Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)
Оценка 5

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
психологическая работа +1
7 кл—8 кл
08.05.2017
Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)
Общение детей со взрослыми имеет судьбоносное значение. Однако, как показывает анализ со-временного педагогического процесса, потребность учащихся в доверительном общении в школе не всегда получает удовлетворение. При работе с подростками (12-14 лет) упор де¬лается на пробуждение интереса и развитие доверия к самому себе, на постепенном понимании осознании собственных возможностей, способностей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для развития и укрепление у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Поверь в себя.doc
Поверь  в себя!                                      (тренинг  уверенности  в себе) Вы тот, кто вы есть. По моему мнению, все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или притворяются, что они  — не они.                                                                     (Лилиан Хеллман, драматург                                           Пояснительная записка. Многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях и сестрах, или о   своих   друзьях,   но   если   им   необходимо   что­то   рассказать   о   себе,   начинают   спотыкаться   на каждом слове. Если  вы узнаете  себя, вы  сможете  быть честным  с  собой.  Тогда  вы  будете способны  сделать выбор  и   принять   решение,   которые   подходят   именно  вам.   Вы   сможете   строить  планы   —  на сегодня, на завтра, на всю жизнь — сообразно собственным представлениям о себе. Когда кто­либо предложит  вам   вступить   в   какое­либо   общество   или   выбрать  профессию,   не   соответствующую вашему складу личности, вы будете знать, что это не для вас. Нередко люди позволяют другим  решать за  себя, что делать и как думать. Зачастую им при­ ходится идти наперекор собственной природе. И это порождает проблемы. Если вы всю жизнь про­ ведете вопреки вашему складу личности, то, скорее всего, будете несчастливы. Знание  себя  поможет  вам выбрать  дорогу  в  жизни, принимать решения и следовать за своей мечтой. Различие чувствами и действиями — краеугольный камень нового подхода. Мы 'принимаем любые   чувства   и   желания   подростка.   Однако  мы   строги,   когда   имеем   дело   с неприемлемым   поведением.   Мы   уважаем   мнения   подростков   и  их   отношения.   Мы   не принижаем их мечты и желания, но мы оставляем за собой право вовремя остановить и переориентировать   некоторые   из   их   действий.   Мы   не   являемся   товарищами   или партнерами нашим детям. Мы их дружелюбные опекуны, сильные и заботливые настолько, чтобы   вынести   их   временную   враждебность,   когда   мы   должны   поддержать   нормы  и ценности,   защищающие   их   и   общество.  (Из   книги   Джинот  X.  «Между   родителем   и подростком») Основными   новообразованиями   в   подростковом  возрасте   являются:   сознательная   регуляция своих  поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем  поведении; в старшем школьном возрасте — психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.    Общение детей со взрослыми имеет судьбоносное значение. Однако, как показывает  анализ со­ временного педагогического процесса, потребность учащихся в доверительном общении в школе не всегда получает удовлетворение. Одно из возможных решений — данная программа, способная по­ мочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха. Программа   рассчитана   на   работу   с   подростками  среднего   (12­14   лет)   и   старшего   (15­17   лет) школьного возраста. Занятия проводятся в малых группах по 10 человек, продолжительностью 1­2 академических часа. При работе с подростками (12­14 лет) упор делается на пробуждение интереса и развитие доверия к   самому   себе,   на   постепенном   понимании  осознании   собственных   возможностей,   способностей, особенностей   характера   и   пр.   Этот   возраст  является   благоприятным   временем   для   развития   и укрепление у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства. При работе со старшей группой основной акцент делается на развитие доверия к окружающим лю­ дям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений. Основная идея любого из приведенных занятий  заключается в том, чтобы не навязывать ребенку чужое мнение, а помочь ему стать самим собой,  принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо. Программа   «Поверь   в   себя»   может   быть   использована   учителями,   психологами,   социальными педагогами. Цели   программы:    Развитие   личностных   качеств: самооценки,  уверенности  в себе  и в  своих возможностях, умение управлять своим поведением и занимать активную позицию по отношению к жизненным событиям и проблемам, коммуникативной компетентности, умений получать и оказывать поддержку окружающим. Задачи: ­ обогатить формы общения со сверстниками; ­ сформировать потребность в самореализации; ­ научить отстаивать  и  защищать свою точку зрения; ­ развить чувство ответственности и уверенности в себе. Методы работы: ­ упражнения, ­ рассказ, ­ беседа, ­ демонстрация, ­ психогимнастика и другие. Формы работы:   групповые занятия. Содержание групповых занятий можно дополнять  новыми темами, более интересными новыми уп­ ражнениями, которые будут востребованы детьми (с учетом индивидуальных особенностей, специфики района, профессиональной подготовки педагога). Средства:    Часть занятий нужно проводить используя схемы­конспекты. Во­первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается   и   усваивается   по   ходу   объяснения.   Во­вторых,   наиболее   важные   моменты   подросток сможет еще раз вспомнить дома, что также улучшит закрепление материала. Помимо этого, для проведения занятий потребуется стандартный набор средств: стулья, бейджи, ват­ ман, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки. Прогнозируемые результаты:   Формирование устойчивой жизненной позиции. Оценку   эффективности   программы   возможно  проводить   сравнивая   данные   диагностики   до   и после реализации программы.                                               Содержание программы. Название Цель 1. Здравствуйте! 2. Это я! 3. Искусство общения 4. Уверенность и  уверенное поведение. Вводное занятие: Знакомство с  курсом. Создание условий для самопознания и самопринятия. Развитие навыков эффективного  общения. Развитие навыков уверенного  поведения. 5. Урок­тренинг «Как  сказать «Нет!» Развитие навыков уверенного и  конструктивного поведения в различных  жизненных ситуациях. Итоговое занятие. Кол­во часов 2 (80 мин.) 2 (110мин.) 2 (120 мин.) 2 (120 мин.) 2 (80 мин.) «Здравствуйте!»                                       Занятие   1                                                  Тот, кто начинает с уверенности,   часто заканчивает сомнениями,  а начинающий с сомнений,  всегда приходит к уверенности.                                                                        (Френсис Бэкон, философ ) Цель: Знакомство с  курсом.  Сплочение  коллектива. Задачи: 1.Установление доверительных отношений. 2. Знакомство с программой. 3. Выявление актуальных для ребят тем. № Этап занятия.          Задачи                 Методы 1 2. 3 4 5 6 Начало  занятия Разминка Работа по теме занятия. Разминка Формирование мотивации. *Принятие правил работы в  группе. Тест на уверенность. *Представление «Снежный  ком» *Упражнение «Ураган» *Упражнение «Да­нет»  *   Рассказ *Анкетирование *Разрядка *Сплочение группы. * Знакомство с  программой. *Диагностика Разрядка Психогимнастика Продолжи­ тельность 10 мин. 5 мин. 10 мин. 5 мин. 10 минут 20 минут 5 минут Работа по теме занятия.. Развитие навыков  невербального общения. Упражнение «Подарок» 10 минут Завершение занятия.  Обмен чувствами.       Обсуждение. 10 минут                                   1 упражнение «Принятие правил». Цель: Настрой на тренинговую работу и принятие правил работы в группе. Инструкция: Ребята, наши с вами занятия будут отличаться от тех уроков, к которым  вы привыкли. Связано это прежде всего с тем, что говорить мы будем об особенностях  личностного развития всех людей, и вас в частности. Поскольку все мы разные, то и  мнения у нас могут быть разными. Но здесь не может быть правильных или  неправильных мнений, все они имеют право быть высказанными. Они все в равной мере ценны и принимаются независимо от того, согласны мы с ними или нет. Каждый имеет  право быть услышанным, и никто не имеет право осуждать его за это. То, что мы с вами встретились в жизни — это не просто случайность, это часть нашей жизни, которую мы  проживаем. Одна из трудностей повседневной  жизни — это то, что   люди   не   умеют   жить   в   настоящем:   они   живут   либо   в   прошлом,   в   своих   вос­ поминаниях, либо в будущем — в своих надеждах  и опасениях. Но очень важно жить именно в настоящем, в том, что будет происходит  «здесь и сейчас». Попробуем   это   сделать   на   нашем   занятии.   