Тренинг развития креативности и творческих способностей

  • Мероприятия
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В тренинге развития креативности и творческих способностей, говорится о том, что креативность– творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных системВ тренинге развития креативности и творческих способностей, говорится о том, что креативность– творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем
Иконка файла материала Тренинг развития креативности и творческих способносте1.docx
Тренинг развития креативности и творческих способностей Концептуальное введение: Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный,  творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся  готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от  традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру  одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать  проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному  американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая  направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством  под воздействием среды. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых  материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно­ историческим явлением, творчество имеет психологический аспект:  личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности  способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.  Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,  интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также  потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих  созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ.  ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. –  C.380]. Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека  порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от  традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов  творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким  уровнем креативности, называют креативами. Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее –  дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль  генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе [R.  Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989). Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль  семейно­родительских отношений, есть и такие: 1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило,  старший или единственный ребенок в семье. 2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые  идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок  отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детейродители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними  приводит к формированию у детей нетворческого поведения. 3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно  старше матери. 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с  ограничением поведения в детстве, что способствует развитию  креативности. 5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к  способностям ребенка, ситуация, когда талант становится  организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной  стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему  предъявляются различные несогласованные требования, где мал  внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и  поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию  креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214­215). Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных  личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга,  высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность,  предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный  локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999)  полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на  основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания  формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм,  независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность  преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез  одаренности и определенной структуры личности. Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и  тревожность. Цель: осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности  участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач;  налаживание коммуникативных связей внутри группы.) Задачи: 1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития  творческого мышления. 2. Осознание характеристики креативной среды. 3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом. Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты. Этапы работы: I. Этап – разогрев Упражнение «Перекинь мяч»Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно  направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи. Материалы: мяч. Время: 2­5 минут Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик  (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у  каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное  число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве  целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение  повторяется 3­4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда  затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий  просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть  мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю  группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и  демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они  ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят  ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким  образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена! Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема  может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к  ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить  вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации  совместных действий. Вопросы для обсуждения: 1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания,  какой стереотип при этом активизировался? 2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а  роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? 3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть  простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в  жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти  ограничения? Упражнение «Островки» (5­10 минут) Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). Материалы: газеты. Время: 5­10 минут Процедура: Участники разбиваются на группки по 4­6 человек и на скорость  выполняют задания.Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая  разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все  свои идеи. II. Этап – Основная деятельность Упражнение «Стоп­кадр» Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам,  которых касаются слова. Материалы: список слов. Время: 10 минут Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде  ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и  демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений  тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп­кадр» продолжается 8­10 с,  после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают  свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок  и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп­кадры» с  помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые  материалы участникам непосредственно после упражнения. Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство,  настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание,  дружба, любовь, семья, счастье. Упражнение «Применение предметов» Цель: развитие творческого интеллекта. Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д. Время: 10–15 минут Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для  обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий  интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет. Вопросы для обсуждения: 1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым  вещам? 2. Как можно применять ваш предмет? 3. О чем заставило задуматься это упражнение? Упражнение «Арка» Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения  поставленной задачи. Материалы: ножницы, бумага. Время: 10 минутПроцедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата  А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти  любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно  больше способов. Вопросы для обсуждения: 1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно? 2. Часто ли возникают такие ситуации? 3. Кто подсказал решение или это коллективное? III. Этап – Завершение Упражнение «Творческая жизнь» Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и  найти свое творческое начало. Время: 7–15 минут Материалы: бумага, ручки. Процедура: Участники объединяются в группки по 5­6 человек, получают  задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать  более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые  рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками  или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких­либо  редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п). Обсуждение в группе разобрать все варианты. Пример: 1. Регулярно выполнять физические упражнения; 2. Овладеть техникой медитации и релаксации. 3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные  мысли. 4. Расширяйте кругозор своих интересов и др. Литература: 1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно­ методическое пособие.­ СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., –  44 с. 2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».­ СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с. 3. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и  воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].­М.:СмартБук,  2009.,– 136 с.: илл. – (ИнновацМатериал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также