ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Животные жарких стран и их детеныши»
Цели:
1. Уточнение представления детей о диких животных жарких стран.
2. Обогащение и активизация словаря по теме.
3. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.
4. Формирование навыка выделять самый существенный признак предмета.
5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
7. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.
Оборудование: контурные изображения животных, фигурки животных, разрезные картинки, игра «Кого вылечил доктор Айболит?», мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Животные жарких стран заболели! Доктор Айболит спешит им на помощь! А Вы хотите помочь доктору Айболиту побыстрее добраться до животных? Тогда давайте выполним несколько заданий! Итак, первое задание!
Игра «Собери картинку».
Логопед раздает детям разрезные картинки с изображением диких животных жарких стран (из 6-8 частей).
Л о г о п е д. Перед вами лежат картинки. Соберите их и узнайте, какие животные заболели!
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. Поднимите руки те, у кого получились травоядные животные жарких стран. Давайте назовем их (бегемот, слон, жираф, носорог... ). У кого были хищники? Назовите их (тигр, пантера, лев, гепард...).
II. Основная часть.
1. Игра «Угадай по одному признаку».
Логопед приносит чудесный мешочек, в котором лежат фигурки диких животных.
Л о г о п е д. Сейчас вы возьмете по одной
фигурке дикого животного. никому не показывайте ее. Вы должны назвать только
один признак этого животного, который отличает его ото всех остальных. А другие
дети догадаются, какое у вас животное (у этого животного длинная шея; у
этого
животного черно-белые полоски; это животное прыгает по деревьям ... ).
2. Игра с мячом «Один - много».
Логопед объясняет условия игры. Просит детей построиться в шеренгу.
Л о г о п е д. Я буду бросать мяч и называть одно животное. Вы ловите мяч и называете много животных.
Например. Тигр - тигры.
Лев-
Зебра-
Крокодил-
Слон – ит.д.
3. Физкультминутка.
Игра «Изобрази животное».
Он-он-он-вот идет слон |
Дети изображают животных, согласно словам в стихотворении |
Ру-ру-ру- вот и скачет кенгуру |
|
Яны-яны-яны - едят бананы обезьяны |
|
Вы-вы-вы - лежат большие львы |
|
Бры-бры-бры - травку щиплют зебры (К. Бухарина) |
4. Игра «Четвертый лишний».
Логопед вывешивает картинки: слон, жираф, кенгуру, волк.
Л о г о п е д. Кто лишний? Почему вы так думаете? Аналогичная работа про водится с картинками: Борона, тигр, лев, бегемот.
Далее задание усложняется: тигр, лев, гепард, слон (слон, т.к. он не хищник).
Бегемот, слон,кенгуру, лев.
5. Игра «Чей, чья, чьи?».
Л о г о п е д. Дети, Доктор Айболит забыл, что у какого животного болит! Давайте напомним ему! Баня, у жирафа болит голова. Чью голову будет лечить Айболит? (жирафа) У слона болят уши. Чьи уши вылечит доктор? И т.д.
6. Игра «Кого вылечил доктор Айболит?».
Л о г о п е д. Бы хорошо справились со всеми заданиями!
Доктор Айболит вылечил животных! Давайте скажем, сколько и каких животных вылечил доктор Айболит! (Логопед заранее положил на столы детей картинки с изображениями разного количества животных.) (ДокторАйболит вылечил пять слонов и двух слонят ... )
7. Игра «Незадачливый фотоохотник».
Логопед раздает детям «фотографии» животных (на листочках 10х15 контуры животных)
Л о г о п е д. Доктор Айболит захотел сфотографировать тех животных, которые встретились ему на пути. Но он плохо умеет фотографировать! И его фотографии получились нечеткие. одни лишь контуры! Давайте догадаемся. каких животных пытался сфотографировать Айболит!
(Айболит сфотографировал тигра ... )
Л о г о п е д. А теперь давайте заштрихуем изображения.
Дети, кому достались фото травоядных животных, штрихуют их горизонтальными линиями. А у кого хищники - вертикальными.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Предлоги на, в, над, под» (закрепление)
Цели:
1. Уточнение понимания детьми предлогов: на, под, в, над.
2. Закрепление правильного употребления этих предлогов с существительными в разных падежах.
3. Закрепление составления предложения по схеме и картинке.
4. Закрепление навыка составление предложений с заданным словом.
5. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей, картинки: стрекоза сидит под листочком, стрекоза летает над цветком, стрекоза залетела в банку, стрекоза сидит на веточке.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед выставляет на доске картинки: стрекоза сидит под листочком, стрекоза летает над цветком, стрекоза залетела в банку, стрекоза сидит на веточке.
Л о г о п е д. Составьте предложения по каждой картинке. Какие предлоги помогают нам понять, где предмет? Сегодня мы повторим все предлоги, с которыми познакомились!
II. Основная часть.
1. Игра «Подними схему».
Логопед раскладывает перед каждым ребенком схемы предлогов на, над, под, в.
Л о г о п е д. Н буду говорить вам предложение с каким-либо предлогом. Вы должны поднять нужную схему.
Печенье лежит в коробке.
Миша пошел в первый класс.
Мама и папа ходят на работу.
Котенок Тишка залез под кресло.
Мячик закатился под машину.
Цветы стоят в вазе.
Я люблю ездить на автобусе.
2. Игра «Превращение».
Л о г о п е д. Давайте сами станем «предлогами»! Каждый из вас закроет глаза, а когда откроет, увидит какой предлог я вам прикрепила!
Дети закрывают глаза, логопед вешает им веревочку с привязанной к ней схемой предлога.
Л о г о п е д. Вот вы и стали предлогами! Теперь каждый из вас должен узнать, какой он предлог, объяснить, что он означает и придумать с ним предложение.
Дети выполняют задание.
3. Физкультминутка.
Снова нет ручьям покоя - |
Дети бегут по кругу друг за другом |
Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. |
Спокойно идут друг за другом |
День и ночь журчат в кустах. Льёт лучи на лес и луг |
Приседают - встают |
И на все цветы вокруг. (Б. Асаналис) |
Кружатся |
4. Игра «Вставь предлог».
Л о г о п е д. Подул сильный ветер, и все предлоги из предложений улетели. Давайте вставим их.
Снег лежал ... крыше.
Мама положила печенье ... коробку.
Маша повесил свитер ... шкаф.
Щенок сидит … стулом и т.д.
Дети называют всё предложение с предлогом.
5. Игра « Составь предложение».
Логопед выставляет на доске схемы предлогов в, на, под, над,и парам предметные картинки (гриб - елка. Мальчик - лес. Девочка - автобус. Желудь - дуб. Собака - будка. Кошка шкаф. Жук - листок. Жук - гриб.
Л о г о п е д. Вы должны придумать предложение по каждой паре картинок, используя предлоги.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Составление»рассказа-описания. дикого животного
жарких стран с опорой на картинно-графический план»
Цели:
1. Обогащение и активизация словаря по теме.
2. Развитие связной речи, умения составлять рассказ с опорой на картинно-графический план.
3. Закрепление навыка образования сравнительной степени прилагательных.
4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинно-графический план, картинки с изображениями диких животных жарких стран, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети передают друг другу мяч и называют по одному дикому животному.
Л о г о п е д. Сегодня мы снова поговорим о диких животных, будем составлять их описание.
II. Основная часть.
1. Беседа по схеме.
