Тренинг толерантности «Мы такие разные,но мы вместе» (7 класс)
Цель: формирование у учащихся толерантного восприятия действительности и навыков позитивного отношения к окружающим.
Задачи:
- познакомить с понятием толерантности;
- выявить черты, свойственные толерантной личности с целью возможности коррекции своих личностных черт;
- отрабатывать навыки толерантного поведения;
- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
- формировать умение работать в команде, защищать её интересы;
- развивать социальную восприимчивость школьников, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
Материалы и оборудование: компьютер,видеоролик «День и ночь», отрывок из м/ф «Ежик должен быть колючим?», бланки для упражнения «Черты толерантной личности»
Ход занятия.
I. Вводная часть
1. Вступительное слово ведущего.
- Здравствуйте, ребята! Мы встретились сегодня с вами с целью обсудить очень важный вопрос и, возможно, пересмотреть своё отношение к окружающим нас людям. Что это за вопрос, мы выясним позже. А сейчас мне бы хотелось поближе познакомиться с вами.
2. Игра «Мы с тобой похожи тем, что…»
- Поиграем в игру, которая называется «Мы с тобой похожи тем, что…». Начнём с меня. Я подхожу к …. И говорю: «Меня зовут…. Мы с тобой похожи тем, что…». Затем тот, к кому я подошла, подходит к другому человеку и говорит то же самое, т.е. называет своё имя и говорит, чем похожи. Второй человек идёт к третьему и т.д., пока не останется ни одного человека, который хоть чем-нибудь похож на другого.
(Проходит игра)
- Какой вывод можно сделать после игры? (Требуется добиться ответа, что у всех людей есть что-то общее)
3. Разминка.
Теперь пришло время разделиться на группы для дальнейшей работы. Сделаем мы это также в игре.
Упражнение «Стая». Все встают в круг, ведущий по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Количество животных подбирается в зависимости от числа участников, чтобы получились 3-4 группы. Далее дается задание для участников: закрыв глаза, с помощью звуков «речи» данного животного найти свою стаю. Например, педагог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – лягушка, ты – курица, ты – кошка, а ты – воробей», а потом сначала: «Лягушка, курица, кошка, воробей». И так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто. Затем проводится рефлексия-настрой на тему:
- Легко или трудно было выполнять упражнение?
- Что вызвало наибольшие трудности?
- Всегда ли легко найти общий язык с теми, кто не похож на нас? Почему это нелегко?
- Я попрошу вас занять место за столами теми группами, которые у нас получились.
II. Основная часть.
1. Актуализация темы.
- Итак, рабочие группы у нас есть. И сейчас мы вернёмся к вопросу о теме нашего сегодняшнего занятия. Для ответа на него посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик, он называется «День и ночь». Самый главный вопрос, на который я попрошу ответить группы после его просмотра, звучит следующим образом: «Каков смысл этого ролика? Что хотел сказать нам автор?»
(Просмотр видеоролика- Итак, вопрос тот же: «Что хотел сказать нам автор?»
(Необходимо, чтобы группы озвучили мысль о том, что на свете есть разные люди, и у каждого из них есть что-то, что ценно для остальных. Люди могут совсем не походить друг на друга, но они всегда найдут точки соприкосновения)
- А теперь попробуйте предположить, какова тема нашего сегодняшнего общения с вами? О чём пойдёт речь?
(Происходит внутригрупповая работа)
2. Работа с понятием.
- А слышали ли вы такое понятие, как толерантность? –
- Какого человека можно назвать толерантным?
- Попробуем ответить этот вопрос подробнее, выполнив упражнение «Черты толерантной личности».
Цели:
• ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
• дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Материалы: бланки опросника (смотри приложение 1.1)
Процедура проведения. Участники получают
бланки опросника. Ведущий
объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны
толерантной личности.
Инструкция: Возьмите бланк с таблицей. Заполните колонку значками «+» напротив тех качеств, которые, по мнению вашей группы, свойственны толерантной личности.
Участники получают возможность:
1) Сравнить представление о толерантной
личности каждого из членов
группы с общегрупповым представлением.
