Тренинг толерантности
Оценка 4.7

Тренинг толерантности

Оценка 4.7
docx
04.05.2020
Тренинг толерантности
Тренинг толерантности.docx

Тренинг толерантности «Мы такие разные,но мы вместе» (7 класс)

 

Цель: формирование у учащихся толерантного восприятия действительности    и навыков позитивного отношения к окружающим.

Задачи:

- познакомить с понятием толерантности;

- выявить черты, свойственные толерантной личности с целью возможности коррекции своих личностных черт;

- отрабатывать навыки толерантного поведения;

- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

- формировать умение работать в команде, защищать её интересы;

- развивать социальную восприимчивость школьников, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Материалы и оборудование: компьютер,видеоролик «День и ночь», отрывок из м/ф «Ежик должен быть колючим?», бланки для упражнения «Черты толерантной личности»

 

Ход занятия.

 

I.                   Вводная часть

1.     Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте, ребята! Мы встретились сегодня с вами с целью обсудить очень важный вопрос и, возможно, пересмотреть своё отношение к окружающим нас людям. Что это за вопрос, мы выясним позже. А сейчас мне бы хотелось поближе познакомиться с вами.

2. Игра «Мы с тобой похожи тем, что…»

- Поиграем в игру, которая называется «Мы с тобой похожи тем, что…». Начнём с меня. Я подхожу к …. И говорю: «Меня зовут…. Мы с тобой похожи тем, что…». Затем тот, к кому я подошла, подходит к другому человеку и говорит то же самое, т.е. называет своё имя и говорит, чем похожи. Второй человек идёт к третьему и т.д., пока не останется ни одного человека, который хоть чем-нибудь похож на другого.

(Проходит игра)

- Какой вывод можно сделать после игры? (Требуется добиться ответа, что у всех людей есть что-то общее)

3. Разминка.

Теперь пришло время разделиться на группы для дальнейшей работы. Сделаем мы это также в игре.

Упражнение «Стая». Все встают в круг, ведущий по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Количество животных подбирается в зависимости от числа участников, чтобы получились 3-4 группы. Далее дается задание для участников: закрыв глаза, с помощью звуков «речи» данного животного найти свою стаю. Например, педагог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – лягушка, ты – курица, ты – кошка, а ты – воробей», а потом сначала: «Лягушка, курица, кошка, воробей». И так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто. Затем проводится рефлексия-настрой на тему:

- Легко или трудно было выполнять упражнение?

- Что вызвало наибольшие трудности?

- Всегда ли легко найти общий язык с теми, кто не похож на нас? Почему это нелегко?

- Я попрошу вас занять место за столами теми группами, которые у нас получились.

 

II. Основная часть.

1.     Актуализация темы.

- Итак, рабочие группы у нас есть. И сейчас мы вернёмся к вопросу о теме нашего сегодняшнего занятия. Для ответа на него посмотрите, пожалуйста,  небольшой видеоролик, он называется «День и ночь». Самый главный вопрос, на который я попрошу ответить группы после его просмотра, звучит следующим образом: «Каков смысл этого ролика? Что хотел сказать нам автор?»

(Просмотр видеоролика- Итак, вопрос тот же: «Что хотел сказать нам автор?»

(Необходимо, чтобы группы озвучили мысль о том, что на свете есть разные люди, и у каждого из них есть что-то, что ценно для остальных. Люди могут совсем не походить друг на друга, но они всегда найдут точки соприкосновения)

- А теперь попробуйте предположить, какова тема нашего сегодняшнего общения с вами? О чём пойдёт речь?

(Происходит внутригрупповая работа)

2. Работа с понятием.

- А слышали ли вы такое понятие, как толерантность? –

- Какого человека можно назвать толерантным?

- Попробуем ответить этот вопрос подробнее, выполнив упражнение «Черты толерантной личности».

Цели:

        ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

        дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника (смотри приложение 1.1)

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий
объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны
толерантной личности.

Инструкция: Возьмите бланк с таблицей. Заполните колонку значками «+» напротив тех качеств, которые, по мнению вашей группы, свойственны толерантной личности.

Участники получают возможность:

1) Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов
группы с общегрупповым представлением.

         - Попрошу группы представить, какие черты, по вашему мнению, свойственны толерантной личности.

