«Триз-технологии – как средство развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Компьютерная анимация»- Студия "Дебют"
Оценка 4.6

«Триз-технологии – как средство развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Компьютерная анимация»- Студия "Дебют"

Оценка 4.6
docx
12.12.2023
«Триз-технологии – как средство развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы  «Компьютерная анимация»- Студия "Дебют"
Триз-технологии.docx

«Триз-технологии – как средство развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Компьютерная анимация»

 

Воспитание детей  с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость, так как у детей  снизился творческий потенциал, возникли затруднения в восприятии нестандартных решений

          Поэтому актуальность опыта состоит в том,  что в раннем  возрасте выявить признаки одаренности ребенка (творческой личности, которая  способна  самостоятельно делать выбор, ставить цели и их реализовывать, выходить  за рамки стандартных  требований, уметь анализировать и оценивать свою деятельность).  Возрастает объем информации, перегрузка содержанием  ведет к снижению активности учащихся.  Именно деятельность педагога, должна быть четко направленна, на успешную реализации способностей ребенка.  

          Одним  из решений  этой проблемы является  применение ТРИЗ- технологий, которые направленны на обучение учащихся способам творческой деятельности, которые сформируют  познавательные силы ребенка (внимание, восприятие, мышление, память, воображение).

 ТРИЗ на сегодняшний день является серьезной  дисциплиной со своим научным аппаратом, структурой, специфичными алгоритмами и законами. Она соответствует всем требованиям ФГОС НОО второго поколения.

           Поэтому необходимо развивать творческие способности учащихся, используя методы ТРИЗ на занятия в системе дополнительного образования, а именно на занятиях по программе «Компьютерная анимация».

Уже большое количество лет основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Но содержание педагогики XXI века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века.

С каждым годом количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возростает. И ответственность за решение новых задач также растёт вверх. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой подготовке Решателей. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…

Подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Определим эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня детей? ЗУНы, "знания - умения - навыки", со времен Я. А. Коменского (XVII век) функционируют до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция.

Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Это определение довольно четко отражает сущность психологической инерции, хотя и не охватывает всего ее многообразия

Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий, психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс. Преодолеть барьеры психологической инерции на пути к творчеству помогает теория решения изобретательских задач – действенная практическая методика, которая управляет процессом мышления, предохраняя от ошибок и заставляя совершать необычные (талантливые) мыслительные операции, т. е. это технология мышления. ТРИЗ базируется на объективных законах развития технических систем. Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.

В основе ТРИЗ - педагогики лежат методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции, развить творческое воображение, решать проблемы методами, основанными на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач Воспитательная система построена на теории развития творческой личности. Поэтому у детей развивают, в первую очередь: диалектическое мышление; дивергентное мышление;

творческое воображение; познавательную активность.

В своей работе я использую приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Вот некоторые из них:

1. «Мозговой штурм» - наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей. Суть метода – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Метод активизирует ассоциативные способности человека. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

2. Суть метода синектики состоит в овладении синекторами четырьмя видами аналогий:

• Прямая аналогия предполагает поиск решений в различных отраслях техники, биологии, зоологии, микромире.

• Личностная (субъективная) аналогия, или эмпатия. Синектор отождествляет себя с техническим объектом и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта.

• Символическая аналогия. Это метафоры и сравнения, основанные на парадоксальном сочетании противоположных по смыслу понятий.

•.Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы

3. Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Эти и другие методы на примере объединения «Мир компьютерной анимации» используются для решения учебных задач. При освоении технологий конструирования робототехнических систем зачастую возникают реальные технические противоречия, которые необходимо преодолеть. Так, например, с использованием метода мозгового штурма, решалась проблема: в наличии имелся один двигатель, а по условиям задачи необходимо было выполнять два различных движения.

При использовании методов ТРИЗ - технологии у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Внедрение в образовательный процесс принципов ТРИЗ-педагогики у нас, к сожалению, не носит массового характера. В школах идёт плановый учебный процесс, а административный аппарат пока не склонен к резким переменам. На этом фоне дополнительное образование имеет больше возможностей для внедрения методов ТРИЗ–педагогики в процесс обучения.

В принципе, идеи и методы ТРИЗ-педагогики применимы ко всем направлениям дополнительного образования, но мне более близким является техническое, поэтому в дальнейшем идеи и предложения будут касаться в основном, этого направления.

А идеи просты и сводятся к следующему:

Во-первых, Есть идея проработки полной многолетней программы обучения с использованием методов ТРИЗ-педагогики, которая позволила бы разделить весь процесс обучения по принципу соответствия сложности-возрасту. То есть последовательное обучение от простейшего к сложному (конструктор «LEGO» - «LEGO – WeDo» – «Scratch» – Роботы «Lego Mindstorms» - «Arduino»). Охват такой программой, - от детского сада и до старших классов!

Применение ТРИЗ-технологий даёт свои результаты. Учащиеся объединения Студия «Дебют» МАОУДО "ДДЮТ" Г. Чебоксары принимают участие в соревнованиях городского, республиканского и межрегионального уровня и занимают призовые места. Но работа объединения «Компьютерная анимация» не ограничивается обучением и участием в фестивалях и мероприятиях своей направленности, мы участвуем в смежных номинациях. Всё это дает отличные результаты: ребята становятся призерами и лауреатами различных видео-конкурсов и фестивалей.


 

Триз-технологии – как средство развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Компьютерная анимация»

Триз-технологии – как средство развития творческих способностей учащихся при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Компьютерная анимация»

Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность

Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность

Суть метода синектики состоит в овладении синекторами четырьмя видами аналогий: •

Суть метода синектики состоит в овладении синекторами четырьмя видами аналогий: •

Применение ТРИЗ-технологий даёт свои результаты

Применение ТРИЗ-технологий даёт свои результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023