Иногда   выполнение   того   или   иного упражнения может глубоко вас взволновать, задеть что­то личное. В таких случаях вы можете   сказать   «стоп»   и   это   будет   означать,   что   вам   трудно,   и   вы   не   хотите продолжать обсуждение этой темы. Основой   всех   наших   занятий   станет   доверие   и  искренность.   Поэтому   не   нужно обсуждать все  это с другими людьми вне нашего круга. У каждого из нас есть свой внутренний мир — это частичка общего большого мира. Цель нашей работы — это осознание самих себя и принятие себя такими, какие мы есть, а через это — понимание и принятие других людей. Другими словами можно сказать, что  мы будем учиться любить себя и других.                      Правила работы в группе: 1. Соблюдай полную конфиденциальность всего, что узнаешь в группе! 2. Высказывайся искренне и доверяй группе! 3. Свободно высказывай свое мнение, действуй по принципу «здесь и сейчас». 4. Не допускай критических оценок человека в работе группы! 5. Откажись от безадресных суждений, говори от себя! 6. Уважай говорящего!                                        2. Тест на уверенность. А   теперь,   давайте   проведем   с   вами   небольшой  тест.   В   приведенном   ниже   списке выделены   некоторые   характерные   поступки   и   черты   неуверенных  в   себе   людей. Прочитайте каждое утверждение и укажите, насколько оно применимо к Вам. Исполь­ зуйте ответы «никогда», «иногда» и «всегда». — 1.  Мне   неудобно   выражать  свои  желания   и чувства. — 2.  Я не люблю спорить и ссориться. — 3.  Мне трудно попросить о помощи или услуге. — 4.  Мне неудобно просить возвратить одолженную у меня вещь. — 5.  Когда  другие   просят  меня  об  услуге,   мне трудно отказать. — 6.  Я чувствую себя неловко, когда меня хвалят. — 7.  В компании я обычно молчу. — 8.  Мне трудно выразить свою заботу или любовь. — 9.  Я не могу попросить замолчать человека, который мне мешает. — 10. Мне трудно смотреть в глаза тому, с кем я разговариваю. — 11. Мне очень неудобно  возвращать  покупку  в магазин. — 12. У меня проблемы с выступлениями на публике. — 13. Я волнуюсь, когда разговариваю с недостаточно знакомым мне человеком. — 14. Я чувствую неуверенность в себе. — 15. Мои знакомые говорят, что я недостаточно уверен в себе.                                         Просмотрите результаты.  Много ли у вас ответов «всегда»? Если больше одного­двух, значит, вам стоит узнать побольше о том, как неуверенность в себе отравляет вашу жизнь. 3. Упражнение «Снежный ком» .                                       Цель: Знакомство, сплочение. Инструкция:  Необходимо   назвать   свое   имя   и  прилагательное   на   эту   же   букву, характеризующее вас.                                     4. Упражнение «Ураган». Цель:  Разрядка, дать возможность для проявления фантазии, возможность  увидеть общее.     Инструкция:  Ведущий  в  центре   круга. Он  предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком. Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет   только   тот   признак,   которым   он  на   данный   момент   обладает.   Когда участники меняются   местами,  он   должен   занять   чье­нибудь  место. Оставшийся без стула участник становится  ведущим. Если участник долго не может сесть в  круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.                    5.  Упражнение    «Да—нет»  Цель: Знакомство.   Инструкция: Продолжаем наше знакомство. Давайте  попробуем взглянуть на себя и других с разных точек зрения. Я буду называть  утверждения, а те, кто согласен с ними, поднимает руку вверх: * другу всегда надо уступать; * надо всегда полагаться только на себя; * я всегда отстаиваю свою правоту; * я всегда готов первым помириться; * я всегда хочу быть лидером в любой компании; * я всегда все планирую; * я все вопросы решаю при помощи силы; * я считаю, что в жизни все надо попробовать; * я считаю, что умение понимать других людей придет со временем; * я считаю, что если мне сказали: «Так делают все — делай и ты», —          это прямое давление на меня.      6. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение заключается в похлопывании ладонями друг друга (как при аплодисментах: чем громче  звук, тем лучше). При этом следует хлопать так,  чтобы ладоням не было слишком больно. Это упражнение расслабляет и повышает настроение.                               7.   Упражнение «Подарок» Цель: Создание теплой атмосферы, тренировка умения пользоваться невербальными средствами общения. Инструкция:  Все стоят лицом в круг. Ведущий  говорит: «Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый из вас должен будет изобразить какой­либо предмет и передать его соседу справа (мороженое, цветок, котенка и т.д.). Пусть   каждый   придумает   подарок   для   своего   соседа,   у   вас   есть   на   это   несколько минут. Потом тот, кто захочет быть первым, без слов вручает свой подарок соседу, тот следующему, и так, пока все не получат подарки. При этом показать подарок нужно так, чтобы все могли догадаться, что это такое». Когда последний подарок вручен, каждый участник должен сказать, что он получил, а тот, кто вручал подарок, — что он дарил. Рефлексия: Обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями. Не важно, насколько нелеп, глуп и смешон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя, (Эверет Шостром, психолог  «Это   я!» (Занятие   2) Цель: Создание условий для самопознания и самопринятия. Задачи: 1. Сформировать стремления  к самопознанию, погружению в свой  внутренний мир. 2.Сформировать  установки   на  безоценочное принятие себя. Ключевые понятия:  Индивид — это отдельно взятая биологическая особь человека;  Индивидуальность — это неповторимое сочетание психологических особенностей  личности, отличающие одного человека   от другого;  Личность — социальная характеристика человека. № Этап занятия Задачи Методы 1 2 3 4. 5 Начало занятия Формирование мотивации Работа по теме  занятия.  * Знакомство с собой * Стремление к  самопознанию. Разминка Работа по теме  занятия. разрядка Установка на самоанализ. Разминка. Сплочение группы. Завершение занятия Обмен чувствами. б Упражнение «Я люблю... Я не люблю...»  * Обмен чувствами * Упражнение «Я люблю… Я  не люблю» *Упражнение « Мое  физическое «Я». *Упражнение « Мы одной  крови». * Упражнение «Ладошки». Гимнастика  «Стойка» * Упражнение  «Свет  мой,  зеркальце, скажи». * Упражнение «Герб» * Упражнение «Моечная  машина». Обсуждение. Продолжи­ тельность 10 кинут       1.  15 мин. 10 мин. 15 мин. 10 мин. 20 мин. 20 мин. 10 мин. 10 МИН. Цель: Сокращение дистанции между участниками. Инструкция:  Мы   будем   бросать   друг   другу   мяч;  тот,   кто   его   поймает,   будет говорить  «Я люблю...»  и называть что­нибудь любимое. Можно называть  действия, предметы, еду, напитки и т.п. Комментарий:  Необходимо   проследить,   чтобы  мяч   побывал   у   всех   участников. Затем те же самые действия проводятся со словами «Я не люблю...» 2.  Упражнение «Мое физическое «Я» Цель:  Формирование   установки   на   восприятие  себя   в   единстве   и   духовного   и физического начал. Настрой на внимательное отношение не только к своим душевным переживаниям, но и к своему телу. Инструкция: На наших занятиях мы будем анализировать свои личностные качества. Но человек — это не только душа, психика, у него ееть еще и тело. Знаем ли мы свое тело? Давайте проверим. Запишите свои основные физические показатели:  цвет глаз, волос,   рост,   вес,   объем  груди,  талии,  бедер,  размер   обуви,   одежды,   головного убора, перчаток. После   выполнения   задания   участники   делятся  своими   впечатлениями.   Кому выполнить его было легко. Кому трудно? Почему? Какие чувства возникли во время выполнения упражнения?                                                  3. Упражнение  «Мы одной крови»        («Ты похож(а) на меня тем, что...», «Я отличаюсь от тебя тем, что...») Цель: Опыт общения, внимание к личности другого. Инструкция:  Участники   разбиваются   по   парам,   по   очереди   говорят   фразы   и заканчивают предложения.                                    4. Упражнение «Ладошка» Цель: Позитивная обратная связь. Возможность выражения позитивных эмоций. Инструкция: Каждый участник обрисовывает свою ладонь с двух сторон. В каждый пальчик   одной   ладони   вписывается   качество,   свойственное   себе.   Листочек   пе­ реворачивается,   пишет   свое   имя   и   отправляется   по   кругу,   при   этом  5   ближайших участников вписывают, что они думает об этом человеке. Обсуждение: Согласны ли вы с тем, что о вас написали или вы разочарованы?                            5. Упражнение  «Стоика» Эта гимнастика для выработки правильной осанки. Встаньте у вертикальной стены так, чтобы к  ней плотно были прижаты ваши пятки, икры, ягодицы, лопатки, плечи и затылок. Стойте так в течение 10 минут. Затем, сохраняя выправку, отойдите от стены. Старайтесь   удержать   правильную   осанку   на   протяжении   всего   дня.   