Логопед выставляет на доске схему описания и картинки с изображениями животных жарких стран.
Л о г о п е д. Сначала мы назовем животное.
- Скажем, где живет.
- Далее будем описывать его внешний вид: размер, части тела, цвет.
- Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).
2. Игра «Сравни».
Л о г о п е д. Давайте сравним животных. Например. Слон высокий, а жираф ещё ... (выше).
Носорог тяжелый, а слон ещё ...
Обезьяна прыгает далеко, а кенгуру ещё ... и т.д.
3. Физкультминутка.
Хороши у нас игрушки: |
Дети стоят на месте, разводят руки в стороны |
Куклы, мишки и хлопушки, |
Хлопки руками |
С ними весело играть, |
Топают ногами |
Но не надо забывать: |
Грозят пальчиком |
Игрушки - не люди, Но все понимают |
Наклоны вправо - влево |
И очень не любят, Когда их ломают. |
Качают головой |
Пусть игрушки дружат с нами, |
Берутся за руки, идут по кругу в одну сторону |
Обижать мы их не станем, |
Идут в другую сторону |
Поиграем и потом |
Поднимают руки вверх |
Все на место уберем. (З. Петрова) |
Опускают вниз |
4.
Составление рассказа-описания животного по опорному
плану (дети описывают животных по своему выбору).
Жираф - дикое животное. Они живут в жарких странах. Жираф - большое животное. У жирафа есть туловище, длинная шея, маленькая головка, на которой маленькие треугольные ушки; длинные ноги. Жираф большой. По цвету он оранжевый, с темными пятнами. Жираф - это травоядное животное, он питается листочками деревьев.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Транспорт. Профессии людей на транспорте»
Цели:
1. Уточнение представления о транспорте и профессиях людей на транспорте.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Закрепление навыка употребления имен существительных единственного числа в творительном падеже; а также имен существительных множественного числа в родительном падеже.
4. Развитие диалогической формы речи.
5. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.
6. Развитие графо-моторных навыков.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображением транспорта (машина, катер, вертолет, автобус, поезд, самолет, трамвай, корабль), флажки (синий, черный, желтый), изображения водителя, пилота, капитана корабля, машиниста, учительницы; картинка с изображением молотка; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Назови и запомни».
На доске 7-8 картинок, изображающих транспорт.
Л о г о п е д. Посмотрите на картинки (машина, катер, вертолет, автобус, поезд, самолет, трамвай, корабль). Я назову некоторые из них. Вы должны перечислить только названные.
Логопед перечисляет 4-5 картинок и просит кого-то из детей повторить их. Игра повторяется несколько раз.
Л о г о п е д. Как называются все эти предметы одним словом? Сегодня мы поговорим о транспорте и профессиях людей, которые работают на транспорте.
II. Основнаячасть.
1.Игра «Путаница».
Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением какого-либо транспорта, на доске три флажка - черный, желтый и синий.
Л о г о п е д. Как мы уже знаем, транспорт бывает водным, воздушным и наземным.
У вас на столах лежат картинки. Посмотрите на них и подумайте, какой вид транспорта у вас нарисован. Если водный - вешаем к синему флажку, если воздушный - к желтому, если наземный - к черному.
Дети выполняют задание, объясняя свои действия «Машина это наземный транспорт» и т.д.
2. Игра «Профессии».
Логопед вывешивает на доске изображения водителя, пилота, капитана корабля, машиниста.
Л о г о п е д. Сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их помогут картинки.
Встаем мы очень рано. Ведь наша забота - всех отвозить по утрам на работу! (водитель)
Ведет он классно самолет, безопасен с ним полет. Настоящий ас ... (пилот)
Он водил вокруг земли и суда и корабли. Повидал он много стран, мой знакомый ... (капитан)
Ходят шумно поезда и сигналят иногда нам гудками или свистом! А ведут их ... (машинисты)
Л о г о п е д. Давайте подумаем и расскажем - чем занимаются люди этих профессий. Я буду называть профессию, а вы говорить, чем этот человек управляет.
Пилот ... управляет самолетом.
Водитель ...
Машинист …
Капитан ...
3. Игра с мячом «Один - много».
У логопеда в руках мяч, он предлагает детям встать в шеренгу и слушать внимательно задание.
Л о г о п е д. Я буду называть один
предмет, тот, кому
я кину мяч, должен назвать много предметов. Например:
Машина - много машин.
Лодка-
Самолет –
Автобус –
Корабль –
Троллейбус –
Поезд –
Трамвай –
Вертолет –
Автомобиль -
4. Физкультминутка.
На улице нашей машины, машины. |
Дети двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Машины-малютки, машины большие. |
Приседают на корточки, затем тянутся к потолку |
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. |
Двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Эй, машины, полный ход! Я - примерный пешеход: Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. (Я. Тайц) |
Останавливаются,топают ногой |
Маршируют на месте |
5. Игра «Четвертый лишний».
Логопед вешает на доску картинки: самолет, автобус, корабль, молоток.
Л о г о п е д. Посмотрите на доску и скажите, что лишнее?
Почему?
Аналогично проводится с картинками:
Автобус, лодка, машина, троллейбус.
Вертолет, лодка, корабль, катер.
Машинист, учительница, пилот, капитан.
6. Игра «Раскрась».
Логопед раздает каждому ребенку карточки «Транспорт».
Л о г о п е д. Маша, Лиза и Ваня раскрасят наземный транспорт. Вова Миша и Саша - воздушный. Наташа, Олеся и Паша - водный.
- Давайте проверим, правильно ли выполнили ребята задания.
Логопед спрашивает нескольких детей, что именно они раскрасили и почему.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Вспомните и назовите наземный транспорт.
Тема: «Приставочные
глаголыс разными
оттенками значений»
Цели:
1. Активизация и расширение глагольного словаря.
2. Формирование навыка образования приставочных глаголов с разными оттенками значений.
3. Формирование навыка практического использования приставочных глаголов в речи.
4. Формирование навыка подбирать глаголы-антонимы.
5. Развитие зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве.
6. Развитие мышления, внимания, памяти, слухового восприятия.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: птичка, картинки с изображением леса, гаража, дома, машинки, самолета, мальчика Пети, серии глагольных картинок по числу детей, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Добавь слово».
Л о г о п е д. Я начну предложение, а вы закончит, добавив подходящее слово.
Кошка на кресло ... (села)
Малыш упал и ...
Катя платье ...
Машина из гаража ...
Мама борщ ... и т.д.
Л о г о п е д. Вы добавляли слова, которые обозначают действия.
II. Основная часть.
1. Игра «Птичка».
Л о г о п е д. посмотрите, какая красивая птичка у меня в руках. Что она делает?
- Птичка вылетела из клетки, взлетела вверх, подлетела к окну, облетела цветы, перелетела с цветов на подоконник, слетела с подоконника и залетела обратно в клетку.
- Сейчас я снова покажу, что делает птичка, но рассказывать, что она делает будете вы.
Логопед вновь повторяет действия птички.
Л о г о п е д. Послушайте слова, которые мы произносили: вылетела, взлетела, перелетела, слетела... Эти слова-действия похожи по звучанию, но начало у них разное. Эти слова помогли нам понять, что именно делала птичка.
2. Игра «Путешествие в лесу».
На доске картинки - мальчик, машинка и самолет.
