ТРИЗ
Оценка 5

ТРИЗ

Оценка 5
Документация
doc
воспитательная работа
Детсад
17.07.2018
ТРИЗ
Теория опережающего обучения в творческой деятельности дошкольников “Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого-он засушенный цветок”-В.А.Сухомлинский .Наиболее частое проявление одаренности – это развитость речи и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная активность, ненасытное любопытство и отличная память. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Ребенка отличает и повышеннаяТРИЗ
ТРИЗ материалы.doc
Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", ­ эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако  сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем­то увлекательным и  захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка.  Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже  с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели  убедились на своем опыте, что система ТРИЗ ­ теория решения изобретательских задач ­  является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике  можно задействовать эту методику в детском саду? Основная концепция методики Изначально  Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач.  Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом  завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая  помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся  ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем  алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Отличие от стандартных  подходов в обучении Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или  имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую  свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках  преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у  всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель  дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это  действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и  найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия  ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным  осмысленным решением. Практическое применение в детском саду Чтобы успешно применять  ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как  принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так  далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа  — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя  принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет  «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее  можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на  трех колесах? Пример применения методики в детском саду Приемы ТРИЗа в детском саду не  требуют специально отведенного времени ­ это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую­то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.  Яндекс.Директ Методика «БУКВОГРАММА»™ ® Офиц. Сайт «БУКВОГРАММА»™®.  Заказывайте «БУКВОГРАММА» напрямую у автора методики! bukvogramm.ru Любимая детская  игрушка! Хит 2017 г! Об этом треке мечтает каждый ребенок. Только сегодня по акции −55%  Успей elitshop.kz Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого  "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими  вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что  делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо  ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения  эффективности. ТРИЗ­технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому  педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими  подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы. Умелое использование ТРИЗ в  детском саду Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время  или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее",  "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ­технология в детском саду подразумевает, что любое  мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и  задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна  быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и  высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок  хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о  данной задаче и ситуации. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в  детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность. Кто­кто в теремочке живет?  Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их  сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка,  дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или  смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф ­  фантазия детей подскажет им все остальное. Яндекс.Директ Методика «БУКВОГРАММА»™ ®  Офиц. Сайт «БУКВОГРАММА»™®. Заказывайте «БУКВОГРАММА» напрямую у автора  методики! bukvogramm.ru Любимая детская игрушка! Хит 2017 г! Об этом треке мечтает каждый  ребенок. Только сегодня по акции −55% Успей elitshop.kz Вступление: вспомнить вместе с  детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране  Перевертышей. Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и  играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка ­ короля Перевертышей,  который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый  приглашенный задает вопрос: ­ Тук, тук, кто в теремочке живет? ­ Я ­ ... (называет себя,  например, цветок). А ты кто? ­ А я ­ ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в  теремок? ­ Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два  рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится  следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто­то не может ответить,  то помогают остальные дети. "Маша­Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение увидеть  все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это  сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество  разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для  чего дверь? Для чего эта подушка?" Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых  людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем  спросить: кто хочет помочь машам­растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами  по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: ­ Ой! ­  Что случилось? ­ Я потеряла (называет какой­то предмет, например, ложку). Чем же я теперь  буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают  предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом  вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но  роль Маши­Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил  лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом,  обеспечивается активность всех участников игры. Роль игры в развитии ребенка Это только  два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в  детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная  свобода фантазии. Но если вначале что­то получается не очень хорошо, это не повод опускать  руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь  именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует  постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ­технологии. В детском саду это особенно  важно, поверьте, результат того стоит. С какого возраста начинать Строгих правил и  конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет  своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него  поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками  такого разговора: ­ Мама, свет! ­ Оля, стул! Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном  случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла  ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него  ресурсы. Тем более важно использовать ТРИЗ­технологии в детском саду, когда с детьми  занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого­то малыша  получается лучше лепить, а не рисовать, у другого ­ наоборот. Однако, и то и другое оказывает  положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае  окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с  этим затягивать? Влияние методики на тип мировоззрения ребенка В дошкольном возрасте у  ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти  возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный  тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда.  2 Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но  продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном  обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то,  проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет  его, затратив дополнительные силы. Выбор за каждым Конечно, каждый родитель или педагог  сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия  направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный  багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и  напряженного темпа порой непросто осваивать что­то новое, но результат того стоит! В любом  случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и  огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное ­ не бояться рушить  стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не  стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно! ­ Читайте подробнее на  FB.ru: http://fb.ru/article/136995/triz­v­detskom­sadu­triz­tehnologii­v­detskom­sadu­sistema­triz Технологии ТРИЗ в детском саду  по ФГОС 1864   Темы: Управление ДОУ  Статьи по теме  Содержание статьи:  История ТРИЗ­педагогики  Цели и задачи ТРИЗ­технологии в детском саду по ФГОС  Методы ТРИЗ­технологии в детском саду  ТРИЗ­занятие в детском саду Теория решения изобретательских задач (далее — ТРИЗ) — авторская  инновационная методика писателя и изобретателя Генриха Сауловича  Альтшуллера. Это не научная теория, а скорее симбиоз изобретательства и  научного поиска. Поскольку современное общество больше нуждается в творчески  и нестандартно мыслящих людях, чем в простых исполнителях, оригинальность  мышления следует вырабатывать с детства. Изначально разработанные для инженерно­технических работников, технологии  ТРИЗ в детском саду по ФГОС причисляются к наиболее интересным и  востребованным, поскольку основываются на творческой деятельности малышей  3 возрастом от трех лет. В центр ставится свободно творящий и творчески мыслящий  ребенок. Теория:  развивает навыки решения изобретательских задач;     знакомит с принципами творческого мышления; стимулирует логическое мышление и воображение; поддерживает в поиске выхода из затруднительного положения; через ситуацию успеха стимулирует к взаимообмену решениями и активации  всех детей в группе; готовит к постановке и успешному решению нестандартных проблем.  