ТРЕБОВАНИЯ ХАССП В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Цель: рассмотреть систему ХАССП на ПОП.
Задачи:
1. Система ХАССП.
2. Источники возникновения опасностей.
3. Особенности внедрения ХАССП на ПОП.
4. Основные принципы разработки системы ХАСС
ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», в соответствии с которым установлены обязательные требования к процедурам обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП.
ХАССП (англ. HACCP – Hazard Analysisand Critical Control Points, анализ рисков и критические точки контроля) – система управления безопасностью пищевых продуктов.
Основная задача, данной системы обеспечение контроля на всех этапах производственного процесса, а также при хранении и реализации продукции, то есть везде, где может возникнуть опасная ситуация, связанная с безопасностью потребителя. [3]
Продукция общественного питания - это совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, [1] относится к скоропортящейся продукции. Система менеджмента пищевой безопасности в общественном питании основывается на выявлении критических контрольных точек в целях максимально предотвратить все возможные риски, определении их пределов и постоянному контролю.
Внедрение программы ХАССП заключается в том, чтобы выявить и взять под системный контроль все критические контрольные точки предприятия, то есть те этапы производства, на которых нарушения технологических и санитарных норм могут привести к неустранимым или трудно устранимым последствиям для безопасности изготавливаемой продукции. В процессе создания ХАССП анализируют производственные процессы по всему технологическому циклу - от поступления сырья до потребления.
Выделяют четыре источника возникновения опасностей:
1. сырье,
2. персонал,
3. оборудование
4. окружающая среда.[3]
Основные принципы разработки системы ХАССП определены ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
Для выявления рисков, определения степени их опасности и обозначения пределов в сфере общественного питания необходимо провести ряд аналитических действий. При этом учитываются три фактора потенциального загрязнения продукции:
1. физический,
2. химический
3. биологический.
Система менеджмента в общепите по структуре схожа с иными системами пищевых производств, но и в то же время имеет свои особенности. Для предприятий общественного питания характерно периодическое обновление ассортимента продукции и как следствие смена разнообразия сырья (сезонные блюда), что влечет за собой изменения в процессах технологий производства и увеличение разнообразия процессов. Это вызывает значительные сложности, а так же требует существенных временных затрат на проведение анализа рисков по сырью и технологической схеме.
Выходом может быть группировка однотипных процессов при составлении технологической схемы.
Другая сложность, с которой сталкивается большинство предприятий общественного питания при внедрении ХАССП, заключается в том, что в отличие от производственных предприятий, оснащенных собственными лабораториями, на предприятиях общественного питания таких лабораторий, как правило, нет.
В виду этого становится сложнее контролировать показатели безопасности поступающего сырья, и проверка при приемке может происходить только путем проверки соблюдения условий транспортировки, сопроводительной документации и оценки органолептических показателей. Контроль безопасности готовой продукции производится только по органолептическим показателям.
Выделяют семь принципов, которые лежат в основе ХАССП:
1. Проведение полного анализа рисков при помощи оценки значимости опасных факторов абсолютно на всех этапах жизненных циклов пищевых продуктов. Здесь же оценивается вероятность рисков, и вырабатываются меры для их предотвращения, а также сводятся к минимуму выявленные опасные факторы.
2. Определение критических точек контроля, в рамках которых жесткий контроль помогает предотвратить потенциальную опасность или при помощи конкретных мер свести к нулю возможность появления рисков.
3. Установление критических пределов для контрольных точек. Определяют критерии, которые показывают, что процесс полностью находится под контролем. Разработчики системы формируют лимиты и допуски, которые нужно соблюдать, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.
4. Установление процедур мониторинга всех критических точек контроля. Для этого должно быть установлено наблюдение в критических точках и проводиться их регулярный анализ.
5. Разработка корректирующих действий, которые нужно предпринимать в тех случаях, когда наблюдения свидетельствуют о том, что ситуация может выйти из-под контроля.
6. Установление процедур ведения и учета документации, в котором фиксируются нужные параметры.
7. Установление процедур проверки документов, которые должны поддерживаться всегда в рабочем состоянии и отражать абсолютно все мероприятия по внедрению, исполнению всех пунктов ХАССП.
Оценка эффективности разработанных и внедренных процедур, основанных на принципах ХАССП, производится специалистами Роспотребнадзора. [4]
При этом для обеспечения безопасности продукции общественного питания в процессе ее производства оцениваются:
1. соответствие технологических процессов производства;
2. обеспечение полноты и достоверности производственного контроля;
3. обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции,
За несоблюдение производителем пищевой продукции, в том числе и продукции общественного питания требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» установлена административная ответственность в соответствии с ч.ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа до 1 млн. рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. [4]
Если крупные предприятия еще могут выделить деньги на внешних консультантов (цена разработки документации по ХАССП для общепита в Екатеринбурге колеблется от 24 до 120 тысяч рублей), то точкам малого формата и фудкортам в торговых центрах очень тяжело изыскать дополнительные резервы. Внедрение ХАССП своими силами допускается, но нет гарантии, что результат устроит Роспотребнадзор.
Пока единых норм на этот счет нет, как и шаблонов стандартов ХАССП, региональные органы Роспотребнадзора сами разрабатывают критерии проверки, к примеру, в Екатеринбурге это сделано в сотрудничестве с НИИ пищевой безопасности. При этом документ получился довольно жестким: если строго ему следовать, до 50 процентов точек быстрого питания придется закрыть. Также не исключено, что недобросовестные предприниматели будут использовать ХАССП в качестве инструмента для "наводки" контролеров на конкурентов. [5]
Список использованных источников информации
1. ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»,
2. ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
4. www.rospotrebnadzor.ru
5. www.rg.ru
Е. В. Дюдинова, преподаватель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.