При
выполнении работ методом "стена в грунте" перемещение экскаватора
вдоль траншеи должно осуществляться по спланированной, имеющей твердое покрытие
(асфальт, бетон, дорожные плиты) площадке с уклоном не более 2°. Уровень
глинистого раствора не должен быть ниже 0,5 м от бровки траншеи.
3.19. По мере
разработки траншеи для "стены в грунте" должно выполняться ее
ограждение с двух сторон или перекрытие. Для прохода людей через траншею должны
быть оборудованы мостики шириной не менее 1 м и огражденные с двух сторон
перилами высотой не менее 1,2 м.
Спуск в котлован и установка (монтаж) элементов временной крепи должны
производиться с использованием грузоподъемных устройств, при этом:
а) в
котловане и на прилегающей к нему строительной площадке на время спуска,
подъема и установки расстрелов в опасной зоне не допускается присутствие лиц,
не связанных с выполнением этой операции;
б)
запрещается хождение по расстрелам или нахождение людей на них. При установке
клиньев должны применяться подвесные люльки или подмости.
3.20. Канат
может быть ослаблен или расстроплен от устанавливаемого элемента крепи или
другого груза только при устойчивом положении груза или окончательном
закреплении его на месте установки.
3.21. При
применении анкерной крепи для временного крепления:
а)
запрещается: наращивать шнековые штанги до полной остановки вала врашателя или
механизма подачи буровой каретки; использовать буровые штанги, имеющие трещины
или надрывы; отгребать при бурении буровую мелочь от устья скважины или очищать
штангу; производить бурение без установки пальцев, фиксирующих буровые штанги;
б) при
натяжении анкеров корпус гидроцилиндра должен быть закреплен к продольному
поясу крепи;
в)
запрещается нахождение людей ближе 10 м по направлению оси анкера и не менее 2
м по обе стороны от натяжного устройства;
г) осмотр
анкерной крепи котлована должен производиться начальником участка не реже
одного раза в три месяца с записью результатов в "Книгу осмотра
крепи" (приложение 11).
3.22.
Запрещается складирование и хранение материалов и оборудования на съездах и
спусках в котлованы или на расстрелах крепи, а также ближе 2 м от бровки
котлована или траншеи.
3.23.
Дополнительная проверка состояния временной крепи и бровок (котлованов и
траншей) должна выполняться при сезонных изменениях температуры, а также после
ливневых и во время затяжных дождей.
Результаты осмотра крепи должны записываться в "Книгу осмотра крепи".
3.24. Спуск
(подъем) людей в котлован глубиной до 25 м допускается по специально
оборудованным для этих целей лестницам, имеющим площадки для отдыха не реже чем
через 10 м. При отсутствии съездов лестницы должны устанавливаться по длине
котлована не реже чем через 40 м, и при меньшей длине выемки должно
устраиваться не менее двух лестничных выходов на поверхность, удаленных друг от
друга на максимальное расстояние.
В траншеях и котлованах глубиной до 5 м для спуска и подъема людей допускается
использовать переносные лестницы, надежно прикрепленные к временной крепи.
3.25. При
разработке котлованов с использованием щитов открытого типа размеры рабочей
камеры для вывода щита на трассу, порядок разработки и крепление забоя,
устройство опорной стенки, а также основания, укладка направляющих и т. п.
определяются ППР.
3.26. При
проходке тоннелей с глубиной заложения, превышающей высоту щита, по всей его
длине должны устанавливаться предохранительные металлические секции,
выступающие над поверхностью земли не менее чем на 15 см.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.