Тренинг для педагогов - Стиль поведения в конфликтных ситуациях, направлен на умение педагога вести себя в конфликтных ситуациях, умение педагогов определять типы людей, с которыми трудно общаться, рассмотрение конфликтных ситуаций с родителями которые могут возникнуть в учреждении. учится реагировать на выпад других людей...........Тренинг для педагогов - Стиль поведения в конфликтных ситуациях, направлен на умение педагога вести себя в конфликтных ситуациях, умение педагогов определять типы людей, с которыми трудно общаться, рассмотрение конфликтных ситуаций с родителями которые могут возникнуть в учреждении. учится реагировать на выпад других людей...........
Тренинг для педагогов
Стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Часть 1. Введение
Упражнение «Яблоко и червячок»
Педагогпсихолог: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту,
будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко,
которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются.
Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя
буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой
ответ.
Часть 2. Лекция «Основы конфликта»
Педагогпсихолог: Конфликт возникает, когда люди не могут достичь
согласия и противостоять друг другу. Мы быстро забываем причины,
придумываем новые, приписываем чувства партнеру. Человек испытывает
агрессию, изза этого ухудшается здоровье. Даже в самом дружном
коллективе люди могут конфликтовать. На работе мы можем конфликтовать
изза зарплаты, распределения отпусков и трудовых функций.
Конфликт проходит несколько стадий. Сначала стороны вступают
в разногласия, одна из них осознает конфликт и начинает развивать его.
Предупредить конфликт можно в самом начале.
То, как мы выходим из конфликтной ситуации, зависит от того, чьи интересы
мы ценим больше: свои или партнера. Если человек отстаивает свою позицию
и соперничает с оппонентом, конфликт усугубится. Избегают конфликта те,
кто пассивно приспосабливается к интересам другого.
Человек может наладить сотрудничество и занять активную позицию
в конфликте, если учтет и свои, и чужие интересы. Компромисс –
промежуточная позиция, которая совмещает в себе активное и пассивное
поведение.
Предложите педагогам пройти тест, чтобы определить стиль поведения
в конфликтных ситуациях.
Часть 3. Практическая частьУпражнение «Старинная английская игра»
Положите конфету в несколько коробок по принципу матрешек. Предложите
воспитателям под музыку передавать друг другу коробку. Когда
вы выключите музыку, педагог, который держит в руках коробку, должен
быстро ее открыть. Когда вы снова включите музыку, он передает коробку
дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, получит конфету. Обсудите
игру с участниками.
Если бы в коробке лежала не конфета, а денежная сумма или дорогое
украшение, в какие моменты мы могли бы вступить в конфликт?
Изза чего мы конфликтовали бы?
Как изменить правила игры, чтобы избежать конфликтов?
Упражнение «Разговор по телефону»
Раздайте воспитателям материал «Типы людей, с которыми трудно
общаться». Каждой группе выдайте карточку с обозначением одного
из конфликтных типов личности.
Педагогпсихолог: В одном детском саду воспитатель собирала детей
на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят ребенка
на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф запасные
шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе
на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что
ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.
Попросите каждую группу обсудить, что делала и говорила мама
в зависимости от типа конфликтной личности, на их карточке. Далее
предложите инсценировать телефонный разговор,
в котором мама
пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать,
какой тип личности изображает группа.
Какие впечатления остались у вас от упражнения?
В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком
легче?
Упражнение «Достойный ответ»
Попросите воспитателей сесть в круг и раздайте карточки, на которых
написаны замечания о внешности или поведении человека. Например,
используйте замечания: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешьсебя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь»,
«Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах».
Предложите педагогам по очереди обратиться к соседу справа и прочитать
фразы. Сосед должен ответить на «выпад». Обсудите упражнение.
Легко было выполнять задание?
Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную
информацию?
Упражнение «Sorry, конфликта не будет»
Педагогпсихолог: Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить
до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит
прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например,
в магазине человек нечаянно задел когото и попросил прощения: «I’m sorry».
В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал
у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно
задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините,
но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне
не хочется ругаться с вами».
«Sorry»,
«Извините,
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите
свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или
плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом,
например:
пожалуйста» или «Сожалею
о случившемся».Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать
свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя
использовать, например, варианты: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет,
это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня».
После того как участники извинились, они приветливо машут друг другу
рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием
«Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет»
достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя
остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общенияс родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».Воспитатели
могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой
ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали чтото
не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен,
и сохранить хорошее настроение.
Упражнение «Атомы и молекулы»
Предложите воспитателям представить себя атомами и свободно
перемещаться. Называйте числа, например, два или три, и попросите
участников объединиться в молекулы с таким же количеством атомов.
В конце упражнения попросите остаться в минигруппах.
Упражнение «Колобок и Лисица»
Предложите группам от имени героя сказки «Колобок» дать отпор
манипулятивным действиям и словам Лисицы: «Сядь ко мне на носик, да спой
еще разок». Попросите каждую группу обсудить и записать ответ Лисе.
Отведите на задание 10 минут. Далее пригласите участников выступить
и обсудите каждый ответ.
Какие приемы использовал Колобок?
Какие способы использовали чаще?
Какие стратегии предпочитаете вы?
Какие приемы и почему вы используете редко?
Упражнение «Мудрый слушатель»
Предложите воспитателям сесть в круг. Раздайте карточки с высказываниями
и попросите первого участника зачитать высказывание соседу слева. Чтобы
ответить, сосед должен использовать техники активного слушания. Если
участник затрудняется с ответом, попросите группу помочь. Обсудите ответ.
Какие варианты конструктивного отказа собеседнику вы бы использовали
на месте участника?
Для карточек используйте, например, ситуации: 1. «Медицинская сестра
вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти
в детский сад. Я хочу, чтобы Вы помогли мне написать жалобу заведующей».
2. «Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает,
что я ее балую. Я с ним не согласна. Поговорите, пожалуйста, с мужем
и объясните, что я правильно все делаю».Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
В работе
педагог
Педагогпсихолог:
сталкивается
с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт,
используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять
гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кокакола».
постоянно
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска»,
попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово
«Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово
«Кокакола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
Часть 4. Заключительная часть
Предложите воспитателям заполнить анкету.
Понравился ли вам тренинг?
Насколько важными для вашей работы были темы тренинга?
Получили ли вы новые знания и навыки?