Тренинг для педагогов - «Искусство коммуникации»

  • Мероприятия
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг для педагогов - «Искусство коммуникации», направлен на обучение педагогов наиболее эффективным способам общения с учащимися, на отработку умений невербального взаимодействия, развитие умения адекватного восприятия информации, на развитие умения выступать перед большой аудиторией, тренировка ораторских навыков, развитие умения эмоционально «заражать» собеседника............Тренинг для педагогов - «Искусство коммуникации», направлен на обучение педагогов наиболее эффективным способам общения с учащимися, на отработку умений невербального взаимодействия, развитие умения адекватного восприятия информации, на развитие умения выступать перед большой аудиторией, тренировка ораторских навыков, развитие умения эмоционально «заражать» собеседника............
Иконка файла материала Тренинг Искуство коммуникации.docx

«Искусство коммуникации»

Цель: Обучение педагогов наиболее эффективным способам общения с учащимися
Задачи:
1. Развитие невербальных и вербальных коммуникативных навыков
2. Обучение умению управлять вниманием учащихся на уроке

План занятия:

1. Понятие коммуникативной культуры педагога
2. Психологические средства коммуникативного воздействия
2.1 Невербальные
2.2 Вербальные
2.3 Проксемические
3. Механизмы коммуникативного воздействия
3.1 Заражение
3.2 Внушение и убеждение
4. Управление вниманием учащихся на уроке

Ход занятия

1.Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на изменение свойств, состояний и поведения партнеров. Целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта от педагога учащемуся и обмен личностными смыслами.
В общении происходит становление индивидуальности, как учащегося, так и педагога. Эффективность педагогического общения во многом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога. В состав этих умений входят:

 Умение располагать учащихся к общению, производить благоприятноеØ впечатление
 Умение строить общение на гуманной, демократической основе
Ø
Ø Использование психологических средств и механизмов коммуникативного воздействия
 Руководство принципами и правилами профессиональной этики и
Ø этикета
 Артистичность, эстетичность, выразительность
Ø
 Владение
Ø учебно-воспитательными средствами, методами, приемами
 Соблюдение
Ø педагогического такта
 Умение организовывать творческое сотрудничество со
Ø всем ученическим коллективом и с каждым в отдельности
 Умение создавать
Ø благоприятный нравственный климат общения.

Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной культуры является педагогическая коммуникабельность. Это понятие отличается от простой общительности, так как воспитателю необходима не просто общительность, а способность к продуктивному взаимодействию с воспитанниками.
Эмоциональная привлекательность педагога для учащихся обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими являются профессиональная эрудиция. Творческое своеобразие, высокая общая и нравственная эстетическая культура, педагогическое мастерство, включая искусство общения.

2. Психологические средства коммуникативного воздействия

2.1 Невербальные

Профессор Альберт Мехрабиан утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора, вес которых распределяется следующим образом:

 Что мы говорим – 7%Ø
 Как мы говорим – 38%
Ø
 Язык
Ø нашего тела – 55%

Поза, мимика, жесты, которые употребляют собеседники, могут быть более информативными, чем слова, которые они произносят. В этом мы могли убедиться на предыдущем занятии.

Упражнение «Тюрьма»

Цель: отработка умений невербального взаимодействия, развитие умения адекватного восприятия информации.

Группа делится на «узников» и «родственников». Садятся парами, лицом друг к другу. Ситуация изображает сцену свидания, во время которого «родственники» должны рассказать «узникам» план освобождения, побега (каждый друг другу).
Но рассказать это нужно без слов, поскольку между ними «толстое стекло» и они могут только видеть друг друга, но не слышать. К тому же делать это надо быстро, так как время свидания ограничено одной минутой.
По окончании каждый «узник» по очереди рассказывает всем о том плане побега, который подготовили для него «родственники». Услышанное сопоставляется с рассказом самого «родственника». Если рассказы совпадают, «узник» освобождается», если нет – остается в тюрьме.

