Требования к самостоятельной работе, уровни её организации на уроках иностранного языка. Классификация самостоятельной работы
Прежде чем конкретно рассматривать самостоятельную работу как необходимый элемент учебной деятельности учащихся старших классов, важно обратиться к понятию учебной автономии. Для современного школьника очень важно умение организовать свою жизнь и управлять ей, поставить определённые цели, реализовать себя. Без этих качеств личность не будет подготовлена к полноценной самостоятельной жизни. Вот почему проблема развития учебной автономии является крайне важной в современной педагогике. При обучении иностранному языку она является неотъемлемым компонентом.
Для начала следует рассмотреть сам термин «автономия». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой слово «автономный» означает «самостоятельный, осуществляющийся независимо от кого-чего-нибудь»[25]. Составное слово «автономия» имеет греческое происхождение (auto – «сам», nomos–«закон»). Согласно Историческому словарю Орловой А.С., Георгиевой Н.Г. и Георгиева В.А. автономия переводится с греческого как «независимость» и означает «право самостоятельного решения вопросов при управлении какой-либо частью государства (областью) или учреждением (например, университетская автономия)»[26].В Древней Греции термин использовался лишь в политическом смысле, для обозначения независимых городов-государств.Как понятие, характеризующее личность, автономия начала пониматься только в эпоху европейского Просвещения.Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже рассматривал автономию в паре с гетерономией. Первая характерна для взрослых, вторая для детей. Несамостоятельность детей противопоставлялась стремлению к независимости взрослых. В то же время, он указывал на тесную связь автономии и гетерономии. У взрослых людей Пиаже рассматривал такое болезненное состояние, как невротическая зависимость, при которым они чувствовали себя гетерономными, в то время как уже должны ощущать себя независимыми (автономными). Американский психолог Эриксон Эрик для наиболее точного обозначения второй из восьми стадий жизни человека использовал такой термин, как «автономия против сомнения и стыда»[40].Эта стадия соотносится с последней стадией классической теории психоанализа, для которой характерно достижение автономии. Основателем учебной автономии считается Ив Шалон. После его смерти Анри Олек сформулировал определение учебной автономии как «умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность[42, с.75].
Автономия личности большинством авторов определяется как «умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе»[12; 13; 14]. В образовании для достижения автономии учащемуся, прежде всего, необходима мотивация, как внешняя, так и внутренняя. Учащийся, который работает в режиме автономности, постоянно задаёт себе и отвечает на вопросы «что я хочу узнать», «как достичь поставленной цели, что нужно для этого сделать», «как пользоваться источниками информации, как вычленить именно то, что мне нужно», «как использовать полученные сведения в новой для меня ситуации». Успешно сформировать способность к автономии возможно при использовании проблемного обучения, в которой учащийся ставит перед собой определённые задачи, ищет пути и способы их решения. Развивается творческая самостоятельность, умение находить нужную информацию. Учащийся должен не только быть способен справиться с предложенной задачей, но и выработать индивидуальные пути её решения. Когда учащийся готов действовать самостоятельно и активно, он приближается к автономии. В то же время, учащемуся необходимо не только качественно выполнить задание с применением всех правил, но и нести ответственность за осуществление тех или иных решений.
На развитие автономии положительное влияние оказывают некоторые особенности современной системы образования. Прежде всего, это её личностная ориентированность. Учащийся осознаёт, что для успешной деятельности в будущем ему просто необходимы навыки самостоятельной работы. Нельзя не отметить и профильное обучение в современной школе. Когда учащийся выбирает тот или иной профиль, это, как правило, связано с его дальнейшими профессиональными планами. Он замотивирован, готов повышать свои умения и навыки в выбранной сфере самостоятельно. Популярное на сегодняшний день дистанционное обучение также способствует формированию автономности. Педагог в данном случае лишь направляет, помогает, осуществляет необходимый контроль, основные усилия для достижения цели прилагает учащийся. Такая черта образования, как непрерывность, продолжение учения в течение всей жизни требует от учащегося постоянного самосовершенствования. Он может применять разнообразные, удобные и полезные конкретно для него средства получения знаний.
Для интерпретации термина «учебного автономия» на английском языке учёными используются такие слова, как «self-directedlearning», «independence», «learner-centeredcurriculum», «learningtolearn» и множество других.
Учебную автономию исследователи определяют по-разному. Далее следуют точки зрения некоторых учёных на это понятие.
По мнению Ж.С. Аникиной, учебная автономия определяется как «способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и приёмы работы, осуществляя при этом рефлексию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности и переносить их в новый учебный контекст»[2, с. 149]. При обучении иностранному языку данный исследователь выделяет четыре основных умения учебной автономии: планирование, организация, оценка результатов, коррекция учебной деятельности. Основным отличием учебной автономии от самостоятельной работы Ж.С. Аникина считает «способность к управлению учебной деятельностью»[1, с. 562].
