Тренинг для родителей - В школу с радостью.

  • Работа с родителями
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг для родителей - В школу с радостью, направлен на то что, большинство родителей детей 6-7 –летнего возраста самой волнующей темой для разговора с психологом назовут «Готовность ребёнка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что от того, на¬сколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем. Поэтому папы и мамы записывают ребенка на многочисленные кружки по развитию внимания, мышления, водят на подготовительные школьные курсы, учат читать, писать и считатьТренинг для родителей - В школу с радостью, направлен на то что, большинство родителей детей 6-7 –летнего возраста самой волнующей темой для разговора с психологом назовут «Готовность ребёнка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что от того, на¬сколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем. Поэтому папы и мамы записывают ребенка на многочисленные кружки по развитию внимания, мышления, водят на подготовительные школьные курсы, учат читать, писать и считать
Иконка файла материала Тренинг для родителей будущих первоклассников -10 — копия (2).doc

  ИДЕМ В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ.                   

Большинство родителей детей 6-7 –летнего возраста самой волнующей темой для разговора с психологом назовут «Готовность  ребёнка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что от того, на­сколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем. Поэтому папы и мамы записывают ре­бенка на многочисленные кружки по развитию внимания, мышления, водят на подготовительные школьные курсы, учат читать, писать и считать.

Некоторые родители осозна-

  ют так­же необходимость  волевой   готовности к школе, поэтому воспитывают у будуще­го ученика усидчивость, уравновешен­ность, терпение и аккуратность. Иногда взрослыми выделяется и такая сторона психологической готовности, как ком­муникативная: ребенка в срочном по­рядке забирают от бабушек и отдают в детский сад, где он учится взаимо­действовать со сверстниками, пони­мать требован педагогов и следо­вать словесной инструкции.

Начало школьного обучения - один из важных этапов в жизни ребенка. По­этому понятна озабоченность родите­лей при приближении 1 сентября. Од­нако не все родители, понимая необ­ходимость подготовки ребенка к шко­ле, сами готовятся к школьным трудно­стям. А ведь от отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами ребе­нок переступит порог школы, какой за­пас психической энергии будет у него, чтобы решать все учебные проблемы.

Родители будущего школьника долж­ны создать дома атмосферу доверия, доброжелательности. Не должно быть места ссорам, конфликтам, страху и нервозности. Взрослым необходимо в этот период со вниманием отнестись к желаниям и чувствам малыша. И все, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительный отклик в душе ребенка и чувство радости от предсто­ящего события.

Период подготовки к школе может стать благоприятным временем для из­менения поведенческих реакций ро­дителей, их психологического роста и

налаживания доверительных отноше­ний, пронизанных пониманием и до­бротой, верой в силы ребенка и пози­тивным настроем.

Предлагаемое тренинговое заня­тие «Идем в школу с радостью!» как раз и направлено на реализацию данных задач.

 

 

 

Петербургский  научно – практический журнал «Дошкольная педагогика»  №4 май,  И. А. Пазухина2010г. стр. 53 – 57

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Задачи

§  Развитие коммуникативных умений родителей.

§  Выработка новых навыков взаи­модействия с ребенком -  будущим школьником.

§  Расширение возможностей понима­ния своего ребенка.

§  Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

§  Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

 

План

I.  Упражнение «Имя-качество».

2 Упражнение «Серьезный момент».

3.   Мини-лекция «Понятие готовно­сти к школе».

4.   Тест «Готовы ли вы отдать свое­го ребенка в школу?».

5.    Игра-ассоциация «Школа».

6.    Игровое упражнение «Инструк­ция».

7.       Упражнение «100 способов по­хвалы».

8.       Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

9.       Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».

10.Игра «Школьные объяснялки».

I1.Мини-лекция «Практические ре­комендации родителям будущих перво­классников».

       12. Итог занятия. Обратная связь.

 

Оборудование

- Мяч, счетные палочки, клей, фло­мастеры.

       - Карточка к игре «Инструкция».

- Почетное свидетельство самого ак­тивного участника.

- Лист ватмана для творческой рабо­ты «Как мама и папа в школу ходили».

- «Что необходимо знать ребенку, по­ступающему в школу» (Приложение 1).

- Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» (Приложение 2).

- «Школьные объяснялки» (Прило­жение 3).

- «Практические рекомендации ро­дителям будущих первоклассников» (см. рубрику «Отрывные странич­ки», с. 69-70).

 

Содержание

1.   Упражнение «Имя-качество»

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (каче­ство), которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Например, Ирина  - ини­циативная (игривая, изобретатель­ная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а по­том свое и т. д.

2. Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребен­ка в школе -  один из самых серьез­ных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, пе­редавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, но­вые знания, новая учительница, мно­го новых впечатлений, новые обязан­ности, большие нагрузки.

3.   Мини -  лекция  «Понятие готов­ности к школе».

Как видите, большая часть родите­лей оценивает начало обучения в шко­ле как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действи­тельно так. Новые контакты, новые от­ношения,  новые обязанности,  новая  социальная роль, иные условия. Не почему-то забывается, что школа - это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь - все подчиняется школе, школьным делам и  заботам. Начало обучения очень на­пряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ре­бенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его  предыдущим опытом, но требующих  максимальной мобилизации физиче­ских и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с пе­рерывами не «когда хочется», а через долгих 35 - 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые при­ходится сдерживать. Трудно не отвле­каться и следить за мыслью учитель­ницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за ко­торые организм платит порой самой высокой ценой - здоровьем. У мно­гих детей, особенно в первые неде­ли или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые по­зволяют говорить о «школьном шоке» Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмо­ционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и пони­маем это. Вполне естественно вста­ет вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

Под готовностью к школьному обу­чению понимают тот уровень физиче­ского и психологического развития, при  котором требования системного обу­чения в школе не приводят к наруше­нию здоровья и психического разви­тия ребенка.

Что же стоит за определением го­товности ребенка к школе? Достаточ­но очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые облада­ют вполне определенными характери­стиками, несмотря на то, что обучать­ся способны все дети. Школа предъ­являет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.

    Что  же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? (см. приложение 1).

4.   Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен об­дать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы  и его родители.

Родители заполняют анкету (см. Приложение 2).

5.   Игра-ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую за­висят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Напри­мер, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово учёба» и т. д. (Упражнение выполня­тся по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения ана­лизируются предъявленные ассоциации, Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

6.   Игровое упражнение «Инструкция»

Хорошо, если ребенок в трудный первый  год учебы будет ощущать вашу - поддержку.  «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех  спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со все­ми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий.  И  как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить  первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованны­ми фигурами. Задача ведущего - в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с ли­ста ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с вы­полненным заданием и, пройдя по кру­гу, сверяет их с эталоном. После вы­полнения упражнения участники обсуж­дают, точно ли ими была выполне­на инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины, неточного выполне­ния задания и совместно формулиру­ет точную инструкцию.

.

8. Упражнение «100 способов  похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хва­ля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по матема­тике...» Но даже хваля ребенка за вы­полнение какого-либо задания, взрос­лые часто используют небольшой за­пас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

Родители высказывают свои ва­рианты. Далее психолог предлагает вниманию участников тренинга раз­нообразные способы похвалы.

9. Упражнение «Школьное буду­щее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих перво­классников, - любите своего ребен­ка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте вниматель­ными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вни­манию следующее упражнение, кото­рое поможет приоткрыть завесу школь­ного будущего вашего ребенка. Я за­читаю несколько незаконченных пред­ложений, которые вам необходимо за­вершить. Основное условие закан­чивать предложение необходимо сразу долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отноше­ния с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

·   Я всегда мечтал(а), чтобы в шко­ле мой ребенок……………...

·    Когда ребенок оказывается не на высоте, я..............................

·    Когда моего ребенка хвалят, я…………………………………

·    Когда ребенок пойдет в первый класс.   …………………….

·    Когда он получит двойку или за­мечание, я..............................

·   Я думаю, что в школе мой сын (дочь)……………….………..

Теперь перечитайте каждое предло­жение еще раз и задумайтесь, совпада­ют ли ваши предположения с возмож­ностями вашего ребенка, какое значе­ние именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и ка­кие ожидания вы связываете с его по­ступлением в школу.

10. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс - важ­ное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте при­готовим сюрприз для будущих перво­клашек: оформим стенгазету, а ребя­та среди множества фотографий смо­гут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жиз­нью родителей.

Родители приклеивают фото­графии из своего школьного прошло­го, предварительно отсканирован­ные или отксерокопированные; под­писывают их.

11. Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его - вот вопрос! Ваши дети от­вечали на вопросы о школе. Эти от­веты я вам сейчас зачитаю. Ваша за­дача - назвать объясняемое детьми понятие (см. Приложение 3).

12.  Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день - 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и есте­ственно. Но ваша родительская трево­га не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет по­лучаться сразу. Да, это грустно, обид­но, когда у самого близкого и люби­мого человечка не все складывает­ся. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще боль­ше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Психолог знакомит родителей с «Практическими рекомендациями ро­дителям будущих первоклассников». (см. Приложение 4).

