Тренинг для педагогов «Психологическое благополучие педагога»

  • Мероприятия
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В тренинге для педагогов «Психологическое благополучие педагога», говорится о том, что тренинг направлен на активизацию у педагогов «комплекса детскости», проявление своего чувства, способности создавать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию атмосферу в общении, учатся психологически грамотно действовать в данных ситуациях.В тренинге для педагогов «Психологическое благополучие педагога», говорится о том, что тренинг направлен на активизацию у педагогов «комплекса детскости», проявление своего чувства, способности создавать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию атмосферу в общении, учатся психологически грамотно действовать в данных ситуациях.
Иконка файла материала ==Тренинг для педагогов «Психологическое благополучие педагога».docx
Тренинг для педагогов «Психологическое благополучие педагога» Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам  саморегуляции и расслабления, формирование положительного  эмоционального состояния, профилактика неврозов. Задачи: 1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью  позитивного проговаривания. 2. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и  саморегуляцию. 3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта  общения. 4. Научение способам здоровьесберегающих технологий. 5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики. Организационная структура занятия по педагогическому тренингу Занятие, организованное для педагогов, имеет среднюю продолжительность 3  часа и состоит из трех основных этапов. Начальный этап – разминка Он направлен на создание теплой, доброжелательной атмосферы в группе.  Обычно учителя приходят на тренинг уставшими и отягощенными своими  профессиональными или личнстными проблемами. Начиная занятие, психолог может наблюдать такую картину: участники(цы) сидят в напряженных позах,  держа наготове тетради и ручки, чтобы записывать, вопросительно смотрят на ведущего и ждут, по существу, обычной лекции по психологии. В этой  ситуации психолог может начать с открытого и искреннего выражения  благодарности всем пришедшим на занятие. Затем следует вежливо  предложить убрать тетради и ручки, расставить в круг стулья. «Мы будем  действовать в игровых ситуациях и обсуждать все происходящее, а если  возникнет необходимость записывать, в конце занятия мы этим займемся», –  объясняет психолог. Теперь можно приступать к психологической разминке. Она должна состоять  из нескольких упражнений и иметь следующие цели: знакомство психолога с  группой, «психологический отдых» для учителей, формирование у  участников внутреннего состояния, соответствующего основной  направленности занятия. Знакомство психолога с группой Если занятие с педагогами психолог проводит впервые, он должен быть  максимально внимателен и постараться наладить с группой психологический  контакт. С этой целью могут быть использованы такие упражнения, как  «Презентация» или «Скульптура». Упражнение «Презентация» Участники группы встают в круг и, начиная с ведущего, по очереди  представляются группе. Психолог говорит: «Попробуйте в одной­двухфразах, помогая себе жестами и мимикой, представить себя группе – каким  человеком вы себя чувствуете и как вы бы хотели, чтобы группа вас  воспринимала». После этих слов психолог сам представляется группе. Далее,  по кругу каждый участник представляет себя. После того как круг презентаций завершен, предлагается их обсудить.  Психолог задает такие вопросы: «Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?»; «Какое представление было для вас самым  оригинальным и неожиданным?»; «Представление какого члена группы было  для вас таким, что вы сразу почувствовали близкого вам человека (по  настроению, характеру)?»; «Чье представление выступило для вас  непонятным или вызвало удивление? Возможно, вы хотели бы задать какие­то  вопросы этому человеку?». Упражнение «Скульптура» Группа разбивается на пары. Психолог произносит инструкцию: «Для того  чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру Скульптура.  Постарайтесь пофантазировать, как бы вы хотели выразить себя в группе в  данный момент и, не применяя слов, используя своего партнера как глину,  вылепите из него скульптуру, которая бы выражала ваш образ. Вы можете  работать с телом партнера и его лицом, показывая ему, но не рассказывая, что и как надо делать». После того как члены группы «слепили» свои скульптуры, психолог  организует дискуссию и задает следующие вопросы: «Как вы поняли и  почувствовали те образы, которые были показаны?»; Какие мысли и чувства  вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?» (вопросы «автору»);  «Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас: так же, как его  понимал автор, или по­другому?» (вопрос к человеку, из которого «лепили  скульптуру»). Члены группы могут также задавать свои вопросы как «скульпторам», так и  их «скульптурам». После общего обсуждения психолог предлагает  участникам поменяться ролями: «скульптор» становится «материалом», а  тот, из которого «лепили» образ, превращается в «скульптора». Упражнение  заканчивается повторным обсуждением. Снятие напряжения и усталости у учителей С целью релаксации и организации психотехнического отдыха могут быть  использованы различные упражнения, например, «Убежище» (К.