Л о г о п е д. Мальчик Петя, машинка Би- Би и самолет Вжик заблудились в лесу. Давайте поможем им выбраться. Мальчик будет бежать, машинка ехать, а самолет лететь.
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением леса, дома и гаража и вызывает одного ребенка и дает ему в руки изображение мальчика.
Л о г о п е д. Итак, мальчик по дорожке … (бежал), к мосту ... , на мост ... , с моста ... , к дороге ... , в дом ...
Аналогично дети рассказывают и показывают, что сделала Машинка и Самолет.
3. Игра « Исправь ошибки».
Л о г о п е д. Незнайка придумал предложения, но наделал много ошибок. Предлагаю их исправить.
Машина уехала в гараж.
Самолет слетел вверх.
Катя сшила пуговицу.
Мама полила суп.
Маша налила клумбу.
4. Физкультминутка.
На улице нашей машины, машины. |
Дети двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Машины-малютки, машины большие. |
Приседают на корточки, затем тянутся к потолку |
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. |
Двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Эй, машины, полный ход! Я - примерный пешеход: Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. (Я. Тайц) |
Останавливаются,топают ногой |
Маршируют на месте |
5. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Л о г о п е д. Я буду говорить вам слово - действие и бросать мяч, кому я брошу мяч должен сказать наоборот. Например: приехать - уехать.
Налить - Закрыть -
Уходить - Открыть-
Подплыть - Отплыть -
Зайти - идр.
6. Игра «Расскажи».
Работа с индивидуальным раздаточным материалом.
Логопед раздает детям серии глагольных картинок.
Л о г о п е д. Вам нужно составить предложения с разными словами-действиями. На картинках изображены похожие действия, будьте внимательны, не ошибитесь!
(«Машина выехала из гаража. Машина заехала на мост. Машина съехала с моста»)
Аналогично дети составляют предложения с глаголами: вышивает, пришивает, шьёт; наливает, выливает, переливает; прыгает, спрыгивает, перепрыгивает; объезжает, выезжает, подъезжает и т.д.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Составление рассказа "На дороге"
(с опорой на серию предметных картинок)
с придумыванием конца рассказа»
Цели:
1. Активизация словаря по теме.
2. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа рассказа с добавлением последующих событий (с опорой на предметные картинки).
3. Развитие умения рассказывать по плану.
4. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и творческих способностей детей.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: предметные картинки (мальчик, школа, дорога, светофор, машина), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра с мячом «Добавь словечко».
Л о г о п е д. Я начинаю предложение и бросаю мяч, тот кому я брошу мяч должен дополнить предложение. Например: машина из гаража ... (выехала).
Птица над домом ...
Скворец в скворечник ...
Мальчик на горку ...
А потом с горки ... и т.д.
Л о г о п е д. Сегодня мы будем пересказывать рассказ и придумывать его конец.
II. Основная часть.
1. Чтение логопедом рассказа.
Логопед выставляет на доску предметные картинки (мальчик, школа, дорога, светофор, машина) и читает рассказ:
Ранним утром Петя шел в школу. Мальчик подошел к дороге, на светофоре загорелся красный свет. Люди стали ждать зеленого. Но Петя не захотел стоять и решил перебежать дорогу. Одна из машин резко остановилась перед Петей, мальчик отскочил, упал и выронил портфель ...
2. Беседа по содержанию рассказа.
Логопед задает детям вопросы и просит отвечать полным предложением.
Куда отправился мальчик Петя?
Что он увидел, подойдя к дороге?
Вспомните и скажите, как нужно правильно переходить дорогу?
Что случилось с Петей на дороге?
Давайте подумаем, что произошло дальше?
3. Физкультминутка.
Стоп, машина! |
Дети бегут по кругу друг за другом |
Тише ход! |
Замедляют ход, останавливаются, руки перед собой |
На дороге пешеход. |
Поворачиваются лицом в круг, руки на пояс |
Он дорогу переходит По дорожке «Переход» (П. Макуха) |
Руки вверх, тянутся к потолку Руки вниз, повороты вправо - влево |
4. Повторное чтение логопедом рассказа.
Логопед еще раз читает рассказ, затем вместе с детьми составляет краткий план.
Л о г о п е д. Давайте вспомним наш рассказ. Вначале мы расскажем о том, куда отправился Петя, затем что произошло на дороге, а дальше придуманный нами конец рассказа.
5. Пересказ рассказа детьми.
Дети пересказывают рассказ сначала «по цепочке», затем полностью.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Животные Севера, их детеныши»
Цели:
1. Уточнение представлений детей о диких животных Севера.
2. Обогащение и активизация словаря по теме.
3. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
4. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.
Оборудование: тени животных Севера, глобус или карта, изображения льдин с животными на них, картинки: морж, тюлень, белый медведь, бурый медведь, лиса, заяц, северный олень, еж, белый волк, песец.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед раздает детям картинки с тенями животных Севера (медведя, оленя, моржа ... ).
Л о г о п е д. Догадайтесь, тень какого животного у вас на картинке. Подскажу, это животные Севера.
Дети называют животных.
Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим о животных Севера.
II. Основная часть.
1. Беседа о животных севера.
Л о г о п е д. Где же, этот Север?
Логопед показывает на глобусе или карте Север.
Л о г о п е д. Север - это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, почти всегда холодно.
Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д. (выставляет на доску картинки). Их тела покрыты толстым теплым мехом, а также у них есть подкожный жир, позволяющий животным переносить любые морозы.
Почти все животные Севера хищники, они питаются мясом других животных и рыбой. Только северный олень ест лишайники (показывает на картинке), летом травы, ягоды.
2. Игра «Сосчитай».
Логопед выставляет на доску несколько «льдин», на каждую прикрепляет картинку с изображением нескольких животных Севера (от двух до пяти): белого медведя, Северного оленя, моржа, тюленя.
Л о г о п е д. Посчитайте, сколько животных на первой льдине (один белый медведь, два белых медведя ... ).
3. Игра с мячом «Назови детеныша».
У логопеда мяч.
Л о г о п е д. Я буду называть животное, а тот, кому я брошу мяч - его детеныша. Например: у оленя - олененок.
У тюленя-
У медведя –
Уморжа-
У волка - и т.д.
4. Физкультминутка.
Отгремел весенний гром |
Дети приседают, вставая, поднимают руки вверх |
Самый первый над селом. |
|
И уже летают птицы В ясном небе голубом. |
Руки вверх, плавные движения вправо-влево |
Вышла радуга-дуга. Обхватила берега. |
Наклоны вправо - влево |
Из-за речки вышло солнце. На зеленые луга. (Н. Шишов) |
Шаг вперед, разводят руки в стороны |
5. Игра «Четвертый лишний».
Логопед выставляет на доске картинки: морж, тюлень, белый медведь, бурый медведь.
Просит детей внимательно посмотреть и сказать, кто лишний и почему?
Аналогично проводится работа с другими картинками:
Лиса, заяц, северный олень, еж.
Белый волк, песец, белый медведь, северный олень (олень, он не хищник).
6. Игра «Исправь ошибку».
Л о г о п е д. Незнайка совсем мало знает о Севере. Исправьте его ошибки.
У оленя тюленята (у оленя оленята).
Северный олень - хищник, питается мясом других животных.
Белый и бурый медведи живут на Севере.
Животные Севера часто болеют, так как живут в постоянном холоде.