ТРИЗ­педагогика позволяет получать знания в комфортной атмосфере без  зубрежки и перегрузок. Ключевая ее задача — научить ребенка самостоятельно  системно и нестандартно мыслить, искать решение, быть настойчивым,  смекалистым и изобретательным в своем поиске. Цели и задачи ТРИЗ­технологии в детском саду по  ФГОС Теория как должное принимает тот факт, что все дети от рождения талантливы, но важно развить в них врожденную гениальность, научив ориентированию в  современном мире. Для этого перед нею ставятся следующие задачи: 1. развитие целостной картины мира; 2. стимулирование нестандартного системного мышления у детей, отмеченного  раскованностью и гибкостью; 3. развитие умения устанавливать логические закономерности, видеть  причинно­следственные связи между явлениями и событиями; 4. побуждение к поисковой деятельности, решению задач нестандартными  способами; 5. развитие творческого воображения, памяти и речи. По ФГОС ТРИЗ­технологии в детском саду имеют ряд преимуществ, которые  заключаются не только в формировании эвристического навыка исследовательской деятельности и поиска зерна проблемы в задаче, но и в:  универсальности инструментария, которые может быть задействован как в  режимных моментах, так и в игровой или учебной деятельности;  раскрытии индивидуальных талантов дошкольника;    акценте на взаимообмен идеями; в радости от успешного достижения поставленных перед ребенком целей; стимулировании самостоятельного творчески активного мышления и  фантазии; 4  помощи в формировании личности, которая к каждой проблеме подходит с  нескольких сторон, ищет нестандартные решения и выход из сложной  ситуации. Алгоритм решения изобретательских задач — ключевой рабочий механизм  технологии. Чтобы успешно решать задачи, дети должны овладеть универсальным  алгоритмом. Технология ТРИЗ делает каждое занятие в детском саду увлекательным и  интересным для дошколят. В этом случае они будут выполнять упражнения и  задания осознанно, проявляя особое рвение, применяя творческое начало и  самостоятельность. Традиционно воспитатели используют три вида занятий: 1. Работа над творческим воображением — использование игровых ситуаций,  сказкотерапии и импровизации в групповых и индивидуальных формах  деятельности. 2. Практическая и изобразительная деятельность через использование  разнообразных материалов и техник (кляксография, ладошковая или  пальчиковая) Комплексные — различные виды деятельности (знакомство с окружающим миром,  развитие речи, рисование, музицирование, пение, освоение счета), которые  органично вписываются в режимные моменты второй половины дня.  История ТРИЗ­педагогики В российской советской практике дошкольного образования методика ТРИЗ в  качестве научно­педагогического направления появилась в 1987. На одном из  5 педагогических семинаров было принято решение продемонстрировать действие  методики на школьниках, однако слушателям по ошибке показали ТРИЗ в действии  в подготовительной группе детского сада. Недоразумение привело к тому, что ТРИЗ­педагогика была внедрена в дошкольную  педагогическую практику, а практикующие методику педагоги открыли для себя  новые горизонты работы с детьми дошкольного возраста. С тех пор теория  позволяет развить у дошколят изобретательские способности, смекалку,  диалектическое мышление и воображение. Программа получила кодовое  обозначение «Умка». Педагогический поиск стал ведущим средством работы, а потому воспитатели  теперь не дают дошколятам готовые задания, а учат самостоятельно находить  истину. ТРИЗ­педагогика призвана стимулировать детей к познанию, потому  воспитатель становится для них не источником готовой информации, а помощником на пути ее поиска. Он побуждает детей к любознательности, если у них не возникают вопросы, через  противоречие воспитатель должен спровоцировать их, поставив их в ситуацию  поиска. Отныне педагог не дает ответы на вопросы малышей, а помогает им найти  их своими силами через рассуждение, дискуссию, наводящие и уточняющие  вопросы. Методы ТРИЗ­технологии в детском саду Теория опирается на проработанную методологическую базу, в арсенале которой  несколько эффективных приемов, среди которых особенно выделяются метод  фокальных объектов (МФО), морфологический анализ, кольца Луллия, системный  оператор и прочие. Важно подчеркнуть, что методология ТРИЗ, используемая в  российских в детских садах, относительно недавно из общей педагогики  перекочевала в дошкольную, однако все наработки принадлежат перу выдающихся  отечественных и зарубежных ученых прошлых веков. Авторами популярных методов являются астрономы, философы, математики и даже лесоводы. МФО Эта технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС была внедрена сравнительно недавно,  однако метод не нов, его предложил Ф. Кунце еще в 1920­х. Необходимо  сфокусироваться на объекте, чтобы его усовершенствовать. Например, выбрав  любое существительное к нему подбирают другие слова, получая неожиданные  результаты. Таким образом дети раскрепощают свою фантазию и мышление.  