Н.Ф. Коряковцева характеризует учебную автономию при обучении иностранному языку как «способность субъекта самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, осуществляя рефлексию и коррекцию учебной деятельности, и, накапливая индивидуальный опыт, ответственно и независимо принимать квалифицированные решения относительно собственно учения в различных учебных контекстах при определённой степени обособленности/независимости от преподавателя и принятия на себя его функций»[21, с. 170]. Кроме того, данный автор разграничивает частичную и полную учебную автономию.
Д.Литтл считает, что автономия не тождественна самообразованию. Автономию данный исследователь характеризуетеё как «способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений»[44, с. 10].
Данный автор уточняет, чем не является автономия:
1. Автономия не является синонимом самообразования, т.е., не ограничивается изучением без помощи преподавателя.
2. Ответственность с учителя не снимается, автономия не равна вседозволенности.
3. В то же время, автономия не является каким-либо другим методом преподавания.
4. Автономию нельзя определить как какое-либо конкретное состояние учащегося.
5. При достижении учащимся автономии, она не становится его постоянной характеристикой.
И.В. Лукша рассматривает учебную автономию как «осознание ответственности каждого обучающегося за процесс и результат собственной учебной деятельности»[22, с. 2]. То есть, и учащийся, и учитель являются равноправными партнёрами в процессе обучения. Автономия здесь не что иное, как умение учиться, желание и потребность делать это самостоятельно. И.В. Лукша разграничивает понятие «автономия» и «самостоятельная работа». В первом случае учащийся способен сделать самостоятельный выбор касаемо средств, способов, содержания обучения для достижения поставленной цели. Занимаясь самостоятельной работой, учащиеся избирают наиболее удобную для них технологию решения учебной задачи, предложенной учителем или авторами учебников.
Е.А. Насонова связывает
автономию с желанием и способностью учащегося осуществлять самостоятельную
учебную деятельность, развиваться в образовательном и профессиональном плане.
Данный исследователь выделяет четыре структурных компонента в автономном
изучении иностранного языка.
Психологический |
Методический |
Социальный |
Когнитивный |
связан с верой в собственные силы, наличием мотивации |
предполагает определение учащимся собственных образовательных потребностей, организацию своей работы, выбор средств, форм, методов, самоанализ, самоконтроль, самооценку |
подразумевает, что учащемуся в процессе учебной деятельности необходимо осуществлять коммуникацию с другими учащимися, носителями языка. Это может осуществляться посредством парной или групповой работы. |
связан с пониманием своего собственного учебного стиля, владением учебными стратегиями |
Таблица 1.1– Компоненты автономного изучения иностранного языка[25].
По мнению Е.А. Насоновой, учебная автономия играет значительную роль в формировании инициативности и ответственности учащихся.
Как считаетЕ.Н. Соловова, учебная автономия подразумевает осознание каждым учащимся ответственности за процесс и результат своей деятельности. Данный исследователь рассматривает учителя и учащегося как равноправных партнёров. Учитель при этом выступает как консультант, помощник, а не как авторитарный лидер процесса обучения, при котором учащиеся должны только слушать его и исполнять его волю, не имея собственных взглядов[35].
Т.Ю. Тамбовкина отмечает, что самообучение иностранным языкам (СИЯ) имеет важнейшее значение в современном языковом образовании. Базисной наукой для него является «автодидактика или общая теория самообучения». Данный автор определяет самообразование как «целенаправленный процесс самообучения и самовоспитания в интересах личности, общества и государства»[36, с. 2]. Т.Ю. Тамбовкина говорит о четырёх ступенях процесса самообучения:
· самоучение;
· самоуправляемое учение;
· самоопределяемое учение;
· самоорганизованное учение.
Для первой ступени характерны внешние цели и содержание, которые не контролируются самостоятельно. Самоуправление связано с процессами саморегуляции, контроля, рефлексии, с помощью которых можно будет разобраться и скорректировать несоответствие заданной цели и полученным результатом. На третьей ступени учение является относительно автономным: учащийся самостоятельно ставит цели, определяет содержание. Самоорганизованное учение характеризуется высокой личной автономией, самостоятельной организацией процесса обучения.По мнению А.Олека, об автономии можно говорить при наличии чувства ответственности за каждый аспект своей учебной деятельности[42, с. 75].
И.Н. Хмелидзе также разграничивает понятия «самостоятельность» и «автономия», хотя и отмечает их тесную связь. Автономия понимается данным автором как, прежде всего, независимость человека, его способность к самостоятельному выбору поведения. В период юности отмечается особое стремление к автономии. И.Н. Хмелидзе рассматривает автономный подход как «инструментальную сторону самостоятельности».Учебная самостоятельность определяется как работа, которая совершается собственными силами с присущими ей независимостью, инициативностью[38].