Тюлень питается травой.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Предложный падеж имен
существительных
единственноrо
и множественноrо
числа»
Цели:
1. Учить детей образовывать форму предложного падежа единственного и множественного числа имен существительных.
2. Активизировать словарь по темам «Дикие животные»; «Транспорт», «Одежда», « Игрушки».
3. Развить общую моторику, координацию речи с движением.
4. Развить высшие психические функции(внимание, память, мышление).
Оборудование: картинки с изображениями диких животных и того транспортного средства, на котором животное «приехало» (для каждого ребенка), кукла, картинки с изображением одежды, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто скажет, о чем мечтает (я мечтаю о конфете, кукле, машине ... ).
II. Основная часть.
1. Игра «Гости».
На столах у детей картинки с изображениями диких животных и того транспортного средства, на котором животное «приехало».
Л о г о п е д. Дети, к нам в гости приехали дикие животные. Посмотрите и скажите, на чем же они приехали! (Волк приехал на машине.Медведь приехал на автобусе ... )
А теперь давайте скажем, где живут эти животные (волк живет в логов жираф живет в Африке ... ).
2. Игра «Модница Катя».
Логопед достает куклу Катю. Расставляет картинки с изображением одежды.
Л о г о п е д. Катя большая модница! Она все время мечтает об одежде. Посмотрите на доску и составьте предложение, о чем мечтает Катя. (Катя мечтает о брюках, о рубашках, опиджаках ... )
3. Физкультминутка.
Коля, Коля, Николай, За собой убирай! |
Дети идут по кругу друг за другом |
У тебя ленивы руки: |
Трясут руками |
Под столом ремень и брюки |
Нагибаются, «смотрят под стол» |
Не в шкафу рубаха, Николай - неряха. (И. Демьянов) |
Грозят пальчиком и качают головой |
4. Игра с мячом «Ответь быстро».
Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро отвечать.
О чем мечтает папа? (орыбалке)
О чем мечтает мама?
О чем мечтает бабушка?
О чем мечтает бабочка? И т.д.
5. Игра «Детский сад».
Л о г о п е д. Вы каждый день приходите в детский сад, играете в игрушки. Дома вы вспоминаете об этих игрушках? Скажите, кто о каких игрушках вспоминает (я вспоминаю о солдатиках и машинках, я вспоминаю окуклах ... ).
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
- Наши гости - животные ушли. Вспомните, картинка с каким животным была у каждого из вас. И скажите, о ком вы думаете? (я думаю о слоне ... )
Тема: «Составление рассказа-описанияживотных
Севера с элементами сравнения с опорой
на картинно-графическийплан»
Цели:
1. Активизация словаря по темам «Животные Севера», «Животные наших лесов».
2. Развитие связной речи - учить составлять рассказ-описание с элементами сравнения с опорой на картинно-графический план.
3. Формирование навыка построения сложного предложения с союзом а.
4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: схема описания, изображения животных Севера и животных наших лесов, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра с мячом «Подбери признак».
У логопеда в руках мяч. Он предлагает детям поиграть.
Л о г о п е д. Я буду называть животное и бросать мяч. Тот, кто его поймает, должен назвать признак, присущий этому животному. Например. Морж какой? (сильный)
Олень какой?
Тюлень какой?
Волк какой? И т.д.
II. Основнаячасть.
1. Беседа по схеме.
Логопед выставляет на доску схему описания и картинки с изображениями животных Севера.
Л о г о п е д. Сегодня мы будем описывать животных Севера. Но не просто, а сравнивая их с другими животными.
- Сначала мы назовем животных.
- Скажем, где живут.
- Далее будем описывать внешний вид: размер, части тела, цвет.
- Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).
2. Игра «Два медведя».
Л о г о п е д. Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Я буду отвечать за бурого, а вы за белого.
Бурый спрашивает у белого:
- Где ты живешь?
- Я на севере на льдине.
- А я в лесу. У тебя шерсть какого цвета?
Что ты ешь?
Что ты делаешь зимой?
3. Физкультминутка».
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - |
Дети делают повороты направо - на- лево, приседают |
Побежит за трактористом К синей речке борозда. |
Бегут друг за другом |
Выйдут сеялки потом |
Замедляют шаг |
Засевать поля зерном. (В. Степанов) |
«Сеют» |
4. Составление рассказа-описания животных по опорному плану (дети описывают животных по выбору логопеда).
Я буду описывать бурого и белого медведя.
Белый живет на Севере, а бурый в лесу. Оба животных большие, их тела покрыты
шерстью, только у белого медведя шерсть белая, а бурого - коричневая. На лапах
у медведей острые когти. Бурый медведь ест ягоды, листья, рыбу, а белый медведь
ест
рыбу и мясо других животных.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Водные обитатели»
Цели:
1. Расширение знаний о водных обитателях, продолжение знакомства с ними.
2. Активизация и обобщение словаря по теме.
3. Закрепление умения классифицировать водных обитателей (аквариумные, морские, речные).
4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.
5. Формирование навыка построения сложного предложения с союзом а.
6. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
7. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.
Оборудование: аквариум, изображения сома и сомика, водных обитателей, реки, моря, аквариума; синие квадраты и рыбки (красная, зеленая, розовая, желтая, синяя).
Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных водных обитателей, провести беседу о среде их обитания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед подводит детей к аквариуму.
Л о г о п е д. Что это? кто живет в аквариуме?
Дети называют знакомых им рыб, логопед остальных.
Л о г о п е д. Рыбы живут не только в аквариумах. Где еще? (в морях и океанах, реках). А каких еще обитателей воды вы знаете? (морские звезды, коньки ... )
II. Основная часть.
1. Игра «Кто? Что?».
Л о г о п е д. Мы недавно говорили о живых предметах, про которых мы спрашиваем кто? И не неживых предметах, про которых мы спрашиваем что?
Давайте посмотрим еще раз на аквариум. Назовите живые и неживые предметы.
2. Игра «Части тела».
Дети садятся на свои места. Логопед вывешивает на доску изображение рыбы.
Л о г о п е д. Давайте назовем части тела рыбки (чешуя, хвост, голова, туловище, плавники ... ).
Л о г о п е д. Зачем рыбе чешуя? Жабры? Плавники?
3. Игра «Сом и сомик».
Логопед вывешивает на доску изображения аквариумного сомина и пресноводного сома.
Л о г о п е д. Похожи эти рыбки? А чем отличаются? Будем говорить длинным предложением с союзом а. Например: Сомин живет в аквариуме, а сом в реке.
У сома усы, а у сомика ... усики.
У сома голова, а у сомика ...
У сома глаза, а у сомика ...
У сома рот, а у сомика …
У сома плавники, а у сомика ... и т.д.
4. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала: |
Дети гладят растопыренными пальчиками стол |
- Здравствуй! - Здравствуй! - Как дела? - На рыбалке была, |
Соединяют поочередно пальчики на руках (указательный с указательным, средний со средним ... ) |
Я удила рыбака Дядю Петю - чудака. |
Пальчики сгибают «крючками», поочередно зацепляют пальчики друг за друга (указательный с указательным, средний со средним ...) |
- Где же твой рыбак? Попался? |
Разжали кулачки - сжали |
- Нет, ушел, хитрец! Сорвался! (Е. Чеповецкий) |
Трясуткистямирук |
5. Игра «Найди дом».
