Урок 6. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ И РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА
11 класс Дата_____________
Общая цель: познакомить обучающихся с реформами П. А. Столыпина.
Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «успокоения» России; составить план ответа по теме «Реформы П. А. Столыпина» и их результаты с опорой на § 6.
Дополнительные цели: сравнить и объяснить причины различий состава III и I—II Государственных дум; оценить результаты аграрных реформ П. А. Столыпина; установить причинно-следственные связи противоречивости проводимой политики П. А. Столыпина.
Основные понятия и термины: третьеиюньская
монархия, военно-полевые суды,
легальная оппозиция, переселенческая политика,
отруб, хутор, артели, кооперативы, политический кризис.
Основные даты и события: 9 ноября 1906 г. - указ о выходе крестьян из общины. Начало аграрной реформы П. А. Столыпина.
19 августа 1906 г. - указ о, введении военно-полевых судов.
Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин, П. П. Рябушинский.
Оборудование: карта «Россия после первой русской революции 1907-1914 гг.».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
План
1) П. А. Столыпин и его политика.
2) Реформы П. А. Столыпина.
3) Итоги правления П. А. Столыпина.
4) Политический кризис 1912-1915 гг.
1) Проблемное задание: Какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России?
Аграрная реформа П. А. Столыпина включала в себя три направления:
1-е направление:
• отмена сословных ограничений;
• предоставление крестьянам-единоличникам права покупать землю;
• создание специального фонда за счет части государственных и выкупаемых у помещиков земель для последующей продажи их крестьянам.
2-е направление:
• право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора;
• за счет отрубов и хуторов П. А. Столыпин надеялся создать в российской деревне слой зажиточных крестьян - «крестьянских хозяев», которые бы играли решающую роль в сельскохозяйственном производстве и впоследствии стали бы «опорой трона».
3-е направление:
• переселенческая
политика - поощрение переезда в мало
населенные районы страны.
Переселенцам предоставлялась зем
ля из государственного фонда и льготы.
2. Работа по таблице.
Цели, направления и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина
Цели |
Направление |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
Снятие социальной напряженности на селе |
Разрушение крестьянской общины |
Выход из общины более 2 млн крестьянских дворов; увеличение на 35 % хлебного экспорта |
Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности |
Создание хуторов и отрубов; переселенческая политика |
К 1915 г. количество фермерских хозяйств не превышало 10 % всех крестьянских хозяйств; увеличение в среднем на 10 % посевных площадей; увеличение вдвое количества применяемых минеральных удобрениц |
Вопросы обучающимся:
- Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России?
- Почему при проведении аграрной реформы власти ориентировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов?
- Порассуждайте, почему 28 % крестьян за 7 лет порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром?
- Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина?
-Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная политика, реформа местного самоуправления были основой успеха всех модернизаций?
3. Итоги правления П. А. Столыпина.
- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;
- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрного кризиса требует времени: «Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать!»;
- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.
III. Закрепление изученного материала.
-Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)
Домашнее задание: знать новые понятия, термины, даты, события. Ответ на вопрос 3 представить письменно.
Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в развитии культуры России и выдающихся ее представителей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.