К.А. Петросян указывает
на три модели автономного обучения:индивидуальная, групповая, проектная. Первая
предполагает работу учащегося с учётом непосредственно его собственных
потребностей в изучении иностранного языка (например, форма обучения, при
которой учащийся осуществляет коммуникацию с носителем изучаемого языка в сети).
Групповая подразумевает объединение учащихся с похожими целями в группы и
коллективное обсуждение, предложения, принятие решений, связанных с процессом
обучения. Проектная предполагает объединение учащихся по
конечной цели деятельности[61].
Таким образом, учебная автономия характеризуется умением ставить
цели задачи, выбирать наиболее приемлемые и удобные способы выполнения работы,
анализировать и оценивать свои действия, ответственно подходить к работе,
надеяться, прежде всего, на собственные силы, воспринимая учителя как
консультанта, помощника. Большинство исследователей разграничивают понятия
«учебная автономия» и «самостоятельная работа», ссылаясь на то, что в первом
случае учащиеся не просто идут к достижению цели самостоятельно, используя
выбранные ими методы, без участия учителя, но под его контролем, но и ставят
собственные цели и задачи в зависимости от результата, к которому необходимо
прийти. Автономное обучение можно рассматривать как финальную цель организации
самостоятельной работы.
Существуют разные точки зрения на определение и сущность понятия «самостоятельная работа».
По мнению И.А. Зимней, правильная организация учебной работы в школе создаёт почву для успешной самостоятельной работы учащегося. Грамотно организованный учителем учебный процесс влечёт за собой повышение мотивации, желание продолжить, глубже и конкретнее изучить определённый вопрос. И.А. Зимняя проводит чёткое разграничение домашней и самостоятельной работы. Самостоятельная работа в этом случае характеризуется данным исследователем как «параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим по выработанной программе усвоения какого-либо материала»[14, с. 100]. Данный автор определяет форму учебной деятельности как высшую и отмечает значимость самообразования. Что касается требований, предъявляемых к самостоятельной работе, И. А. Зимняя указывает, прежде всего, на активность и добровольность учащихся. Также, И.А. Зимняя отмечает её индивидуальный характер, при этом, при коллективном выполнении существенно повышается результативность работы.
Важным составляющим самостоятельной работы данный исследователь считает саморегуляцию учащихся. Для её развития учащимся необходимо иметь представление о собственных возможностях. Учащиеся должны уметь самостоятельно формировать цели. Также, учащиеся должны быть способны к отбору средств и способов, необходимых для получения результата, планированию своих действий. При оценивании результатов своих действий важно, чтобы собственные критерии не отличались значительно от объективных, общепринятых. Учащимся необходимо уметь должным образом корректировать свои действия, а именно, понимать, что нужно изменить для соответствия результата требованиям. Саморегуляция также подразумевает умение выстраивать отношения с другими людьми, надлежащим образом обращаться с предметами труда[14].
С позиции субъекта деятельности, самостоятельная работа определяется И. А. Зимней как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность»[14, с.151].
Данный исследователь отмечает отсутствие способности у большинства школьников к самостоятельной работе. Это связано, прежде всего, с проблемой формирования у учащихся учебной мотивации, повышения их интереса к учебной деятельности. Умение учащихся работать самостоятельно зависит от совместных действий учителя и учащихся, понимания специфического характера данного вида работы, особых требований, предъявляемых к её субъекту. Согласно И.А. Зимней, самостоятельная работа должна включать:
· понимание учащимися собственной познавательной потребности в углублении знаний, полученных в школе;
· осознание собственных умений, возможностей, оценка наличия свободного от посещения школы времени;
· постановку ближайшей и отдалённой цели;
· выбор объекта изучения, умение уяснить для себя, почему сделан тот или иной выбор (к примеру, история Англии);
· планирование самостоятельной работы;
· выбор формы и срока самоконтроля.
Ю.Б. Зотов отмечает не только роль учащегося, но и учителя в самостоятельной деятельности. Данный автор характеризует самостоятельную работу как организованную учителем деятельность учащихся, которая направлена «на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время; поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления творческого воображения при выполнении учеником учебного задания»[16, c.102].
А.Е. Капаева под термином «самообучение» иностранным языкам понимает самостоятельную учебную деятельность. Данный автор отмечает важность умения учащихся ставить цель, выбирать наиболее подходящие пути для решения задач, регулировать свои действия, контролировать себя в процессе и по окончании деятельности[18].
Исследования Р.М. Микельсона являются отправной точкой для советских педагогов в области самостоятельной работы учащихся. По мнению данного автора, самостоятельная работа это «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя»[23, с.28]. Впоследствии Б. П. Есипов находит данное определение несовершенным, поскольку отсутствие помощи учителя является спорным вопросом, учащиеся могут быть не в состоянии проделать всю работу сами, без опоры, особенно, если их предварительно не учили этому. К тому же, по мнению данного исследователя, Р.М. Микельсон не указывает о необходимости практической и мыслительной активности учащихся. Б.П. Есипов характеризует самостоятельную работу следующим образом: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий»[12, с.12].
