Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала
Оценка 4.7

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Оценка 4.7
Разработки курсов +1
docx
география
8 кл
04.12.2018
Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала
Тема урока: "Топографические карты"в 8 классе по географии считается одной из сложных тем. Я ставлю перед собой задачи: сформировать представление у учащихся о топографических картах и их особенностях. Следует обратить внимание на умение читать топографические карты, овладеть условными знаками и с помощью топографических карт определять положение различных объектов.
Документ Microsoft Office Word (8).docx
Уроки 13-14. Тема: Топографические карты и их практическое использование. Обозначение по картам направлений, расстояний и высот на местности. Объекты топографических карт. Цели: - сформировать представление о топографических картах и их особенностях; - подчеркнуть особенности топографических карт и научить учащихся обозначать по картам географические координаты, направления, расстояния и высоты, описывать местность; - систематизировать знания учащихся о практическом использовании топографических карт; -углубить навыки работы учащихся с различными источниками информации; -выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные программой; научить определенным приемам работы с топографическими картами; -реализовать корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью; - ознакомить учащихся с новыми технологиями создания карт – их электронными версиями. Оборудование: глобус, физическая карта Украины и Донецкой области, топографические карты различных масштабов, атласы, тетради для практических работ; чертёжные принадлежности, приборы. Тип урока: урок формирования знаний и умений и навыков учащихся. Формы урока: урок деловая игра; практическая работа. Ценностный компонент урока: основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа. Опорные и базовые понятия: азимут, горизонталь, топографическая карта, магнитное склонение, дирекционный угол, географические и прямоугольные координаты. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся • Какие карты называют общегеографическими? • Как определить основные стороны горизонта на местности, на плане, географической карте? • Из курса географии 6 класса вспомните, какие задания вы выполняли по плану местности. Блиц – опрос: - что такое географическая карта? - что такое масштаб? Какие существуют виды масштабов? -Чем отличается географическая карта от плана местности? -По каким признакам классифицируют карты? Для чего это нужно делать? -Как вы представляете себе карты будущего? -Что такое цифровые и электронные карты? Защита рефератов: 1.»Технология создания цифровых карт местности» . 2.»Классификация туристических карт». 3.»Первые карты Украины и Донбасса». III. Мотивация учебной и познавательной деятельности Говоря о картах, мы заметили, что они обязательно имеют искажения. Даже если не искажаются углы, искажаются формы, расстояния. Как же пользоваться ими когда надо и сориентироваться по карте и определить направление? Можно, пользоваться планом, но как быть, когда территория большая? Для этого создана целая наука - топография, результатом которой являются топографические карты. В картографии существует такое понятие , как топографическая изученность определенной территории. Что же это такое? Оказывается, изученным в топографическом отношении называют такой участок пространства ,систематические топографические съемки 1.Топографические карты - подробные общегеографические карты большого масштаба(1 : 10 000 - 1 : 1 000 000, меньшего масштаба - планы). Имеют высокую геометрическую точность (обеспечивают высокую точность измерений) и географическое соответствие. внесите его в тетради: 2. Учитель: для топографических карт установлен масштабный ряд – которого предоставили возможность создать его крупномасштабную карту. С течением времени сама местность изменяется , повышаются требования к картам, появляются более современные и точные карты, совершенствуется их содержание и способы оформления. IV. Изучение нового материала Масштаб карты Величина масштаба Название карты 1:10 000 100 м десятитысячная 1:25 000 250 м двадцатипятитысячная. 1:50 000 500 м пятидесятитысячная 1:100 000 1 км стотысячная 1:200 000 2 км двухсоттысячная 1:500 000 5 км пятисоттысячная 1:1000 000 10 км миллионная. 2. Разграфка и номенклатура топографических карт Топографические карты состоят из отдельных листов, пределами изображения (рамок карт) которых являются отрезки параллелей и меридианов, образующих географическую координатную сетку (для определения географических координат, расстояний в градусах). Основа - международная карта масштаба 1 : 1 000 000 (трапеция размером 4° по широте, 6° по долготе). Она постепенно разделяется на большие по масштабу карты с меньшими по размерам отрезками параллелей и меридианов. Параллели и меридианы карт подписываются в углах карты. Для удобства определения географических координат расстояние между ними поделена отрезками на минуты и секунды. 3. Километровая сетка Создана для определения прямоугольных координат, расстояний в метрической системе. Образована вертикальными и горизонтальными линиями, проведенными через целое число километров. Горизонтальные линии параллельные экватору и подписаны на левом и правом полях карты числом, что означает расстояние от экватора. Вертикальные линии параллельны осевому меридиану зоны в 6° долготы, которая образуется во время использования поперечной цилиндрической проекции. Таких зон образуется 60 шт. Вертикальные линии подписываются на верхнем и нижнем полях, где цифры указывают номер зоны и расстояние от осевого меридиана зоны. 4. Условные знаки Условные знаки топографических карт объясняются в легенде карты и специальных сборниках. 5. Направления на топографической карте Магнитные и географические полюса не совпадают. Поэтому во время определения направления на карте и местности (по компасу) надо учесть это. δ - магнитное склонение; γ - сближение меридианов; Ам - магнитный азимут; Ад - азимут истинный; α - дирекционный угол. 6. Обозначения абсолютных высот местности Работа в группах: произвести измерение расстояний различными способами: 1-я группа – с помощью линейки и масштаба; 2-я группа – с помощью «шага» циркуля-измерителя; 3-я группа - с помощью курвиметра. Задание для всех групп: определить расстояние от населенного пункта Ниж.Волково /6710/ до н.