В ТРЕНИНГЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ТЕМА: «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА», направлен на развитие эмоционального интеллекта у педагогов; гармонизация взаимоотношений педагогов с детьми и их родителями.Снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешитьВ ТРЕНИНГЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ТЕМА: «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА», направлен на развитие эмоционального интеллекта у педагогов; гармонизация взаимоотношений педагогов с детьми и их родителями.Снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить
ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
ТЕМА: «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАБОТЕ
ПЕДАГОГА»
Цель:
развитие эмоционального интеллекта у педагогов;
гармонизация взаимоотношений педагогов с детьми и их родителями
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
1. ПРИВЕТСТВИЕ.
2. УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»
3. ИГРА «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ»
4. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Приветствие. (Подобная работа проводится в начале каждого дня тренинга)
Цель: Снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.
Содержание:
Все участники сидят в кругу. Начинает приветствие ведущий тренинга. Он немного
рассказывает о себе, тем самым давая установку и настрой на все последующие дни
тренинга. Затем он передает мяч по кругу, и каждый участник называет свое имя, сферу
профессиональных интересов, которые привели его на данный тренинг.
Чтобы сделать работу тренинга более эффективной и максимально учесть интересы
группы, тренер может провести анкетирование. Причем выдать анкеты можно после
проведения приветствия, а собрать — после окончания упражнения «Мой взгляд на мои
отношения», т. к. именно после этого упражнения участникам легче сформулировать свой
запрос на тренинг. В приложении 1 приводится один из вариантов анкеты, которая может
содержать перечень основных разделов тренинга и предлагаемых на семинаретренинге
форм работы. Образец бланка для обработки результатов анкетирования приведен в
приложении 2. Полученная информация сообщается участникам, и при необходимости
осуществляется коррекция программы.
Методические рекомендации:
(Существует множество вариантов знакомства и представления участников в группе,
в том числе хорошо уже известные формы проведения этого этапа (Хрящева Н. Ю., 1999;
Фопель К., 1998; Лютова Е. К., Монина Г. Б,, 2000 и др.)
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»
Цель: Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в
общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно
разрешить.
Содержание.
Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист
бумаги формата А4, карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно
выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы
участники, чувствовали себя комфортно и чтобы им, было удобно рисовать на листебумаги. Возможно, ктонибудь захочет выполнить это упражнение, сидя за столом или
уединившись гденибудь в углу комнаты.
Когда группа готова к работе, тренер предупреждает участников о том, что данное
упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу
никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если ктото захочет поделиться
своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет
высказаться в конце упражнения.
Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и
родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометрических
фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые
участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого
вопроса тренер дает участникам 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние
два вопроса, возможно, потребуют больше времени.
Вопросы могут звучать приблизительно так:
□
Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на
одном уровне или на разных (ктото выше, а ктото ниже), почему? Что значит для вас
«выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других
геометрических фигур, почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры?
Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какойнибудь
личный семьи в понятия «левый» и «правый»? Какой?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько —
фигуры, изображающие родителей; почему?
Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей,
□
Почему?
□
□
почему?
□
□
□
□
Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой
либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
Если бы я попросила вас нарисовать идеаль
ные взаимоотношения с родителями,
то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще
хотели изобразить на рисунке, почему?
Какие свои сильные стороны в общении с роди
телями вы могли бы ответить?
Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно.
Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с
родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить
это?
□
После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их
объединиться в подгруппы по 4—5 человек, в которых желающие могут высказаться по
поводу своих ощущений, мыслей и т. д., при этом остальные слушают, дополняют,
высказывают свою точку зрения, но не критикуют и не задают вопросов. Говоря о том, что
помогает и что мешает в работе с родителями, можно высказываться как по поводу сво
его личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за работой других воспитателей.
Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они
хотели бы чтото изменить в общении с родителями или улучшить.
Обсуждение
2Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по
поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп
зачитывают свои списки. Тренер разъясняет, над какими проблемами, вербализованными
участниками, возможна работа на тренинге.
Методические рекомендации:
Если группа небольшая (до 10 человек), можно не делить участников на подгруппы,
поскольку все желающие имеют возможность рассказать о своих рисунках и об
ощущениях, возникших в процессе выполнения упражнения.
ИГРА «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ»
Цель: Сплочение группы, создание не принужденной атмосферы.