Выполняйте   уп­ ражнение  ежедневно. Сами  увидите, как   с  изменением  осанки   будет  меняться  и  ваш внутренний мир.                    6. Упражнение: «Свет мой, зеркальце, скажи...»  Цель: Установка на самоанализ. Инструкция:  В   сказке   «О   мертвой   царевне   и  семи   богатырях»   царица   время   от времени   задавала   этот   вопрос,   чтобы   узнать   что­то   о   себе.   А   как  часто   вы   задаете подобные вопросы самим себе? Ответьте на вопрос «Кто Я?»  10 раз. Итак, подчеркните первые три ваши ответа  на  вопрос  «Кто Я?».  Каждый из этих ответов отображает какую­то одну сторону вашей личности. Подумайте, каким бы мог стать ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте. В качестве   девиза   может   выступать   всё,  что   угодно:  известный  афоризм,  пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное, чтобы он как можно точнее   отражал  суть,   заложенную   в   вашей   самохарактеристике.  Запишите   его   на отдельном   листе...   Теперь   обратитесь   ко   второму   и   третьему   пункту,   придумайте девизы и также запишите их на отдельных листах... Хорошо. Следующее задание: к каждому  пункту   придумать   какой­либо  символ,  воплощающий   в   форме   знака внутренне содержание самохарактеристики. Вся эта работа по поиску и созданию девиза  и символа к каждому из первых трех пунктов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу упражнения,   на   котором  участники   должны   будут   обозначить   свои  главные девизы и символы в жизни. Каждый   человек   должен   располагать   внутренними   ресурсами   противостояния опасностям, тем более важно сформировать эти ресурсы у ребенка.  Они станут, его оружием, его надежной защитой в различных жизненных ситуациях. Упражнение «Герб» (для среднего подросткового возраста). Цель: Изобразить свои ресурсы символически в виде рисунка личного герба. 1.   Приготовить   чистый   листок,   ручки,   карандаши.   Нарисовать   свой   макет   герба. Разделить поле герба на пять полей. 2. Записать и продолжить три предложения: 1. Я горжусь собой, потому что... 2.Я горжусь собой, потому что... 3.Я горжусь собой, потому что... Обязательно найти три разных повода гордиться собой. 3. На первом поле герба нарисовать то, что вы умеете делать лучше всего. 4. На втором поле — место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно и безопасно. 5. На третьем поле — самое большое свое достижение. 6. На четвертом — трех людей, которым вы можете доверять. 7. На пятом поле — три слова, которые бы хотели слышать о себе. Рассказать друг другу о гербе, показать нарисованное.                                        Немного истории. Когда­то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров для придания смелости выкрикивали свой девиз. Ваши личные девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой...», а также в  трех словах, которые, вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа скажите себе эти слова. Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают вам — вы не одиноки. Есть кому вас выслушать и помочь. Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились  сами, помогает, когда охватывает неуверенность. Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстано­ вить силы, отдохнуть. Первое поле герба поможет, если вам станет скучно. Оформите свои гербы. Теперь это ваша своеобразная визитная  карточка. Подумайте,  где вы бы хотели поместить свой герб. Можете поместить его так, чтобы он всегда был рядом. Щит с гербом — оружие защиты, но он может  стать и оружием победы, если с его помощью вы преодолели какую­нибудь жизненную ситуацию, стали сильнее, умнее, мудрее. Меч — это знание своих прав. И право быть самим собой, и право на уважительное отношение к себе, и право выражать свои чувства, мысли, совершать и исправлять ошибки. Право изменить свое мнение, если признал его ошибочным. Право сказать «Нет»... Прав много. Главное, уважать  свои права. Комментарий:  После   завершения   задания   можно   дать   ребятам   время   обменяться впечатлениями.                                            5. Разминка Упражнение   «Моечная машина» Цель: Снятие напряжения, разрядка. Инструкция: Группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) — «машина», второй (в конце) — «сушилка». «Машина» проходит между шеренгами,  все ее «моют»: поглаживают, потирают и т. д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна его «высушить»  —  обнять.  После этого  «сушилка» становится в шеренгу. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», и с начала шеренги идет следующая «машина».                       6. Завершение работы Рефлексия: Систематизируется информация, полученная в ходе занятия.     Человек лишь узел отношений. И только отношения важны для человека.         (Антуан де Сент­Экзюпери, писатель)                     Искусство общения Занятие  3 Цель: Развитие навыков эффективного общения и их закрепление. Задачи: 1.Развитие эмпатии. (Эмпатия —способность человека к непроизвольному  переживанию тех ситуаций, которые возникают у другого человека в процессе  общения.) 2.Установление доверительных отношений через телесный контакт. 3.Обучение навыкам эффективного общения.                                      План № Этап занятия. Задачи. Методы. Упражнение «Странный город». 5 мин. Продолжи­ тельность 1. 2. Разминка. Рабата но теме занятия. 3 Разминка. * Разрядка . *Улучшение групповой  атмосферы. Актуализация проблемы,  обсуждение различных   точек зрения на модель  общительного человека. * Синие напряжения. *Тренировка умений  распознавать невербальные  компоненты общения. Разъяснение. 5 минут * Упражнение «Построиться  по росту». *Упражнение «Найди себе  пару». 10 м и н.. 4. Работа no теме занятия. 5 6. Разминка. Работа no теме занятия. 7 Завершение занятия. Развитие  умений  распознавать невербальные  сигналы в общении и  эффективно их  транслировать. Тренировка навыков  использования невербальных  средств общения. Разрядка. * Осознание значимых» сфер  своего окружения. *Развитие навыков  установления контакта. *Развитие навыков слушания  в процессе восприятия и  общения. Систематизация  информации, полученной в  ходе занятия. *Упражнение  «Разговор через  стекло». * Упражнение «Встанем на  газету». *Упражнение «Дорисуй  картинку». *Упражнение «Передача  предметов». *Упражнение «Слепой и  поводырь». Гимнастика.  Упражнение «Я и мир  вокруг меня».  Упражнение  «Четыре  позиции»  Упражнение  «Испорченный телефон». Обсуждение. 10 минут 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 5 мин. 15 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 1. Разминка Упражнение   «Странный город»  Цель: Улучшение атмосферы в группе. Инструкция:  Все мы жители странного города,  в котором люди гуляют по главной улице, и все время здороваются друг с другом; когда городские часы бьют час — они здороваются тыльными сторонами ладоней, когда два — правой рукой дотрагиваются до левого  уха  встречного,  три — здороваются   спинами, четыре —  коленями.  Итак, давайте гулять и здороваться. После игры у всех, как правило, хорошее настроение и группа готова к работе.                                 2.Работа по теме занятия Цель:  Актуализация   проблемы,   обсуждение   различных   точек   зрения   на   модель общительного человека. Комментарий:   Общение  —  это   процесс   взаимодействия   конкретных   личностей. Любое общение  начинается с контакта. Для того чтобы расположить собеседника к себе, вызвать интерес, его  доверие, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение   — слова. Невербальное общение   — выражение лица, поза тела, жесты, походка, дистанция, контакт глаз. После обсуждения ведущий говорит: «Таким образом, чтобы эффективно общаться, человек должен внимательно слушать собеседника (активное слушание), уметь вставать на его позицию и сопереживать, а также понимать его».                                       3.Разминка                          Упражнение «Построиться  по росту» Цель:  Разрядка,   сплочение   группы.   Осознание  относительности   любой   системы оценки. Инструкция:  Встать   плотным   кругом.   Ведущий  говорит   группе,   что   они   слепо­ глухо­немые, для  чего нужно закрыть глаза и рот. В таком состоянии ребятам надо построиться   в   шеренгу   по   росту.  (Включается   секундомер.   По   окончании   об­ суждаются результаты).                          Упражнение «Найди пару» Цель: Тренировка умения пользоваться невербальными средствами общения. Инструкция:  По   сигналу   учителя   ребятам   нужно поменяться местами. Для этого предварительно  нужно   установить   контакт   глазами   и   договориться  с   партнером. Необходимо четное число участников.                            4.    Работа по теме занятия.                       