Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Тренинг 6 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
«Плюсы» и «Минусы» профессий
Цель: помочь участникам тренинга определить личные приоритеты в профессиональном выборе.
Время проведения: 40 минут.
Задачи:
1. Познакомить подростков с «плюсами» и «минусами» некоторых рабочих профессий.
2. Научить подростков анализировать профессиональную деятельность с учетом собственных предпочтений.
Методы: мозговой штурм, подвижная интерактивная игра.
Друзья! Дома вы заполняли анкету, определяя, что вам нравится больше из двух предложенных вариантов. Кому-то нравится выращивать растения, а кому-то придумывать новые модели одежды. Как вы думаете, есть ли «плохие» и «хорошие» профессии?
Упражнение «Мой цвет».
Игра «Суд над профессией».
Задача: продемонстрировать положительные (приятные) и неизбежные (неприятные) стороны профессии.
Инструкция: Сейчас мы попробуем себя в роли судей и адвокатов, для этого разделимся на две подгруппы. Кто кем хочет быть в нашей игре – судьей или адвокатом? Судьи обычно обвиняют кого-либо: они будут называть негативные (неприятные) стороны той или иной профессии. Адвокаты, как правило, защищают «обвиняемого»: они будут называть позитивные (приятные) стороны профессии.
Обсуждение: например, профессия – дворник имеет «плюсы»:
· всегда востребована,
· работа на свежем воздухе,
· низкий уровень ответственности,
· активная физическая деятельность (не надо посещать тренажерный зал),
· небольшой набор производственного инвентаря,
· возможность получения служебного жилья (в некоторых ЖКХ),
· работа выполняется в раннее утреннее время – есть возможность работать еще где-то,
· если работа выполнена хорошо – будет уважение жильцов и коллег,
· можно решать «коммунальные» вопросы, пользуясь служебным положением,
· возможность новых знакомств,
· всегда в курсе всех событий «на объекте»,
· можно попробовать себя в качестве фитодизайнера.
Минусы:
· тяжелый физический труд,
· низкая зарплата,
· приходится работать при плохих погодных условиях,
· надо рано вставать.
Из «плюсов» давайте выберем самые важные: кто какое преимущество профессии «дворник» считает для себя самым главным? Выберем три основные позитивные стороны этой профессии.
А теперь давайте посмотрим, какие «минусы» значимы, а какими можно пренебречь.
Теперь я буду называть профессию, а вы будете ее «судить»: каменщик, маляр, столяр, швея, санитар, садовод, животновод.
Обобщение: у каждой профессии можно найти «плюсы» и «минусы», они имеют разное значение для каждого из нас.
Игра «Мы не скажем, а покажем» (как вариант). Давайте вспомним детскую игру.
Задача: продемонстрировать отличительные особенности представителей разных профессий, тренинг коммуникативных навыков.
Инструкция: сейчас мы разделимся на две подгруппы. Каждая подгруппа по очереди будет показывать маленькую сценку о какой-либо профессии. Задача другой подгруппы – назвать эту профессию.
Обсуждение: по каким признакам вам удавалось узнать представителей профессий?
Обобщение: каждая профессия имеет «свое лицо». Чем уважительнее мы относимся к своей работе, своей профессии, тем привлекательнее и весомее она становится для других людей. Но нельзя заставить себя уважать что-то, поэтому профессию нужно выбирать «по душе», хотеть работать в выбранной сфере, ценить ее.
Домашнее задание: я предлагаю попробовать себя в качестве ученых и выполнить упражнение «Профессии под микроскопом».
Задача: сопоставление личностно привлекательных профессий и собственных жизненных ценностей и целей.
Инструкция: определите для себя 3-5 предпочтительных профессий и тщательно рассмотрите их «под микроскопом». Запишите их «плюсы» и «минусы». Среди «плюсов» отметьте 2-3 самых главных для себя. Я попрошу вас сдать результаты своих размышлений.
Анализ: выяснение приоритетных профессий для каждого подростка, понимание мотивов выбора, планирование индивидуальной коррекционно-консультативной работы (при необходимости – при участии родителей).
Подведение итогов.
Упражнение «Мой цвет».
Прощание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.