Содержание
Для данной игры необходима большая легкая скатерть с ровными краями, надутые
воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько небольших мячей
(размером с теннисный мяч).
Перед началом игры скатерть кладется на пол посередине аудитории, на нее
помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так,
чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают
скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука
свободна). Тренер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе
различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик
не упал на пол.
В качестве разминки тренер просит участников по кругу в максимально быстром
темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик.
Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат длинную веревку,
одну на всех.
Тренер пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для
этого момент передачи мяча каждый по очереди отпускает свой край веревки, при этом
необходимо следить, чтобы веревка и шарики не падали вниз. При дальнейшем
усложнении упражнения тренер может ускорить темп передачи мяча, увеличить
количество передаваемых мячей, попросить передавать мяч правой рукой, передавать
мячи одного цвета одной рукой, одновременно передавая мячи другого цвета другой
рукой, одной рукой передавать мячи вперед, а другой рукой —назад и т. д. В течение
игры в аудитории может звучать быстрая, но нс слишком громкая музыка. Для этой цели
подойдут, например, «Танец с саблями» А. Хачатуряна, «Полет шмеля» А. А. Римского
Корсакова или другая музыка.
Также можно выполнить задание без мячей. В этом случае тренер просит группу в
максимально быстром темпе поменять положение рук: левой рукой держать скатерть, а
правой рукой держать веревку. При этом должны выполняться два прежних условия: ни
веревка, ни шары не должны падать на пол.
Если участники устали держать скатерть, они могут положить ее, но так, чтобы
шарики не упали на пол. Уровень сплоченности группы определяется количеством
шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.
Обсуждение
Происходит в кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями
об этой игре. Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания? Что
3можно было бы сделать лучше? Каких результатов достигла группа? Какие жизненные
ситуации напоминает модель данной игры?
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (Подобная работа проводится в конце каждого дня тренинга)
Тренер подводит итог дня и сообщает тему следующего дня. Затем он передает мяч
по кругу и просит каждого из участников высказаться о своих ощущениях, а также просит
сформулировать запрос на завтра. После этого участники благодарят друг друга за
совместную работу и прощаются.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
1. ИГРАПРИВЕТСТВИЕ
2. МИНИЛЕКЦИЯ «ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
3. ИГРА «ТУРНИР ЭРУДИТОВ»
4. УПРАЖНЕНИЕ «ТРОПА ЭМОЦИЙ»
5. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ»
6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ИГРАПРИВЕТСТВИЕ
Цель: Снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.
Содержание
Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа
малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое
состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот
такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники
поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»
Методические рекомендации:
Эту игру желательно использовать во второй день работы, когда еще не все
участники запомнили имена друг друга, но в предыдущий день уже проходила групповая
работа. Если игра проходит в группе, все члены которой уже знакомы друг с другом,
можно просто приветствовать окружающих и показывать свое состояние, не называя себя
по имени. Но даже при этом варианте группа хором приветствует каждого, обязательно
называя его по имени.
МИНИЛЕКЦИЯ «ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
В данной минилекции тренер обращает внимания слушателей на взаимосвязь эмоций
и мышления и даёт определение эмоционального интеллекта, а также знакомит с его
составляющими.
ИГРА «ТУРНИР ЭРУДИТОВ»
Цель: В игровой форме затронуть тему эмоций.
Содержание
Группа делится на две команды. Для данной игры тренеру необходимо иметь два
кубика, на которых вместо точек нарисованы лица с различными эмоциональными
4состояниями. Эти кубики можно сделать из плотной бумаги, образцы даны в приложении
19.
Чтобы объяснить правила игры, тренер проводит предварительный этап «турнира».
Для начала он подбрасывает один любой кубик и просит команды по очереди дать
название той эмоции, изображенной на верхней стороне кубика, а затем придумать
ситуации из педагогической практики, в которых эта эмоция возникает. Команды по
очереди называют ситуации в течение 1—2 минут или без фиксации времени. Побеждает
та команда, которая назовет ситуацию последней.
