Требования к речи первоклассника

  • docx
  • 10.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация -Требования к речи первоклассника.docx

Требования к речи первоклассника

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни – он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других

2. Звуковая сторона речи:

- правильно произносить все звуки речи;

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

3. Функции языкового анализа:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

4. Лексическая сторона речи (словарный запас):

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например, длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

- подбирать метафоры (например, туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный)

5. Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например, бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.);

б) Навыки словообразования

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и

- увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья)

6. Связная речь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.