Упражнение «Разговор через стекло» Цель: Тренировка умения использовать невербальные средства общения. Инструкция:  Выбирается водящий, который  будет исполнять роль человека. Все остальные   дети   —   «зеркала».   Человек   смотрится   в   зеркала,  и   они   отражают   его. Зеркала   повторяют   все   действия   человека,   который,   конечно,   кривляется   от  души. Здесь нужно следить за тем, чтобы зеркала отражали правильно: если человек поднял правую руку, «зеркало» должно поднять левую и т. д. Игра хороша тем, что в ней легко поощрять самых пассивных членов группы. Упражнение «Встанем на газету» (Проводится в группах с четным количеством  детей) Цель: Сокращение дистанции между участниками посредством телесного контакта. Инструкция: Группа делится на две части так, чтобы в каждую половину попало равное количество небольших и крупных детей. Учитель ложит на пол подальше друг от друга две газеты в полный разворот. Задача каждой команды — встать всем вместе на газету, заняв на ней как меньше места. Когда играющие выполнят задание,   ведущий   отрывает   незанятые   куски   газеты.   Затем   оставшиеся   куски сравниваются, и команда, у которой газета меньше (то есть, ребята уместились на меньшей площади) считается выигравшей.                  Упражнение    «Дорисуй картинку» Цель:  Освоение   навыков   понимания   друг   друга  при   помощи   рисунка,   снятие напряженности. Инструкция:  Один из ребят начинает рисунок.  По сигналу учителя он передает лист соседу, и тот дорисовывает что­то свое. Игра идет до тех пор, пока лист не пройдет по кругу. Затем учитель показывает детям, что получилось.                    Упражнение    «Передача предметов» Цель: Тренировка навыков использования невербальных средств общения. Инструкция:  Все   стоят   лицом   в   круг.   Ведущий  говорит:   «Сейчас   мы   повернемся спиной   в   круг,   и  кто­то   один   передаст   без   слов   своему   соседу  справа,   какой­то предмет. Этот предмет он придумывает сам и никому не говорит, что это такое, ^^ но   постарается   так   его   показать,   чтобы   сосед   его  понял.   Получив   предмет,   каждый играющий   передает   его   дальше.   Если   кто­то   не   понял,   что   ему  передали  —   ничего страшного, надо постараться просто показать тоже самое, сделать те же движения, когда предмет   обойдет   круг,   мы   повернемся  лицом   в   круг,   и   каждый   скажет,   что   он получил. В заключении автор задуманного предмета скажет, что он передал».                    Упражнение «Слепой и поводырь»  Цель: Установление доверительных отношений. Инструкция: Разбиться на пары. Один человек  надевает повязку на глаза, второй — становится ­ведущим. Ведущий должен провести «слепого» по  помещению так, чтобы   тот   чувствовал   себя   спокойно,   уверенно.   Это   упражнение   выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения участники меняются ролями.                       5. Разминка Гимнастика   для   снятия   напряжения.   Ведущий:  «Вы   можете   просто   глубоко дышать, можете (в течение 30 секунд) дышать таким образом: быстро вдохнуть и в два раза медленнее выдохнуть, т.е. вдох делать в два раза короче, чем выдох. В случае   особо   сильного   напряжения   рекомендуется   сделать   глубокий   вдох   и задержать   дыхание   на  15­20   с.   Улыбка   —   тоже   эффективный   способ  снятия напряжения, а это еще один способ укрепить уверенность в себе».                    6. Работа по теме занятия.             Упражнение    «Я и мир вокруг меня» Цель: Осознать значение тех, кто находится рядом с нами. Инструкция: Взять чистый лист бумаги. Оставить середину пустой, а вокруг  нарисовать все, что вас окружает в жизни, с кем приходиться общаться,  взаимодействовать. Последним нарисовать себя в центре Примечание: После  выполнения задания участники отвечают на вопросы ведущего: — Кого вы нарисовали? — Кого и почему вы изобразили ближе к центру, кого — дальше? Упражнение «Четыре позиции» Цель: Осознание собственных предпочтений и организация пространства общения;  осознание различий в восприятии и эмоциях разных людей в одной ситуации;  преодоление стереотипов. Инструкция: Ведущий предлагает участникам разделиться на пары. 1.Ведущий просит пары распределиться по всей комнате так, чтобы каждая пара  была как можно дальше от других, и поставить свои стулья спинками друг к другу,   вплотную.  Ведущий:  «Теперь вы сядете  на стулья  и будете  полторы  минуты  разговаривать, не поворачивая корпус. Тему выберете сами или я вам предложу. Для  этого выбора у вас есть некоторое время. Когда я скажу «Начали!», вы приступите к  разговору». Ведущий следит за временем и, когда истекают полторы минуты, говорит «Стоп». 2.Ведущий  предлагает  парам:  «Теперь пусть один из вас сидит, а другой встанет  прямо напротив партнера, и по команде вы продолжите разговор. Тема — та же, а  если хотите, можете взять другую.  Через  полторы  минуты  после  команды «Начали!» я вас остановлю». 3.Партнеры меняются местами в позиции «один стоит, другой сидит» и опять  разговаривают полторы минуты. 1.Партнеры беседуют, сидя лицом друг к другу. Комментарий: Все садятся в круг, ведущий предлагает каждому сказать, в каком  положении ему удобнее и приятнее всего разговаривать, а в каком положении —  наименее приятно.                       Упражнение «Испорченный телефон» Цель: Развить умение слушать в процессе общения. Инструкция: Водящий шепчет на ухо соседу достаточно длинную фразу о событиях,  известных всем присутствующим; фразу со сложными деепричастными оборотами и  т.д. Сосед передает услышанное дальше. И так далее по кругу. Например: «Осенью, когда очень часто идут дожди, на улицах сырость и слякоть,  люди неохотно выходят на улицы, спешат на автобус или трамвай, которые, вследствие  этого бывают абсолютно переполнены». После игры необходимо провести обсуждение: * Почему получился именно такой результат? * Какие   нужно  выбирать  фразы,   чтобы   все могли их правильно понять и  передать без искажения? * Предложить рассказать собственные примеры, которые    привели    к    необычным    результатам (смешным, печальным). Комментарий: Легче воспринимается текст, состоящий из коротких односложных  предложений, простых или знакомых предложений. Ведущий предлагает участникам сформулировать собственные советы, как  избежать искажений в общении.                          7. Завершение занятия Рефлексия:  Ведущий   организует   обсуждение  новых   впечатлений.   Вместе   с участниками   делаются   выводы   о   том,   как   и   какими   приемами   лучше  завершать общение. Если долго смотреть в пропасть,   однажды пропасть начнет смотреть на тебя. (Фридрих Ницше, философ)                             Занятие  4 Уверенность  и  уверенное  поведение. Цель: Развитие навыков уверенного поведения. Задачи: 1.Актуализация конструктивных вариантов поведения подростков. 2.Обучение навыкам уверенного поведения.                                План № Этап занятия Задачи Методы Продолжите льность. 1. 2 Начало Занятия. Работа по теме  занятия. Формирование мотивации * Обучение самопознанию * Опыт доверия группе. * Развитие навыков нахождения в ресурсном состоянии. Разминка Разрядка 3 4 Работа по теме Занятия. 5 Завершение занятия. Осознание процессов Формирования чувства уверенности и  неуверенности. Систематизация информации, полученной входе занятия. Упражнение « Ах, какой ты молодец!» * Упражнение.. «Я уверен в себе, если...» *Упражнение «Оцени себя» *Упражнение «Свеча» * Упражнение «Доверяющее падение» *Упражнение «Налет орды на отрешенных». Аутогенная Тренировка. * Упражнение «Сила слова» * Упражнение «10 заповедей неудачника» Обсуждение. 5 мин 15 мин 15 мин 10 мин. 10 мин. 10 мин. 5 мин. 20 мин. 20мин. 10 мин.                                              1.  Начало занятия                          Упражнение «Ах, какой ты молодец!» Цель; Дать опыт восприятия информации о другом человеке. Инструкция: Участники разбиваются на пары.  Один из них говорит о себе что­то хорошее,  а  второй считает эти комплименты: «Ах, какой ты  молодец  —  раз!.. Ах, какой ты молодец — два!..» и т.д. Затем участники меняются местами.                     2.  Работа по теме занятия                           Упражнение «Я уверен в себе, если...» Цель: Актуализация собственного опыта по данной теме. Инструкция: Играем по кругу. Закончите предложение «Я не уверен в себе, когда...». Затем — предложение «Я уверен в себе, если...». Комментарий:  В   высказываниях   учащихся   подчеркиваются   внутренние   признаки уверенности  и  внешние ее проявления. Вывод из высказываний:  чувство уверенности появляется тогда, когда человек ощущает в себе силы справиться с ситуацией.                    