Если команды поняли условие, можно начинать сам «турнир». Он проходит по тому
же сценарию, только перед его началом тренер подбрасывает два кубика. Участники
совещаются в течение одной минуты, а затем по очереди дают всевозможные названия
сложного эмоционального состояния, в которое входит две эмоции, и придумывают
ситуации, в которых это состояние возникает. Например, если на одном кубике выпала
радость, а на другом — грусть, участники могут назвать это: «радость сквозь слезы»,
«слезы радости», «слезы от радости», «это возникает, когда прозвенел последний
звонок», «когда ребенку на завтрак вместо каши дали мороженое» и т. д. При желании
игру можно повторить несколько раз.
Обсуждение
Участники придумывают свои модификации игры, которые они могут использовать в
своей практике, работая с детьми.
Методические рекомендации
Игра проходит более интересно, если задан быстрый темп.
Изготовление кубиков может быть упрощено, если наклеить карточки с отдельными
эмоциями на два детских кубика одинаковой величины.
Другой вариант — вместо кубиков использовать карточки, которые переворачивают
рисунком вниз и ктото из участников вытягивает две карточки. Далее игра идет по
прежнему сценарию.
УПРАЖНЕНИЕ «ТРОПА ЭМОЦИЙ»
Цель: Отработка навыка определения эмоционального состояния группы, с которой
работает педагог.
Для выполнения данного упражнения необходимо подготовить следующие
раздаточные материалы.
Составить список некоторых эмоций и состояний, которые, по мнению тренера,
могут быть присущи участникам семинаров (количество перечисленных эмоций
зависит от резерва времени, имеющегося для выполнения упражнения).
Заготовить листы А4, на каждом из которых крупно и четко должно быть
написано название одной из перечисленных в списке эмоций (примерный список
дается в приложении 20).
После этого тренер раскладывает на полу листы А4 с названием эмоций.
Содержание
Каждый участник получает список эмоций и состояний и по своему усмотрению
оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из предложенного тренером
перечня от трех до шести эмоций и ранжируя их. Затем списки откладываются на время в
сторону. После этого тренер раскладывает на полу заранее заготовленные листы А4 с
названиями эмоций.
5Первый участник проходит путь от одной эмоции к другой, останавливаясь возле
каждого листа, и расписывается только под названиями тех эмоций и состояний, которые
свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций»
только после того, как первый пройдет хотя бы половину пути.
Когда все участники преодолеют «тропу», они возвращаются вкруг, а тренер
составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось
наибольшее количество подписей. Полученный эмоциональный портрет сообщается
слушателям. Затем каждый участник сравнивает свой предварительный прогноз
эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на предыдущем
этапе выполнения упражнения) и полученные тренером результаты.
Обсуждение
Тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы по кругу в
свободной форме:
Легко ли было оценить собственное эмоциональное состояние?
Насколько точным оказался ваш прогноз общего эмоционального состояния
группы?
Что помогало и что мешало вашей оценке?
Какие трудности возникали при выполнении упражнения?
Что было труднее: оценить свое состояние или эмоциональный фон группы?
Почему?
Участники обсуждают, насколько важна оценка педагогом эмоционального
состояния класса или группы в детском саду; легко ли это осуществлять в
педагогической практике; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ»
Цель: Обобщить полученный в ходе второго дня тренинга теоретический и
практический материалы.
Содержание
1й вариант: группа делится на тричетыре подгруппы, каждая из которых получает
задание составить небольшой занимательный тест (состоящий из 4 6 вопросов) по
материалам истекшего дня. Команда должна придумать вопросы и по 3 4 варианта от
ветов на них. Желательно, чтобы тест был составлен в шуточной форме и отражал
содержание второго дня тренинга. После того как подгруппы подготовятся, каждая из
них по очереди зачитывает свои вопросы с вариантами ответов, а остальные участники
отвечают на них.
2й вариант: проходит по типу передачи «Как стать миллионером?». Участники
делятся на две команды, и каждая из них составляет свой тест.
Обсуждение:
Проходит в свободной форме. Обсуждая ход и результаты проведения упражнения,
участники также могут затронуть вопрос о том, как можно использовать эту форму
работы в педагогической практике.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу
показывают один жест, отражающий его ощущения и состояние в настоящую минуту —
после завершения работы второго дня тренинга.
6ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
1. ИГРАПРИВЕТСТВИЕ
2. ИГРА «ТЕЛЕГРАММА»
3. УПРАЖНЕНИЕ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ)
4. УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛСТОЕ СТЕКЛО»
5. УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ РЕЛАКСАЦИИ»
6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ИГРАПРИВЕТСТВИЕ «ВИДЕОМАГНИТОФОН»
Цель: Снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.
