«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ - ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ»

  • Мероприятия
  • doc
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ - ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ», направлен на способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями, создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе, сплочение группы, формирование доверия.«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ - ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ», направлен на способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями, создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе, сплочение группы, формирование доверия.
Иконка файла материала Тренинг для начинающих педагогов по взаимодействию с родителями.doc
«ТРЕНИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ  С РОДИТЕЛЯМИ» Одной   из   причин,   серьезно   осложняющих   процесс   адаптации   молодого   педагога   к   работе   с дошкольниками,   являются   трудности,   связанные   с   взаимодействием   и   общением   с   родителями. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога.   В   связи   с   этим   актуальны   и   просто   необходимы   интерактивные   мероприятия   с   данной категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов. Предлагаю вашему вниманию сценарий тренинга для начинающих педагогов на соответствующую тему. Продолжительность занятия: 1 час 20 минут. Материал: бейджики на каждого частника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации. Цель: способствовать   преодолению   трудностей   начинающих   педагогов   в   общении   и взаимодействии с родителями. Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; 2.Содействовать повышению уверенности в себе; 3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения с родителями. План проведения: I. Вступление. Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы участников. II. Практическая часть: Игра на знакомство «Чёрные шнурки». Цель: создание   доброжелательной   атмосферы,   возможность   для   проявления   фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругу на стульях). Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим. Игра на сплочение «Шанхайцы». Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.) Инструкция: «Встаньте   в   шеренгу   и   возьмитесь   за   руки.   Первый   в   шеренге   осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении   участники   должны   пройти   некоторое   расстояние.   Можно   предложить   группе   в   конце своего движения осторожно присесть на корточки. Ведущий: ­   Для   того   чтобы   понимать   другого   человека,   необходимо   хорошо   знать   самого   себя:   свои сильные и слабые стороны. Упражнение­самодиагностика «Я в лучах солнца». Цель: определить степень отношения к себе (положительно­отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.(10 мин). (В кругу, сидя на стульях). 1Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество,   характеризующее   этого   человека.   При   анализе   учитывается   количество   лучей   (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).  Дискуссия «Я и родители моей группы». Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой») Вопросы   к   участникам: «Каким   образом   на   сегодняшний   день   складывается   общение   с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют   ли   родители   какие­либо   претензии   к   Вам?»   (Ассистент   записывает   претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин) (Примерные   «недостатки»   ­   трудности   начинающих   педагогов:   отсутствие   опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)   Упражнение «Преврати недостаток в достоинство». (Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин) Инструкция: ­ Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке», как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, для подготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.   Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (7 мин) ­   Общаясь   с   родителями,   нужно   помнить,  что  в   общении   существуют   свои   закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:  Улыбка,  имя собеседника  комплимент. ­   Для   того   чтобы   люди   хотели   с   нами   общаться,   мы   сами   должны   демонстрировать   свою готовность   общаться   с   ними.   И   собеседник   должен   это   видеть.   Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! ­ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать   имя­отчество   при   приветствии.   Не   просто   кивнуть   или   сказать:   «Здрась­те!»,   а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во   время   конфликтов,   желая   снять   их   остроту,   люди   подсознательно   начинают   чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.  ­ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные,   усталые   после   работы   родители   особенно   уязвимы   в   отношении   хорошего   и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме   этих   приемов   существуют   и   другие  приемы   установления   хорошего   контакта   с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):  Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. 2 Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для   беседы   близких   знакомых,   друзей,   поэтому   собеседник   подсознательно   настраивается   нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!  Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).  Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.  Всем   своим   видом   поддерживать   состояние   безопасности   и   комфорта   (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).  Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».   Как   можно   реже   употреблять   местоимение   «Вы…»   (Вы   сделайте   то­то!»,   «Вы   должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» Вот   самые   основные   правила   установления   хорошего   личностного   контакта   и   построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Игра «Молекулы» Цель: эмоциональная   разрядка,   разделение   на   пары,   тройки,   пятерки.   