Обсуждение:
 Что было наиболее трудным при
Ø выполнении упражнения?
 Как чувствуют себя не освобожденные «узники»?
Ø

2.2 Вербальные

Нравственную основу речевого поведения педагога составляет гуманизм, вежливость, уважительное, терпимое отношение к личности учащегося. Первый этап общения с ученической аудиторией – вступление в контакт, приветствие. Традиционные формулы вежливости «Здравствуйте, ребята» и «Добрый день, друзья» несут определенную психолого-педагогическую нагрузку, задают тон общению – деловой, дружеский или интимный.
Второй этап общения – поддержание контакта. На этом этапе используются как вербальные, так и невербальные средства поддержания внимания, осуществление взаимодействия.

Правила поддержания контакта:
 Конкретная  адресованность речи: не «Кто его поправит?», а «Кто поправит Сашу?». Не «Все слушают», а «Андрей и Дима, слушайте внимательно».
 Грамотное формулирование
Ø вопросов и пояснение ответов с высказыванием личного мнения.
 Выражение
Ø эмоций, организация диалога с учащимися таким образом, чтобы взаимодействие с ними переросло официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение.
Ø Исключение глаголов повелительного наклонения (встать, сесть, отвечай), употребление глаголов сослагательного наклонения («Может тебе удобнее решить другой вариант задачи», «Почему бы тебе не попробовать…»)
 Использование
Ø глаголов первого лица множественного числа: «Подумаем вместе», «Откроем учебники», «Сравним полученные данные»
 Стимуляция речевой активности
Ø учащихся для обмена информацией, подчеркивание достоинств ответа учащегося, а не его слабых сторон.
 Аргументация педагогических распоряжений, а не
Ø бесцеремонное морализаторство: «Стыдно, Иванов, не понимаешь элементарных вещей»
 Умение импровизировать (вопросы, стимулирующие интерес, шутка,
Ø снимающая напряжение)
 Отказ от монолога, применение диалогических методов
Ø общения на уроке.

2.3 Проксемические

Плодотворность речевого общения обусловлена также его пространственной организацией. Проксемика – особая отрасль психологии, предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников.
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами:
 Интимная (15-45 см)
Ø
 Личная (45-75 см)
Ø
Ø Социальная (75-100 см)
 Публичная (350-750 см)
Ø

Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях, социальная дистанция принята в деловом общении, публичная – между малознакомыми и незнакомыми людьми.
Укорачивание или удлинение дистанции способно ослабить или усилить взаимодействие. Удлинение дистанции между педагогом и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако необходимо помнить, что не всегда приближение к ребенку эмоционально сближает с ним. У подростков и юношей обострено чувство пространственной автономии. Если ребята не расположены к эмоциональному сближению, лучше придерживаться социальной дистанции.
Пространственная организация речевого общения предполагает также учет ориентации, то есть угла поворота собеседников друг к другу. Если в беседе принимают участие двое, можно располагаться параллельно, под углом друг к другу или напротив друг друга. Если трое – двоим удобнее сидеть напротив третьего. Но наиболее удобным остается способ размещения собеседников «по кругу».
В любом случае педагог должен бережно и осторожно относиться к личностному пространству каждого ребенка, уважать его права на территориальную автономию.

3. Психологические механизмы коммуникативного взаимодействия

3.1 Заражение

Известны случаи в истории, когда не самые умные и мало чем выдающиеся личности получали власть и имели большой вес в обществе благодаря своему ораторскому таланту. Одной составляющих такого талант является умение эмоционально преподносить информацию, «заражая» аудиторию своими эмоциями и своей убежденностью.

Упражнение «Митинг»

Цель: развитие умения выступать перед большой аудиторией, тренировка ораторских навыков, развитие умения эмоционально «заражать» собеседника

Организуется импровизированная трибуна, с которой будут выступать желающие. Остальные изображают участников митинга. Поведение

Обсуждение:

Мнение участников митинга может быть различным – кто-то соглашается с выступающим. Кто-то противоречит ему. Оратору необходимо убедить собравшуюся аудиторию в том, что вы серьезный лидер.
 Дайте оценку
Ø ораторским качествам каждого выступающего
 Какие ошибки они допускали при
Ø обращении к аудитории?
 Как чувствовали себя на «трибуне» сами ораторы?
Ø

3.2 Внушение и убеждение

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие на другого человека или на группу. По определению В.М.Бехтерева, это «непосредственное прививание психических состояний, не нуждающееся в доказательствах и логике». Убеждение – целенаправленное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, представляющее собой словесное доказательство идей, обоснование решений, планов и поступков. Психологическое воздействие на человека окажется наиболее эффективным, если оно опирается на различные механизмы воздействия: и на убеждение, и на внушение, и на заражение.
Педагог – лидер, а среди основных качеств лидера можно назвать способность убеждать людей и внушать им необходимость того или иного поведения. Но люди не похожи друг на друга, по-разному относятся к тем, кто пытается их в чем-то убедить. Здесь нужно быть готовыми ко всему.

