«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ - ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ», направлен на способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями, создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе, сплочение группы, формирование доверия.«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ - ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ», направлен на способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями, создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе, сплочение группы, формирование доверия.
«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С РОДИТЕЛЯМИ»
Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с
дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями.
Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а
порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста
посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как
педагога. В связи с этим актуальны и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной
категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических
навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в
себе, объединяющие коллег из разных детских садов. Предлагаю вашему вниманию сценарий тренинга
для начинающих педагогов на соответствующую тему.
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут.
Материал: бейджики на каждого частника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги
А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации»,
2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной
музыки для релаксации.
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и
взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2.Содействовать повышению уверенности в себе;
3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения с родителями.
План проведения:
I. Вступление.
Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы участников.
II. Практическая часть:
Игра на знакомство «Чёрные шнурки».
Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии,
возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругу на стульях).
Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех,
у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе ведущему. Тот, кто не
нашел себе места, становится ведущим.
Игра на сплочение «Шанхайцы».
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)
Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно
закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом
положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце
своего движения осторожно присесть на корточки.
Ведущий:
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои
сильные и слабые стороны.
Упражнениесамодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительноотрицательно), поиск и утверждение
своих положительных качеств.(10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
1Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо
прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается
качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное
представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
Дискуссия «Я и родители моей группы».
Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с
родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»;
«Предъявляют ли родители какиелибо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии
родителей к воспитателям на доске). (10мин)
(Примерные «недостатки» трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта,
отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)
Упражнение «Преврати недостаток в достоинство».
(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)
Инструкция: Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке», как отсутствие
собственных детей. Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и
пособий, для подготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и
сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (7 мин)
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно
пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов»
(чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою
готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя,
доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно
использовать имяотчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а
«Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще
использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что
часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются,
услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу
пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то,
что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и
плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно
рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с
собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2 Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна
для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас
выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать
«границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга,
лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие
напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация
в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же
самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте тото!», «Вы должны
это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…,
знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это
воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения
эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Игра «Молекулы»
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех
«пятерок» в два круга.. (23 мин)
Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом
направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».
Игра «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с
родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)
Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности,
доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники
сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в
общении с родителями.
Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники
остаются в тех же кругах)
Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается,
тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это
может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же
можно сказать чтолибо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован
«комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже
очень нравится!».
По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить
комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен
быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить«родителю»ребенка.
( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин)
Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на
равноправное общение.(10 мин)
3Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка
прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка
надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на
ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально
комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было
неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными
друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла
(психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться
превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению
(будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения.
И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)
Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными»
родителями.
Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
∙Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся
оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы
заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это
Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
∙Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу,
просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать
«подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и
неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения
конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную
отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе
зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо
«продержаться» примерно 1015 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои
претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно
стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой
доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой,
вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт
«остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет
формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10
минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с
конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы»,
резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные
слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма,
4Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство,
оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 23 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете
уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения
проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
∙необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
∙подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
∙показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда
родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет
прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
∙Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение
родителям (давление приводит к протесту).
∙Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
∙Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и
педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы
вместе против проблемы, а не против друг друга».
Играфантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)
Игра проводится под релаксационную музыку.
– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь
представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она
принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости.
Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.
Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и
Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим
коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем
немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям,
Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какиенибудь сильные чувства, которые
мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам
нужны свежие силы и уверенность в себе…
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех,
Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…
Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.
Раздача памяток. (5 мин)
Литература.
Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о
сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель
психологического мастерства» М.: Смысл; Academia, 1996 г.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.
М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
53. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги,
упражнения/ авт. сост. О.И.Бабич. Волгоград: Учитель, 2009 г.
4. «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с
педагогами / авт.сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
5. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные
программы»/ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
6