ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - ПОДРУЖИТЬ ВСЕГДА НАС РАД НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД, в тренинге говорится, что что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Мы понимаем: очень важно, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - ПОДРУЖИТЬ ВСЕГДА НАС РАД НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД, в тренинге говорится, что что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Мы понимаем: очень важно, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОДРУЖИТЬ ВСЕГДА НАС РАД НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ
САД
какими
Многих педагогов, работающих в детском саду, волнует
вопрос:
должны быть взаимоотношения
дошкольного учреждения и семьи? Некоторые родители
считают, что, отдав своего ребенка в детский сад,
ответственность за его воспитание и развитие они целиком и
полностью переложили на воспитателей, а сами они
должны лишь контролировать и оценивать действия
воспитателей,
не участвуя в самом воспитательно
образовательном процессе. Встречаются родители, которых
вообще не интересует все происходящее в детском саду, не
волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое
большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот
процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Мы понимаем: очень важно, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему
ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной
программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
«Играем от души играем вместе»
Цель. Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании,
показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим
ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Предварительная работа. Проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с
каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая
ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным, например попугай, собачка, лев,
динозавр, заяц, котенок, ящерица, деревянный строительный набор, кукла, машина. Когда ре
бенок выберет игрушку, его фотографируют с ней.
Условия проведения тренинга. Тренинг проводится в зале: в одной половине по кругу
расставлены стулья для взрослых, чуть в стороне от них стоит стол с теми игрушками, которые
предлагались детям в процессе вышеуказанной пробы; в другой половине зала находятся
детские столы и стулья для игры с родителями, настольнопечатные игры (на дветри больше,
чем участников, чтобы обеспечить свободу выбора), набор «Строитель» с мелкими деталями.
Для творческой работы родителей заготовлены
листы белой бумаги формата A3, ножницы,
фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские
журналы (для аппликации и коллажей). Подобрана
спокойная, тихая музыка, которая используется и
как общий фон, и как сопровождение психо
гимнастического упражнения.
Длительность тренинга. Около двух часов.
Последовательность проведения тренинга.
Психолог встречает родителей в
группе и
приглашает их в музыкальный зал. Каждый
участник занимает удобное для себя место.
Звучит музыка, что создает положительный
1эмоциональный настрой.
Первая часть. Вступительная
Психолог знакомит участников тренинга с его целями и задачами, рассказывает об
условиях и режиме работы, о том, в какой форме будет проходить каждая часть тренинга.
Особый акцент делает на философии взаимодействия с детьми, основанной на признании
личности ребенка и стремлении к сотрудничеству с ним.
Правила проведения тренинга
• Участники тренинга должны быть активны на всем его протяжении.
• Участники тренинга должны придерживаться правил его проведения.
• Участники тренинга вправе давать о себе только ту информацию, которую они сочтут
нужной.
• Участники тренинга не могут разглашать частную информацию, полученную от
других участников в ходе тренинга.
• В процессе совместной деятельности с детьми взрослые должны признавать личность
ребенка и стремиться к сотрудничеству.
Вторая часть. Процедура знакомства
Участники представляются и высказывают свои ожидания от предстоящей работы
надежды и опасения, связанные с организацией совместных игр с ребенком. Выражают
желание понаблюдать за тем, как играют другие дети, как они общаются с педагогами и
родителями в ходе игры. Для облегчения общения психолог предлагает использовать
бейджики, на которых каждый участник указывает свое имя, при желании отчество и фа
милию или только псевдоним.
2Третья часть.
Психогимнастическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»
Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит:
«Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо
чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте
глаза, прислушайтесь к своему дыханию оно ровное и спокойное.
Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в
детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам
пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы
лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.
Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень
вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая
игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам
хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда
вы будете готовы, откройте глаза».
Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что
они ощущали, о своей любимой игрушке.
Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает старший воспитатель: «Когда я была
маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем
стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами.
Клоун улыбался, и мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей».
Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые
понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции.
Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную
психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием
вспоминали о своих игрушках».
Четвертая часть.
Информация старшего воспитателя о видах игр, их значении в развитии
ребенка, о том, какие игры и игрушки нужны их детям
На ее основании участники тренинга дискутируют на тему «Игровые уголки для детей
дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать» (см. приложение 1). В процессе
дискуссии родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся
информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок,
какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о мага
зинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, с
сертификатом.
Пятая часть. Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка»
Психолог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки,
которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать,
какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много
игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома».
Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с любимыми
игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают
в игровом уголке группы. Это будет напоминать детям о доме.
3Родители обычно испытывают затруднения, долго
обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении
рисовать. В этом случае можно предложить им сделать
аппликации, вырезав картинки из детских книг и
журналов. В итоге получаются замечательные работы.
Родители предлагают показать их детям. Психолог
отмечает, что инициатива родителей очень интересна:
«Мы обязательно покажем творческие работы детям и
предложим им угадать, где чья мама или папа потруди
лись. Но вначале поиграем».
Шестая часть. Игра «Угадайте, какую
игрушку выбрал бы ваш ребенок»
Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это
задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать
выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором
ребенка. Большинство участников тренинга не ошиблись: их выбор, и выбор их детей совпали.
Родители испытывают гордость оттого, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих
детей.
Затем психолог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются
каждый со своим ребенком.
Седьмая часть. Задание для детей «Узнай работу своей мамы/своего папы»
По инициативе родителей детям показывают их творческие работы. Дети выбирают,
родители волнуются. Зато как они радуются, когда дети угадывают авторов! Психолог говорит
детям, что из родительских работ будет сделан поезд, который украсит их группу.
Восьмая часть. Игра «Как живете?»
для всех участников тренинга с детьми
Все становятся в круг. Ведущий (психолог) задает
вопросы, участники отвечают, имитируя движения.
рук.)
Как живете?
Вот так! (Показывают большие пальцы обеих
Как идете?
Вот так! (Маршируют.)
Как бежите?
Вот так! (Бег на месте.)
Как ночью спите?
Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову.)
Как берете?
Вот так! (Прижимают ладонь к груди.)
А даете?
Вот так! (Выставляют ладонь вперед.)
ак молчите?
Вот так! (Надувают щеки и кулаками
мягко
ударяют по ним.)
Как грозите?
Вот так! (Пальцами грозят друг другу.)
К
4Девятая часть. Имитационная игра
«Прибежали козочки»
Психолог обращает внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее
и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями. Игра проводится два
раза.
Прибежали, прибежали козочки, козочки.
(Имитируют бег.)
Собирали, собирали розочки, розочки.
(Собирают цветочки.)
Прискакали, прискакали белочки, белочки. (Складывают лапки, как белочки.)
Нука, дружно, нука, вместе! (Качают головой из стороны в сторону.)
Мальчики! (Произносят низким голосом.)
Девочки! (Произносят высоким голосом.)
Десятая часть. Совместные игры детей и родителей
Родителям и детям предлагается выбрать настольнопечатные игры по душе и вместе
поиграть (лото, кубики, мозаика, домино и т.д.). Психолог и старший воспитатель при
необходимости помогают родителям и детям вместе играть.
Одиннадцатая часть. Ознакомление участников тренинга с решением
клуба, принятие правил игры для детей и родителей (см. приложение 2)
Вручение родителям памяток по игре, журнала «Обучение и игра», а детям настольных игр.
После проведения данного тренинга дети обращают внимание на творческие работы своих
родителей, рассказывают о том, какие игрушки любят. По инициативе родителей педагоги
группы проводят досуг «Моя любимая игрушка» с участием родителей.
Приложение 1
Чему обучается ребенок в игре?
• Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.
• Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
•
• Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с
Осознавать свое реальное место среди других людей.
моими.
• Уважать себя и верить в себя.
• Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
• Свободно выражать свои чувства.
• Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
• Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
• Делать выбор.
Советы взрослым
• Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
• Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
• Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
• Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Какие игрушки нужны вашим детям?
Игрушка это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает
5ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.
Виды игрушек
• Сюжетные (образные) куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего
обихода.
• Технические транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.
• Забавы смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение,
сюрприз, неожиданность).
• Маскарадноелочные (связаны с празднованием Нового года).
• Спортивномоторные способствуют повышению двигательной активности детей,
развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
• Театральные имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития
речи, воображения (куклы бибабо).
• Музыкальные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.
• Дидактические с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д.
(разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др.).
• Строительные (состоят из геометрических тел).
Приложение 2
Вместе мы многое сможем
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому
можем научиться сами и научить наших детей. Игра научит нас:
• Говорить с ребенком на его языке.
• Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит,
и эгоцентризм).
• Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
• Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное
чувствование, переживание.
• Любить детей такими, какие они есть. Играя, мы можем научить детей
• Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.
• Предвидеть стратегию ролевого поведения.
• Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.
• Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и
соглашаться, подчиняться в игре.
• Доверять друг другу.
Дошкольное воспитание № 5, 2007 г. стр. 103 108.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
67