Логопед вывешивает на доску изображения реки, мор», аквариума. На столе раскладывает изображения разных водных обитателей.
Л о г о п е д. Посмотрите, это макеты мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?
Каждый из вас подойдет к столу, выберет одну картинку, назовет ее и «поселит» обитателя воды в подходящий водоем. (Это щука. Она обитает в реке. Я поселю её в реку. У меня сомин. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме. Я выбрал морскую звезду. Она живёт в море ... )
6. Игра «Аквариум».
Л о г о п е д. Возьмите конверты на ваших столах. Синий квадрат положите перед собой, рыб слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?
Зеленая рыбка заплыла в правый верхний угол, красная - в левый нижний, желтая - в левый верхний, синяя- в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Дательный падеж имен
существительных
единственного и множественногочисла»
Цели:
1. Формирование навыка образования существительных в дательном падеже единственного и множественного числа.
2. Формирование навыка замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.
3. Развитие внимания, памяти, мышления, слухового восприятия.
4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, инструментов для их работы, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сейчас будем передавать друг другу мяч и говорить, кому мы его передали. Я передала мяч Кате ...
II. Основнаячасть.
1. Игра «Кому что нужно».
На доске справа висят картинки с разных профессий, слева – инструменты для их работы.
Л о г о п е д. Кому что нужно для картинку с инструментами к тому человеку, которому они нужны (указка, учебник нужны учителю…).
2. Игра «Идем в зоопарк».
Л о г о п е д. Предлагаю отправиться сто, а принести корм для животных.
Я буду говорить, какую еду мы возьмем, а вы – кому мы ее отдадим. Например: Мясо ... отдадим львам.
Морковь ...
Сено, траву ...
Зерно ... и т.д.
3. Физкультминутка.
Сом задумался о том, Как построить в речке дом. |
Дети стоят, рука на
подбородке, Руки домиком над головой |
Как построить дом кирпичный И с окошком, и с трубой, |
Очерчивают руками квадрат, треугольник |
Как построить дом отличный Прямо в речке голубой. |
Шаг вперед, разводят руки в стороны, шаг назад |
Сом не спит в глухую полночь, Ус в раздумье крутит сом - |
Присаживаются, кладут голову на руки |
Кто б ему пришел на помощь И помог построить дом? |
Встают, маршируют на месте
|
Потому что и сому Очень трудно одному. (В. Бояринов) |
Повороты вправо - влево |
4. Игра с мячом «Кому что?».
Логопед Я буду бросать мяч и а тот, кто поймает мяч, скажет, кому они нужны: Например: Помада - женщине.
Бритва, галстук –
Учебники, тетради-
Соски, бутылочки –
Ошейник, корм - и т.д.
5. Игра «Измени слово».
Л о г о п е д. Я буду говорить предложения, а вы должны изменить последнее слово так, чтобы предложения красиво и правильно звучали. Например: Отдай книгу брат (отдай книгу брату).
Завяжи бант сестра.
Уступи место старушка.
Дай лекарство дедушка.
Маша идет к врач.
Дети шли по лес.
Мы шли по дорога.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Пересказ рассказа "Хитрый Ваня"»
Цели:
1. Уточнение представления о рыбах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа).
4. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.
5. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Игра «Обведи рыбок».
Логопед раздает детям картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз.
Л о г о п е д. Рыбок, плывущих вправо, обведите синим цветом, влево - красным, вверх - зеленым, вниз - желтым. Сколько рыбок плывет вправо? Влево? Вверх? Вниз?
Сегодня мы снова поговорим о рыбах и перескажем рассказ «Хитрый Ваня».
II. Основная часть.
1. Чтение логопедом рассказа.
Как-то летом Ваня взял удочки, приманку, большое ведро и отправился на рыбалку. Мальчик закинул удочку и стал ждать, когда клюнет. Ваня долго сидел на берегу прудика, но так и не поймал ни одну рыбку. Расстроенный Ваня поплелся домой. По дороге домой мальчик увидел рыбный магазин. Хитрый Ваня решил купить рыбу и сказать, что поймал ее. Дома мама и папа удивились такому большому улову сына. И вдруг на дне Ваниного ведра папа заметил чек из рыбного магазина. Ване стало стыдно за его обман.
2. Беседа по содержанию рассказа.
Логопед задает детям вопросы и просит отвечать полным предложением.
О каком времени года говорится в рассказе?
Куда отправился Ваня?
Что Ваня взял с собой на рыбалку?
Ваня поймал хотя бы одну рыбку?
Что придумал мальчик?
Как родители узнали, что Ваня схитрил?
Мальчику стало стыдно за свой обман?
3. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала: |
Дети гладят растопыренными пальчиками стол |
- Здравствуй! - Здравствуй! - Как дела? - На рыбалке была, |
Соединяют поочередно пальчики на руках (указательный с указательным, средний со средним ... ) |
Я удила рыбака Дядю Петю - чудака. |
Пальчики сгибают «крючками», поочередно зацепляют пальчики друг за друга (указательный с указательным, средний со средним ...) |
- Где же твой рыбак? Попался? |
Разжали кулачки - сжали |
- Нет, ушел, хитрец! Сорвался! (Е. Чеповецкий) |
Трясуткистямирук |
4. Игра «Раскрась».
Логопед раздает детям картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей.
Л о г о п е д. Кто спрятался на картинке? Раскрасьте морских звезд красным цветом, конька синим, дельфина голубым, рыбку - желтым.
5. Повторное чтение логопедом рассказа.
Логопед читает рассказ еще раз, затем вместе с детьми составляет краткий план пересказа (о чем говорится в начале рассказа, о чем в середине, о чем в конце).
6. Пересказ рассказа детьми.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Насекомые»
Цели:
1. Расширение знаний детей о насекомых, их пользе или вреде.
2. Активизация и обобщение словаря по теме.
3. Активизация глагольного словаря.
4. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображениями насекомых, изображения двух рожиц - грустной и веселой, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Что изменилось?».
Логопед выставляет на доске картинки с изображением насекомых (5-6 картинок) и просит детей внимательно по- смотреть и запомнить.
Л о г о п е д. Когда я скажу «ночь», вы закроете глазки.
Когда скажу «день», откроете. Ночь! (Логопед меняет местами 2 картинки) День! Что изменилось?
Игра проводится 2-3 раза с усложнением: логопед меняет местами 3 картинки.
Л о г о п е д. Как назвать их одним словом? Сегодня мы поговорим о насекомых.
II. Основная часть.
1.Игра «Части тела».
Логопед выставляет на доску картинки с изображением насекомых: паука, кузнечика, бабочки. Вызывает троих детей.
Л о г о п е д. Покажите и назовите части тела этих насекомых (голова, грудь, брюшко, лапки, колени ... ). Подумайте, есть ли какие-то отличительные черты у каждого из них? (у паука 4пары лап ...).
2. Игра «Вредные-полезные».
Логопед выставляет на доску изображения двух рожиц - грустную и веселую. Детям раздает картинки с изображением насекомых (можно использовать фигурки).
Л о г о п е д. Есть вредные насекомые, а есть полезные.
Подумайте, какое ваше насекомое и прикрепите его либо под веселым человечком, если оно полезное, либо под грустным, если вредное. Объясните свой выбор.
(Комары вредные, потому что пьют кровь, переносят микробы. Пчелы полезные. Они дают мед ...)