Я надеюсь, эти рекомендации по­могут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и прият­ной! Желаю вам и вашим детям до­брого пути по Стране знаний! Успе­хов вам и детям!

13. Итог занятия. Обратная связь

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренин­га отвечают на вопросы:

  Чем полезно именно для вас было данное занятие?

  Что нового о себе и своем ре­бенке вы узнали?

  Ваши пожелания на следующую встречу.

 

Затем следует награждение са­мого активного участника, для его определения во время всего заня­тия выдаются жетоны (счетные па­лочки). Победитель определяется простым подсчетом общего коли­чества, и ему вручается «Почетное свидетельство».

 

 

 

Петербургский  научно – практический журнал «Дошкольная педагогика»  №4 май,  И. А. Пазухина2010г. стр. 54 – 56

 

            Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь

Приложение 1

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

 

1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату
рождения).

3.     Свой домашний адрес.

4.     Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5.     Страну, в которой живет.

6.     Фамилию, имя, отчество родите­лей, их профессию.

7.   Времена года (последователь­ность, месяцы, основные приметы каж­дого времени года, загадки и стихи о временах года).

8.     Домашних и диких животных и их детенышей.

9.     Транспорт наземный,  водный, воздушный.

10. Различать одежду обувь и го­ловные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

 I1.  Знать и уметь рассказывать рус­ские народные сказки.

12. Различать и правильно назы­вать плоскостные геометрические фи­гуры: круг, квадрат, прямоугольник, тре­угольник, овал.

13.    Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (пра­вая - левая сторона, верх -низ и т. д.).

14.     Уметь полно и последователь­но пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (при­думать) рассказ по картинке.

15.    Запомнить и назвать 6 -  9 пред­метов, картинок, слов.

16. Определять количество и по­следовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

17. Хорошо владеть ножницами (ре­зать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, выре­зать по контуру предмет).

18. Владеть карандашом: без ли­нейки проводить вертикальные и гори­зонтальные линии, рисовать геометри­ческие фигуры, животных, людей, раз­личные предметы с опорой на геоме­трические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не вы­ходя за контуры предметов.

19. Свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 20.

20. Уметь внимательно, не отвлека­ясь, слушать (30 - 35 минут).

21. Уметь устанавливать социаль­ные контакты.

22.  Иметь адекватную самооценку.

23.  Контролировать свои эмоции.

24.  Подчинять личные интересы об­щественным.

 

Петербургский  научно – практический журнал «Дошкольная педагогика»  №4 май,  И. А. Пазухина2010г. стр.56                                Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь

Приложение 2

 

«Готовы ли  вы отдать своего ребенка в школу?»

 

1.  Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок ча­сто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленько­го ребенка.

4.   Трудно быть уверенным, что учи­теля младших классов хорошо пони­мают детей.

5.   Ребенок может спокойно учить­ся только в том случае, если учитель­ница -  его собственная мама.

6.   Трудно представить, что перво­классник может быстро научиться чи­тать, считать и писать.

7.  Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9.   Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрос­лый человек.

10. Мой ребенок не ходит в дет­ский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, ред­ко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я  опасаюсь,  что дети  будут дразнить моего ребенка.

 13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15.Мой  ребенок часто говорит: «Мама мы пойдем в школу вместе!»

 

Обработка результатов:

Занесите свои ответы в табличку: - если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если  не согласны, оставьте клетку пустой.

 

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

Всего

 

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

до 4 баллов - это означает, что у Вас  есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5 - 10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше  -  было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

1   -  необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2  -  нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;

3   -  предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть  время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4   -  есть опасения, что ребенок не найдёт контакта с учительницей, надо о6ратить внимание на сюжетные игры;

5   -  ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в  малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

                                                  

                                                        Евапратова А. И. Все начинается с дет­ства. — СПб.1998.

Петербургский  научно – практический журнал «Дошкольная педагогика»  №4 май 2010г. стр. 53 – 57

                                            Приложение №3.

 

            ШКОЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЯЛКИ

 

1.  К кому в школе обращаются
                    (к учителю)

  Хорошо, но бывает - плохо.

  Ласково, вежливо.

  На «вы» и по имени-отчеству

 

2. Чтобы это получилось на уроке

      (привлечь к себе внимание), нужно:

  Сделать что-то хорошее.

  Подтолкнуть соседа.

  Спросить тихо, а не кричать  с места.

  Поднять руку и быть умным  уче­ником.   

                                       

3. Что это? (Урок)

  Когда делаешь в школе и зада­ют домой.

  Где учатся, сколько считать, сколь­ко равняется, «плюс» или «минус».

  Дети занимаются, что им учитель­ница говорит.