П.И. Пидкасистый выделяет несколько признаков самостоятельной работы. По мнению данного автора, это средство обучения подразумевает:
· соответствие определённой цели, задачи в каждой ситуации усвоения;
· поэтапное формирование у учащегося объёма и уровня знаний, умений и навыков, необходимых для решения определённых задач;
· выработку у учащегося умений самостоятельно расширять и углублять свои знания, отбирать нужную ему информацию;
· управление учителем самостоятельной деятельностью учащегося[29].
В.М. Рогозинский так же, как и Р.М. Микельсон, не считает нужным оказывать помощь учащимся при выполнении данного вида работа. Согласно определению В.М. Рогозинского, самостоятельная работа это «познавательная, организационно и методически направляемую деятельность учащихся, осуществляемую без помощи учителя для того, чтобы достичь желаемого результата»[32, с.45].
К.В. Симонян употребляет термин «самостоятельная учебная деятельность» и характеризует его следующим образом: «учебная деятельность, характеризующаяся самостоятельностью обучающегося, его активностью, развитием определённых умений и навыков организации учебного труда, способностью обучающегося инициировать свою учебную деятельность, способностью управлять этой деятельностью, способствующая формированию познавательной самостоятельности, управляемая оцениваемая и контролируемая обучающихся с помощью компьютерных технологий»[33, с.25].
И.Э. Унт даёт следующее определение самостоятельной работе: «Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы,где 1) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения»[39, с.134].
К.Д. Ушинский рассматривает самостоятельную работу как «единственно прочное основание всякого плодовитого учения»[40, с. 234]. Он отмечает роль самостоятельной работе в подготовке будущих специалистов, так как она основывается на работе с научными трудами, первоисточниками.
Итак, самостоятельная работа это специфическая форма учебной деятельности, осуществляемая учащимися без участия учителя, но по его заданию и под его контролем, подразумевающая умение планировать работу, выработать собственные пути и способы решения задач, способность к саморегуляции и самоконтролю. Помощь учителя не исключается. Самостоятельная работа носит творческий характер, предполагает активную мыслительную деятельность. Для её выполнения необходимо наличие у учащегося мотивации. Подготовка к самостоятельной деятельности по иностранному языку осуществляется поэтапно. Конечной цельюорганизации самостоятельной деятельности можно назвать способность к автономной деятельности.
Выпускнику общеобразовательной школы следует уметь принимать участие в беседе с одним или несколькими собеседниками, выражать своё мнение, участвовать в дискуссии, передавать информацию о событиях. В то же время, в настоящий момент на уроке иностранного языка далеко не всегда уделяется должное внимание осуществлению учащимися коммуникации. Как правило, они занимаются выполнением заданий по образцам, проговариванием реплик и т. д. Упускается общение учащихся в форме полилога, интенсивное использование как диалогической, так и монологической речи с элементами неподготовленного высказывания. Самостоятельная работа играет большую роль в активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Среди исследователей нет единого мнения по поводу классификации видов самостоятельной работы по иностранному языку. Речь пойдёт о некоторых из них.
К.Н. Корнилов выделяет два вида самостоятельной работы:
· рассчитанную на деятельность памяти;
· рассчитанную на деятельность мышления.
Данный автор рассматривает второй вид как «истинно самостоятельную работу»[63].
В дальнейшем, исследователи более подробно выделяют виды самостоятельной работы.
И.Э. Унт предлагает разделить самостоятельную работу по содержанию заданий.
Опосредующие учебную информацию |
Управляющие работой учащихся с учебным материалом |
Задания, связанные с творческой, продуктивной деятельностью учащихся |
связаны с первоначальным восприятием учебного материала и предполагают указание на источник знаний; в некоторой степени заменяют устное объяснение учителя |
предполагают систематизацию полученных сведений, формирование знаний, умений, навыков (например, наблюдения) |
предполагают самостоятельный сбор материала, выделение и решают проблемы |
Таблица 1.2 – Виды самостоятельной работы с учётом содержания
заданий по И. Э. Унт[39]
П.И. Пидкасистый классифицирует самостоятельную работу по уровню самостоятельной продуктивной деятельности учащихся[29]:
· по образцу;
· реконструктивные;
· вариативные;
· творческие.
Н.Ф. Коряковцева выделяет следующие виды самостоятельной работы[21]:
· работа над языковым материалом для накопления языковых средств;
· работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры;
· тренировочная работа с языковыми средствами;
· самостоятельная речевая практика.