3. Физкультминутка.
Все вокруг зазеленело, |
Дети разводят руки в стороны |
Заалело, засинело! |
Поднимают вверх, опускают вниз |
Вот и лето! Вот и лето! |
Прыжки вверх |
С морем теплым, С ярким светом. (Г. Лагздынь) |
Хлопки в ладоши |
4. Игра с мячом «Что делает?».
Л о г о п е д. Я назову насекомое и буду бросать мяч. Тот, кто поймает, должен назвать как можно больше его действий. Например: Комар - кусает, летает, пищит ...
Муравей –
Таракан –
Муха-
Бабочка - и т.д.
5. Игра «Два - пять».
Л о г о п е д. Я буду говорить про двух насекомых, а вы про пять.
Две бабочки - пять бабочек.
Дважука-
Два кузнечика -
Двемухи-
Два муравья - и т.д.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Слова-предметы»
Цели:
1. Знакомство детей с понятием «слово-предмет».
2. Закрепление навыка дифференциации одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Формирование навыка подбора вопросов к словам-предметам.
4. Закрепление обобщающих понятий.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра с мячом «назови одним словом».
Л о г о п е д. Я буду называть предметы и кидать мяч. Кто его поймает, должен назвать обобщающее слово. Например:
Стул, стол, шкаф - это мебель.
Кубик, машинка, кукла - это ...
Кофта, юбка, шуба - это ...
Стрекоза, муравей, муха - это ... и т.д.
Л о г о п е д. Слова, которые я называла - стрекоза, шкаф, кубик и др. - это не просто слова. Их называют словами-предметами. Про них мы спрашиваем кто? Или что?
II. Основная часть.
1. Игра «Хлопни, если услышишь».
Л о г о п е д. Я буду называть разные слова. Если услышите слово -предмет, хлопните в ладоши.
Дуб, стол, бежать, спать, кровать, красивая, соска ...
2.Игра «Живые - неживые».
Л о г о п е д. Добавьте подходящее слово-предмет. Например: Сладкая малина.
Кислый ....
Соленая ...
Горький ...
Л о г о п е д. Какие слова-предметы: одушевленные или неодушевленные вы придумали? (Неодушевленные)
Добавьте подходящее слово-предмет. Добрая ...
Умный ...
Веселый ...
Красивая ...
Какие слова-предметы: одушевленные или неодушевленные вы придумали? (Одушевленные)
3. Физкультминутка.
Муравей весь день работал, Все проблемы, да заботы. |
Наклоны вперед. Повороты вправо - влево |
Дом построить надо в срок, Запастись на зиму впрок. |
Руки домиком над головой. Руки в стороны, вниз |
Все успеет муравей, У него ведь сто друзей! (Л. Луканова ) |
Маршируют на месте. Останавливаются, разводят руки в стороны |
4. Игра с мячом «Кто - что?».
Л о г о п е д. Я задам вопрос кто или что и буду бросать мяч. Кто поймает мяч, подберет подходящее слово-предмет.
Логопед поочередно кидает детям мяч, спрашивая «кто?», «что?». Дети подбирают слова (дом, кошка, карандаш ...).
5. Игра «Что лишнее?».
Л о г о п е д. Я назову три слова. Вам надо найти лишнее слово. Обратите внимание, все ли слова являются словами-предметами. Например: Кошка, дом, стоять.
Девочка, бежать, рыбка.
Плыть, игрушка, кровать.
Одеяло, ботинок, спать. И т.д.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Пересказ адаптированного рассказа
К. Ушинского "Пчелкина
разведках" с помощью
опорных картинок»
Цели:
1. Расширение и активизация словаря по теме «Насекомые».
2. Развитие связной речи (учить составлять пересказ рассказа с опорой на предметные картинки).
3. Закрепление понимания предлогов на, над, под.
4. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинка «На полянке», опорные картинки для пересказа: солнышко, пчелки, яблоня, вишня, тюльпан, синий цветочек, улей; картинки-загадки с насекомыми по числу детей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Где спрятались насекомые?».
Логопед вешает на доску картинку «На полянке».
Л о г о п е д. Внимательно посмотрите на картинку и скажите:
Какие насекомые над цветочками? (бабочки)
Какие под листиками?
Какие на цветочках? на листиках?
Какие над листиками?
Логопед убирает картинку.
Л о г о п е д. Вспомните, где были пчелки? (на цветочках), Сегодня мы перескажем рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Пчелки на разведках».
II. Основная часть.
1. Чтение логопедом рассказа.
Логопед читает рассказ.
Пчелки на разведках
Наступила весна. Солнце согнало снег с полей, в прошлогодней травке проглядывали ярко-зеленые стебельки, из почек на деревьях стали появляться листочки.
Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна, прочистили глазки мохнатыми лапками и видят, что солнышко светит ярко, везде тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке.
«Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для голодных пчелок?»
«Нет, вы слишком рано прилетели», - отвечает яблонька.
Полетели пчелы к вишне.
«Нет ли у тебя, вишенка, чего-нибудь для голодных пчелок?»
«Нет, сегодня нет на мне ни одного цветочка».
Полетели пчелки к тюльпану, но и в нем не было запаху меду.
И вдруг печальные и голодные пчелки увидели скромный синий цветочек. Он открыл пчелкам свою чашечку. Напились, наелись пчелки и полетели домой.
(По К.Д. Ушинскому)
2. Беседа по содержанию рассказа.
О каком времени года говорится в рассказе? В рассказе описана ранняя или поздняя весна?
Что увидели пчелки, когда проснулись?
К кому первому полетели пчелки?
Что пчелки спросили у яблоньки?
Что яблонька ответила пчелкам?
К кому потом полетели пчелки?
Что ответила им вишенка?
Какой цветок сначала увидели пчелы? Смогли ли они наесться из него?
Из какого цветка наелись и напились пчелки?
Куда полетели пчелки?
3. Физкультминутка.
Все вокруг зазеленело, |
Дети разводят руки в стороны |
Заалело, засинело! |
Поднимают вверх, опускают вниз |
Вот и лето! Вот и лето! |
Прыжки вверх |
С морем теплым, С ярким светом. (Г. Лагздынь) |
Хлопки в ладоши |
4. Повторное чтение логопедом рассказа.
Л о г о п е д. Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. А потом вы попробуете пересказать его. Я повешу на доску опорные картинки, которые помогут вам.
Логопед читает рассказ еще раз. По мере чтения вешает на доску картинки: солнышко, пчелки, яблоня, вишня, тюльпан, синий цветочек, улей.
5. Пересказ рассказа детьми.
Дети пересказывают рассказ сначала по цепочке (один ребенок начинает, второй продолжает), затем выслушиваются «полные» пересказы нескольких детей.
6. Игра «Посчитай и раскрась».
Логопед раздает детям картинки-загадки с зашумленными изображениями насекомых
Л о г о п е д. Посчитайте, сколько насекомых спряталось на картинке. Назовите их.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Возьмите картинки-загадки домой и раскрасьте каждое насекомое.
Тема: «Цветы»
Цели:
1. Расширение знаний детей о цветах.
2. Активизация и обобщение словаря по теме.
3. Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
4. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными.
5. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображениями цветов (цветы в разном количестве, от двух до пяти) на каждого ребенка, картинки с контурным изображением пяти цветов, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Чтение стихотворения.
Цветут ромашки на лугу.