Содержание
Участники сидят в круге и по очереди передают своё эмоциональное состояние,
используя только мимику и жесты, остальные отгадывают и называют.
ИГРА «ТЕЛЕГРАММА»
Цель: Отработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств
общения, быстроты реакции, внимания.
Содержание:
Все играющие стоят в кругу и держатся за руки. В центре круга — водящий. Один из
игроков говорит: «Я посылаю телеграмму... Наташе...», называя имя одного из игроков. С
этим словами он незаметно пожимает руку стоящему слева или справа (только в одну
сторону) от него игроку. Сосед передает телеграмму следующему таким же пожатием
руки. Когда посланиепожатие дойдет до адресата, он говорит: «Телеграмму получил.
Посылаю письмо (перевод, посылку и др.)... Тане». Темп игры постепенно нарастает. Если
7водящий замечает рукопожатие, он перехватывает телеграмму, а его место занимает тот,
чье пожатие было замечено.
Обсуждение:
Участники делятся своими впечатлениями и возможностями использования игры в
педагогической практике.
УПРАЖНЕНИЕ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ)
Цель: Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения.
Содержание:
Каждый участник группы получает карточку списком различных невербальных
проявлений: ты, позы, мимика (образец карточки дан в приложении 11). Тренер просит
участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелательной
атмосферы в общении с родителями, какие препятствуют, а какие являются
нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей листочке.
Можно применять единые условные обозначения, которые даны на карточке.
Затем группа делится на несколько подгрупп по 45 человек в каждой, где
происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о
целесообразности использования перечисление карточке паттернов при общении педагога
с родителями.
Как правило, в этом упражнении группа редко приходит к единому мнению по
поводу некоторых невербальных средств общения. В таком случае участник каждой из
подгрупп предлагается побыть в роли экспертов. Для этого один представитель
подгруппы чтонибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить
яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники
подгруппы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того
или иного жеста. Таким образом, группа приходит к единому мнению.
Обсуждение:
Вместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы
экспертов, а итогом всего упражнения может быть минилекция «невербальные средства
общения».
Методические рекомендации:
Данное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются
даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать»
жесты других людей однозначно. Mы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы
определять состояния других людей по их жестам, для того, чтобы следить за своими
невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы. Ф. Пуселик
на одном из своих семинаров в СанктПетербурге по семейной психотерапии приводит
такой пример: мужчина, произнося слова «Я люблю свою маму», скрещивает руки на
груди и крепко сжимает их в кулаки. Некоторые слушатели тут же пытаются
интерпретировать этот жест: «Он говорит ложь». «Нет, — отвечает Ф. Пуселик, — он
просто сильно обидел маму вчера и старается справиться со своей болью».
МИНИЛЕКЦИЯ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»
Тренер рассказывает участникам краткую историю изучения мимики и жестов в
психологической науке. Далее он может рассказать об открытых, закрытых и зеркальных
8позах и жестах, о жестах «рука к лицу», «пирамида» и др., о том, как важно уметь
управлять своей мимикой в процессе общения.
На наш взгляд, целесообразно подчеркнуть, что не
следует «читать» и
интерпретировать позы и жесты буквально и что неестественные мимические выражения
и неестественные позы могут вызвать у собеседника огромный дискомфорт. Далее тренер
предлагает участникам небольшую гимнастику для мышц лица, которая поможет
педагогам снять некоторые мышечные зажимы.
УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ РЕЛАКСАЦИИ»
Цель: Вооружить педагогов несколькими упражнениями, которые помогли бы им
снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы.
Содержание:
Тренер знакомит участников с определенными масками релаксации (описанными
нами в приложении 12), которые желающие могли выполнить.
В процессе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и пытаются
выяснить, какие группы мышц лица не были задействованы, но часто находится в зажатом
состоянии у большинства педагогов.
УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛСТОЕ СТЕКЛО»
Цель: Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов,
необходимых педагогам в их повседневной работе.
Содержание:
Участники делятся на подгруппы по 3 5 человек. Затем тренер знакомит всех с
содержанием упражнения. Участникам предлагается представить, что они общаются,
друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не
слышат. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо
донести некую информацию до всех участников.