Также, по дидактической цели, И.А. Зимняя выделяет такие виды самостоятельной работы, как[52]:
· получение новой информации, формирование умения приобретать знания самостоятельно;
· закрепление полученных знаний;
· развитие умений применять знания при решении учебных, а также практических задач;
· развитие практических умений и навыков;
· развитие творческой деятельности, применение знаний в новых, усложнённых условиях.
Таким образом, универсальной классификации видов самостоятельной работы нет. Тем не менее, присутствуют определённые закономерности, самостоятельная работа классифицируется, как правило, по повышению сложности.
Что касается форм самостоятельной работы по иностранному языку в старшей школе, А.Н. Шамов выделяет индивидуальную, групповую/парную и коллективную.
В первом случае используются тексты, печатные, аудио- материалы. При групповой/парной работе особое внимание уделяется продуктивной речевой деятельности.Учащиеся в парах или группах разбирают какую-либо ситуацию, составляют диалогическое или полилогическое высказывание. Учащимся могут быть предложены карточки с заданиями диалогического характера, а также подсказки для проверки речи собеседника. Коллективную форму обычно используют в проектной методике. Учащимся даётся задание, они готовят его дома, затем отчитываются по выполненной работе в классе.Проектная технология способствует формированию креативности учащихся, усвоению разнообразных способов изучения языка[66].
Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют три уровня самостоятельной работы.
Воспроизводящий |
Полутворческий |
Творческий |
наличие образцов в памяти учащихся, формирование их произносительно-лексико-грамматической базы. Представляет особую важность для изучения иностранного языка. |
использование учащимися полученных знаний, умений и навыков в аналогичных ситуациях, умение преобразовать материал, сфомировать высказывание |
решение учащимися более сложных коммуникативных задач, использование приобретённых знаний в новых ситуациях. |
Таблица1.3– Уровни самостоятельной работы по Г.В. Роговой,
Ф. М. Рабиновичу, Т. Е. Сахаровой[65]
Как видно из Таблицы1.3, учащийся должен готовиться к самостоятельной работе постепенно. Сначала он получает необходимые умения и навыки, затем применяет при решении аналогичных проблем, потом переходит на более высокий уровень, где сталкивается с принципиально новыми ситуациями.
Как отмечает Н.А. Баранова, в методической науке выделяется несколько видов готовности учащихся к осуществлению самостоятельной деятельности: мотивационная (наличие у учащегося интереса к языку), интеллектуальная(сформированность основных психических процессов), лингвистическая(владение учащимся основным лексико-грамматическим материалом) коммуникативная (беспрепятственное осуществление коммуникации), готовность к рациональной самоорганизации(объяснение учителем целей и задач каждого вида работы) [7]. То есть, для учащегося в равной степени необходимы мотивация, владение материалом и понимание смысла своей работы. Готовность осуществляется постепенно.
В то же время, по мнению А.Е. Капаевой, существует три степени готовности учащихся к самостоятельной деятельности по иностранному языку.
Степень готовности |
Характеристика |
1) низкий уровень саморегуляции (практически полное отсутствие саморегуляции) 2) средний уровень саморегуляции 3) высокий уровень саморегуляции |
1) выполнение работы под контролем и руководством учителя, подражание, копирование его действий, наличие преимущественно внешней мотивации 2) умение воспроизвести приём, изученный и усвоенный совместно с учителем, готовность использовать его в аналогичных ситуациях 3) наличие сильной внутренней мотивации, умение самостоятельно выполнять упражнения и применить усвоенный приём в новых условиях деятельности |
|
Таблица 1.4 – Готовности к самостоятельной работе по А.Е.
Капаевой[18]
Как видно из Таблицы 1.4, Е.А. Капаева разделяет готовности в соответствии с уровнем саморегуляции. То, насколько учащийся готов к осуществлению самостоятельной деятельности, определяется, прежде всего, его самоконтролем и настроем на применение полученных на предыдущем этапе знаний и умений.
Учитель должен учитывать сложность материала, наличие у учащихся навыков для выполнения данной работы, интерес к предмету. Предварительно учителю необходимо научить планировать собственную деятельность, развивать навыки рациональной подготовки домашнего задания, сообщить, в каком порядке будут выполняться задания, осуществлять контроль работы, отмечать ошибки, а также стимулировать учащихся.
Третьякова Н.Д в своей статье «Дидактические основы организации самостоятельной работы обучающихся» упоминает следующие требования, которым должна соответствовать организация самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна привести к приобретению учащимися глубоких знаний, развитию познавательных способностей. Учащиеся должны уметь самостоятельно получать информацию, применять полученные знания на практике.
2. Самостоятельная работа должна соответствовать таким принципам дидактики, как принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, творческой и сознательной активности.
3. Составляющие системы самостоятельной работы должны быть разнообразными по цели и содержанию, что приведёт к формированию у учащихся различных умений и навыков.