Упражнение «Оцени себя»  Цель: Работа над уверенностью в себе. Инструкция: Каждый из участников  называет ситуации, когда он чувствовал себя уверенно и неуверенно. Затем ребята  оценивают себя в целом — насколько они уверены в себе. В центре комнаты может  встать человек, который всегда на 100 % в себе уверен. У стены становятся те, у  кого нулевая уверенность в себе. Остальные участники занимают те места, где, по  мнению их самих, они находятся —  10 %, 20, 30, 40, и т.д. Затем   ведущий   говорит,   чтобы   участники   представили,   что   так,   как   они   сейчас стоят — в полный рост — это 100% уверенности в себе, лежа на полу ­ 0 %. Затем остальным участникам предлагается присесть на столько %, на сколько они оценили свою уверенность в себе и походить в таком положении по комнате в течении 1­2 мин. Затем выпрямиться в полный рост. Расправить плечи, встряхнуть ноги и походить так по комнате еще 1­2 минуты. Комментарий:  После  выполнения  этого упражнения  все   садятся  в  общий   круг  и отвечают на вопросы ведущего: «Как удобнее было передвигаться? Почему?» Ведущий говорит о том, что при неуверенности  в себе человек тратит очень много энергии на зажатую позу, страхи, волнения, опасения, и т.д.  Следовательно, чувство уверенности  даже для физического   состояния   более   удобно,   приятно.   И,  следя   за своей позой, можно сделать первый шаг к повышению уверенности.                   Упражнение    «Свеча» Цель: Через телесный контакт научить доверять  группе. Инструкция:  Встать   в   круг   очень   близко   друг   к  другу.   Это   не   обычный   круг,   а волшебный.   Он  волшебный   потому,   что   участники,   которые   стоят  в   кругу,   будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Первый желающий становится на стул в центре круга. При этом очень важно, чтобы участник   в  центре   стоял   очень   прямо,   как   будто   он   «деревянный».   Дать   ему возможность свободно падать в  разные стороны. Все остальные поднимают руки  на уровне   груди.   Их   задача   —   поймать   и   осторожно   вернуть   в   исходное   положение участника, стоящего в центре. (После   выполнения   задания   участник   делится  своими   впечатлениймии   и меняется местами.) Вопросы ведущего: * Как ты себя чувствовал в центре круга? * Мог ли ты доверять кругу? * Кого ты опасался? * Что для тебя было самым трудным? * Пробовал ли ты закрывать глаза? * Что ты чувствовал? * Что ты чувствовал, когда был частью круга? * Было ли тебе трудно удерживать других? ■  Хорошо ли вы справлялись со своей задачей  Упражнение «Доверенное падение» вместе? Цель: Дать опыт преодоления недоверия к другим, опыт доверительного отношения и поддержки.         Инструкция: Один из участников падает на подставленные руки остальных   с   более   высокой  позиции,   чем   они.   Задача   группы   —   не   уронить  его. Перед падением участник спрашивает: «Страхующие готовы?», на что стоящие внизу отвечают: «Готовы». Затем спрашивает ведущего: «Падать?», на что ведущий отвечает: «Падать».   Падение   производится   с   прижатыми   к   груди   скрещенными   руками   и абсолютно прямым телом. Прогиб тела затрудняет поимку падающего и «портит» его впечатление. Комментарий:  Задача   ведущего   —   обеспечить  безопасность   участников.   Падение проводится со стула. Упражнение «Налет орды на отрешенных» Цель: Отработка навыка нахождения в ресурсном состоянии. Группа делится на две команды. Инструкция первой команде:  Вы — «отрешенные», Ваша задача — погрузиться в себя, отрешиться   от   внешних   воздействий.   Для   этого   вы  можете вспомнить  что­то приятное, ситуацию, когда вы были спокойны, уверены в себе, знали,  что все у вас получится. Вам надо будет застыть,  душевно заморозиться. По моему сигналу вы раз­ вернетесь, и в тот же момент на вас налетит, как орда, другая команда. Их задача — вас разморозить, вызвать у вас душевные реакции». Инструкция второй команде: Орда, у вас  есть только два ограничения: вам нельзя дотрагиваться   до   «замороженных»   и   нельзя   кричать   им   в  ухо.   Любые   провокации возможны. Комментарий:  Через   2   минуты   команды   меняются   ролями.   После   выполнения упражнения участники садятся в круг и отвечают на вопросы ведущего: кому, сколько удалось   продержаться   в   «отрешенном»   состоянии?   От   чего   это   зависело?   Ведущий подчеркивает важность умения сохранять спокойствие в любых ситуациях.                                            3. Разминка Аутогенная   тренировка:   формула­настрой.   Ее  можно   произносить   перед   зеркалом или про себя, по дороге. «Я — человек смелый, твердо уверенный в себе. Я все умею, все   могу   и   ничего   не  боюсь.   С   каждым   днем   моя   воля   становится   все  сильней   и сильней».       4. Работа по теме занятия Упражнение    «Сила слова» Цель: Работа над уверенностью в себе через чувства и мысли. Инструкция: Написать на листке бумаги: * Три фразы,  которые    будут начинаться со слов «Я должен». * Три фразы, начинающиеся со слов «Я не могу». * Три фразы, начинающиеся со слов «Я боюсь». Объединиться в пары и прочитать друг другу то, что вы написали. Затем написать эти предложения заменив слова: * «Я должен» на «Я хочу». * «Я не могу» на «Я не хочу». * «Я боюсь» на «Я хотел бы». Прочитайте их друг другу снова. Как изменились ощущения? Комментарий:  После   выполнения   упражнения  проводится   обсуждение   в   общем кругу. Ведущий  подчеркивает важность того, какие слова использовались в общении с окружающими и обращения к самим себе. Указывает на слова, которые препятствовали установлению внутреннего равновесия, и  те, которые этому способствовали. Называет некоторые из слов неудачника: невозможно, попытаться, ограничения, трудно, обязан, должен и т.п.                       Упражнение «10 заповедей неудачника» Цель: Осознание процессов формирования чувства уверенности и неуверенности. Инструкция: Разделиться на подгруппы по 4­5 человек. Каждая подгруппа получает карточку   с   заповедями   неудачника.   Нужно   переформулировать  их   и   получить инструкцию «Как стать уверенным». Каждая подгруппа представляет свои варианты. Главные заповеди неудачника; * Всегда и везде жди от себя только неприятностей. * Если  на тебя  неожиданно свалился  успех, сделай все, чтобы его не заметить,  или, если это уж совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно,  же, случайно, по ошибке и скоро кончится. * Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от принципов. *Изо всех сил уклоняйся от возможности проверить себя и свои способности. * Избегай трудных ситуаций. * Побольше занимайся самооправданиями. Во всех случаях задавай  вопрос  «Кто  виноват?»  и никогда «Что делать?». * Относись ко всему как можно серьёзнее. Не позволяй себе легкомысленного  взгляда на вещи. * Рассматривай каждую неудачу как окончательное поражение, которое окажет  решающее влияние на всю дальнейшую жизнь. * Избегай любви к себе. Комментарий:  Ведущему необходимо обратить  внимание участников на еще одно существенное отличие человека — действие. Для этого можно рассказать следующую притчу: «Шел по дороге осел. Он нес очень тяжелый груз, очень устал, ему хотелось есть и пить. Справа от него была зеленая лужайка, слева тек прохладный ручей... А осел все шел   по   дороге.   Наконец   он   сказал:   «Все,   я   решил.   Мне   нужно   остановиться   и отдохнуть. Ведь я очень хочу есть и пить». Справа от него была зеленая лужайка, сле­ ва от него тек прохладный ручей... А осел все шел по дороге, и говорил: «Я принял решение...»                                5. Завершение занятия Ведущий организует обмен мнениями. Уверенность в себе — это способность полагаться на себя,  это отвага мыслей, чувств и поступков. (Поль Ванцвайг, психолог) Занятие  5             Урок­тренинг  «Как   сказать «нет!» Цель: Развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных  жизненных ситуациях. Задачи: 1.Обучить адекватным формам реагирования. 2.Сформировать умение сказать «нет». 3.Развить навыки общения, принятия решений и чувство самоценности, помочь  осознанию духовных ценностей, противостоять «давлению» сверстников.                                План № Этап занятия Задачи Методы *   Обсуждение *  Разъяснение Продолж     и­ тельность 10 минут 1 1 3 4 Начало занятия Разминка Работа по теме Занятия. Завершение Занятия. 1. Начало занятия *Формнроиние мотивации *Составить представление о средствах зашиты от манипулятивного  воздействия. Ризрядка *  Осознать механизмы манипулятивных действий. *Диагностика. Систематизация информации,  полученной в ходе занятия. *Паровозики» *Сюжетно­ролевые ситуации. *Упражнение «Отказ» *Упражнение «Лицо группы». *Заключительное *Анкетирование. Обсуждение. 5 минут 20 минут 15 минут 20 минут 10 минут Участникам на выбор предлагается отработать несколько конкретных навыков, которые чаще всего приходиться   использовать   в   жизни,   или   тех   которые   вызывают   наибольшее   затруднение   в   ис­ пользовании. Подобные   занятия   учат   говорить   «нет».   Слово  «нет»,   произнесенное   в   ответ   на   самые   разные предложения,   и   возможность   говорить   без   эмоциональной   составляющей   —   это   одна   из   целей   этих занятий.   