Шрайнер). Упражнение «Убежище» Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на  стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным  голосом психолог говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у  вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент,  когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально  существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина,о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное  место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом.  Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите  сбросить напряжение и отдохнуть». Формирование у участников внутреннего состояния, необходимого для  выполнения основной части занятия Цели психологической разминки и основной части занятия могут иногда  совпадать. Например, если занятие, организованное для учителей начальных  классов, посвящено активизации у них «комплекса детскости», можно  рекомендовать упражнение «Песочный домик». Упражнение «Песочный домик» Упражнение проводится динамично и эмоционально. Ведущий предлагает:  «Давайте представим, что мы все – на берегу теплого южного моря. Светит  солнце, плещутся волны. Под нами чистый желтый песок. Давайте слепим  песочные домики! У каждого будет свой домик: у одного – как бы  средневековый замок, у другого – городской многоквартирный дом, у  третьего – простой деревенский домик». Дальше, по ходу игры, ведущий комментирует процесс, эмоционально  заряжая и поддерживая участников. После окончания игры участники обсуждают, как они себя чувствовали, как  изменилось их внутреннее состояние, понравилось ли им это упражнение и др. Упражнение «Дипломатический прием» Если занятие по педагогическому тренингу посвящено развитию у учителей  способности создавать эмоционально теплую, располагающую к открытости и  доверию атмосферу в общении, для разминки можно использовать данное  упражнение. Психолог призывает участников встать в круг и рассчитаться: «Первый­второй, первый­второй... и т.п.» Все первые номера приобретают в  игре статус «иностранных гостей». Вторые номера – «дипломатические  работники». Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту  иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут  необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в  центре внимания и заботы». Фиксируя время, члены группы разбиваются на пары и в каждой паре  начинается разговор. По истечении пяти минут в группе обсуждаются такие  вопросы: «Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?»; «О чем вы говорили?»; «В разговоре вам было свободно или вы  были смущены?» и т.д. Разминка заканчивается, если психолог видит, что участники группы стали  свободнее и раскованнее в действиях и словах, у них потеплели глаза, а в  группе возникла дружелюбная атмосфера. Обычно разминка занимаетпримерно 10­15% общего времени занятия. Так, если последнее имеет общую  продолжительность 3 часа, то разминка должна длиться 20­25 минут. Основной этап – собственно педагогический тренинг Выполнение основной части занятия осуществляется в определенной  последовательности, которую в учительской аудитории нарушать не  рекомендуется. Построение модели профессиональной ситуации. Для проигрывания психолог предлагает группе проблему, моделирующую ту или иную ситуацию из их  профессиональной деятельности. Например, нужно воспроизвести беседу  учителя с подростком, который нарушил дисциплину и сорвал урок. Группа  садится амфитеатром и на импровизированной сцене ставятся стол и два  стула. Один из учителей играет подростка, а другой – учителя. Обсуждение. После проигрывания ситуации начинается общее обсуждение.  Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку происходившего. Психолог стремится к тому, чтобы выявить у членов группы ситуации,  аналогичные проигранной. Учителя обмениваются мнениями, как надо  действовать в подобных обстоятельствах. Проигрывание реальной ситуации. При обсуждении на тему «Что я делаю в такой ситуации» выделяются один­два случая, которые вызывают затруднения у учителей. Психолог предлагает проиграть в группе эти ситуации. Схема  остается прежней. Обсуждение «Что нужно делать». При анализе ситуаций, взятых из реального  опыта учителей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов  общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный  педагогический результат. Между учителями осуществляется активный обмен ОПЫТОМ. При этом психолог объясняет своим слушателям, как следует  психологически грамотно действовать в данных ситуациях. Проигрывание ситуации «Как надо делать». После нахождения эффективных  способов педагогической деятельности желательно предложить группе  ситуацию, которую они могли бы попробовать проиграть, применяя  найденные при групповом обсуждении новые способы и приемы работы. Далее участники могут порассуждать, насколько успешно были реализованы  найденные группой новые профессиональные средства. Основной этап занятия должен занимать примерно 70% его общего времени.  Если занятие имеет продолжительность 3 часа, то основной этап – примерно 2 часа. Заключительный этап – позитивное окончание занятия Данный этап состоит из двух основных частей. В первой обсуждается, что  произошло на занятии (групповая рефлексия). Основное внимание психолог  направляет на то новое, что приобрели члены группы: новые знания, новыйопыт и навыки работы. Как они оценивают общую организацию занятия?  Какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать? Групповая рефлексия может занимать примерно 15% общего времени  занятия. Если оно длится 3 часа, групповая рефлексия – примерно 27­30  минут. Во второй части заключительного этапа организуется обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражением благодарности за поддержку. Обычно психолог обращается к группе: «Что бы вы хотели сказать всем перед уходом? Возможно, вам бы хотелось кого­то  поблагодарить за понимание и поддержку или самому выразить слова  поддержки?» Если групповая рефлексия прошла напряженно и переросла в спор, где  обнаружились противоположные точки зрения, МОЖНО предложить  упражнение «Унисон», способствующее групповой консолидации. Упражнение «Унисон» Члены группы встают вместе в круг, держась за руки, и начинают напевать с  закрытым ртом какую­либо ноту, постепенно двигаясь к центру круга и  сближаясь. Они должны нащупать общую тональность и единую ноту своего  звучания, т.е. пропеть в унисон. Ощущение единства возникает тогда, когда  рождается общий хор, тянущий одну ноту. Если же в ходе тренинга наблюдается игровая усталость, необходимо  использовать упражнение, активизирующее участников и задающее у них  общее положительное настроение. Решению такой задачи поможет  упражнение «Скажи приятное». Каждому участнику предлагается выразить либо группе в целом, либо  отдельному ее члену поддержку, сочувствие или симпатию. Позитивное окончание занятия или вторая часть заключения должна занимать  3­5% общего времени. При 3­часовом занятии это могут быть 10­19 минут. При организации занятия по педагогическому тренингу в описанной  последовательности желательно избегать перерывов, когда участники группы  выходят из помещения на длительное время. Необходимо также устранить все внешние мешающие факторы: отключить телефон, убрать внешние шумы,  плотно закрыть дверь и т.п. Упражнение 1. «Рукопожатие» Цель: настроить группу на позитивный лад. Ход упражнения. Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с  большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо  данному участнику в этот момент. Упражнение 2. «Моё любимоё качество» Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга. Ход упражнения.Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга.  Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо  обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.  мудрость, надёжность, настойчивость;  активность, бескорыстие, вежливость;  сила воли, скромность, смелость;  самозабвенность, тактичность, терпеливость;  невозмутимость, обаяние, общительность. Упражнение 3. «Ассоциации с игрушкой» Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах. Ход упражнения. Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками.  Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о  том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу. Упражнение 4. «Ладошки» Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или  иного человека. Ход упражнения. Педагогам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так  чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные  участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на  ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у  какого какие руки были на ощупь. Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом. Упражнение 5. Релаксация под музыку и шум воды (1 час) После релаксации необходимо нарисовать тот образ воды, который вы  увидели. Рисуете карандашами, красками и фломастерами. Упражнение 6. «Броуновское движение» Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости. Ход упражнения. Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как  только музыка выключается и ведущий называет какую­либо цифру,  участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из  такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по  числу человек, а по какому­либо признаку (например, по цвету глаз,  элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать. Упражнение 7. «Мой портрет» Цель: повышение самооценки у учителей, посредством позитивных  поглаживаний.Ход упражнения. Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот  портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок  снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями. Упражнения 8. «На доверии» Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе. Ход упражнения. Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5­6 человек.  Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих  коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее  происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал. Упражнение 9. «Серпантин» Цель: повышение энергетического тонуса группы. Ход упражнения. Каждый участник берёт горсть серпантина. Группа встаёт в тесный круг,  практически соприкасаясь плечами, каждый поворачивается правым плечом  внутрь круга, протягивает правую руку в центр круга, разворачивая её  большим пальцем вверх. Затем начинается движение по часовой стрелке.  Когда пружина максимально свернулась, группа начинает двигать руки вверх,  вниз. Сопровождая прощальную фразу: «Ай да мы!». На последнем слоге  амплитуда становится максимальной и на последнем рывке. Подбрасывают  серпантин вверх.

Посмотрите также