Традиционный и современный урок.
Основы успешности урока
Успешность урока
Успешный урок, по-моему, мнению, это урок на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.
Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности ребят. Поэтому движущей силой любого урока является противоречие между задачами, которые мы ставим перед учениками и тем, что они уже знают и умеют.
Это противоречие заставляет ребят включаться в работу на уроке. Другими словами, учитель должен заинтересовать ребят, или с точки дидактики, активизировать познавательную деятельность учеников.
Новый урок, новый материал – принцип новизны уже лежит в основе интереса. Однако не редко, поставив цель перед учениками, мы можем и не увидеть той самой заинтересованности. Поэтому часто я вынуждена прибегнуть к какой-то «интриге». В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована и для домашнего задания.
Даже со старшеклассниками можно «интриговать» подобным образом. При подготовке к следующему уроку сообщите им, что тема предстоящего урока это не решенный вопрос, вопрос без ответа, так как ни одна из предложенных версий не имеет необходимого количества доказательств. Поэтому все предложения имеют лишь статус гипотез. И тогда на следующем уроке у меня будут не только соавторы, но и общая заинтересованность, столь необходимая для успешности урока.
Если мы сможем заинтересовать своих учеников, тогда на основе их вопросов, сомнений, открытий и озарений мы добьемся тех результатов, о которых говорилось вначале. Ведь интерес к изучению биологии как науки, желание познать жизнь во всем ее многообразии, научиться самостоятельно, учиться – это главное в обучении биологии. Наша учительская задача создать для этого условия.
С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».В их понятие интересного урока входит ученическое субъективное мнение о каждом из нас: о том, как мы говорим, какова наша манера держаться на уроке, какова наша заинтересованность своим предметом, какова наша учительская добросовестность и даже как мы одеваемся.
Поэтому, подготовка успешного урока должна включать два аспект: методический и психологический.
С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д. Карнеги:
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.
Для подготовки к уроку, сточки зрения, второго аспекта, я руководствуюсь принципами педагогической технологии А.А.Окунева, так как технология на основе системы эффективных уроков близка мне по самовыражению и самосознанию меня как учителя:
Выполнение этих принципов возможно лишь при разнообразном наборе методов и средств обучения, при варьировании структуры урока, его технологии, обязательном использовании дифференцированного подхода.
В заключение хочется сказать следующее: результаты успешности и неуспешности нашей деятельности не всегда отражает аттестация учащихся, да и наша учительская аттестация тоже. Понятие успеха все же очень субъективно. Но пока есть интерес у ребят к нашему предмету, тем больше вероятность того, что каждый следующий урок мы будем пытаться сделать его более успешным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.