Так,   например,   каждый   из   ребят   может  выбрать   для   себя   наиболее   подходящий   способ реагирования на предложение знакомых употребить психоактивные вещества. Кроме того, ситуации можно проигрывать  сколько  угодно раз, пока  не будет достигнут необходимый  результат. Мнение группы  может  очень сильно  влиять  на человека.  На  этих  занятиях  происходит  не  только  активное стимулирование   обратной   связи,   но   и   делаются попытки научить нахождению способов правильного реагирования на провокации.                                             2. Разминка                   Упражнение «Паровозики» Цель: Разрядка.   Инструкция: Участники садятся на стулья по кругу. Каждый  кладет свои ладони на колени соседей. По сигналу ведущего один из ребят хлопа­ ет своего соседа справа по колену, тот — следующего и далее по кругу. Через  некоторое время по сигналу ведущего направление хлопков меняется.                       3. Работа по теме занятия. Ведущий организует обсуждение вопроса: «Какие тактики могут помочь противостоять манипуляции?» После   обсуждения   формулируются   базовые   техники   конструктивного   сопротивления уговорам. Некоторые   формы   поведения,   которые   можно  использовать   для   избежания манипуляции: 1.Жесткое «нет», при продолжающихся предложениях.   Отказ   облачается   в    экзальтированную форму  (повышенный тон голоса, крик и т.д.). 2.«Нет» и далее уход. 3. Обвинение   предлагающему:   «Ты   что   мне предлагаешь? Я же сказал «нет». Ты  что, дурак?» 4.Очень интересным решением является полное молчание, которое может  сопровождаться мимикой и жестами. Предлагающий делает вывод: «С этим парнем что­ то не то. Молчит. Может, «крыша» поехала? Какой­то странный. А может быть, он  уже до  меня  накурился  чего­нибудь?»  При  подобной тактике поведения вся  коммуникация быстро заходит в тупик, и предложения быстро прекращаются. 5.«Нет» — и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает. 6.Создание образа того, к чему это может при вести. У одних это образ потери денег, нищеты, у других — образ потери здоровья, опустившегося человека, полного идиота  или образ тюрьмы, слез матери и т.д. 7.Твердое и короткое «нет». Когда отвечающий говорит: «Да нет, я же сказал, что  не хочу...» — его «да нет» воспринимается как «да». 8. Можно   отказаться,   прикрывшись   вывеской «болезнь»: люди достаточно  уважительно относятся к болезням, особенно непонятным. Если скажешь: «Ты что? У  меня полигландулярная эндокринопатия! Я могу запросто умереть, если приму это!»,  после этого  могут обижаться  на болезнь сколько угодно, главное, человек  выведен из­под давления. Комментарий: Урок посвящен навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и избегать давления со стороны. Спросить участников, были ли в их жизни случаи,  когда  кто­то  предлагал  им попробовать   сигареты  или алкогольные напитки. Участники могут привести свои наблюдения, когда эти вещества предлагали другим детям, или вспомнить сюжеты из кинофильмов и книг. Выслушать ответы. * Подвести к мысли, что такие ситуации бывают. * Спросить участников: 1.Что они чувствовали?         2.Что говорили?         3.Соглашались или отказывались? 4.Если отказывались, то как? *Записать фразы, содержащие отказ, на доске. Продолжить беседу, задав вопросы: 1.Трудно ли было отказываться? 2.Кому из предлагавших психоактивные вещества труднее всего было отказать?       (Взрослым, сверстником, старшим братьям, сестрам.) 3.Почему одним удается отказаться, а другим — нет? * Обратить внимание на важность невербального компонента общения в момент отказа  (уверенная интонация голоса, поза, мимика, жесты). * Предложить ответить на вопрос, почему важно научиться отказываться от сигарет и  алкоголя. Выслушайте ответы. Подчеркнуть особую важность отказа от них для здоровья. * Сказать, что, хотя подростки обычно много знают о вредном влиянии  психоактивных веществ на здоровье и социальное благополучие, некоторые из них все­ таки начинают курить и употреблять алкоголь, наркотики. Часто это происходит  потому, что они не могут отказать своим сверстникам, знакомым или членам семьи,   предлагающим психоактивные вещества. Сделать вывод, что существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. * Показать заранее варианты ответов, о которых говорится выше.                   Упражнение «Отказ» Цель:  Дать  возможность  участникам   овладеть  навыками  уверенного поведения, аргументирован­ ного отказа в ситуации выбора. Инструкция: Группа делится на подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций. — Антон, Стае и Паша идут на дискотеку. Антон уже много раз выпивал, когда  был на дискотеке, и предлагает друзьям купить по паре бутылок пива: «так будет  веселее». — В семье Коли отмечают Новый год. Отец наливает ему шампанское, а его старшая сестра (ей 25 лет) говорит, что это вредно для подростков.Однако отец настаивает. — Денису  14 лет. Он не очень хорошо учится, и поэтому родители все время его  ругают. После очередного скандала он ушел на улицу, где двое знакомых старших  ребят (им по 17 лет) предлагают ему уколоться,  «чтобы  расслабиться». Денис знает,  что от героина можно заболеть наркоманией, гепатитом и даже умереть. — Алина и Марина пошли на танцы в клуб. Там друзья и подруги предлагают им  закурить {в туалете или на улице, за углом). Алина раньше уже курила,  но  ничего   приятного  не  почувствовала. Марина раньше не курила, и ей очень интересно, какие от этого ощущения. Задание   подгруппам:   в   течение   семи   минут   придумать   как   можно   больше аргументов   для   отказа  в   этой   ситуации,   после   этого   каждая   подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Комментарий:  Если   ведущий   чувствует,   что  роль   уговаривающего   может   быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он сможет сыграть ее сам. *Записать удачные фразы, содержащие отказ, на доске, продолжив начатый список. * Обратиться к выражениям на доске, позволяющим уйти от предложений попробовать психоактивные вещества.  «Обсудить с участниками эффективность следующих форм отказа: 1. «Нет, спасибо + объяснение причины {головная боль, необходимость идти на  тренировку, боязнь огорчить родителей)». 2.  «Нет,  спасибо  +  предложение  чего­то другого: поиграть вместе, съесть конфету,  предложить жвачку)». 3. «Нет, спасибо!» (говорится уверенным тоном без объяснения причин). 4. Сделать вид, что не услышал предложения. 5. Односложный ответ на все предложения и уговоры:«Нет!»,«Не буду!»,«Не хочу!» 6. Уйти в сторону от тех, кто предлагает.                                     Упражнение «Лицо группы» Цель: Создание общего зрительно­информационного поля. Инструкция: Участникам предлагается нарисовать в течении 5 минут «лицо группы».  Дать название своей картине, повесить ее на стенку. По окончании выполнения работ —  общий просмотр и обсуждение.  Заключительное анкетирование по программе.                                         4. Завершение занятия                         Итоговый  круг  «Интересное  —  полезное». Обсуждение. Что нового узнали, что вам понравилось, что не понравилось на занятиях?                   Приложение к теме №1 Тест «Умеете ли вы решать свои проблемы» 1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях: а) нет, это бы вам не помогло (3); б)да, если есть подходящий собеседник (1); в) не всегда, иной раз вам и самому тяжело думать о них (2). 2. Насколько сильно вы переживаете страдания: а) всегда очень тяжело (4); б)это зависит от обстоятельств (0); в) вы стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой  неприятности  рано  или  поздно приходит конец (2). 3. Если вы не употребляете спиртное, то. переходите к следующему вопросу.  Если  употребляете, то для того, чтобы: ­ а) «утопить» в нем свои проблемы (5); б)хоть как­то рассеять все свои «головные боли» (3); в) просто это нравится (1). 4 Что вы делаете, если что­то вас глубоко ранит:  . а)разрешаете себе радость, которую долго не могли позволить (0); б) идете к хорошим друзьям (2); в)сидите дома и «жалеете» самого себя (4). 5. Когда близкий человек вас обижает, вы: а) «прячетесь в свою раковину» (3); б) требуете объяснений (0); в) рассказываете   об   этом   каждому,   кто только готов слушать (1). 6. В минуту счастья вы: а) не думаете о перенесенном несчастье (1); б)боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет (3); в) не забываете о том, что в жизни есть и много неприятного (5). 7. Что вы думаете о психиатрах: а) вы бы не хотели стать их пациентом (4); б)многим людям они могли бы помочь (2); в) человек и сам во многом может помочь себе (3). 8. По вашему мнению, судьба: а) вас преследует (5); б)к вам несправедлива (2); в) к вам благосклонна (1). 