Каждая подгруппа получает от одной до трех карточек (по усмотрению тренера) с
различными ситуациями (образцы карточек даны в приложении 13). На подготовку
пантомимы уходит обычно от 3 до 10 минут. Участники сами распределяют роли.
Обсуждение:
Участники делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми они
столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения. Как
правило, это упражнение вызывает много положительных эмоций.
Методические рекомендации:
Иногда в педагогических коллективах ктото отказывается от выполнения данного
упражнения. Это право каждого сделать свой выбор участвовать в инсценировке, быть
вдохновителем и генератором идей или просто сторонним наблюдателем.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ»
Цель:
Обобщить полученный в ходе второго дня тренинга теоретический и
практический материалы.
Содержание:
91й вариант: группа делится на тричетыре подгруппы, каждая из которых получает
задание составить небольшой занимательный тест (состоящий из 4—6 вопросов) по
материалам истекшего дня. Команда должна придумать вопросы и по 3—4 варианта от
ветов на них. Желательно, чтобы тест был составлен в шуточной форме и отражал
содержание второго дня тренинга. После того как подгруппы подготовятся, каждая из
них по очереди зачитывает свои вопросы с вариантами ответов, а остальные участники
отвечают на них.
2й вариант: проходит по типу передачи «Как стать миллионером?». Участники
делятся на две команды, и каждая из них составляет свой тест.
Обсуждение:
Проходит в свободной форме. Обсуждая ход и результаты проведения упражнения,
участники также могут затронуть вопрос о том, как можно использовать эту форму
работы в педагогической практике.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу
показывают один жест, отражающий его ощущения и состояние в настоящую минуту
после завершения работы второго дня тренинга.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ.
1. ИГРАПРИВЕТСТВИЕ
2. СТАРИННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ИГРА
3. ИГРА «SORRY, КОНФЛИКТА НЕ БУДЕТ»
4. ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОЛОБОК И ЛИСИЦА»
5. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ИГРАПРИВЕТСТВИЕ (Фопель К., 2002)
Цель: Установление контактов между участниками, разрушение привычных
стереотипов приветствия, развитие креативности.
Содержание
Все участники рассчитываются на 1,2,3,4. Участники с № 1 складывают руки за
головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
№ 2 упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;
10№ 3 кладут левую руку на левую на правое колено, локти согнутых рук отведены
в стороны;
№ 4 держат сложенные крестнакрест руки на груди, при этом локти развернуты в
стороны.
После того как все участники примут исходное положение, тренер предлагает им по
определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством
присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5
минут ведущий (тренер) собирает участников в 4 подгруппы, и они приветствуют друг
друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые — со
вторыми т. д.).
СТАРИННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ИГРА
Цель: Внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины
возникновения конфликтов.
Содержание
Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть
конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен
быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на
пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку,
перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).
Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко
друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом
одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его
по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается,
и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это
делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова
«путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка
замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении
звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно
развернуть его и взять в руки.
Обсуждение
После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает
следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях
на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?
Изза чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными
участниками и почему?
(Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между
участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было
бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам
и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т.д.).
Далее тренер предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы
изменить инструкций к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?»
(Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае
было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) мин во втором (смоделированном
варианте)?
ИГРА «SORRY, КОНФЛИКТА НЕ БУДЕТ»
11Цель: Отработать прием, который помогает избежать конфликта изза пустяка.
Содержание
Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам о том, что многих
конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей
культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один
человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему:
«Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был
виноват, — извиняются обе стороны. Например, если в магазине ктото нечаянно задел
когото и попросил извинения: « I'm sorry», он услышит в ответ: «I'm sorry». Первое «I'm
sorry» означает: «Простите, что я задел вас», второе «I'm sorry» — «Простите, что я встал
на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же ктото умышленно задевает
другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что
означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое
настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с
правилами английского этикета. По команде тренера все начинают свободно
перемещаться по аудитории, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу
(например, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем
или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются
любым способом: «Sorry», «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о
случившемся» или на любом другом языке в любой другой форме. После этого участники
приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ведущего
участники снова перемещаются по аудитории, стараясь не задевать друг друга.