п. Ивановка /7310/ по шоссе. Местность на топографической карте изображается практически без искажений. Это объясняется тем, что поверхность земного шара переносится на топографическую карту не сразу вся, а по отдельным частям – зонам, шириной в 6 градусов по долготе, которые называют колоннами и параллелями делят на ряды через каждые 4 градуса. Счет колонн от 1-ой до 60-й ведут с запада на восток от меридиана 180 градусов, а рядов – от экватора к полюсам. В результате образуются клетки в виде трапеции размером 6 градусов по долготе и 4 градуса по широте. У вас на партах лежат «Схемы разграфки земного шара» для получения одного листа топографической карты масштаба 1:1000 000 . Решение создать карту всей суши в масштабе 1:1000000 было принято на Международном Географическом конгрессе в конце Х1Х века. Эту карту называют «Международная миллионная карта мира». Эта карта состоит из 144 листов масштабом 1:100 000. При создании карт более крупного масштаба трапецию делят и меридианами на клетки меньшего масштаба. Лист топографической карты, который лежит у вас на столе /масштаб 1:25 000/, имеет размер по долготе 7 минут 30 секунд. Для удобства определения географических координат какого-либо объекта рамка топографической карты разделена на отрезки, равные 1 минуте, на каждом минутном отрезке точками отмечены деления, равные 10 секундам. Определим, в пределах каких координат расположена местность на карте масштаба 1: 25 000. Ответ: долгота 18 градусов 07 минут 30 секунд в.д. и 18 градусов 00 минут в.д.; широта -54 градуса 40 минут с.ш. и 54 градуса 45 минут с.ш. Таким образом, размеры географических координат – листов 5 /параллели/, рамок карты – 7 минут 30 секунд. Рассказ учителя, демонстрация и работа совместно с учащимися с картами: Теперь изучим с вами прямоугольную /километровую/ сетку топографической карты: по топографической карте можно определять не только географические координаты объектов, но также их прямоугольные координаты – расстояние в километрах от экватора – /х/ и /у/ от осевого меридиана колонны /зоны/. С этой целью на топографическую карту нанесена так называемая километровая сетка в виде линий, пересекающихся под прямым углом. Линии проведены через целое число километров, выраженных в масштабе карты. Поэтому их называют километровыми линиями, а сетку – километровой. Все километровые линии у выхода за рамку листа карты подписаны цифрами, которые означают километры. На наших картах это значит: например, 6065 – это расстояние в километрах от экватора; 4311 – это вертикальные линии, которые показывают, что : 4 – карта расположена в 4-й зоне /от нулевого меридиана/, 311 – позволяет определить положение этой линии по отношению к осевому меридиану четвертой зоны. Самостоятельная работа учащихся: -определить долготу г.Карьерной / 6713/; ответ:18 гр.06 мин.44 сек. –Определить истинный азимут от г.Карьерной /6713/ на вершину г.Бол.Михалинская /6812/. Ответ:307 градусов. Даю подсказку: азимут, магнитный и истинный – угол, образуемый в данной точке на местности или карте направлением на север и на какой-либо предмет. Азимуты по компасу измеряют на местности от направления, указываемого северным концом магнитной стрелки, т.е. указываемого северного направления магнитного меридиана до направления на определенный предмет по часовой стрелке. Но магнитные меридианы не совпадают с истинными /географическими/ меридианами и образуют с ними углы . Азимуты на картах измеряются от истинных меридианов. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридиана называют магнитным склонением. Картографический практикум: цель: применение полученных теоретических знаний на практике. Задания: 1. В каком квадрате лежит г.Бол.Михалинская? /6812/. 2.Найдите квадрат 6612. Какой здесь расположен населенный пункт? /Вороново/. 3.В каком квадрате расположено озеро Черное? /6512 и 6613/. 4.Определите координаты устья р.Каменки, квадрат 6513. /ход работы:3,9 см х 250 = 975; 2,3 см х 250 = 575; Ответ: х = 65975 м, у = 13575 м. 5.Найти на карте точку с координатами: х = 66800 м , у =12925 м/ход работы:находим квадрат 6612; 800 : 250 =3,2 см; 925 : 250= 3,7 см. Ответ: мост через реку Голубая. 6.Определите координаты отметки 160,6 /г.Андогская/. Ответ: Х = 66375 м, у = 11825. 7.Ознакомьтесь с условными знаками топографических карт. А теперь проведем топографический диктант: Изобразите условными знаками местность, описанную А.С.Пушкиным в стихотворении «Деревня»: …Я твой люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят; Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты… V. Закрепление изученного материала • Что такое топографические карты? Для чего они создаются? • Какие измерения можно проводить на топографических картах? • Где используются топографические карты? VI. Итоги урока VII. Домашнее задание 1. Проработать §___. 2. Подготовить чертежные принадлежности (линейки, транспортирs, циркули- измерители). Задания: Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”. Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.  Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида: – Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен. – Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке). – Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.  Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б. 1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см. 2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км. Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей. Ответ: в 1 см 500 км.  Во-вторых, задания по определению азимута. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.  Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м. Ответ: 42 градуса. Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).  Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м. Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.  В-третьих, задания по определению знаков плана. Например: Определить соответствие: Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.  Напомню правила составления плана: 1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи). 2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом. 3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально). 4) Каждый объект имеет точечную границу. 5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым. 6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона). 7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу. Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).  В-четвертых, используют топографические карты для разнообразных логических задач.  Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов. Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.  Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте. Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.  Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2. Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине. Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.  Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте. Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во- первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала

Топографические карты и их использование - практикум и закрепоение теоретического материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018