9. О чем вы думаете после ссоры с любимым человеком (другом), когда ваш гнев  проходит: а)о том приятном, что у нас было в прошлом (1); б)мечтаете о тайном мщении (2); в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели (3). А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали. От 7 до 15 очков. Вы легко миритесь со своими неприятностями, даже бедами,  поскольку умеете верно их оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком себя  любите жалеть (слабость, которую к самому себе питают многие). Ваше душевное  равновесие достойно восхищения! От 16 до 26 очков. Бывает, что вы подчас «проклинаете судьбу». И все же у вас есть  прекрасная «отдушина»: возможность «выплеснуть» свои проблемы на других. После  этого вам сразу же становится легче. (При этом вам, конечно, важно, чтобы вас  внимательно слушали и сопереживали вашим проблемам, неприятностям). И все же  задумайтесь: не стоит ли вам побольше владеть собой, а не пользоваться постоянно лишь таким «способом» решения своих проблем? От 27 до 36 очков. Вы еще не научились правильно «расправляться» со своими бедами. Быть может, поэтому они вас так и терзают. Вы предпочитаете затвориться в себе,  нередко пожалеете себя. Но, может быть, стоит использовать и иной способ?  Мобилизуйте свою энергию! В вас достаточно доброго, хорошего начала, которое  поможет вам с успехом решить все ваши проблемы и неприятные ситуации. Тест «Насколько вы уверены в себе?» Выбрать один из предложенных ответов. 1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо, как вы поступите: а) поищете удобного случая выяснить отношения; б)перестанете с ним общаться и будете избегать встреч. 2. Когда вы влезаете в автобус, вас грубо толкают. Вы: а) громко протестуете; б)молча пытаетесь пробраться вперед; е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами. 3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы: б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить  его; д)  отстаиваете  свои  убеждения,  стараясь убедить его и других. 4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением  одного в первом ряду. Вы: б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание; д)без колебаний направляетесь в первый ряд; е)долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все­таки садитесь в  первый ряд. 5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах? Д) нет; е) да. 6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми? Д) нет; е) да. 7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку? б)нет; в) да. 8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы? Д) нет; е) да. 9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам  отказаться от ее исполнения? б)нет; в)да. 10.У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы: д)используете эту возможность; е) не используете. 11.Вам надо позвонить по телефону в какое­нибудь учреждение. Вы: б)под любым предлогом избегаете этого; в) е) звоните после долгих колебаний. звоните без колебаний; 12.Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы: б) молча переживаете; г)спорите с учителем по поводу этой оценки. 13.Если вы не понимаете объяснений учителя, то: б)не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым; в)спокойно зададите вопрос сразу после объяснений; г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с учителем наедине. 14.Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают.  Вы: б)долго терпите, затем срываетесь на крик; в)вежливо просите их перестать разговаривать; е) молча терпите. 15. Кто­то лезет впереди вас без очереди. Вы: б) глотаете про себя обиду; д)даете ему отпор. 16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком   противоположного  пола,   который  для  вас очень привлекателен, очень нравится вам? б)очень трудно; не знаю, что сказать; в) легко; г) начинаю с большим  трудом,  но потом «разговариваюсь» и не испытываю  серьезных затруднений. 17. Умеете ли вы торговаться? а)да; б)нет. 18. Волнуетесь ли вы, когда отвечаете у доски в классе, выступаете с докладом? б) да; Д) нет. 19.Вас хвалят за хорошую работу. Вы: б) не знаете, что сказать в ответ; д)благодарите за похвалу; е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность. 20. При хорошем знании предмета, на экзамене вы предпочтете сдавать его: а) устно; б)письменно; в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ. Подсчитайте полученные баллы. Ответ «а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г» — 2 балла, «д» — 4 балла,  «е» — 1 балл. Определите общую сумму. Менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе. 12­32 балла — низкая уверенность в себе. 33­60 баллов — средний уровень уверенности в себе. 61­72 балла — высокая уверенность в себе. более 72 баллов — очень высокий уровень  уверенности в себе. Общение   процесс  установления и Приложение к теме №3 невербальное выражение лица поза тела жесты походка контакт   глаз слова/речь                   Приложения к теме №4 Под уверенным понимается поведение, при котором человек может успешно  общаться с любым социальным партнером, не забывая при этом о собственном  благополучии и не ущемляя прав и потребностей другого человека. Признаки уверенного человека: ­ спокоен, доброжелателен; ­ смотрит в глаза; ­ вежлив, но настойчив; ­ не спешит, когда принимает решение; ­в споре говорит о поступках других, а не оценивает их; ­легко говорит о себе,  не боится  раскрыть свои чувства и мотивы поступков; ­ не проявляет враждебности или агрессии; ­ легко воспринимает критику. Уверенное поведение включает в себя: ­ способность сказать «нет»; ­способность открыто говорить о своих чувствах и требованиях; ­способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу; ­способность открыто выражать позитивные и негативные чувства. Десять способов навсегда остаться неуверенным в себе: Избегайте ошибок и неверных суждений. Всегда ставьте нужды других выше своих. 1.Никогда никому не отказывайте и всеми силами избегайте противоречий. 1. 2.Вините себя каждый раз, когда будете делать то, что вам захотелось. 3.Убедите себя в том, что ваши чувства не имеют значения, важны только чувства  других. 4.Убедите себя в том, что если ваши решения или поступки кому­то не нравятся,  значит, вы поступаете как эгоист. 2. 5.Всегда делайте то, что  вам  говорят власть имущие. 6.Убедите себя  в том, что вы  не так умны  и компетентны, как другие. 7.Убедите себя в том, что не соглашаться с чужим мнением невежливо. 10.Никогда не верьте похвалам в свой адрес. Твердость и уверенность в себе — это не: ­ просто получение того, чего вы хотите; ­ неуважение к правам и чувствам других; ­ воинственное и враждебное поведение; ­ высмеивание других; ­ выпяченная грудь и поднятый кверху нос; ­ оскорбление и унижение других. Линейка уверенности Уверенные действия предполагают то, что вы знаете, как выразить свои мысли,  желания и чувства, чтобы не задеть чувства других и не унизить их. Твердо выражая  свои интересы, вы не дадите никому использовать вас и при этом не будете чувствовать  вину. Очень часто уверенность предполагает и способность выражать такие чувства, как  заботу и любовь. Уверенность в себе предусматривает, что вы можете как делиться, так  и получать позитив, будь то комплименты, благодарности или любые другие способы  выражения признательности. Вы не робки и не агрессивны, вы никого не обижаете и ни на кого не обижаетесь. Вы знаете, что ваши действия правильны, и уберегаете себя от  стрессов. Несколько советов «Как стать увереннее в себе» Смотрите на других. Следите за уверенными действиями окружающих и особенно  тех, кого вы уважаете за твердость характера. Следите за собой. Записывайте, как вы ведете себя разных ситуациях. Ничего  особенного — обычные личные записи. Начинайте с малого. Начните с ситуаций, в которых вы чувствуете себя почти  уверенно. Затем перейдите к тому, что вызывает в вас большое волнение. Не ждите  быстрых перемен. Чтобы стать тверже, вам нужно стереть многие годы покорности. А  на это нужно время. Не будьте слишком строги к себе. Не наказывайте себя за неуверенный поступок.  Просто отметьте, что вы сделали не так, и постарайтесь в будущем не повторять этой ошибки. Значение голоса и жестов Важны не только слова, важно и то, как вы их произносите. В то время как слова  будут выражать твердость, тон вашего голоса и жесты могут утверждать совсем  обратное. Ответьте на такие вопросы: * Говорите ли вы громко и отчетливо? * Бурчите ли себе под нос, искажая тем самым слова? * Смотрите на человека, с которым говорите? * Нервничаете ли во время разговора? * Прямо ли сидите или стоите во время разговора? * Не кричите ли? * Не звучит ли в вашем голосе нотка подобострастия? Уделяйте внимание всем вышеперечисленным факторам. Если вы хотите создать  впечатление уверенности в себе, ваши жесты должны соответствовать тону голоса. Вы  должны говорить всем своим телом. Не теряйте самообладания Медленно вдохните через нос и одновременно с этим сожмите большой и указательный  пальцы на одной руке. Задержите дыхание на 4­5 секунд и выдохните весь воздух через  немного приоткрытый рот. Выдыхая, расслабьте пальцы и прочувствуйте, как волна  приятного покоя разливается по всему телу. Повторите это упражнение несколько раз,  чтобы тело максимально расслабилось.                                        