ИДЕМ В
ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ.
Большинство родителей детей 6-7 –летнего возраста самой волнующей темой для разговора с психологом назовут «Готовность ребёнка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что от того, насколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем. Поэтому папы и мамы записывают ребенка на многочисленные кружки по развитию внимания, мышления, водят на подготовительные школьные курсы, учат читать, писать и считать.
Некоторые родители осозна-
ют также необходимость волевой готовности к школе, поэтому воспитывают у будущего ученика усидчивость, уравновешенность, терпение и аккуратность. Иногда взрослыми выделяется и такая сторона психологической готовности, как коммуникативная: ребенка в срочном порядке забирают от бабушек и отдают в детский сад, где он учится взаимодействовать со сверстниками, понимать требован педагогов и следовать словесной инструкции.
Начало школьного обучения - один из важных этапов в жизни ребенка. Поэтому понятна озабоченность родителей при приближении 1 сентября. Однако не все родители, понимая необходимость подготовки ребенка к школе, сами готовятся к школьным трудностям. А ведь от отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами ребенок переступит порог школы, какой запас психической энергии будет у него, чтобы решать все учебные проблемы.
Родители будущего школьника должны создать дома атмосферу доверия, доброжелательности. Не должно быть места ссорам, конфликтам, страху и нервозности. Взрослым необходимо в этот период со вниманием отнестись к желаниям и чувствам малыша. И все, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительный отклик в душе ребенка и чувство радости от предстоящего события.
Период подготовки к школе может стать благоприятным временем для изменения поведенческих реакций родителей, их психологического роста и
налаживания доверительных отношений, пронизанных пониманием и добротой, верой в силы ребенка и позитивным настроем.
Предлагаемое тренинговое занятие «Идем в школу с радостью!» как раз и направлено на реализацию данных задач.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 май, И. А. Пазухина, 2010г. стр. 53 – 57
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Задачи
§ Развитие коммуникативных умений родителей.
§ Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.
§ Расширение возможностей понимания своего ребенка.
§ Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
§ Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
План
I. Упражнение «Имя-качество».
2 Упражнение «Серьезный момент».
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
5. Игра-ассоциация «Школа».
6. Игровое упражнение «Инструкция».
7. Упражнение «100 способов похвалы».
8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
9. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».
10.Игра «Школьные объяснялки».
I1.Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».
12. Итог занятия. Обратная связь.
Оборудование
- Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.
- Карточка к игре «Инструкция».
- Почетное свидетельство самого активного участника.
- Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили».
- «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу» (Приложение 1).
- Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» (Приложение 2).
- «Школьные объяснялки» (Приложение 3).
- «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников» (см. рубрику «Отрывные странички», с. 69-70).
Содержание
1. Упражнение «Имя-качество»
Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество), которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Например, Ирина - инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом свое и т. д.
2. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе - один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
3. Мини - лекция «Понятие готовности к школе».
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Не почему-то забывается, что школа - это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь - все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 - 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой ценой - здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке» Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то, что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? (см. приложение 1).
4. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Мы выяснили, каким должен обдать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Родители заполняют анкету (см. Приложение 2).
5. Игра-ассоциация «Школа»
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово учёба» и т. д. (Упражнение выполнятся по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации, Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
6. Игровое упражнение «Инструкция»
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу - поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.
Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины, неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.
.
8. Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике...» Но даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.
Родители высказывают свои варианты. Далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.
9. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие заканчивать предложение необходимо сразу долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
· Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок……………...
· Когда ребенок оказывается не на высоте, я..............................
· Когда моего ребенка хвалят, я…………………………………
· Когда ребенок пойдет в первый класс. …………………….
· Когда он получит двойку или замечание, я..............................
· Я думаю, что в школе мой сын (дочь)……………….………..
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
10. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»
Поступление в первый класс - важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.
Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.
11. Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его - вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача - назвать объясняемое детьми понятие (см. Приложение 3).
12. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день - 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!
Психолог знакомит родителей с «Практическими рекомендациями родителям будущих первоклассников». (см. Приложение 4).
Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!
13. Итог занятия. Обратная связь
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Чем полезно именно для вас было данное занятие?
• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
• Ваши пожелания на следующую встречу.
Затем следует награждение самого активного участника, для его определения во время всего занятия выдаются жетоны (счетные палочки). Победитель определяется простым подсчетом общего количества, и ему вручается «Почетное свидетельство».