4. Между отдельными работами должны быть обеспечены ближние дальние связи. Последовательность выполнения домашней и классной работдолжна вытекать из предыдущих самостоятельных работ, а также готовить почву для выполнения следующих[66].
По мнению Л.В. Жаровой, с организационной точки зрения в самостоятельной работе можно выделить:наличие цели;наличие конкретной задачи;определение формы представления результата;определение формы проверки;обязательность выполнение каждым учащимся, кто получает задание.[13, с.18]
Важно рассмотреть подробно возможные этапы организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка.Е.И. Пассов выделяет четыре этапа. С.Б. Какбаева предлагает пять этапов организации.
Этапы (С.Б. Какбаева)[17] |
Этапы (Е.И. Пассов)[28] |
1. Диагностический. Проверка, оценивание, контроль, прогнозирование, выявление проблем. Для повышения эффективности процесса индивидуального обучения и уменьшения количества вероятных ошибок необходимо обратить внимание на уровень качества образования, результаты деятельности учащихся. 2. Мотивационный. Наличие или отсутствие интереса, мотивов к деятельности прямым образом влияет на результат работы. 3. Содержательный. Отбор учебного материала. Одной из самых эффективных форм в старших классах является «круглый стол», на котором учащиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос, высказать различные точки зрения, доказать, обосновать, защитить своё мнение, проанализировать мнение других. 4. Аналитико-корректирующий. Контроль, оценка результатов деятельности 5. Итогово-обобщающий. Анализ, обобщение самостоятельной работы, проделанной учащимися. |
1. Подготовительный. Сообщение учащимся о цели предстоящей работы, путях её наиболее успешного выполнения; возможности обращаться к нему за помощью и консультацией и использовать дополнительные источники 2. Самостоятельной работы учащихся. Заинтересованность учащихся в умственной деятельности, постепенный переход от воспроизводящей работы к самостоятельному творчеству 3. Итогово-обобщающий. Включение самостоятельной работы в классе в усложнённый вариант домашней работы 4. Заключительный выбор учащимися заданий творческого характера для системы самообразования |
Таблица 1.5 – Этапы организации самостоятельной работы
|
Таким образом, классификация С.Б. Какбаевой имеет сходства с этапами, предложенными Е.И. Пассовым, однако, представлена в расширенном виде. Согласно Е. И. Пассову, в заключении предполагается не только анализ и контроль, но и выбор творческих заданий для дальнейшей деятельности.
Что касается методов организации самостоятельной работы учащихся на уроке иностранного языка, Н.Н. Усманова выделяет проблемное обучение, модульное обучение, Дальтон-план и метод проектов как наиболее эффективные[68].
Метод |
Характеристика |
1. проблемное обучение 2. модульное обучение 3. Дальтон-план 4. метод проектов |
1. создание ситуаций и разрешение их учащимися самостоятельно, используя знания, умения и навыки, мыслительную деятельность учащихся 2. контроль учителем учащихся, руководство их деятельностью, консультация в случае необходимости; развитие учащихся, обучение их анализу и оценке своей деятельности 3. учёт принципов индивидуализированного обучения, создание в классе предметных мастерских, использование хорошо известной учащимся лексики 4. совместное осуществление учащимися познавательной творческой деятельности, применение определённых способов решения проблемы для достижения общего результата |
|
|
Таблица 1.6 – Методы организации самостоятельной работы
Как видно из Таблицы 6, методы направлены на развитие учащихся, самостоятельное осуществление деятельности, её анализ и контроль. В настоящее время одним из самых эффективных методов организации самостоятельной работы в старших классах считается метод проектов, так как он подразумевает не только совместную самостоятельную творческую деятельность, но и активизацию речевой деятельности, серьёзную работу над языком, что важно не только при изучении иностранного языка в целом, но и при сдаче выпускного экзамена.
Таким образом, при организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка в школе учителю необходимо учесть уровень знаний и работоспособности учащихся, сложность учебного материала, мотивацию и интерес учащихся к иностранному языку в целом и изучаемым проблемам в частности, наличие или отсутствие опыта учащихся в самостоятельной работе. Также, предполагается отбор подходящего материала, соответствующий возрасту учащихся старшего звена и способствующий активизации их мыслительной и творческой деятельности и развитию коммуникативных навыков, постановка определённой цели, контроль процесса, анализ и оценка результата. Учитель может использовать специальные памятки и упражнения для оптимизации деятельности учащихся. Самостоятельная работа может проводиться индивидуально, однако чаще используются групповые и коллективные формы. Одним из самых эффективных методов самостоятельной работы по иностранному языку в старших классах считается метод проектов.