В детском саду метод можно применять, начиная с младшей группы, применяя МФО в виде ряда последовательных заданий: 6 1. Придумывается новый объект путем улучшения или изменения существующих объектов. 2. Знакомство с ним. 3. О выбранном объекте создается сказка или рассказ для детей. 4. Художественное произведение анализируется. Мозговой штурм ТРИЗ­методика мозгового штурма относится к наиболее перспективным с точки  зрения творческого решения задач. Использование методики требует тщательной  подготовки, на этапе которой воспитателю следует точно сформулировать  проблему, сгруппировать участников, обозначить перед каждым ребенком его роль. Выбранный ведущий стимулирует проявление энтузиазма у участников, их  творческий азарт, важно, чтобы предложения, высказывания и мысли  дошкольников не ограничивались. Каждая идея достойна рассмотрения, потому на  основном этапе реализации мозгового штурма идеи оптимизируются и  комбинируются. В завершении проводится критический анализ с последующим  анализом лучших идей. На обсуждение детям можно выносить самые разные вопросы: 1. Как не дать Лисичке съесть Колобка? 2. Как сыграть мелодию без гитары или пианино? 3. Как оставаться чистым? 4. Где найти птиц, которые не летают? 5. Где всегда зима, или где зимой лето? Морфологический анализ Авторство этого комбинаторного метода принадлежит астроному Ф. Цвикки,  который предложил системный подход к изобразительному творчеству. Творческое решение рождается посредством системного перебора всех вариантов  характеристик или особенностей объекта. В ДОУ морфологический анализ можно  использовать на уроках музыки или рисования, в изучении нового или  инсценировках. Для применения этого метода ТРИЗ в детском саду строится морфологическая  таблица или ящик, в котором под осью понимаются ключевые характеристики  объекта или их варианты. В оси координат по горизонтали размещают объект, а по  вертикали его признаки или наоборот. Если же речь идет о морфологическом  ящике, в нем осевых линий может быть сколько угодно много. Кольца Луллия Автором метода является философ Раймунд Луллий. Кольца позволяют взрослым и детям организованно заниматься. В дошкольной педагогике технология  используется для стимулирования творческого мышления, познания мира, развития  воображения и осознания взаимосвязи явлений.  7 Для применения этого метода в ДОУ необходимо приготовить несколько разных по диаметру кругов из плотного картона, разделенных на равное число секторов. В  ходе деятельности детям необходимо заполнить все сектора кругов в соответствии  с поставленной задачей. Если малышам нужно придумать новый наряд,  следовательно, на секторах кругов будет появляться информация:    на самом большом круге — цвета наряда — фиолетовый, зеленый, желтый,  красный, черный; на среднем — предназначение, например, рабочий, парадный, спортивный; на меньшем — материал — брезент, шелк, мех, хлопок, шифон. Затем картон нанизывается на любой стержень, к которому прикрепляется  стрелка. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет  указывать на десятки возможных вариаций созданного наряда. По такому же  принципу можно составлять сказки (объекты сюжетно­ролевой игры — атрибуты — действия объектов). Примечательно, что круги Луллия можно использовать в области коммуникации и  познания, для изучения художественной литературы или знакомства с окружающим миром. Принцип действия технологии поистине универсален, потому воспитатели  могут видоизменять и дополнять ее по своему усмотрению. Занятия проходят в  непринужденной обстановке без физического или психологического напряжения,  благодаря чему материал усваивается гораздо лучше.  Метод проб и ошибок В основе метода поиск решения проблемы через перебор вариантов. Дети знают,  что каждое, порой даже фантастическое предположение в формате «А что,  если...» будет услышано и принято во внимание. Нередко это уводит от  первоначальной проблемы и активно подключают свою фантазию, но для  дошкольников это не проблема, а скорее способ найти компромиссное решение.  ТРИЗ­технология проб и ошибок в детском саду позволяет воспитателям и детям  экспериментировать, учиться настойчивости, стимулировать познавательную  активность. Системный оператор Системный анализ способствует комплексному изучению предмета и всестороннему подходу. ТРИЗ­метод системного оператора может использоваться, начиная со  второй младшей группы для описания игрушек, знакомства с окружающим миром.  