Упражнение «Групповая дискуссия»

Цель: развитие навыков аргументации, способности убедительно доказывать правильность своих идей.

Ведущий диктует участникам математическую задачу, в которой есть некоторые логические сложности.
 Индеец Джо купил лошадь за 6
Ø долларов, на следующий день продал ее за 7. Занял 1 доллар у соседа и купил лошадь за 8 долларов, после чего продал ее за 9. Вопрос: каков доход индейца Джо?
Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении трех минут тренер предлагает участникам вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах.

Ведущий предлагает кому-либо из участников, уверенных в своем ответе, попробовать доказать свое решение методом положительных ответов Сократа.
Например: «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял 6 долларов?» Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь определенного понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

4.Управление вниманием учащихся на уроке

Многие современные технологии обучения основаны на применении самостоятельных методов обучения и игровых приемов. В ходе проведения урока с применением игровых технологий могут возникнуть ситуации, когда группа теряет деловой ритм и в классе устанавливается вовсе не деловой шум. Учащиеся, увлекшись игрой, забывают о том, что они находятся на уроке и должны соблюдать определенные правила поведения. Не всякий педагог способен применить в этом случае авторитарные методы восстановления дисциплины. В этом случае могут помочь так называемые социоигровые способы.

А) Разминочные

Упражнение «Руки – ноги»

По одному хлопку учащиеся поднимают руки (а если они уже подняты, то руки опускаются), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стоят, то садятся). Хлопки легко услышать даже в шуме. Вид то поднимающихся, то опускающихся рук, встающих - садящихся учеников обычно интригует не успевших включиться, и они с желанием присоединяются к играющим.
В задании есть скрытая трудность – на два вида сигналов (один или два хлопка) устанавливается 4 ответные реакции (поднять – опустить, встать – сесть). Это требует от учащихся активизации внимания и отвлекает от постороннего занятия, объединяет их для дальнейшей совместной работы.
Тогда учителю уже не нужно навязывать дисциплину – она, как необходимое условие коллективной деятельности, возникает как бы «сама собой».

Б) «Деловые» способы обуздания стихийного ученического оживления связаны с выполнением ими нового для них и для учителя неожиданного дела, то есть смену вида деятельности на противоположный. Если звучал устный рассказ или ответ, дать письменное задание и наоборот. Если шла фронтальная работа, перейти к индивидуальной, от самостоятельной – к работе под руководством учителя.

В) «Приказной» способ восстановления рабочей атмосферы на уроке заключается в том, что учитель вместо чтения нотаций и назиданий представляет или уясняет себе мизансцену конечного желаемого результата, и с помощью простых, незатейливых команд, выполнение которых для учеников не представит труда, поэтапно приведет их в эту мизансцену.
Например, педагога не устраивает шум, отсутствие внимания, погруженность учащихся в собственные интересы и соображения. Соответственно, желаемой будет такая мизансцена класса: все сидят лицом к доске, направив внимание на педагога. Разложив желаемую мизансцену на элементы, педагог может легко ее осуществить:

– Первая команда: «Все встали!» Лучше всего, если педагог выполняет ее вместе с учащимися, дожидаясь, пока встанут все.
– Вторая команда: «Посмотрели на потолок!» Возможно, она вызовет недоумение, но из чувства любопытства будет выполнена.
– После третьей команды: «Тихо сели за парты, внимание к доске» – в классе устанавливается желаемая мизансцена. Учащиеся готовы «внимать» учителю, предлагающего им следующее из запланированных заданий.

5. Рефлексия занятия

Обмен впечатлениями и мнениями участников тренинга


 


 

Посмотрите также