Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»

  • Мероприятия
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В тренинге взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга», говорится о том, что повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. - усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; - изменение неадекватных родительских по оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Иконка файла материала Тренинг взаимодействия родителей и дете1 (2).docx
Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг  друга»  Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и  развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Задачи тренинга: ­ усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир  своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта,  наблюдение и совместную деятельность; ­ изменение неадекватных родительских по оптимизация форм родительского  взаимодействия в процессе воспитания детей. Элементы и приемы: Структура занятий:    сказкотерапия (чтение и обсуждение,  сочинение, рисование сказки; работа с  метафорой) игровая терапия( игры и упражнения,  психогимнастика, ролевые игры) арттерапия   визуализация образов) (работа   с   рисунком, 1 приветствие 2 разминка 3 общий круг 4 прощание 5 домашнее задание для взрослых Занятие №1 Материал:   Бланки   на   каждого   родителя:   «ВРР»,   «Моя   семья   в   образе   кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы,текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую пару, муз. отрывок.   Выступление психолога: Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, Тревогу, вину, страх, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью. Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить неопределимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь. Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка - отраженная оценка социума - таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.  Семья ­ одна из величайших ценностей, созданных человечеством  за период существования. Семья, родственники ­ своеобразный центрформирования личности ребенка, воспитание его характера, воли,  общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка  отца и матери для ребенка ­ пример для подражания.       Цель  тренинга содействие сплоченности в группе, создание  доброжелательной атмосферы.  Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь  детский сад ­ это одна большая, дружная семья. Но сначала нам  нужно познакомиться поближе.  1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по  очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... А я делаю вот­так» 2. «Перебежки»:   Кто ходит в детский сад «Колобок»  Кто любит мороженое  Встать и поменяться местами тем, кто  любит ездить на машине  Кто любит смотреть мультики,  Кто любит рисовать,  Поменяйтесь местами кто любит  отдыхать на море.  Кто любит своих родителей 3.Совместное рисование «Волшебный цветок».      Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши.  Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при  выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает  рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму  сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».  Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности  совместной работой4. Игра  «Сосны, елочки, пень» (Сосны­ руки в верх, ель­ руки в  сторону, пень­ сесть) Релаксация обнявшись: «Полет бабочки»      Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно.  Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо  перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок... Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и  грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него  красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз... Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь  взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем  ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте  приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка.  Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка… рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте  глаза. Итог : Упражнение «Аплодисменты» Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.  Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на  одной ладони улыбку, на другой ­ радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко­ накрепко соединить в аплодисменты.Занятие №2 Информационное сообщение «Стили воспитания».    В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение  взаимодействовать с детьми ­ очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все  происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы  даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.  В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор  создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить  семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно  пообщаться, когда включен телевизор, и какая­то женщина уже третий раз  рекламирует преимущества стирального порошка?      Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно  15­20 минут в день. Из них 10­12 приходится на раздачу указаний. Ученые  определили, что в целом существует три модели общения: демократическая,  авторитарная, либеральная.  Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к  карательно­насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки  ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.  Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх,  мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка.  Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от  родителей, чувство своей нежелательности в семье.  Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти неконтролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная  идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у  ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние,  недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться  также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная  самооценка.  Родители ­ сторонники демократического стиля воспитания ­ уважают  личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не  самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят  вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в  таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные  мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо  социально адаптированными.  1.Приветствие      По кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по  помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки,  «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» –  встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я  вам скажу!»         для «Правила     Цель:   установление   ограничений   для   детей. ребенка» 2.Упражнение     Психолог.   Как   мы   уже   говорили,   часто   общение   с   ребенком   ограничивается указаниями   и   запретами.   Конечно,   есть   много   ситуаций,   когда   родители вынуждены   устанавливать   определенные   ограничения   для   своих   детей. Особенно,   если   дети   маленькие,   и   их   действия   могут   повредить   здоровью   и жизни.   Давайте   попробуем   изменить   ограничения   и   запреты   на   правила поведения.   Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:   ­ Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только   тогда, ­   ­ Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.   Не   спеши   во   время   еды     Будем   есть   неторопясь. зеленый /   огонек   светофора.   когда   светит   ­ Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.  Обсуждение:  ­ Сложно было выполнить задание?2. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3  позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!» 3.Игра  «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Сначала  две команды: дети и родители.   для     нельзя, родителей  4.Рекомендации    1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства   и   понимают   важность   желаний:   «Я   понимаю   твое   желание   ..,».       2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать      3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных   последствий   и   одновременно   позволяет   ребенку   реализовать свою   активность,   удовлетворить   определенные   желания.   Важно,   чтобы альтернатива   заинтересовала   ребенка   и   была   определенным   заменителем неадекватных     4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить   ему   самому   или   другим,   то   взрослый   должен   предупредить   его   о наказании за несоблюдение правил. действий.   ...».   что   потому   4.«Угадай ребенка по лицу». Ведущий: родитель с закрытыми глазами по  очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. 5.Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все  ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет  озарил ваши лица улыбкой и любовью Д­р пара «я тебя люблю», пожелания  участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и  дружно погасим свечу.Занятие №3 Приветствие: Психолог.  Трудно   переоценить   влияние   семьи   на   развитие,   обучение   и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в   Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании? афоризмах. крылатых     фразах,    Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.   Когда отец говорит «так», а мать ­ «сяк», растет ребенок, как сорняк.   Что учат дома дети, то знают и соседи.   Умел дитя родить, умей и научить.   Какой явор ­ такой забор, какой отец – такой и сын.   Яблоко от яблони далеко не падает.   «Собери пиктограмму» Каждая д­р пара получает пиктограмму  разрезанную на части и изображает, а другие участники должны угадать.  Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?»   «Очищение от тревог» Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное  путешествие. Все о чем скажу... Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы,  ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь... Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми  руки, ноги. О­ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать  3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как  пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля  забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью... Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче…  Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют  птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем  целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с  удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается  приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает  напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и  радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги  разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело.  Хорошо­о! Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!... На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и  приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы  садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело  подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши  печали, усталость, грусть...  Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и  успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и  невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром,  любовью... Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми,  родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек) Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

Посмотрите также