  Там, где учитель тебя учит.

4. Это (перемена) нужно, что­бы:

  Был на второй день урок.

  Дети могли уйти домой, а потом возвратиться.

  Переменять урок.

  Чтобы есть, и отдыхать от уроков.

• Приготовиться к следующе­му уроку, сходить в туалет и раз­мяться.

5. Что это такое? (Оценка)

  Когда ставят номера.

  За всю школу отмечают: кому «кол», кому «два».

  Учительница ставит в тетра­ди: 1, 2, 3, 4, 5.

  Детям ставят то, что они за­служили.

  Если сделал хорошо, тебе «5», а если плохо - «2».

6. Этот предмет необходим каждому ученику (дневник)

  Где достают тетради, учеб­ники, ручки.

  Тетрадь, в которой нужно пи­сать прописные буквы.

  Там пишут разные меропри­ятия и рассказывают рассказы.

  Тетрадка, где все уже на­писано.

  Где пишут уроки, что зада­ет учитель, записывают оценки.

7. Что это? (Каникулы)

  Когда можно получить ма­шину и права за хорошую учебу.

  Вообще дома сидишь.

  Школа не работает и люди отдыхают.

  Дети не ходят в школу и уез­жают отдыхать.

 

 

 

Петербургский  научно – практический журнал «Дошкольная педагогика»  №4 май 2010г. стр. 53 – 57

 

                                                        Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                   Приложение №4

 

 

Практические

рекомендации

родителям будущих

первоклассников.

 

И. А.  /И.А. Пазухина/

 

 

1.Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустя­кам, не укоряйте за ошибки и оплошно­сти, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать вре­мя -  ваша задача, и если это плохо удается - это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуй­ся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».

5. Пожелайте ребенку удачи, подбодри­те его, найдите несколько ласковых слов -  у него впереди трудный день.

6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после шко­лы спокойно, не обрушивайте тысячу во­просов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тя­желого рабочего дня, многочасового об­щения с людьми). Если же ребенок че­ресчур возбужден, если жаждет поделить­ся чем-то, не отмахивайтесь, не отклады­вайте на потом, выслушайте, это не зай­мет много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успо­коится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Поста­райтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда не­лишне выслушать обе стороны, и не то­ропитесь с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 - 3 часа от­дыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.

10. Не заставляйте  делать все уроки в один присест, после 15 - 20 минут
занятий необходимы 10 - 15-минутные пере­рывы. Лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возмож­ность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вме­сте»), похвала, даже если не все получа­ется, необходимы.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сдела­ешь, то...» Порой условия становятся не­выполнимыми вне зависимости от ребен­ка, и вы можете оказаться в очень слож­ной ситуации.

13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домаш­ние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее все­го его дела, заботы, радости и неудачи.

14. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребен­ком, свои разногласия по поводу педаго­гической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не счи­тайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

15. Помните, что в течение учебно­го года есть критические перио­ды, когда учиться труднее, быстрее на­ступает утомление, снижена работоспо­собность. Это первые 4 - 6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, се­редина третьей четверти -  в эти перио­ды следует быть особенно внимательны­ми к состоянию ребенка.

16. Будьте внимательными к жалобам ребенка на головную боль, уста­лость, плохое самочувствие, чаще все­го это объективные показатели трудно­сти в учебе.

17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание  -  это успокаивает, снижа­ет напряжение. Никаких выяснений отно­шений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.

18. Верьте в ребенка!  Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он все может, всего достигнет, стоит ему захотеть.

19. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами и, когда у ребен­ка (да и у вас) уже опускаются руки, до­станьте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!»

20. Чем труднее и неудачнее сложился день для вашего ребенка, тем вни­мательнее должны быть к нему вы. Обя­зательно найдите, за что похвалить ребен­ка, и только после этого можете закончить разговор с ним.

21. Не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание. Во-первых, это неинтересно, утомительно, значит, не­приятно. Кроме того, не забывайте, что ребенок утомлен, расстроен, у него еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Пере­писывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.

22. Низкая оценка - это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И вы, и ре­бенок должны понимать, что оценка -  как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь недоучили, не разобрались, недостаточ­но постарались, а не повод расквитаться с ребенком за ваши, кстати, доброволь­но взятые на себя тревоги.

 23. Помните, что любую вашу оценку  ребенок склонен принимать гло­бально, считая, что оценивают его лич­ность: «Тройка - я плохой».

24. Хвалите исполнителя,  критикуйте исполнение.

 

Петербургский  научно – практический журнал «Дошкольная педагогика»  № 4 май 2010г. стр. 69 – 70

  Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.