"Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по математике в 3-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира" Цели: • закрепить знания обучающихся о центральных углах; • познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов; • учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.
Иконка файла материала Урок по математике в 3 транспортир.docx
Урок по математике в 3­м классе по  системе Л.В. Занкова по теме  "Транспортир. Измерение углов при  помощи транспортира"  Цели:  1. Учебные:    закрепить знания обучающихся о центральных углах; познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют  для измерения и построения углов; учить овладевать практическими способами работы с транспортиром. 2. Развивающие:    развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие  нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания; развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их  самостоятельном поиске; развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках  окружающего мира. 3. Воспитательные:   всестороннее развитие личности и мышления обучающихся; воспитание желания учиться. Тип урока: Урок открытия нового знания (работа в группах). Оборудование:     компьютер. проектор. презентация слайдов. транспортир.    карточки для работы в группах. учебник. памятка для работы с транспортиром. дополнительный научный материал «Из истории транспортира» на каждого ученика. Ход урока. 1. Организационный момент. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки? Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой! 2. Целеполагание и мотивация. 1. Индивидуальная работа у доски. 2. Мозговой штурм. (Слайд №1: круг) Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.) Какую форму имеет? (круг) Как называется линия, которая является границей круга? (окружность) Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности) Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности?  (радиус) Что образовывают радиусы? (угол) Как называются эти углы? (центральные) Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными? 3. Проверка индивидуальной работы у доски.Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на  чертеже слева их нет) Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество) Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди  стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который  получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (1°)». Запишите в тетради: 1°, 3°, 40°, 90°, 120°. 3. Актуализация знаний обучающихся. 1) (Слайд №2: линейка, часы, весы.) Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии,  начертить что­то, показывают время, для определения веса, массы) Что у них общего? (шкала) Рассмотрим линейку. С какого деления начинается шкала у линейки? (0) Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала. (Слайд №3: измеряем красную полоску.) По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с  деления «0») 2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на  чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске). А сейчас ­ внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его  МКН. У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы! Значит, у вас – глаз­алмаз! Когда так говорят? А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера  угла АВС) 3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.  Может, кто знает, как он называется? (транспортир) Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)Физкультурная пауза. «Мы делили апельсин…» 4. Усвоение новых знаний и способов действий. Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром.  Транспортир)  Тема урока: «Транспортир». Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить. Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый) Какой похож на ваш? (полукруглый) В круглом транспортире 360°, а в полукруглом – 180°. 1) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для  вас приготовил Кирилл. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые  транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других  материалов.  История транспортира. Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в  древнем Вавилоне. (Слайды №5,6: транспортир.) 2) Строение транспортира. (Слайды № 6: транспортир.) Что общего с теми приборами? (шкала) Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка,  для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы  измерять) Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0) Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 180°, внешняя справа 0 – 180°. Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр  транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)Какие углы? Почему две шкалы? (Слайды № 7,8: прямые углы.) Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?  Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям. (отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине) Вывод:   Совмещаем вершину угла с центром транспортира;  Одна из сторон угла проходит через деление «0»;  Определяем шкалы, «бежим» глазками по этой шкале до другой стороны угла и  определяем величину угла. Чему равен прямой угол? (90°) Я начну предложение, а вы дополняйте. «Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 90°, а тупой угол …  больше 90°». (Слайд №9: острые, тупые углы.) 2. Измеряем углы, проговаривая все этапы работы. 5. Первичная проверка понимания. 1) Работа с учебником страница 60 №133. (Слайд №10.) Найди ошибку. 2) Работа с правилом на странице 61 задание №5. Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет) 3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)  (Слайд №11.) А теперь возвращаемся к нашему заданию. 4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание  №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы?  Что нашли? (разность) 6. Применение знаний и умений в новой ситуации. (Слайд №12: углы.)1) Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для  своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную,  тупоугольную. Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы. 2) Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы. 7. Рефлексия. (Слайд №14.) (Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение) Анализ деятельности на уроке. Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе. Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому­то дать совет? 8. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование  дальнейших действий. Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у  многоугольников.  А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по  заданной величине) Замечательно, этим мы и будем заниматься на следующем урок