При организации самостоятельной работы особенно важно, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции при усвоении предмета, были способны распределить свои усилия, как на уроке, так и вне его, получали удовлетворение от приобретённых знаний, чувствовали ответственность за результат учебной деятельности. Проблемы могут возникнуть не только в связи с уровнем знаний и мотивацией учащихся. Многие учебники не направлены на развитие самостоятельной деятельности и познавательной активности учащихся. В них представлено в основном недостаточное количество заданий, направленных на самостоятельное раскрытие сущности понятий, явлений, поиск сходств и отличий между этими явлениями. Организация самостоятельной работы может быть затруднена также в связи с формулировкой заданий на английском языке. Учителю необходимо уделить особое внимание организации такого обучения, при котором старшеклассники могут проявить себя в самостоятельной деятельности, чтобы, в конце концов, быть способными работать автономно и добиваться поставленных учебных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникина Ж.С. Об опыте формирования метакогнитивных стратегий у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с целью развития умений учебной автономии / Ж.С. Аникина // Известия Самарского научного центра РАН. Сер. Педагогика. – Томск, 2013. – №2. – Т.15. – С.562–567.
2. Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в 21 веке / Ж.С. Аникина // Вестник Томского государственного университета. Сер. Педагогические науки. – Томск, 2011.– №344. – С. 149–152.
3. Анисимова Г.П. Проектная деятельность на уроках английского языка / Г.П. Анисимова // Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Оренбургской области. – Оренбург, 2015. – С. 11-14.
4. Афанасьева О.В. Английский в фокусе – учебно-методическое пособие для 11 класса / О.В. Афанасьева [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Expresspublishing: Просвещение, 2009. – 244 с.
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – С.7–44.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
7. Баранова Е. А. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентовпо дисциплине «Иностранный язык» (французский) / Е. А. Баранова. – Орел: БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 16 стр.
8. Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? / Л. Г. Борисова // Социологические исследования. – М., 2001– №9 – С. 2.
9. Владимирова С.В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка / С.В. Владимирова // Вестник Югорского государственного университета. Сер. Литературоведение и языкознание. – Ханты-Мансийск, 2015. – Вып. 1 (36). – С. 121-124.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 247–256.
11. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
12. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 240 с.
13. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: учебное пособие / Л.В. Жарова. –Л.: Издательство Ленинградского государственного педагогического института, 1982. – 75 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
15. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
16. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов, под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
17. Какбаева С.Б. Обучение самостоятельной деятельности на занятиях иностранного языка / С.Б. Какбаева // Новая наука: проблемы и перспективы. – Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. – №3-1(67). – С.19–22.
18. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам / А.Е. Капаева // Иностранные языки в школе. – М., 2001. – №3. – С.12.
19. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1982. – С. 74—77.
20. Кон И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
21. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Аркти, 2002. – 176 с.
22. Лукша И.В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально ориентированном контексте: на примере факультета иностранных языков педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / И.В. Лукша. – М., 2008. – 17 с.
23. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. – М.: Учпедгиз, 1940. – 96 с.
24. Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова. – М.: Международная педагогическая академия, 1999. – 236 с.
25. Насонова Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е.А. Насонова // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. Сер. Педагогика, психология, методика. – Иваново, 2009. – №.4. – С.318–322.
26. Ожегов С.И. Большой толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1992. – 660 с.
27. Орлова А.С. Исторический словарь / А.С. Орлова, Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592 с.
28. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 216 с.
29. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1972. – 184 с.
30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 278 с.
31. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова Г.В., Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
32. Рогозинский В.М. Азбука педагогического труда / Рогозинский В.М. – М.: Высш. шк., 1990. – 112 с.
33. Симонян К.В. Методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / К.В. Симонян. – М., 2008. – 27 с.
34. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : автореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.13 / В.С. Собкин – М, 1997. – 89 с.
35. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. – М.: Глосса-Пресс, 2004. – 336 с.
36. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам как подсистема вузовского лингвистического образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 / Т.Ю. Тамбовкина. – М., 2007. – 51 с.
37. Торосян Л.Д. Оптимизация подготовки самостоятельной работы в процессе иноязычной подготовки бакалавров неязыкового вуза / Л.Д. Торосян // Учебные записки российского государственного социального университета. – М.: Российский государственный социальный университет, 2013. – № 3(115). – С.68–71.
38. Хмелидзе И.Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / И.Н. Хмелидзе. – Ярославль, 2009. – 23 с.
39. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
40. Ушинский К.Д. Сочинения / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. – М.–Л., 1952. – Т. 11. – С. 234.
41. Erikson E. Childhood and society / E. Erikson. – 2-nd ed. – N.Y.: Norton, 1963. – 445 p.
42. Holec H. Qu'est-ce qu'apprendre à apprendre? / H. Holec // Mélanges pédagogique du Crapel. – 1990. – 87 p.
43. Krashen S. The Natural Approach: language acquisition in the classroom / S. Krashen, T. Terell. – Oxford: Pergamon.
44. Little D. Learner autonomy: Definitions, issues and problems / D. Little. – Dublin: Authentic Language Learning Resources Ltd, 1991. – 175 p.