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 май, И. А. Пазухина, 2010г. стр. 54 – 56
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
Приложение 1
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
1. Свое имя, отчество и
фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних и диких животных и их детенышей.
9. Транспорт наземный, водный, воздушный.
10. Различать одежду обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
I1. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх -низ и т. д.).
14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
15. Запомнить и назвать 6 - 9 предметов, картинок, слов.
16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
19. Свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 20.
20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).
21. Уметь устанавливать социальные контакты.
22. Иметь адекватную самооценку.
23. Контролировать свои эмоции.
24. Подчинять личные интересы общественным.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 май, И. А. Пазухина, 2010г. стр.56 Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
Приложение 2
«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15.Мой ребенок часто говорит: «Мама мы пойдем в школу вместе!»
Обработка результатов:
Занесите свои ответы в табличку: - если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1/ |
2/ |
3/ |
4/ |
5/ |
6/ |
7/ |
8/ |
9/ |
10/ |
11/ |
12/ |
13/ |
14/ |
15/ |
Всего |
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5 - 10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:
1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 - есть опасения, что ребенок не найдёт контакта с учительницей, надо о6ратить внимание на сюжетные игры;
5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Евапратова А. И. Все начинается с детства. — СПб.1998.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 май 2010г. стр. 53 – 57
Приложение №3.
ШКОЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЯЛКИ
1. К
кому в школе обращаются
(к учителю)
• Хорошо, но бывает - плохо.
• Ласково, вежливо.
• На «вы» и по имени-отчеству
2. Чтобы это получилось на уроке
(привлечь к себе внимание), нужно:
• Сделать что-то хорошее.
• Подтолкнуть соседа.
• Спросить тихо, а не кричать с места.
• Поднять руку и быть умным учеником.
3. Что это? (Урок)
• Когда делаешь в школе и задают домой.
• Где учатся, сколько считать, сколько равняется, «плюс» или «минус».
• Дети занимаются, что им учительница говорит.
• Там, где учитель тебя учит.
4. Это (перемена) нужно, чтобы:
• Был на второй день урок.
• Дети могли уйти домой, а потом возвратиться.
• Переменять урок.
• Чтобы есть, и отдыхать от уроков.
• Приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет и размяться.
5. Что это такое? (Оценка)
• Когда ставят номера.
• За всю школу отмечают: кому «кол», кому «два».
• Учительница ставит в тетради: 1, 2, 3, 4, 5.
• Детям ставят то, что они заслужили.
• Если сделал хорошо, тебе «5», а если плохо - «2».
6. Этот предмет необходим каждому ученику (дневник)
• Где достают тетради, учебники, ручки.
• Тетрадь, в которой нужно писать прописные буквы.
• Там пишут разные мероприятия и рассказывают рассказы.
• Тетрадка, где все уже написано.
• Где пишут уроки, что задает учитель, записывают оценки.
7. Что это? (Каникулы)
• Когда можно получить машину и права за хорошую учебу.
• Вообще дома сидишь.
• Школа не работает и люди отдыхают.
• Дети не ходят в школу и уезжают отдыхать.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 май 2010г. стр. 53 – 57
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
Приложение №4
Практические
рекомендации
родителям будущих
первоклассников.
И. А. /И.А. Пазухина/
1.Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается - это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».
5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 - 3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.
10. Не заставляйте делать
все уроки в один присест, после 15 - 20 минут
занятий необходимы 10 - 15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе»), похвала, даже если не все получается, необходимы.
12. В общении с ребенком
старайтесь
избегать условий: «Если ты сделаешь, то...» Порой
условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете
оказаться в очень сложной ситуации.
13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
14. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 - 6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти - в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
16. Будьте внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.
17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание - это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.
18. Верьте в ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он все может, всего достигнет, стоит ему захотеть.
19. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами и, когда у ребенка (да и у вас) уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!»
20. Чем труднее и неудачнее сложился день для вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему вы. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка, и только после этого можете закончить разговор с ним.
21. Не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание. Во-первых, это неинтересно, утомительно, значит, неприятно. Кроме того, не забывайте, что ребенок утомлен, расстроен, у него еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.
22. Низкая оценка - это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И вы, и ребенок должны понимать, что оценка - как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь недоучили, не разобрались, недостаточно постарались, а не повод расквитаться с ребенком за ваши, кстати, добровольно взятые на себя тревоги.
23. Помните, что любую вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «Тройка - я плохой».
24. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» № 4 май 2010г. стр. 69 – 70
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.