В траве краснеет мак.
Из них венок сплести могу.
Вот так, вот так, вот так.
Давай вдвоём сплетём венок,
Ведь это же пустяк.
Вплетай за кашкою вьюнок
Вот так, вот так, вот так.
За незабудкой голубой
Мы спустимся в овраг,
И клевер мы вплетём с тобой
Вот так, вот так, вот так.
Сорвем последний василек,
С дорожки сделав шаг, -
И можно примерять венок
Вот так, вот так, вот так.
(З.Александрова)
Л о г о п е д. О чем это стихотворение? Названия каких цветов вы услышали в стихотворении?
Сегодня мы поговорим о цветах.
II. Основная часть.
1. Беседа о цветах.
Л о г о п е д. Где мы можем увидеть цветы?
Если они растут дома, то они какие? (домашние) Вспомните названия домашних цветов.
Если цветы растут на лугу, то они какие?
Если цветы растут в поле, то они какие? Вспомните названия луговых и полевых цветов.
Если цветы растут в саду, то они какие? Вспомните названия садовых цветов.
Цветы, распустившиеся весной, называются ... Вспомните названия весенних цветов.
Цветы, распустившиеся летом, называются ...
Цветы, распустившиеся осенью, называются ...
2. Игра «Соберем букет».
Л о г о п е д. У каждого на столе лежит картинка с изображением цветов. Скажите, из каких цветов вы соберете букет? Для кого будет ваш букет?
(Ясоберу букет из ромашек ...)
3. Игра «Посчитай-ка».
Л о г о п е д. А сколько же цветов будет в вашем букете?
Посчитайте вслух! (одна ромашка, две ромашки ...)
4. Физкультминутка.
Ярко-желтый одуванчик Весь под дождиком продрог, |
Дети обнимают себя руками. Качаются из стороны в строну |
А когда просох на солнце - Сам себя узнать не смог: |
Руки вверх, в стороны |
Побелел он и распух, И рассыпался, как пух. |
Кружатся |
Полетел пушинок рой Над притихшею травой, |
Бегут друг за другом |
Над забором, над рекой, Над тропинкой луговой |
Останавливаются, присаживаются, встают |
Под веселый крик ребят: «Парашютики летят!» (С. Шvшкевич) |
Прыжки вверх, руки вверх |
5. Игра «Нарисуй».
Логопед раздает детям картинки с контурным изображением пяти цветов.
Л о г о п е д. Обведите по точкам пять цветов. Раскрасьте их так: первый - красный, третий - желтый, последний голубой, второй синий, четвертый оранжевый. Дорисуйте: над вторым цветком идет дождь, между четвертым и пятым летает бабочка, на первый цветок сел жук.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Слова-действия»
Цели:
1. Знакомство с понятием «слово-действие».
2. Формирование навыка подбора к существительным глаголов, которые от них образованы.
3. Закрепление навыка составления предложений по картинкам.
4. Развитие внимания, памяти, мышления.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
6. Оборудование: сюжетные картинки на каждого ребенка, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Добавь словечко».
Л о г о п е д. Я начну предложения, а вы закончите, добавив подходящее слово. Например: Мальчик по дороге бежит.
Самолет в небе ...
Папа на кровати …
Щенок из миски … и т.д.
- Слова, которые вы добавляли - спит, ест, идет - это слова-действия. Про них мы спросим Что делает? Что сделал?
II. Основная часть.
1. Игра «Топни, если услышишь».
Л о г о п е д. Я буду говорить разные слова. Услышите слово-действия - топните ножкой.
Бежит, кошка, кресло, маленькая, спит, пьет ...
2. Игра «Составь предложение».
Логопед выставляет на доску несколько сюжетных картинок.
Л о г о п е д. Посмотрите на картинку и составьте по ней предложение. Назовите, какое слово-действие вы использовали. (Мама читает книгу. Слово-действия «читает».)
3. Физкультминутка.
Все вокруг зазеленело, |
Дети разводят руки в стороны |
Заалело, засинело! |
Поднимают вверх, опускают вниз |
Вот и лето! Вот и лето! |
Прыжки вверх |
С морем теплым, С ярким светом. (Г. Лагздынь) |
Хлопки в ладоши |
Л о г о п е д. Вспомните, какие слова-действия были в стихотворении?
4. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед бросает мяч. Тот, кто поймает его, должен сказать противоположное слово. Например. Ссориться - мириться.
Пачкать -
Грустить -
Плакать -
Враждовать -
Уходить - и т.д.
5. Игра «От какого слова?».
Л о г о п е д. Многие слова-действия образовываются от слов-предметов. Я назову слово-предмет, а вы слово-действие, которое от него получилось.
Жужжание - жужжать.
Скрип-
Кваканье -
Треск - и т.д.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Составление описательного рассказа цветка
с опорой на картинно-графический план»
Цели:
1. Обогащение и активизация словаря по теме.
2. Развитие связной речи (составление рассказа -описания с опорой на картинно-графический план).
3. Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.
4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: схема описания, изображения цветов, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Назови цветок».
Дети передают друг другу мяч и называют по одному цветку.
Л о г о п е д. Сегодня мы снова поговорим про цветы и будем их описывать.
II. Основная часть.
1. Беседа по схеме.
Логопед выставляет на доску схему.
Л о г о п е д. Сначала мы скажем, какой цветок будем описывать.
- Затем расскажем о величине и цвете.
- О том, какой запах издает цветок.
- Когда он цветет?
- Далее назовем части цветка.
- Закончим наш рассказ словами о том, где растет цветок.
2. «Физкультминутка»
Я родился! Я родился! Снег пробил, на свет явился! |
Дети поднимают руки вверх, тянутся на мысочках к потолку, опускаются, снова тянутся |
Ух, какой ты, снег, колючий, Ты холодный, снег, и злющий. |
Обнимают себя руками, повороты вправо - влево |
О морозах зря мечтаешь, Очень скоро ты растаешь, |
Встают, руки на пояс, приседают, встают |
Уплывешь потоком в речку И не скажешь ни словечка! (А. Матутис) |
Бегут друг за другом |
3. Игра «Составь предложение».
Л о г о п е д. Я назову два слова, вы должны будете составить с ними предложение. Например: бабочка - ирис (бабочка села на ирис).
Ромашка - луг.
Роза - сад.
Насекомые - цветы.
Фиалка - горшок и т.д.
4.
Составление рассказа-описания цветов по опорному плану
(дети описывают цветы по своему выбору).
Я буду описывать подснежник. Это маленький белый цветочек. Подснежник пахнет весной, у него тонкий приятный аромат. Цветут подснежники в конце зимы или начале весны. У цветка есть стебель, листья, цветы. Растет подснежник в лесу.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Лето. Летние забавы»
Цели:
1. Уточнение представления о лете и его приметах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Совершенствование навыка образования родительного падежа имен существительных множественного числа.
4. Развитие связной речи (учить краткому пересказу короткого текста).
5. Развитие внимания, мышления, памяти.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки
ягод, насекомых, снеговика,
птиц, цветов, фруктов, опадающих листьев, картинки с изображением летних забав.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение.
Все вокруг зазеленело,
Заалело,засинело!
Вот и лето!
Вот и лето!
С морем теплым,
С ярким светом.
(Г. Лагpдынь)
- Какое время года наступает? Вспомните летние месяцы.
- Сегодня мы поговорим о лете и летних забавах!