45. McDonough J. Materials and Methods in ELT: A Teacher’s Guide / J. McDonough, C. Shaw– 2–nd ed. – Oxford: Blackwell Publishing. – 2003. – 293 p.
46. Olsen J.B. About cooperative learning / J.B. Olsen, S.Kagan – In C.Kessler (ed.). – N.Y.: Prentice Hall. – 1992. – P.1–30.
47. Richards J.C. Approaches and methods in language teaching / J.C. Richards, T.S. Rodgers – 2–nd ed. – Cambridge: Cambridge University Press. – 2001. –270 p.
48. Бакаева М.М. «TBL» и «PBL»: Два новых подхода к преподаванию английского языка/ М.М. Бакаева. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/06/tbl-i-pbl-dva-novykh-podkhoda-k-prepodavaniyu (Дата обращения: 21.03.2018)
49. Беленкова Н.М. Обучение иностранному языку при "коммуникативном подходе"/ Н.М. Беленкова.– URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590010/(Дата обращения 23.03.2018).
50. Боголепова С.В. Методология обучения иностранному языку в вузе: реализация ФГОС ВПО / С.В. Боголепова, Е.В. Шадрова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologiya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-realizatsiya-fgos-vpo (Дата обращения 22.03.2018).
51. БорисенкоА.В. Метод проектов и особенности его использованияпри обучении иностранному языку (английскому)/ А.В. Борисенко. – URL: https://infourok.ru/statya-metod-proektov-i-osobennosti-ego-ispolzovaniya-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-angliyskomu-298034.html (Дата обращения: 21.03.2018).
52. Классификация видов и форм самостоятельных работ. – URL: http://works.doklad.ru/view/5p6RVGd1o-c/all.html (Дата обращения: 14.02.2018).
53. Классификация видов самостоятельной работы. – URL: http://www.grandeducator.ru/gamivs-381-2.html (Дата обращения: 15.02.2018).
54. Мазина Т.С. Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика/ Т.С. Мазина. – URL: http://uchkopilka.ru/inostrannyj-yazyk/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/3546-metod-proektov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-teoriya-i-praktika (Дата обращения: 20.03.2018).
55. Методический анализ результатов ЕГЭ 2017 г. по иностранным языкам. – URL:https://www.ege15.ru/files/common/other/EGE2017/Методический%20анализ%20%20результатов%20ЕГЭ%202017%20г.%20по%20английскому%20языку.pdf (Дата обращения: 15.05.2018).
56. Метод контекстного обучения. -URL: http://www.uniprep.cz/ru/metod-kontekstnogo-obucheniya (Дата обращения: 18.03.2018).
57. Метод проектов. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619 (Дата обращения: 24.03.2018).
58. Метод проектов в обучении. – URL: https://multiurok.ru/blog/mietod-proiektov-v-obuchienii-klassifikatsiia-proiektov.html (Дата обращения: 24.03.2018).
59. Обзор классификаций самостоятельных работ. – URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1075 (Дата обращения: 14.02.2018).
60. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка. – URL: http://diplomba.ru/work/100667 (Дата обращения 19.03.2018).
61.
Петросян
К.А. Методические указания по интерактивному
автономному обучению немецкому языку / К.А. Петросян. – URL:
http://sfedu.ru/kaf/deutschland/page01/page01_7.htm
(Дата обращения: 07.01.2018).
62. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат. – URL: https://refdb.ru/look/2917205.html (Дата обращения: 19.03.2018).
63. Полат Е.С. Метода проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат. – URL: https://studfiles.net/preview/6306194/ (Дата обращения 23.03.2018).
64. Садовская В.О. Технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning) /В.О. Садовская. – URL: https://sites.google.com/site/valeriasadovskaa/kollegam/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-obucenia-v-sotrudnicestve-cooperative-learning (Дата обращения: 20.03.2018).
65. Самостоятельная работа и её организация в истории педагогической мысли. URL: http://lib.zabspu.ru/students/diploms/2001/sam/glava1/history.htm (Дата обращения: 14.02.2018).
66. Третьякова Н.Д. Дидактические основы организации самостоятельной работы обучающихся / Н.Д. Третьякова. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2017/02/21/didakticheskie-osnovy-organizatsii-samostoyatelnoy (Дата обращения: 08.01.2018).
67. Формы самостоятельной классной работы по иностранному языку. – URL: http://www.english-by-phone.ru/формы_самостоятельной_классной_работы_по_иностранному_языку/(Дата обращения: 08.01.2018).
68. Усманова Н.Н. Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка / Н.Н. Усманова. – URL: https://open-lesson.net/2340/ (Дата обращения 09.01.2018).
69. Content-based instruction. - URL: http://www.teachingenglish.org.uk/article/content-based-instruction (Датаобращения 20.03.2018).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.