Объединение   трех «пятерок» в два круга.. (2­3 мин) Инструкция: «Представьте,   что   мы   молекулы.   Хаотично   движемся   по   залу   в   любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища». Игра «Тренировка интонации». Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга) Произнести фразы: ­ Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг) ­ Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг). Произнести   эти   фразы   с   оттенками   иронии,   упрёка,   безразличия,   требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями. Игра «Волшебная шляпа». Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах) Инструкция: ­ Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и  поверхностный комплимент,  касающийся  одежды,  украшений,  внешности, а так же можно   сказать   что­либо   положительное   о   «ребёнке».   Тот   «родитель»,   которому   адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!». По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить«родителю»ребенка. ( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин) Психотехническое упражнение «Давление». Цель: осознание   разных   моделей   в   общении   и   взаимодействии   с   партнером,   установка   на равноправное общение.(10 мин) 3Инструкция: встаньте   друг   против   друга,   поднимите   руки   на   уровне   груди   и   слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите   друг   другу   свои   впечатления.   В   какой   ситуации   Вам   было   эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? ­Возможно   Вы   не   испытали   приятных   минут   ни   в   первом,   ни   во   втором   случае   (Вам   было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас). Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг   к   другу   ладонями   рук   так,   чтобы   между   вами   возникло   взаимное   ощущение   тепла (психоэнергетический контакт). Почувствовали   ли   Вы,   насколько   приятнее   взаимодействовать   на   равных,   а   не   добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.  Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин) ­   Любой   специалист   ДОУ   знает,   как   нелегко   беседовать   с   так   называемыми   «трудными» родителями. ­ Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные» родители: ∙Агрессивные,   конфликтные,   демонстрирующие   наступающую   позицию,   они   стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». ∙Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания»   такому   родителю,   который   подавляет   и   манипулирует,   играя   на   сочувствии   и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение). На первой   фазе   общения с   такими   родителями,   необходимо   сохранить   эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится   отрицательными   эмоциями   этого   родителя.   Как   показывает   опыт,   необходимо «продержаться» примерно 10­15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии   или   жаловаться   на   свою   беспомощность.   В   случаес   «агрессивным»   родителем,   нужно стараться   выслушивать   молча,   оставаться   спокойной,   уверенной   в   себе,   не   теряя   вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать»,  его   эмоции   начнут   иссекать   и  гаснуть.  В  конце  концов,  он  успокоится,   в  нем  будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.   Упражнение «Резервуар». Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин) Данное упражнение   помогает настроиться  на  неприятную  беседу  и  продержаться  первые  10 минут. Инструкция: Закройте   глаза.   Представьте   или   вспомните   ситуацию   неприятной   беседы   с конфликтным,   «эмоционально   заряженным»   родителем.   Примите   на   себя   роль   «пустой   формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, 4Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма. Потренируйтесь 2­3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником. Вторая   фаза   беседы   с   родителем –   конструктивный   диалог,   обсуждение   вариантов   решения проблем. Чтобы избежать противостояния с родителями: ∙необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость; ∙подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка; ∙показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству. ∙Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). ∙Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей. ∙Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».   Игра­фантазия «Посылай и воспринимай уверенность». Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин) Игра проводится под релаксационную музыку. –   Сядьте   поудобнее   и   закройте   глаза.   Сделайте   три   глубоких   вдоха   и   выдоха…   теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь   последовательно   приложите   свою   руку   сначала   к   сердцу,   потом   –   к   горлу   и   ко   лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие­нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд). Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…  Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников. Раздача памяток. (5 мин) Литература.  Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г. 1. Дерябо   С.Д.,   Ясвин   В.А.   «Гроссмейстер   общения:   иллюстрированный   самоучитель психологического мастерства»­ М.: Смысл; Academia, 1996 г. 2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.­ М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 53. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.­ сост. О.И.Бабич. ­ Волгоград: Учитель, 2009 г. 4. «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.­сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г. 5. Самоукина   Н.В.   «Игры   в   школе   и   дома:   психотехнические   упражнения,   коррекционные программы»/ ­ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.   Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 6

Посмотрите также