II. Основная часть.
1. Игра «Чего летом много?».
Логопед выставляет на доску картинки ягод, насекомых, снеговика, птиц, цветов, фруктов, опадающих листьев.
Л о г о п е д. Давайте составим предложения о том, чего летом много! Все ли картинки подходят? Какие не подходят и почему?
Дети составляют предложения (летом много цветов ...)
2. Игра «Закончи предложение».
Л о г о п е д. Закончите предложения - подберите по 3-4 слов-предметов.
В садах поспели фрукты и ягоды: яблоки, груши, малина, клубника.
Дети ходят в лес собирать ...
Летом можно увидеть разных насекомых ...
На полянах цветут цветы ...
Люди одевают летнюю одежду ...
Летом можно кататься на ...
3. Физкультминутка.
Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? |
Руки вверх, дети тянутся к потолку. Руки в стороны, шаг вперед |
Оттого, что это - лето На все лето к нам пришло. |
Повороты вправо-влево |
Оттого и каждый день Все длиннее, что ни день, |
Идут друг за другом, высоко поднимая колени |
Ну а ночи, Ночь от ночи, Все короче и короче ... (И. Мазнин) |
Замедляют шаг, присаживаются на корточки |
4. Игра «Летние забавы».
Логопед раздает детям картинки с изображением летних забав.
Л о г о п е д. Что нарисовано на ваших картинках? Составьте предложения о том, что делают дети.
(Дети купаются в реке ...)
5. «Так бывает или нет?»
Л о г о п е д. Послушайте рассказ и скажите - чего не бывает летом? Повторите только то, что бывает летом.
Пришло долгожданное лето. Солнце светит ярко, стоит очень холодная погода.
По чистому голубому небу плывут белоснежные облака.
Летние дожди - сильные и короткие, с грозами приносят прохладу. После дождя на небе часто появляется разноцветная радуга. Часто идет снег.
В садах, на лугах и в лесах цветут цветы - подснежники и ландыши. В садах поспела смородина, малина и вишня. Опадают листья. Бабушка будет варить из ягод варенье.
Дети летом одевают шапку, шарф, сапоги. Они много гуляют, купаются в речках и загорают. Можно ходить на рыбалку, в походы и на экскурсии. Хорошо летом!
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Слова-признаки»
Цели:
1. Знакомство с понятием « слово-признак» .
2. Закрепление навыка подбора прилагательных к именам существительным с учетом рода и числа.
3. Закрепление навыка подбора прилагательных-синонимов.
4. Развитие внимания, памяти, мышления.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: яблоко, кубик,картинки: озеро, муравейник, поляна,солнце,цветок,бабочка,жук,дерево,ягода;мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед выкладывает на стол предметы: яблоко, кубик.
Л о г о п е д. Какое яблоко? (круглое, большое, красное, вкусное ... )
Кубик какой? (синий, маленький, квадратный, гладкий ... )
Слова, которые вы назвали - вкусное, маленький, синий, большое - это слова-признаки. Они рассказывают, какой предмет.
II. Основнаячасть.
1. Игра «Хлопни, если услышишь».
Л о г о п е д. Я назову несколько слов. Если услышите слова-признаки, хлопнете в ладоши.
Кукла, спать, красивая, умный, одеяло, послушные ...
2. Игра «Про что мы скажем?».
Логопед вывешивает по три «летние» картинки
Л о г о п е д. Выберите из трех картинок, о чем можно сказать - большой, большая, большое? (Озеро, муравейник, поляна.)
Выберите из трех картинок, о чем можно сказать - желтый, желтая, желтое? (Солнце, цветок, бабочка.)
Выберите из трех картинок, о чем можно сказать - красивый, красивая, красивое? (Жук, дерево, ягода.)
3. Физкультминутка.
Все вокруг зазеленело, Заалело, засинело! |
Дети идут друг за другом, поднимают руки вверх, в стороны, вниз |
Вот и лето! Вот и лето! |
Прыжки вверх |
С морем теплым, С ярким светом. (Г. Лагздынь) |
Обнимают себя, поворачиваются лицом в круг, руки вверх, встают на мысочки. |
4. Игра «Лишнее слово».
Л о г о п е д. Я назову три слова. Вам надо сказать, какое из них лишнее и почему.
Бежать, красивый, умный.
Красное, большое, шоколадка.
Вкусный, пирог, яблочный.
Телевизор, белая, длинный.
5. Игра смячом «Слова-приятели».
Л о г о п е д. Мы не так давно узнали, что в русском языке есть слова-друзья, которые обозначают одно и то же, но звучат по-разному (грустный - печальный). Придумайте слово, к которому относятся эти признаки.
Подберите слово-друг к моему слову:
Храбрый - смелый (солдат).
Умный-
Большой-
Хороший -
Печальный - и т.д.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Составление коллективногорассказа
"Летние забавы"»
Цели:
1. Уточнение представления о лете и его приметах, летних забавах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Закрепление навыка согласования имен существительных с прилагательными в роде и числе.
4. Развитие связной речи (учить составлять рассказ по опорно-вопросному плану).
5. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.
6. Развитие графо-моторных навыков.
7. Развитие общей моторики.
Оборудование: разрезные картинки с летними развлечениями, картина «Летние забавы » , плоскостные изображения людей для каждого ребенка, картинки с изображением половинки клубники на каждого ребенка, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра с мячом «Какой, какая, какие?».
Логопед бросает мяч детям. Тот, кто поймал, должен ответить на поставленный логопедом к предмету вопрос. Например: Ягоды какие? (сладкие, вкусные, сочные ...)
Радуга какая?
Цветы какие?
Бабочка какая?
Дождь какой? и т.д.
II. Основная часть.
1. Игра «Собери картинку».
Логопед раздает каждому ребенку разрезную картинку с изображением летних забав - купание в речке, ловля бабочек, катание на велосипеде и т.д.
Л о г о п е д. Соберите картинку и составьте предложение о том, что на ней нарисовано.
(Дети катаются на роликах ...)
Сегодня мы поговорим о летних забавах и составим на эту тему рассказ.
2. Игра «Кто где?».
Логопед выставляет на доске большую картинку «Летние забавы» (лето, речка), детям раздает плоскостные изображения людей.
Подумайте, куда можно прикрепить ваши картинки (мальчика с сачком прикрепим к полянке ... ).
Дети выполняют задание.
3. Физкультминутка.
Игра «Пантомима».
Л о г о п е д. А сейчас поиграем в игру! Делимся на две команды. Первая команда будет что-то показывать вам, без слов, вы должны угадать, что они делают.
Логопед дает то одной, то другой команде задание: показать ловлю бабочек, катание на качелях, строительство из песка и т.д.
4. Составление рассказа о летних забавах.
Л о г о п е д. Теперь давайте рассмотрим картину, которую мы сделали, придумаем детям имена и составим рассказ.
Какое время года изображено на картине?
На чем катаются дети? Во что играют?
Какое у них настроение?
Дети по очереди составляют рассказ.
«Наступило лето. Дети вышли на прогулку. Оля и Катя стали кататься на роликах, Витя и Костя - на велосипедах, Максим пошел купаться ...»
5. Игра «Дорисуй».
Логопед раздает детям картинки, на которых нарисована половина клубнички.
Л о г о п е д. Дорисуйте вторую половинку ягоды и раскрасьте ее.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.