Обсуждение
Участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных
ситуациях можно использовать данный прием. Как правило, участники замечают, что
можно не произносить вслух слова: «Извините, конфликта не будет», а просто вспомнить
их вовремя остановиться, если, конечно, речь идет о незначительной для человека
ситуации и конфликт, который мог бы разгореться, никому не нужен.
Далее тренер просит участников смоделировать ситуации в общении с родителями, в
которых применение данного приема было бы эффективно и целесообразно.
Методические рекомендации
Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы не выяснять, кто прав, кто
виноват, а в том, чтобы продемонстрировать свою вежливость, и варианты ответов: «Ах,
что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну что вы, какой пустяк,
это вы простите меня» — в данном случае неприемлемы. Поэтому до начала игры можно
предупредить участников об этом. Если ктото из участников считает, что нет смысла
извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В
любом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиняемся не потому, что сделали чтото
не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят изза I пустяков, потому
что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том,
что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не
нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.
ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОЛОБОК И ЛИСИЦА»
12Цель: Закрепление теоретического материала, отработка навыка противостояния
манипуляции и конструктивного решения конфликта.
Содержание
Участники делятся на 3 4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя
русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы
(«Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизо
ванных способах противостояния манипуляциям, должен за 5— 10 минут написать и
зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие
приемы были удачно использованы Колобком.
Методические рекомендации
При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы
противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания, что
преобладает в их личных стратегиях, какие приемы и по какой причине используются
крайне редко. Несколько составленных слушателями ответов Колобка приводятся в
приложении 18.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Проводится, как в предыдущие дни.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
1. ИГРАПРИВЕТСТВИЕ
2. МИНИЛЕКЦИЯ «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ»
3. ТЕСТ «КАК ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ О СЕБЕ?» (Powell Т., 2000)
4. УПРАЖНЕНИЕ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
5. УПРАЖНЕНИЕ «Я ДАРЮ ТЕБЕ ЗВЕЗДЫ»
6. ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «МЕМУАРЫ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ»
137. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ИГРАПРИВЕТСТВИЕ
Цель: Снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.
Содержание.
Каждый участник делит лист А4 пополам и на одной половине пишет свое имя (или
имя и фамилию, имя и город) и сдает тренеру, на другой половине записывает любой
вопрос, касающийся профессиональной деятельности или личных пристрастий слушате
лей, например: любите ли вы путешествовать? если ли у вас опыт работы с родителями
дошкольников? умеете ли вы кататься на велосипеде?
Передвигаясь по аудитории, каждый ищет пять желающих написать свое имя под
любым вопросом (в случае как положительного, так и отрицательного ответа). Затем
тренер называет одно из имен из сданных ему листков, например: «Анна из
Владивостока». Все участники, в ответе на вопрос которых есть это имя, говорят: «Я
уверена, что Анна очень любит печь пироги», другой участник добавляет: «Я знаю, что
Анна недавно ездила в Египет» и т. д.
Затем тренер зачитывает по очереди все имена, а участники рассказывают о
названном товарище все, что он сообщил о себе, отвечая на вопросы. Таким образом, о
каждом участнике можно узнать много разнообразной информации.
МИНИЛЕКЦИЯ «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ»
Тренер заостряет внимание на том, какую роль играет душевный комфорт, умение
находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых, умение
заботиться не только о своих учениках и воспитанниках, но и о самом себе. Если у
группы появится запрос, тренер может рассказать об основных эмоциональных
нарушениях: депрессия, гнев, тревожность и др. Далее по желанию участников тренер
предлагает ответить на вопросы теста: «Как вы заботитесь о себе?»
ТЕСТ «КАК ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ О СЕБЕ?» (Powell Т., 2000)
Цель: Познакомить учителей с некоторыми способами проявления заботы о себе.
Содержание :
Как известно, российские учителя очень много времени посвящают работе и многие
из них не думают о своем психическом здоровье. Тест доктора Тревора Повела поможет
задуматься над таким важным вопросом, как забота о своем психическом здоровье и
внутреннем благополучии. Тест приводится в приложении 21.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
Цель: Познакомить слушателей с приемом, описанным Мадэлин БерклиАлен.
Содержание:
Перед началом упражнения тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому
участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе,
будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более
искренними, не заглядывать в листы людей, сидящих рядом, и не спрашивать их о том,
что они написали. Если ктото очень захочет прочитать свои записи, он может это
сделать. Но только по собственному желанию, без предварительных просьб со стороны
окружающих.