Малышам необходимо объяснить, что у оператора есть возможность изменять  время, размер и стоимость для решения поставленных задач. Так, чтобы Кай из  сказки не замерз, следует изменить время, а сказке про Колобка — размер, так  Лисичка не сможет его съесть. Дошкольники получают: 8 1. Всеобъемлющее представление об объектах и явлениях. 2. Стимул для развития фантазии и воображения. 3. Умение подходить к решению задач творчески. С помощью системного анализа дети анализируют объект во временных рамках,  выстраивают вертикаль взаимосвязи объектов или явлений (например, лес — в нем живут животные — одни из них лисы — у лисы есть уши, хвост, лапы, нос, глаза),  оценивают противостояние и взаимосвязь объектов через многоэкранное  мышление.  Моделирование маленькими человечками Такая ТРИЗ­технология в детском саду по ФГОС ориентирована на изучение  внутреннего строения веществ. С ее помощью дошкольники узнают, почему вода  жидкая, песок — сыпучий, а камень — твердый. Маленькие человечки, согласно  методу, — это молекулы, которые образуют те или иные связи. Имея подобную  модель воспитатель может с легкостью объяснить детям, почему вещества могут  быть газообразными, жидкими или твердыми. Синектика Метод, разработанный Вильямом Гордоном почти полвека назад, позволяет  отстраняться от обыденного, знакомясь с новым. Он считал, что аналогии  стимулируют творческие способности дошкольников. В сложных ситуациях следует  опираться на эмпатию — перенесение образа, настроения, отождествление себя с  объектом или сказочным героем. Метод нашел широкое применение во время музыкальных или танцевальных  занятий, когда малыши могут перевоплощаться в птиц или животных. Например,  дети могут прокаркать или промяукать любимую песенку, представив себя вороной  или котенком, могут показать походку пингвина или мамы на каблуках. При этом  важен момент перевоплощения, поиска аналогии и сходства в характеристиках  явлений и предметов. Метод каталога Методика, предложенная немецким профессором Э. Кунце, позволяет развить у  дошкольников навыки к сочинительству. Дети проявляют творчество и составляют  удивительные рассказы, сказки, объединяя случайных персонажей, предметы,  действия, выбранные наугад. Данетка Справедливее отнести ее к видам игры, чем к ТРИЗ­методу, однако в ходе занятий  дети могут отгадывать предметы и признаки, используя вопросы, на которые  можно ответить только «да» или «нет». Вопросы строятся от общих к частным:  сперва необходимо выяснить, загадан предмет, человек или животное, а после его  9 черты. Метод данетки учит детей задавать точные вопросы, правильно их  формулируя, чтобы получить интересующую их информацию. «Золотая рыбка» Метод основан на анализе сказки и дальнейшей оценке сказочных и реальных  событий в ней. Дети должны видеть взаимосвязь и проникновение мира фантазий  и реальности, искать пути проникновения одного в другой. Дошколятам помогают  волшебники, способные облегчить фантазирование. ТРИЗ­занятие в детском саду Длительность занятия по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15  минут (у младших дошкольников) до 25­30 (в старшем дошкольном возрасте).  Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и  действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских  задач.  План по самообразованию на период с 2014 по 2019г.г. воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвиващего вида № 15» Мингалимовой Гулии Саубановны, высшей квалификационной категории. Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми  дошкольного возраста». Цель:  1. Повысить свой профессиональный уровень.  2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к  стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Задачи:  1. Создание условий для исследовательской активности детей; 2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала; 3. Изучение методик, технологий по поисково­исследовательской деятельности. 4. Изучение методик, технологий ТРИЗ­РТВ. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно  не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ребенок ­ природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных  ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики,  призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно  экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт  10 заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все  детские деятельности, в том числе и игровую». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном  этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе  устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают  все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над  простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Ожидаемые результаты: 1. Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального,  творческого развития. Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие  системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих  личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность  ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность  доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта  интересов. Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к  прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке. Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность,  любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний,  способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память. Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих  задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать  оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности  художественно – прикладных занятиях и играх. Этапы  реализации Задачи Подготовительны й Изучение психолого ­ педагогической, методической литературы по теме самообразования Диагностический Разработка программно ­ методического обеспечения  образовательного процесса Практический Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) Обобщающий Распространение опыта своей работы Сроки 2014 ­ 2015 учебный  год 2015 ­ 2016 учебный  год 2016 ­ 2017 учебный  год 2017 – 2018 учебный год Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития 2018 ­ 2019 11 Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу  новые методы и направления в воспитании и обучении детей.  Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ ­ РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих  способностей детей. учебный год Содержание деятельности Сроки  (начало­  окончание) Форма предоставления результатов 1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2014­2015 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. 1.Определить перспективность и  практическую значимость для повышения  воспитательно – образовательного  процесса.  Сентябрь­ Октябрь Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 6­7 лет. 2. Чтение методической, педагогической и  предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.  Изучение литературы, Ноябрь Декабрь посещение интернет ­ лекций, интернет ­  семинаров и В течение  года 3. Изучить книги:  ­Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач». ­ Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас»,  Обнинск, 1997 – 111с. ­ Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф.  «Играя, развиваем. Развивая обучаем»,  Набережные челны, 1997 – 80 с. Январь­ Февраль ­ Шаехова Р. К. «Играя Размышляем»,  Казань, 2004 – 96 с. ­ Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: форумов по теме применения технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной  деятельности. Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, развлечений. 12 пособие для педагогов дошкольных  учреждений» (3­е изд., Минск, ИВЦ  Минфина, 2007 г.).  ­ «Педагогика + ТРИЗ» ­ сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров  образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001  г.) 4. ­ Журналы «Дошкольное воспитание» с  перечнем литературы и применением ТРИЗ:  №8 (1988 г.), №5,6 (1989 г.),  №1,2,3,5 (1990 г.),  №4 (1993 г.),  №1 (1994 г.), №5 (1996 г.), №11 (1997 г.),  №5,9 (1998 г.). ­ Журналы «Ребёнок в детском саду»:  №1,2,4 (2001 г ) ­ Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.) Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Март – Май 2. Разработка программно­методического обеспечения образовательного процесса 2015 ­2016 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно­ методического обеспечения  образовательного процесса. 1. Разработать перспективные планы  работы по всем видам деятельности для  разновозрастной группы  Сентябрь ­  Май Календарно ­ тематическое планирование 2. Составить конспекты занятий по всем  видам деятельности. В течение  года Картотеки  Наглядный материал 3. Систематизировать практический  материал по данной проблеме: Интернет ­  ресурсы (детские презентации). Развивающие компьютерные презентации: ­ «Инновации в образовании  Октябрь­ Ноябрь Декабрь­ Февраль Январь ТРИЗ ­ педагогика Педагогический совет.  Использование приёмов ТРИЗ в работе с  Март­Апрель 13 детьми дошкольного возраста». ­ «Презентация по ТРИЗ (СО) + игры».  ­ Изучать опыт работы воспитателей через  интернет­ ресурсы. 4. Семинар­практикум для воспитателей:  «Применение технологии ТРИЗ в развитии  речи дошкольников». 5. Подготовка анкет,  памяток, рекомендаций для педагогов,  родителей и детей. 6. Родительское собрание:  « Знакомство с технологией ТРИЗ».  7. Подготовка материала к  информационным стендам. 8. Разработка  «МИР ЗАГАДОК» Авторская программа кружка по ТРИЗ в  играх для детей 5 – 7 лет. 3. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) 2016 ­ 2017 учебный год Просмотр деятельности педагога: Автор материала учитель­логопед высшей  категории, учитель­методист: Винограденко Ирина Михайловна Родительская встреча: 1. ­ Игра «Знакомство». 