- Попрошу группы представить, какие черты, по вашему мнению, свойственны толерантной личности.
(Группы представляют, ведущий озвучивает информацию о том, что ответы у групп получились неодинаковые, и можно сейчас, после осмысления общей информации, что-то добавить или изменить, но нужные черты придётся «купить», отдав что-то взамен)
3. Упражнение «Волшебная лавка».
Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Процедура проведения.
Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Бланк с перечнем данных качеств до сих пор лежит перед группой.
Сам ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. После небольшого внутригруппового обсуждения о том, что приобрести, вызываются представители для «торга». Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях члены группы хотят быть «терпеливыми».
4. Упражнения на отработку навыков толерантного поведения.
- Мы выяснили, какие качества свойственны толерантной личности. Посмотрим, как вы сможете применить полученные знания. Сейчас я покажу очень коротенький отрывок из мультфильма, а вы, обсудив в группах, должны ответить, как он связан с нашей сегодняшней темой. Проявили ли герои сюжета такое качество, как толерантность? Если нет, то почему?
*Работа со следующим упражнением ведётся при наличии времени.
- Найти что-то хорошее в человеке, который нам приятен, чем-то похож на нас, достаточно просто. Намного труднее найти привлекательное в том, кто нам неприятен по той или иной причине. Однако мы сейчас попробуем это сделать на примере какого-нибудь живого существа. У вас на столах лежат маленькие пустые листки. Пусть каждый из вас возьмёт себе три штуки и напишет на двух из них название животного или насекомого, или птицы, проживающих на территории Крыма,которые ему нравятся, а на третьей – которое не нравится. Далее:
1) устно рассказываете друг другу в 2-3 предложениях, почему любите тех, кого написали на первых двух карточках;
2) карточки с нелюбимыми живыми существами сложите в одну стопочку и отдайте мне;
3) я выбираю из этих кучек одно существо и передаю его другой команде;
5) группы должны найти в этом существе что-то привлекательное и полезное и рассказать об этом остальным. Например: шакал – внешне очень непривлекательный и противно кричит, но поедает мёртвых животных, чем очищает среду обитания от заразы.
(Далее идёт работа в группах, в конце которой группы представляют описание положительных характеристик неприятных представителей фауны)
- Что было труднее – найти среди представителей фауны неприятные существа или написать о них что-то хорошее? Почему так?
- Попробуйте переложить этот вывод на человеческие отношения. Что проще – найти в своём окружении неприятного человека или поискать в нём хорошее? И если довольно быстро находишь хорошее, то о какой черте в своей личности ты можешь смело говорить?
III. Рефлексия занятия.
• Какие черты свойственны толерантной личности?
• Как вы думаете, почему важно быть толерантным человеком?
• С каким настроением вы сегодня уходите (об этом спросить следует всех желающих)? Что далось легко? Что было трудно? О чём ещё по данной теме хотелось бы поговорить?
Мы все разные. И на территории Крыма издавна проживали бок о бок люди разных национальностей, вероисповеданий, различного социального статуса. Я хочу пожелать вам, чтобы вы были терпимы по отношению к окружающим вас людям, уважали каждого только за его личностные качества, а не за внешность, старались найти компромисс в любой ссоре, разрешали мирным путем все конфликтные ситуации.
1.1. Черты толерантной личности, характерные для данной группы
№ п/п |
Черты толерантной личности |
Черты, которыми должна обладать толерантная личность (по мнению нашей группы) |
1. |
Расположенность к другим |
|
2. |
Снисходительность |
|
3. |
Терпение |
|
4. |
Чувство юмора |
|
5. |
Чуткость |
|
6. |
Доверие |
|
7. |
Альтруизм (умение пожертвовать своими интересами ради другого человека) |
|
8. |
Терпимость к различиям |
|
9. |
Умение владеть собой |
|
10. |
Доброжелательность |
|
11. |
Умение не осуждать других |
|
12. |
Гуманизм |
|
13. |
Умение слушать |
|
14. |
Любознательность |
|
15. |
Способность к сопереживанию |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.