14Затем тренер просит участников вспомнить и составить список тех дел, которые они
выполняют с целью доставить себе удовольствие, позаботиться ем душевном здоровье и
немного побаловать. Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто
они делают то, что отмечено на После этого тренер предоставляет возможность
участникам высказать свое мнение по поводу тог сколько важно иногда сделать что
нибудь при себе.
Далее группа разбивается на тройки пары, которые составляют слоган,
отражающий идею, почему необходимо иногда баловать себя.. После эго тренер раздает
карточки с рекомендациями, составленными Мадэлин БерклиАлен (приложении 22),
предлагает ознакомиться с ними и отметить в пункты, которые приемлемы для
читающего, которые он выполняет крайне редко или не выполнял раньше, и дополнить
этот список однойдвумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы
побаловать себя участники записывают на стикерах, прикрепляют на большой, заранее
заготовленный: лист ватмана. На этом же листе ватмана можно записать и слоганы,
составленные участниками. Плакат «Порой я балую себя!» может висеть на стене до
окончания тренинга.
Осуждение
Участники высказываются в свободной форме том, какие способы побаловать себя
им больше понравились и какие они бы они могли попробовать использовать в будущем;
кто получил удовлетворение от проделанной в ходе упражнения работы; кт хотел еще
чтото доделать, сказать или подели опытом.
УПРАЖНЕНИЕ «Я ДАРЮ ТЕБЕ ЗВЕЗДЫ»
Цель: Отработать умение принимать положительную информацию о себе, похвалу.
Содержание.
Группа делится на подгруппы по 6 8 человек. Каждый участник подгруппы делает
какойлибо воображаемый подарок соседу справа (по кругу, в течение 1 2 минут).
Например, это может быть остров в Индийском океане, букет полевых цветов, новая
квартира и т. д. Так как этот подарок воображаемый, необходимо подробно его описать.
При этом можно сделать комплимент или сказать чтото приятное партнеру. Обладатель
подарка высказывает свое мнение о том, насколько он доволен «приобретение», и
подчеркивает детали, что особенно его поразило и порадовало, используя любую форму
высказывания, например: «Мне понравился твой подарок, особенно...», «Твой подарок
очень неожиданный, я никогда не получал ничего подобного...» и т. д.
Обсуждение:
Проходит в общем кругу. Слушатели отвечают на вопросы: что было приятнее
дарить или получать подарок? что именно приятно получить в подарок? какие слова
приятно слышать, получая подарок? легко ли было ответить, не критикуя себя и не делая
себе ант и комплименты?
ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «МЕМУАРЫ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ»
Цель: Подвести итоги тренинга, выделить главные, моменты, которые можно
перенести в каждодневную педагогическую практику.
Содержание:
Упражнение проходит в подгруппах по 3 6 человек. Тренер предлагает участникам
представить следующую ситуацию: «Одно из крупных издательств готовит к публикации
15труд великого педагога — его мемуары, в которых он отразил свои основные педа
гогические идеи и принципы работы педагога. Нас пригласили в качестве рецензентов
ознакомиться с этим произведением. Когда работа была закончена, наши коллеги из д/с,
которые с нетерпением ждут новую книгу, стали задавать нам вопросы о том, что завещал
нам великий гений. Педагогов в большей степени заинтересовала та часть наследия,
которая посвящена работе с родителями. В связи с этим несколько д/с пригласили наших
делегатов на педсовет и попросили выступить, донести до аудитории основные мудрые
мысли великого педагога по работе с родителями. Сейчас каждая подгруппа подготовит
и представит короткое выступление».
Далее каждая подгруппа записывает основные мысли, а затем по очереди знакомит с
ними аудиторию.
Методические рекомендации
Упражнение можно проводить как в серьезной форме, так и в шуточной. Это
зависит от состава и настроя аудитории.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Проводится так же, как в предыдущие дни тренинга. Но на данном занятии
подводится итог не только прошедшего дня, но и всего тренинга.
Используемая литература:
1. Г.Б. Монина Е.К.Лютоваробертс «Коммуникативный тренинг»: СП,2005г.
2. Л.Н.Шепелева «Программы социальнопсихологических тренингов»: СП, 2006г.
3.
М.А. Аралова «Формирование коллектива ДОУ: Психологическое
сопровождение»М, 2005г.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
16