2. ­ «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини —  лекция). 3. ­ «Давайте поиграем» (знакомство с играми для  детей) Май 4. ­ «Способности ребенка?» (выступление  психолога) 5. ­ Анкетирование родителей: «Какие способности  у моего ребенка?» 6. ­ «Как развивать детскую  любознательность?»(дискуссия) 7. ­ «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?»  (памятка для родителей) 8. ­ Экспресс – опросник: «Цветные анкеты». День открытых дверей. Сентябрь ­  Май Изучение литературы, сбор игр и упражнений для  разных возрастных игр, обобщение собственного  опыта. Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. 1. Итоговая диагностика по технологий  ТРИЗ­РТВ у детей. Сентябрь­Май Сентябрь­май Информационные листы в виде таблицы с  результатами. 2. Публикация собственного опыта  педагогической деятельности  Публикации в социальной сети 14 В социальной сети работников образования  nsportal.ru. Работа с детьми  1. Разработка программно­методического  обеспечения образовательного процесса. 2. Обследование речи и  творческого воображения детей. Применение метода ТРИЗ в проектной  деятельности. 3. Отбор и выделение наиболее  эффективных методов и игровых действий,  помогающих детям в самостоятельной  деятельности. Работа с родителями: 1. Знакомство с современными системами  семейного воспитания. 2. Использование «ТРИЗовского» подхода в  повседневном взаимодействии с детьми. Работа с педагогами: 1. Подготовка материала по теме: «Игры и  упражнения с исп. технологии ТРИЗ в  образовательном процессе ДОУ». Февраль 4. Распространение опыта своей работы 2017 – 2018 учебный год Сентябрь Октябрь –  Апрель Ноябрь Календарно­тематическое планирование ­  (Утверждение плана работы). Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с  рассматриванием картинок, наблюдения. – (Диагностика детей). Игровые моменты, дидактические игры и  упражнения. ­ (Создание развивающей среды в  группе, уголка для творчества детей). Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ  анкетирования.  Доклад на тему:  Декабрь Январь «Значение нестандартного мышления в жизни  человека». Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.  Картотека игр, познавательных упражнений с  использованием ТРИЗ технологии. Изучение литературы, сбор игр и упражнений для  разных возрастных игр, обобщение собственного  опыта. Консультация для педагогов на тему: «Игры и  упражнения с исп. технологии ТРИЗ в  образовательном процессе ДОУ». Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. Составление календарно ­ тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и  воспитателей, развлечений по технологий ТРИЗ­РТВ. Публикация собственного опыта  педагогической деятельности в социальной  Сентябрь ­  Публикации в социальной сети 15 сети работников образования nsportal.ru. Май «Детское экспериментирование ­ как  средство интеллектуального развития  дошкольников». Ноябрь ­  Январь Составить Авторскую программу на тему: «Я – МАЛЕНЬКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ». В течение  года Семинар ­ практикум для воспитателей. Изучение литературы, сбор игр и упражнений для  разных возрастных игр, обобщение собственного  опыта. ­ Конспект занятия по методу ТРИЗ в  старшей группе на тему: «Четыре стихии». ­ Тема: «Поможем Машеньке собраться в  школу» (подготовительной к школе группе). ­ Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну»  ­ Театральный (подготовительной к школе  группе).  Мастер ­ класс Тема: «Применение методов  ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» 5. Анализ созданных педагогических условий для развития 2018 ­ 2019 учебный год Сентябрь ­  Май День открытых дверей. Апрель Семинар ­ практикум для воспитателей. Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. 1. Прогнозирование познавательной  активности и интереса детей, их  эмоциональное отношение к занятиям с  применением ТРИЗ. 2. Обобщение собственного опыта и  педагогической деятельности по теме Консультации для воспитателей: «Метод направленный на достижение  идеального результата» (ТРИЗ). Сентябрь –  Май Сентябрь ­  Май Занятия, игры, беседы, наблюдения.  Диагностическая карта достижений ребёнка. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану  самообразования с сентября по май. Апрель ­ Май Повысить образовательный уровень  компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей. Консультации для родителей на тему: ­ « ТРИЗ в детском саду и дома». ­ «В помощь родителям развивающие игры  ТРИЗ» Опыт работы по методу ТРИЗ Январь ­ Май Повысить образовательный уровень  компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. ООД «Познание», Ознакомление с окружающим на  тему: «Огонь ­ друг, огонь ­ враг», с использованием  элементов ТРИЗа. 16

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ

ТРИЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2018