(Группы представляют, ведущий озвучивает информацию о том, что ответы у групп получились неодинаковые, и можно сейчас, после осмысления общей информации, что-то добавить или изменить, но нужные черты придётся «купить», отдав что-то взамен)

3. Упражнение «Волшебная лавка».

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Бланк с перечнем данных качеств до сих пор лежит перед группой.

Сам ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. После небольшого внутригруппового обсуждения о том, что приобрести, вызываются представители для «торга». Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях члены группы хотят быть «терпеливыми».

4. Упражнения на отработку навыков толерантного поведения.

- Мы выяснили, какие качества свойственны толерантной личности. Посмотрим, как вы сможете применить полученные знания. Сейчас я покажу  очень коротенький отрывок из мультфильма, а вы, обсудив в группах, должны ответить, как он связан с нашей сегодняшней темой. Проявили ли герои сюжета такое качество, как толерантность? Если нет, то почему?

*Работа со следующим упражнением ведётся при наличии времени.

- Найти что-то хорошее в человеке, который нам приятен, чем-то похож на нас, достаточно просто. Намного труднее найти привлекательное в том, кто нам неприятен по той или иной причине. Однако мы сейчас попробуем это сделать на примере какого-нибудь живого существа. У вас на столах лежат маленькие пустые листки. Пусть каждый из вас возьмёт себе три штуки и напишет на двух из них название животного или насекомого, или птицы, проживающих на территории Крыма,которые ему нравятся, а на третьей – которое не нравится. Далее:

1) устно рассказываете друг другу в 2-3 предложениях, почему любите тех, кого написали на первых двух карточках;

2) карточки с нелюбимыми живыми существами сложите в одну стопочку и отдайте мне;

3) я выбираю из этих кучек одно существо и передаю его другой команде;

5) группы должны найти в этом существе что-то привлекательное и полезное и рассказать об этом остальным. Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы.

(Далее идёт работа в группах, в конце которой группы представляют описание положительных характеристик неприятных представителей фауны)

- Что было труднее – найти среди представителей фауны неприятные существа или написать о них что-то хорошее? Почему так?

- Попробуйте переложить этот вывод на человеческие отношения. Что проще – найти в своём окружении неприятного человека или поискать в нём хорошее? И если довольно быстро находишь хорошее, то о какой черте в своей личности ты можешь смело говорить?

 

III. Рефлексия занятия.

• Какие черты свойственны толерантной личности?

• Как вы думаете, почему важно быть толерантным человеком?

• С каким настроением вы сегодня уходите (об этом спросить следует всех желающих)? Что далось легко? Что было трудно? О чём ещё по данной теме хотелось бы поговорить?        

Мы все разные. И на территории Крыма издавна  проживали бок о бок люди разных национальностей, вероисповеданий, различного социального статуса. Я хочу пожелать вам, чтобы вы были терпимы по отношению к окружающим вас людям, уважали каждого только за его личностные качества, а не за внешность, старались найти компромисс в любой ссоре, разрешали мирным путем все конфликтные ситуации.

 

1.1.          Черты толерантной личности, характерные для данной группы

 

п/п

Черты толерантной личности

Черты, которыми должна обладать толерантная личность (по мнению нашей группы)

1.

Расположенность к другим

 

2.

Снисходительность

 

3.

Терпение

 

4.

Чувство юмора

 

5.

Чуткость

 

6.

 Доверие

 

7.

Альтруизм (умение пожертвовать своими интересами ради другого человека)

 

8.

Терпимость к различиям

 

9.

Умение владеть собой

 

10.

Доброжелательность

 

11.

Умение не осуждать других

 

12.

Гуманизм

 

13.

Умение слушать

 

14.

Любознательность

 

15.

Способность к сопереживанию

 

                    


 

Тренинг толерантности «Мы такие разные,но мы вместе» (7 класс)

Тренинг толерантности «Мы такие разные,но мы вместе» (7 класс)

Далее дается задание для участников: закрыв глаза, с помощью звуков «речи» данного животного найти свою стаю

Далее дается задание для участников: закрыв глаза, с помощью звуков «речи» данного животного найти свою стаю

Инструкция: В озьмите бланк с таблицей

Инструкция: В озьмите бланк с таблицей

Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы

Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы

Снисходительность 3

Снисходительность 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020