Приложение к теме №5 Используйте прием «светофор*. Разделите все конфликтные ситуации на три группы:  зеленые, желтые и красные. О зеленых вам особо беспокоиться не стоит. Это самые позитивные отношения,  которые у вас с кем­либо могут быть. Вам их нужно как можно больше. Им  противоположны красные: ситуации, в которых просто необходимо что­то предпринять.  Желтые ситуации — это нечто среднее между зелеными и красными. Они также не совсем благоприятны, но им еще далеко до красных. На них можно закрыть глаза. Вот  несколько ситуаций, в которых можно поступить двояко. Красный или желтый?                      Ситуация Кто­то задел вас плечом Вас перебили на полуслове Кто­то «подрезал» вас на дороге Официант не спешит вас обслуживать Человек, стоящий перед вами в очереди, очень долго  оплачивает покупку Кто­то шумит на собрании Кто­то говорит какую­то глупость С вами обращаются невежливо В каждой из этих ситуаций у вас есть выбор: ответить или не обратить внимания.  Иногда некоторые из них могут вызвать неудержимое желание как­то отреагировать.  И все же все эти ситуации следует относить к категории желтых. Избавьте себя от  стрессов. Или вы не уверены в себе? Поберегите силы для чего­то более важного. Если какая­то ситуация попала под желтую категорию, это совсем не значит, что она  не может изменить свой статус. Примеры проявления уверенности в себе: Я Отказ на просьбу: — в это время я занят; — извините,  но  мне действительно не хочется этого делать. Я Ответ на предложение ненужной вам помощи: — сейчас мне не совсем нужны советы; — спасибо за помощь, но все в порядке. 7\ Выражение неодобрения: — мне не нравится то, что вы делаете; — я бы хотел прекратить это. Я Выражение восхищения: — мне кажется, вы отлично работаете; — вы выглядите великолепно. 71 Ответ на комплимент: — приятно слышать это от вас; — спасибо. Несколько слов о манипуляциях Синдром  «хорошей  девочки» Женщинам сложнее избавиться от неуверенности в себе. Во все времена их учили  уделять больше внимания другим. И сейчас их воспитывают пассивными, покорными и  покладистыми. Им говорят: «Будь хорошенькой, и ты понравишься другим»,  «Не привлекай внимания», «Веди себя скромнее». Сегодня такие замечания слышатся  все реже, но стиль воспитания мало изменился. Эти установки закрепляются в сознании  женщины и усложняют ее и без того нелегкую жизнь. Очень часто именно женщинам  приходится взваливать на свои плечи уход за детьми и работу по дому. При этом им еще  надо и зарабатывать деньги. А если заболеет один из родителей, можно не сомневаясь  предположить, кто будет за ним присматривать. Добавьте сюда неуверенность в себе, и  вы получите щедрую почву для стрессов.                           Говорите, как заезженная грампластинка Иногда большую роль играет настойчивость. Повторяя просьбу снова и снова  (Помните старые поцарапанные грампластинки?), вы можете получить то, что  хотите. Возьмем такой случай. Вы покупаете настольную лампу, и в первый день она  работает хорошо. Но на следующий день у нее начинает потрескивать вилка, и из­за  этого у вас вообще отпадает желание ее включать. Вы, естественно, решаете отнести ее  назад.                                                                                                                                                  Вы. Эта настольная лампа плохо работает. Я думаю, что проблема в проводе. Мне бы  хотелось вернуть свои деньги. Продавец. У Вас есть чек? Вы. Нет, но на коробке написано, что она была куплена в вашем магазине. Продавец. Мы не возвращаем деньги, если нет чека. Вы. Может быть, но мне бы хотелось вернуть свои деньги. Продавец. Но мы практически никогда не возмещаем покупку без чека. Вы. Мне действительно хотелось бы вернуть свои деньги. Продавец. Хорошо, но это в последний раз. Вы. Спасибо.                                                                                                                                   Как видите, ничего экстраординарного здесь нет. Вы просто утомляете другого  человека тем, что настойчиво и без изменений в голосе повторяете свою просьбу.  Всегда ли этот прием работает? Нет. Но если вы будете твердо стоять на своем, то  сможете добиваться того, чего хотите, чаще, чем думаете.                        Попробуйте завуалировать свой отказ Этот прием представляет собой смягченную форму приема заезженной грампластинки.  Прибегайте к нему тогда, когда вам небезразличны чувства другого человека, вы  разделяете обоснованность его просьбы, но, несмотря на это вам все равно не хотелось бы ее выполнять. Следующий пример все разъяснит. Вас попросили пожертвовать деньги в благотворительный фонд, который, по­вашему,  вполне стоит того, но вам вовсе не хочется этого делать. Проситель исполнен благих  намерений, но чересчур настойчив в просьбе. Прием заезженной грампластинки в этом  случае будет звучать грубо. Вы выбираете завуалированный отказ. Проситель. Это великое дело. Вы поможете многим людям. Вы. Я знаю это. Но в данный момент я вообще не собираюсь жертвовать деньги. Проситель. Не обязательно много. Нас устраивает любая сумма. Вы. Я понимаю, но все же думаю, что сейчас я, пожалуй, не буду делать  пожертвование. Проситель. Почему бы вам не выделить хотя бы 50 рублей? Это ведь совсем  немного. Вы. Я согласен с вами, но пожертвования все­таки делать не буду. Вы внимательно слушаете собеседника и перефразируете его, повторяя кое­что из того,  что он говорит. Вы цените его точку зрения, даже проявляете участие, но несмотря на все это, остаетесь при своем мнении. Это отличный способ  уклониться от просьб о пожертвовании, услуге или участии в общественном  мероприятии.                                                                Проведите генеральную репетицию Ненужные противоречия чаще всего начинаются тогда, когда застают врасплох.  Потратьте немного времени на то, чтобы подумать, что сказать. Конечно, любая  ситуация может принять самый неожиданный поворот, но в большинстве случаев вы  сможете распознать надвигающуюся ссору, поэтому у вас будет время, чтобы к ней  подготовиться. Попробуйте разыграть роли. Подумайте, что вы будете говорить, и как на это может отреагировать другой человек. Представьте, как вы ответите на его  возможную реакцию. Не останавливайтесь на этом. Подумайте, что вы будете делать,  если ваш собеседник разозлится (вы при этом будете вести себя спокойно и уверенно).  Прокрутив в голове несколько сценариев, вы подготовите себя практически ко всему. Вот несколько типичных ситуаций для обдумывания. — Вам не нравится, как в последнее время ведет себя ваш коллега, и вам хотелось бы сказать ему, чтобы от изменил свое поведение. — Вы знаете, что ваш друг очень скоро попросит вас об услуге, которую вам  определенно не хотелось бы оказывать. — Вам нужно попросить одного человека что­то сделать, и вы точно знаете, что это  его разозлит. На практике все может произойти не так, как вы предполагали, но ваши усилия все равно не пропадут даром.                       Как сказать «нет» поделикатнее Во многих ситуациях подходит простой и прямой ответ «нет». Он не предполагает  дальнейших объяснений или обсуждений. Но бывает и так, что такой ответ может  обескуражить человека, и здесь вам пригодятся хорошие манеры. Вот несколько  примеров. Ситуация 1. Компания, сидящая рядом с вами в кинотеатре, разговаривает и тем  самым мешает вам смотреть фильм. Прямое утверждение:   «Не могли бы вы помолчать?» Вежливое утверждение:   «Пожалуйста, потише. Мне ничего не слышно». Ситуация 2. Сотрудник просит вас о помощи. Прямое утверждение:   «Нет, я не могу это сделать». Вежливое утверждение:   «Я бы хотел помочь, но сейчас не могу». Ситуация 3. Вас перебили. Прямое утверждение:   «Не перебивайте меня, когда я говорю». Вежливое утверждение:   «Подождите. Я еще не закончил». Ситуация 4. Знакомый пригласил вас пообедать вместе, а вы не хотите идти. Прямое утверждение:   «Нет, спасибо». Вежливое утверждение:   «Спасибо за приглашение, но я действительно не могу». Если вас застали врасплох, и вы не можете ничего придумать, вы всегда можете  отстрочить ответ так: «Мне нужно посмотреть в свое расписание. Я вам перезвоню». Полезно иметь под рукой парочку хороших отговорок, например: «Я и вправду не могу. На выходные ко мне приезжает племянник». «Извините, но в этот день я не могу. Меня уже пригласили». Иногда такая безобидная ложь помогает. Возможно, это звучит как нарушение  принципов твердости, но бывают ситуации, когда нельзя сказать просто: «Ни в коем  случае. Я не хочу этого делать». Помните, благоразумие — неотделимая часть  уверенности в себе.

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя" (7-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017